Анализ предметной области и постановка задачи


СУБД «СКЛАД»

Анализ предметной области и постановка задачи

Назначение системы

Разработка информационной системы для склада обусловлена необходимостью автоматизации складского учета. Сформулируем требования к проекту информационной системы СКЛАД.

Информационная система СКЛАД предназначена для ввода, хранения и обработки данных о товарах, поступающих и хранящихся на складе.

Описание предметной области

Склад предназначен для хранения товаров определенных типов.

- Необходимо хранить характеристики категорий товаров и их наименования.

- Для каждого наименования товара следует знать размер минимального запаса, определенного для этого вида товара.

- В случае уменьшения количества товара и достижения величины минимального запаса необходимо формировать заказ поставщикам товаров на поставку определенного количества партий товара.

- Для каждой партии товара необходимо записать дату поставки, стоимость поставки, количество единиц товара в партии.

- Информационная система должна включать сведения о типе (категории) товара, наименовании товара, номерах партий поставляемого товара.

- Необходимо хранить сведения о поставщиках каждой партии товара: его реквизиты и телефон для связи.

Партии товаров поступают на склад в стандартных упаковках, под размеры которых сконструированы полки склада.

- Сведения о полках, имеющихся на складе, должны включать номер полки, объем полки или количество партий, которые можно разместить на полке, наличие занятых / свободных мест на полке.

Склад предполагает не только хранение поступивших товаров, но и возможность оптовой продажи этих товаров покупателям.

- Необходимо хранить сведения о покупателях: их реквизиты и телефоны для связи.

 

Следует предусмотреть оформление заказа на покупку партий товаров с указанием цены продажи каждой партии, количества партий, условий оплаты (формы оплаты и наличие оплаты), дату заказа.

Ведение складского учета требует проведения периодических проверок:

- Отчетов о списках заказов;

- Отчётов о позициях заказов и покупателях.

 

2.Проектирование информационной системы

Выбор информационной модели и программного средства ее представления

  • Проектирование информационной системы, основанной на реляционной базе данных, будет выполнено средствами модели данных «сущность-связь».
  • Модель «сущность-связь» (Entity Relationship – ER-модель) является визуальным средством представления объектов рассматриваемой предметной области, их характеристик (реквизитов) и отношений между объектами.
  • Для создания модели будет использоваться Microsoft Word.

Идентификация объектов предметной области и отношений между ними.

Основными информационными объектами системы СКЛАД являются:

покупатель, заказ, товар, поставщик, полка. Между ними можно установить следующие логические отношения:

- «покупатель» «должен» «заказать» один или более «заказ».

- «заказ» «должен» «быть заказан» «один и только один» «покупатель».

- «товар» «может быть» «заказан» «в одном или более» «заказов».

- «заказ» «должен» «состоять» «из одного или более» «товаров».

- на «полке» «может» «храниться» «один или более» «товаров».

- «товар» «должен» «храниться» «на одной или нескольких» «полках».

- «поставщик» «должен» «поставлять» «один или более» «товаров».

- «товар» «должен быть» «поставлен» «одним или более» «поставщиком».

Идентифицированные объекты представлены в виде сущностей и атрибутов в модели. Отношения между объектами реализованы в виде логических отношений сущностей (рис.1).

Создание модели «сущность-связь»

Для информационных объектов, идентифицированных в рамках рассматриваемой предметной области Склад, с помощью Microsoft Word создана модель «сущность-связь» (рис.1).

Рис.1. Модель «сущность-связь» для предметной области Склад

Нормализация модели данных

Модель «сущность-связь», представленная на рис.1 не находится в первой нормальной форме, так как в сущностях Покупатель, Товар и Заказ имеются множественные и повторяющиеся атрибуты, которые представляют собой упущенные в модели сущности.

На рис.2 показан результат приведения к 1НФ сущности Покупатель. Атрибут Тип_покупателя выделен в отдельную сущность и исключен из сущности Покупатель, как повторяющийся атрибут.

На рис. 2 также показан результат приведения к 1НФ сущности Товар. Группа множественных атрибутов Дата_поставки, Количество, Наличие, Цена_поставки являются упущенной сущностью Партия_товара, поэтому они были удалены из сущности Товар и вынесены в отдельную сущность Партия_товара. Установлена логическая связь между новой сущностью Партия_товара и сущностью Поставщик.

Повторяющийся атрибут Тип_товара вынесен из сущности ТОВАР в отдельную сущность.

Также на рис.2 показан результат приведения к 1НФ сущности Заказ. Повторяющийся атрибут Форма_оплаты вынесен в отдельную сущность и исключен из сущности Заказ. Группа множественных атрибутов Наименование_товара, Количество, Цена_реализации вынесена в отдельную сущность Пункт_заказа и исключена из сущности Заказ.

При установлении логических связей новой сущности Пункт_заказа с сущностью Товар из сущности Пункт_заказа устранена дублирующая информация о товаре. Для однозначной идентификации экземпляров сущности Пункт_заказа недостаточно собственного ключевого атрибута Номер_позиции, а, следовательно, связи с сущностями Заказ и Товар следует сделать ключевыми.

Окончательный результат приведения к 1НФ всей модели показан на рис. 2. Между сущностями Полка и Тип_товара установлена логическая связь, которая следует из анализа предметной области: полки спроектированы под определенные типы товаров, то есть полка характеризуется типом товара, который может быть на ней размещен

Рис.2. Приведенная к 1НФ модель Склад

Приведение ко 2НФ предполагает вынесение атрибутов, которые не удовлетворяют требованиям функционально полной зависимости от уникального идентификатора сущности, являющегося составным ключом. В модели нет сущностей, имеющих составные идентификаторы, таким образом, модель находится во 2НФ.

Приведение к 3НФ состоит в исключении транзитивных зависимостей атрибутов от атрибутов, не являющихся частью ключа.

В модели нет сущностей, имеющих транзитивные зависимости атрибутов от атрибутов, не являющихся частью ключа, таким образом, модель находится в 3НФ.

В результате выполнения нормализации в модели были выявлены упущенные сущности, связи, устранена избыточность хранения данных. Нахождение модели в 3НФ гарантирует сведение к минимуму аномалий при добавлении, удалении, изменении данных.

АРМ Товары

Объекты, составляющие АРМ Товары, инициируются с помощью командных кнопок вкладки Товары из меню пользователя (рис.8).

Рис.8. Меню пользователя: вкладка Товары

Для решения задачи приема партий товаров от поставщика и размещение их на полках склада была разработана форма Партия товара, которая открывается командной кнопкой Данные о партиях товара.

Эта форма позволяет выполнять следующие операции:

-Выбирать тип товара из списка;

-Открывать формы Полка, Поставщик

-С помощью запроса узнавать о данных товаров для экспорта, о запасах товара.

АРМ Поставщик

Для реализации заказов поставщику в главном меню пользователя имеется вкладка Поставщик (рис.9), которая содержит инструкции и командные кнопки для выполнения заказов поставщикам.

Рис.9. Меню пользователя: вкладка Поставщики

АРМ Покупатели

Для получения информации о поставщиках, а также об отчётах имеется вкладка Покупатели (рис.10).

Рис.10. Меню пользователя: вкладка Покупатели

Рассмотрим более подробно АРМ Заказ, структура остальных АРМ аналогична.

АРМ Заказ

Объекты, составляющие АРМ Заказ, инициируются с помощью командных кнопок вкладки Заказ из меню пользователя (рис.11).

Рис.11. Меню пользователя: вкладка Заказы

 

Для решения задачи оформления заказов покупателям была разработана форма Заказ (рис. 12), которая открывается с помощью командной кнопки Заказ товаров.

Рис.12. Меню пользователя: вкладка Заказы

Форма Заказ позволяет выполнять следующие операции:

1. Ввод нового заказа; выбор покупателя из имеющегося списка покупателей или с помощью командной кнопки “Открыть форму Покупатель” выполнение перехода в форму Покупатель для ввода нового покупателя (рис.13), где можно открыть форму Тип Покупателя или обновить данные с помощью кнопки Обновить.

Рис.13. Форма Покупатель

2. Выбор формы оплаты заказа с помощью переключателя.

3. Формирование позиций заказа путем выбора имеющихся на складе товаров из списка.

4. Найти свободные места на полках, вычислить прибыль по видам товаров.

5. Автоматическое вычисление стоимости заказа и цены реализации – командная кнопка Стоимость заказа и Установить цену реализации соответственно (запрос на обновление) (рис.14)

Рис.14. Запрос для вычисления цены реализации

6. Запись данных о проданных партиях товаров в архивную таблицу Проданные партии товаров – командная кнопка В архив проданное.

7. Автоматическое удаление сведений о проданных партиях товаров со склада – командная кнопка Удаление записей о проданных партиях.

8. Удаление заказа из базы данных.

В структуре составной формы Заказ имеются следующие формы:

- основная форма Заказ;

- подчиненная форма Пункт_заказа;

- подчиненная форма Стоимость_заказа, реализованная на основе запроса Стоимость_заказа (рис.15)

  • Рис.15. Запрос для вычисления стоимости всего заказа

Для удаления текущего заказа из базы данных создан запрос на удаление (рис.16) и макрос для выполнения запроса (рис.17).

Рис.16. Запрос на удаление

 

Рис.17. Макрос для инициализации выполнения запроса на удаление

Для добавления записей о проданных партиях товаров в архивную таблицу создан запрос на добавление (рис.18).

Рис.18. Запрос на добавление данных в архивную таблицу

Отчёты в базе данных также предоставлены для получения необходимой информации. Примером является отчёт Список заказов и покупателей (рис.19)

Рис.19. Отчёт о списках заказов

Для запуска Меню пользователя создан макрос autoexec (рис.20), позволяющий автоматически открывать главное меню пользователя, сворачивать окно базы данных при открытии файла базы данных.

Рис.20. Макрос autoexec

 

 

Вывод

- Все требования по хранению информационных объектов и их реквизитов, описанных в разделе анализа предметной области, выполнены.

- Все требования по управлению данными (добавление, редактирование, удаление, вычисление), описанные в разделе анализа и постановки задачи, выполнены.

- Выполнена автоматизация задач пользователя системы: оформление заказа покупателю, прием партий товаров на склад, формирование отчетности.

Таким образом, можно считать, что, если бы данная база использовалась в складе, она смогла бы упростить работу менеджеров слада, дала возможность надежного хранения информации, быстрого поиска нужных данных.

 

Оглавление

1Анализ предметной области и постановка задачи. 2

1.1. Назначение системы.. 2

1.2. Описание предметной области. 2

2.Проектирование информационной системы.. 2

2.1. Выбор информационной модели и программного средства ее представления. 2

2.2. Идентификация объектов предметной области и отношений между ними. 2

2.3. Создание модели «сущность-связь». 3

2.4. Нормализация модели данных. 3

2.5. Устранение связей «многие-ко-многим». 4

3.Разработка информационной системы.. 5

3.1. Разработка физической модели базы данных. 5

3.2. Обоснование выбора СУБД для реализации базы данных. 7

3.3. Реализация базы данных средствами выбранной СУБД.. 7

3.4. Создание интерфейса пользователя для автоматизированных рабочих мест. 8

АРМ Товары.. 9

АРМ Поставщик. 9

АРМ Покупатели. 10

АРМ Заказ. 10

Вывод. 14

 

 


 

 
 

СУБД «СКЛАД»

Анализ предметной области и постановка задачи

Назначение системы

Разработка информационной системы для склада обусловлена необходимостью автоматизации складского учета. Сформулируем требования к проекту информационной системы СКЛАД.

Информационная система СКЛАД предназначена для ввода, хранения и обработки данных о товарах, поступающих и хранящихся на складе.

Описание предметной области

Склад предназначен для хранения товаров определенных типов.

- Необходимо хранить характеристики категорий товаров и их наименования.

- Для каждого наименования товара следует знать размер минимального запаса, определенного для этого вида товара.

- В случае уменьшения количества товара и достижения величины минимального запаса необходимо формировать заказ поставщикам товаров на поставку определенного количества партий товара.

- Для каждой партии товара необходимо записать дату поставки, стоимость поставки, количество единиц товара в партии.

- Информационная система должна включать сведения о типе (категории) товара, наименовании товара, номерах партий поставляемого товара.

- Необходимо хранить сведения о поставщиках каждой партии товара: его реквизиты и телефон для связи.

Партии товаров поступают на склад в стандартных упаковках, под размеры которых сконструированы полки склада.

- Сведения о полках, имеющихся на складе, должны включать номер полки, объем полки или количество партий, которые можно разместить на полке, наличие занятых / свободных мест на полке.

Склад предполагает не только хранение поступивших товаров, но и возможность оптовой продажи этих товаров покупателям.

- Необходимо хранить сведения о покупателях: их реквизиты и телефоны для связи.

 

Следует предусмотреть оформление заказа на покупку партий товаров с указанием цены продажи каждой партии, количества партий, условий оплаты (формы оплаты и наличие оплаты), дату заказа.

Ведение складского учета требует проведения периодических проверок:

- Отчетов о списках заказов;

- Отчётов о позициях заказов и покупателях.

 

2.Проектирование информационной системы









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь