Билет 5. М. Вебер о протестантской этике и духе капитализма.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 5. М. Вебер о протестантской этике и духе капитализма..



Сущность кардинальной перестройки механизма религиозного контроля, совершённой Кальвиным.

В Средние века римский папа и католическая церковь приобрела громадную, даже чрезмерную власть в Западной Европе. Римский папа боролся за верховную власть с императором Священной Римской империи, которая объединяла, в основном, германские княжества. Почти каждый новый император был вынужден в начале своего правления устраивать поход на Рим с целью заставить римского папу его короновать в том случае, если римский папа не хочет этого делать добровольно.

Средствами борьбы римского папы против императоров было:

· Отлучение императора от церкви.

· Разрешение римского папы вассалам императора не соблюдать клятву верности императору, после чего они часто предавали императора и переходили на сторону римского папы.

· Наложение интердикта на виновную территорию, то есть запрета проводить религиозные обряды – отпевать усопших и проводить крещение младенцев, без которого эти покойники и младенцы по мнению людей того времени, должны были прямиком попасть в ад.

Римский папа в средние века в Западной Европе был, фактически, единственным центром власти в условиях феодальной раздробленности и слабости королевской власти. Но всё-таки, римский папа эту борьбу со светскими владыками, в конце концов проиграл, в результате католическая церковь в значительной степени потеряла свою светскую власть и значение. Французский король захватил Рим и взял в плен римского папу, увёз его из Рима и заставил жить в городе Авиньон. Когда римский папа вернулся из Авиньонского плена, он лишился значительной части своей власти в Западной Европе.

В Средние века римский папа получал огромные доходы со всех католических стран Западной Европы. Огромный поток золота стекался со всей Западной Европы в Италию. Римский папа и кардиналы жили в роскоши, проводили время на пирах и охоте, такой образ жизни стал позором для католической церкви.

Эти доходы римского папы складывались из нескольких источников:

· Церковная десятина, как налог в пользу церкви.

· Доходы от владения монастырской землёй и монастырскими крестьянами.

· Доходы от добровольных пожертвований в пользу церкви.

· Плата за обряды – крещение младенцев, отпевание усопших, венчание новобрачных и так далее.

· Даже этих денег римскому папе было недостаточно, и он приказал продавать по всей Европе индульгенции – грамоты о прощении грехов.

Продажа индульгенций стала последней каплей, переполнившей чашу терпения верующих. К тому же, в Западной Европе появился слой людей, которые умели считать свои деньги – слой предпринимателей. Они устроили религиозную революцию – Реформацию, в результате которой страны Северной Европы стали протестантскими и перестали платить деньги римскому папе. Первыми протестантскими пророками стали Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Сущность этой протестантской революции отразил немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», которую он написал в 1904-1905 гг. Исследователи его научного творчества часто утверждают, что он в своей книге хотел опровергнуть исторический материализм Карла Маркса. Маркс считал религию надстройкой, а экономику – базисом, при этом базис определяет надстройку, например, якобы, капиталистическая экономика порождает и заставляет религию оправдывать капиталистическую эксплуатацию именем Бога. В противоположность этому, Вебер считал, что протестантская этика и религия породили капитализм. Эта религия призывала упорно трудиться, копить деньги и пускать их в оборот, чтобы получать новые деньги. Протестантская религия создана для воспитания предпринимателей. Раньше католики считали, что в рай попадают нищие и страдальцы. Кальвин придумал миф о предопределении, сущность которого состоит в следующем. Протестанты считали, что в рай попадают только избранные богом, избранные заранее, от рождения. Человек не знает заранее свою судьбу, своё предназначение – попасть в рай или в ад, но он может догадаться. Для этого человеку следует заняться бизнесом. Если в результате предпринимательской деятельности он разбогател, то это означает, что он избран Богом и Бог ему помогает уже при жизни, помогает в бизнесе. Если человек в результате предпринимательской деятельности стал нищим банкротом, то это означает, что Бог заранее отправил его в ад и наказывает ещё при земной жизни. Протестант зарабатывает деньги не для того, чтобы тратить их и наслаждаться жизнью – купить хороший дом, яхту и автомобиль, а для того, чтобы заработать на пропуск в рай. Неслучайно, что жители Азии воспринимали предпринимателей-протестантов как странных эксцентричных людей, у которых жизненный центр расположен не в животе, как у азиатов, а в голове. Так азиаты объясняли активность и предприимчивость протестантов, которые зарабатывали огромные деньги, но не хотели их тратить на наслаждение жизнью.

Вот заповеди из кодекса строителя капитализма, которые проповедовали Бенджамин Франклин и Фердинанд Кюрнбергер:

· Время – это деньги.

· Деньги по природе своей плодоносны, деньги рождают новые деньги.

· Из скота добывают сало, а из людей – деньги.

· Тому, кто аккуратно платит долги, открыт кошелёк других людей.

· Стук твоего молотка внушает спокойствие твоим кредиторам.

С точки зрения Кальвина, капитализм мог появиться только в Западной Европе, где протестантская религия целенаправленно воспитывала стремление к наживе. Появлению капитализма в Китае мешала любовь китайцев к традициям, в Индии мешал кастовый строй, несовместимый со свободным трудом и миф о переселении душ, делавший бессмысленным стремление к наживе. Кальвин несколько перестроил, но не разрушил механизм религиозного контроля. Он оставил в неприкосновенности первые два элемента этого механизма – миф о загробном воздаянии и монотеизм, но он сильно изменил культ – отменил иконы, распятия, кресты, фрески, дорогие одежды священников и так далее – с целью сделать церковь «дешёвой», убрать золото и серебро из системы культа – золотые оклады икон, золотые кресты, золотые одежды священников. Протестанты (гугеноты) во время религиозной войны с католиками во Франции врывались в католические храмы и рубили иконы топорами. Кальвин разрушил иерархическую пирамиду внутри клира, священников перестали назначать сверху, их стала выбирать община из своей среды. Библию перевели с непонятного для многих латинского языка на национальные языки – немецкий, английский, французский и так далее. Поэтому простые верующие получили возможность сами ежедневно читать Библию и заниматься самовоспитанием. Раньше только священник имел право спасти верующих от греха, теперь они сами получили возможность себя спасать. Монастыри были закрыты, так как Кальвин считал монахов тунеядцами, обречёнными попасть в ад. Таким образом, численность священников была кардинально сокращена, это позволило сильно сократить расходы на их содержание, чтобы сделать церковь ещё дешевле. Кальвин отменил исповедь и перешёл от контроля над верующими со стороны священника к более эффективному контролю со стороны общины за каждым своим членом. Протестантские общины стали напоминать первые общины христиан в начале первого тысячелетия. Кальвин даже запретил в Женеве развлечения, дорогую одежду и даже развлечения, чтобы это не мешало протестанту заниматься своим главным делом – молиться и работать. Положительное значения протестантской религии состоит в том, что протестантские страны Северной Европы - Англия, Голландия, Швейцария, Швеция, северная Германия, а позднее США - стали богатыми странами, а католические страны Южной Европы – Испания, Португалия и Италия - стали бедными. Вывод: протестантская религия является самой передовой и полезной в эпоху капитализма.

Билет 6. Социология революции Питирима Сорокина.

Мирные реформы и социальные революции

Определения.

Существуют два способа развития социальной структуры – мирная реформа и социальная революция.

Мирная реформа (от латинского reformo – преобразовываю) – это такой способ развития социальной структуры, при котором нововведения проводятся сверху, со стороны правительства, мирным путём.

Социальная революция (от латинского revolution - поворот, изменение) – это такой способ изменения социальной структуры, при котором нововведения проводятся часто снизу путём массовых беспорядков или вооружённого захвата власти.

Возможным следствием революции является возникновение гражданской войны и огромного количества жертв. Все реформаторы и революционеры обычно говорят о том, что являются сторонниками прогрессивного развития или наведения порядка, но результат реформы или революции может быть различным. Таким результатом может быть прогресс, регресс или отсутствие развития социальной структуры. В случае регресса или отсутствия развития можно говорить о провале реформы или революции. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России на деле привела к регрессу социальной структуры, к отмене великих социальных изобретений – рынка, экономического контроля, представительной демократии, к отмене капитализма и построению азиатской формации в России, а реформы Ельцина восстановили эти великие социальные изобретения и являются прогрессивными. Социологию революции создал П. Сорокин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.012 с.)