Эксперименты по исследованию давления и исключения Из группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперименты по исследованию давления и исключения Из группы.



Давление способствует конформизму, т.е. согласию членов с целями группы и со способами их достижения. Были проведены два эксперимента по исследованию давления и исключения из группы. В первом эксперименте восемь человек намеренно называют белое чёрным, а девятый должен высказать своё мнение о цвете объекта. Третья часть «девяток» назвала чёрное белым, показав высокую степень конформизма. Другие «девятки» или «диссиденты» (инакомыслящие) упорно настаивали на своём и называли чёрное чёрным. Третья часть «девяток» вела себя неуверенно, эти люди, выкатив глаза от удивления, крутили головой по сторонам и не знали, что нужно говорить. Согласно нашим наблюдениям, самая высокая степень конформизма, вплоть до способности унижаться, характерна для такого типа личности, как психолог. Прирождённым «диссидентом» является теоретик, поэтому ему очень трудно живётся в коллективе. Спикер тоже способен отстаивать свою точку зрения, потому что является потенциальным лидером, что противоположно стремлению к конформизму. Достаточно высокая степень конформизма характерна и для техников, который показывает готовность подчиняться, но без унижения. Именно техник в эксперименте ведёт себя неуверенно.

Исключение из группы вызывает понижение чувства собственного достоинства. Джон Митчелл провёл второй эксперимент по принципу игры «Последний герой». Он предложил каждому из шести человек сделать выбор той кандидатуры, кого из них следует выбросить за борт, когда они все окажутся на спасательной шлюпке посреди океана, а провизии хватит только на пять человек. Замечено, что в результате этого эксперимента у исключённого из группы даже размер букв в подписи уменьшается.

Некоторые результаты эмпирического исследования малых групп.

Т. М. Миллз считает, что каждый человек в среднем является членом пяти-шести групп одновременно. Ф.М. Трэшер показал, что преступные клики готовят своих членов к совершению преступлений, воспитывают в них верность клике и защищают их от санкций государства. Э. Мэйо показал, что высокая сплочённость бригады рабочих приводит к повышению выпуска продукции. Рабочих, которые работают слишком быстро, называют выскочками. Это было выяснено в эксперименте на заводе Хоторна в Чикаго (1927-1932 гг.). Остракизм – это крайняя санкция группы, выражающаяся в отказе разговаривать, в преследовании и т.д. Бригада ожидает, что их товарищ не будет работать ни слишком быстро, ни слишком медленно. Любое нарушение этих норм наказывается высмеиванием и даже остракизмом.

Конфликт школьных клик.

На основании многолетних социометрических исследований в школе, нами были сделаны следующие выводы и рекомендации, которые позволяют помочь учителю при поддержании дисциплины и порядка на уроке, научить строить успешную карьеру.

Клика (от французского «шайка», «банда») – это малая группа соратников, тесно сплочённых между собой ради достижения неблаговидных целей любой ценой. Эта борьба клик идёт в любой бюрократической организации – в системе исполнительной власти, в армии, в церкви, в частной фирме, в советской номенклатуре. Нельзя запретить эту борьбу клик, т.к. она всегда идёт нелегально. Состав малых групп внутри школьного класса или педколлектива незаметен для новичка, но этот состав имеет огромное значение в жизни школы. Закулисные склоки и сплетни способны отравить жизнь этого новичка. Целью борьбы клик является борьба за власть и влияние. Средством для достижения этой цели в школе служит срыв урока, давление по отношению к противникам из других шаек и т.д. Успешный срыв урока показывает, что власть неформального лидера больше власти преподавателя. С другой стороны, клики преподавателей ведут между собой соперничество за власть и ключевые посты в учебной организации. Члены проигравшей клики преподавателей теряют в размере нагрузки и оплаты, а затем и место работы. Объединение в клики позволяет людям более успешно делать карьеру в рамках вертикальной мобильности, поэтому одиночка не способен иметь успех в административной карьере, эта проблема особенно актуальна для такого типа личности, как теоретик. Борьба за власть является главной целью бюрократических клик, а вспомогательной целью является получение удовольствия от общения и совместного отдыха. Главная преподавательская клика формируется вокруг директора. Иногда возникает соперничество между кликами за влияние на директора. Социолог может визуально выявить состав преподавательских клик не только с помощью социометрического исследования, но и косвенно по частоте их встреч во время перемен и близости мест при рассаживании во время педсоветов и вечеров отдыха. Борьба преподавательских клик в школе иногда достигает большого накала. Это положение усугубляется часто из-за отсутствия мужчин в составе педколлектива, т.к. женщины по своей природе являются более искусными при распускании сплетен и при разыгрывании сцен унижения противника.

Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. С другой стороны, безынициативность и пассивность учащихся на уроке свидетельствует об отсутствии интереса к изучаемому предмету, что тоже приводит к плохим знаниям. Поэтому преподаватель должен стремиться к «золотой середине» и поддерживать оптимальный уровень «шума» во время урока. Преподаватель может косвенно получить информацию об уровне интереса к своей лекции через обратную связь со слушателями в форме диалога, по большому количеству реплик и встречных вопросов. При этом следует пресекать все попытки учащихся увести диалог в сторону от изучаемой темы, затеять пустую болтовню и галдёж под шумок вопросов к лектору. Такое поведение учащихся является одним из приёмов срыва урока. Хороший способ контроля над поведением учащегося – это наблюдение за тем пишет он конспект лекции или нет. Если неопытный преподаватель видит класс в форме безликой враждебной массы, то интуиция опытного преподавателя позволяет ему видеть персоны лидеров и примерный состав групп без всяких социометрических исследований. Члены одной клики школьников стараются садиться за парты в непосредственной близости друг от друга и подальше от врагов. Поэтому самое серьёзное наказание для лидера состоит в том, чтобы пересадить его подальше от группы, например, на первую парту или в стан его врагов. Это означает «обезглавить» группу, после чего она некоторое время находится в состоянии растерянности. Попытка наказать их лидера встречает дружное сопротивление его группы и одобрение враждебной им группы, т.к. наказанный лидер – это и их злейший враг. Таким образом, преподаватель получает возможность играть на противоречиях внутри класса в процессе наведения порядка. Размах протестов и сопротивления группы зависит от размеров этой группы. Если наказанный лидер продолжает обострять конфликт против преподавателя, то его нужно вызвать на индивидуальную беседу после уроков, где он лишён поддержки своей группы и ведёт себя гораздо скромнее. Но всё-таки лучший способ поддержания дисциплины – это интересная лекция, т.к. тогда цели преподавателя и большинства клик полностью совпадают. Редко, но бывает, что в классе существует только одна большая группировка во главе с очень влиятельным лидером и вне её несколько униженных учеников. Преподавателю становится очень сложно наказать такого лидера, потому что подобная попытка превращается в войну против всего класса. В таком случае неопытные преподаватели пытаются ставить всем ученикам в классе за урок неудовлетворительные отметки. Этот приём является совершенно неэффективным. Поставить неудовлетворительную отметку всем – это означает не поставить её никому. Учащихся нужно отсортировать, одному – неудовлетворительную отметку, другому – отличную отметку. В случае бунта следует наказывать только лидеров и наглецов, которые входят в восставшую группу, а членам других групп, которые не участвовали в бунте, сделать поблажки. Кстати, лидер бунтующей группы часто стремится спрятаться за спины послушных исполнителей и уйти от ответственности. Но этого лидера можно легко выявить с помощью социометрического теста. После завершения конфликта и показательных санкций следует попробовать договориться с лидером бунтовавшей группы об условиях перемирия и даже пойти с ним на компромисс. В отношениях с лидером нужно чередовать «кнут и пряник». Без наказаний неформальный лидер воспринимает любую награду как слабость преподавателя. Неформальных лидеров следует уважать за их способности и влияние, они часто являются ключевыми фигурами в классе. Следует помнить, что пустые предупреждения и угрозы без показательных санкций на подчинённых не действуют. Если преподаватель много грозит, но не решается применить реальные наказания, то школьный, класс делает вывод, что у преподавателя наступил паралич воли.

Лидер имеет обычно сангвинический темперамент. Холерик не способен стать лидером из-за излишней конфликтности, даже с друзьями, флегматик – из-за ригидности, т.е. из-за неспособности приспособиться к новым людям или к новой обстановке окружающей среды, меланхолик – из-за излишней ранимости и слабости в конфликтах. Именно меланхолик часто оказывается третируемым и отверженным. Больше всего сил преподаватель тратит на борьбу с холериками, ибо они имеют склонность быть зачинщиками всяческих бессмысленных конфликтов и ссор из-за своей прирождённой эксцентричности. Именно их выбирает неформальный лидер на роль исполнителя срыва урока и именно им лидер даёт команду «фас».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.004 с.)