Кто хочет сократить свою жизнь?

Все хотят жить долго. Но, тем не менее, многие люди расходуют драгоценное время своей жизни на пустую болтовню. Час в день, растраченный зря, - это более 350 бесплодных часов в год. "Ни одна потеря не страшна так, как потеря времени" - гласит поговорка. Потерянные деньги можно найти или возместить - время пропадает навсегда. Тот, кто хранит свою речь от лашон-ара, сведет время, проведенное в никчемном разговоре, к минимуму, и освободит время, необходимое для изучения Торы и совершения достойных поступков.

Рецепт царя Давида

Некоторые считают: большинство людей неосторожны в своих речах, почему я должен отличаться от остальных? На это можно привести такую притчу. В одном городе, где разразилась эпидемия страшной болезни, не нашлось врача, который, изучив то заболевание, изобрел бы против него лекарство. Со временем люди привыкли к своим страданиям. Но вот появился в том городе врач, который знал средство от недуга. Он дал объявление, что может вылечить всех желающих, однако никто к нему не пришел. Лишь один человек, прочтя объявление, побежал к врачу. Его спросили люди: что заставляет тебя торопиться? Разве не все страдают в нашем городе, неужели тебе одному надо больше всех? На что он ответил: глупцы, моя жизнь зависит от этого врача, а я хочу жить, поэтому мне нет никакого дела, как остальные смотрят на свои страдания.

Если так обстоит дело с лекарством для тела, то что сказать о лекарстве для души? Царь Давид завещал нам рецепт вечной жизни. Он спросил (Теилим 34:13-14): "Кто жаждет жизни(хафец хаим),любит дни(т.е. хочет долго жить),чтобы увидеть хорошее?" И ответил:"Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана".

Кто откажется от этого рецепта? Кто не хочет долго жить?

Королевская охрана

Когда правитель назначает сторожа для охраны своих богатств, тот старается с честью выполнить важное задание. Не смыкает глаз ночью, прислушивается к каждому шороху, каждому подозрительному звуку, который раздается в ночи. И особенно он будет внимателен, если известно, что в прошлом уже несколько раз бандиты и воры покушались на сокровища и предпринимали попытки залезть в царскую казну.

То же самое можно сказать и о нас, которым Царь царей завещал охранять Свою сокровищницу. Стремление к злу пытается ослабить наше внимание, оно хочет нас обмануть: дескать, в прошлом вы уже неоднократно не справлялись со своей ролью, уступите и сейчас, дайте мне разорить доверенные вам богатства. Не будем ему уступать! Отстоим то, что дано нам для охраны, самое дорогое, что у нас есть - достойную речь.

Злословие о враче

Обдумайте следующую ситуацию: человек потерял дар речи и после тяжелых поисков нашел врача, который ему помог. Хватило бы у него наглости, чтобы использовать свою вновь обретенную речь на то, чтобы злословить о том враче? Конечно, нет. Так вот, Всевышний наделил нас способностью говорить. Давайте же не будем использовать эту способность против Его воли.



41. Немедленно прекрати!

Еврей, соблюдающий заповеди, сидит за столом и ест. Вдруг ему говорят, что пища, которую он ест, некашерна. В его глазах ужас. Он тут же выплевывает кусок, который до того мирно жевал... То же самое со злословием. Немедленно прекратите разговор, как только почувствовали, что ваш рот произносит запрещенные слова!

Всевышний помогает тому, кто помогает себе

Когда еврей читает молитву Шмоне-Эсре, он заканчивает ее словами: "Всевышний, огради мой язык от злословия" (Элокай, нецор лешони мэра). А теперь подумайте: если человек не прилагает никаких усилий для того, чтобы хранить свою речь, то как он может просить Всевышнего помочь ему?

Каждый способен

Некоторые люди считают, что обычный человек не в состоянии воздержаться от того, чтобы время от времени говорить и слушать лашон-ара. Поэтому они боятся, что любое усилие их воли быть осторожными окажется тщетным. А посему они прекращают любые попытки исправиться.

Это ошибка. Всевышний не требует от человека того, что выше его сил. И раз Он дал нам эту заповедь, значит, любой человек способен хранить свою речь, если искренне попытается это сделать.

44. Не следуйте дурным примерам

Даже если вы видите, что некоторые уважаемые люди неосторожны в своих высказываниях, не следуйте их примеру. И даже в таком случае постарайтесь оправдать их - допустив, что они не осознают, насколько серьезен грех лашон-ара.

Истинная любовь

Способность хранить свой язык от злословия зависит от степени нашей любви к ближнему, что является важнейшей заповедью. Если мы действительно любим кого-то, мы никогда не будем о нем злословить.

Чужая вина

Нередко злое начало, присутствующее в человеке, соблазняет его общаться с группой злословящих людей. Чтобы не поддаться соблазну, надо сказать себе: "Достаточно, если я буду нести ответственность за собственные грехи. Почему я должен страдать еще из-за других?"

Плохая речь - как плохой поступок

Необходимо знать, что заповеди, относящиеся к речи, по строгости и важности не уступают другим заповедям и запретам. Мудрецы сказали (трактат Арахин 15): "Грех речи страшней проступка". Вспомним, что Всевышний присудил евреев к 40 годам блуждания по пустыне, только когда они плохо отозвались о Святой земле (грех разведчиков, ходивших в Эрец Кенаан).

Кто должен молчать

Молчание полезно мудрецу. А тем более - глупому человеку. (Трактат Псахим 99)

Нет ничего лучше

Сказал рабби Шимон: "Всю свою жизнь я воспитывался среди мудрецов и понял, что ничего нет лучше молчания". (Трактат Авот)

Один рот

Когда создавался человек, были даны ему два глаза, два уха, две ноздри и только один рот. Почему один рот? Чтобы показать, насколько важно молчание. (См. Йерушалми Брахот)

Поддержать ближнего

Чем меньше мы говорим, тем лучше. Но если мы видим, что кто-то удручен и грустен, то большая заповедь - поднять его настроение, сердечно поговорив с ним.

Зачем учиться?

Человек может сделать вывод: "Зачем я буду усердно изучать сложные законы о лашон-ара? Лучше буду молчать, этого достаточно!"

Так считать - заблуждение. Очень часто человек обязан сообщить информацию, которая в других случаях будет считаться лашон-ара. Мы можем правильно действовать в любой ситуации, лишь хорошо ориентируясь в законах.

Учеба предотвращает ошибки

Необходимо изучать то, что говорили наши мудрецы о важности воздержания от лашон-ара. Но одного этого недостаточно. Даже если человек осознал всю серьезность греха злословия, он будет часто ошибаться, если плохо знает законы. Собственное разумение может оказать плохую услугу, ибо человек склонен оправдывать свои ошибки. Поэтому необходимо учиться!

Собрание драгоценностей

Есть такие, кто не хотят изучать законы лашон-ара, ссылаясь на то, что они все равно не смогут прожить без нарушения больше одного-двух дней. Здесь таится большая ошибка. Даже если изучение законов поможет нам воздержаться от злоязычия на очень короткий промежуток, их все же надо изучать. Приведем такую притчу. Человеку дали возможность взять в сокровищнице драгоценных камней все, что он может вынести за один час. Разве откажется он от такого предложения, сославшись на то, что все равно за час ему казны не унести?

Таким же должно быть наше отношение к своей речи, поскольку велика награда, которую мы получаем за каждую секунду воздержания в словах. Несколько часов в день - и однажды у нас накопится огромный клад. Да и изучение законов намного облегчает их выполнение.

Поступая так изо дня в день, мы привыкнем регулярно учиться и следить за своей речью.

Постоянное повторение

Большинство людей злословят, потому что не знают, что такое лашон-ара и как велико наказание за этот грех. Помочь им можно, только посоветовав изучать законы - со всеми частностями и тонкостями. Учить и постоянно повторять. Пока соблюдение этих законов не войдет у них в привычку.

Ежедневная учеба

Следует посвятить определенное количество времени каждый день, чтобы изучать законы лашон-ара и следить за своей речью.

Помоги другим и себе

Каждый еврей обязан распространять в нашем народе знание о серьезности нарушения законов, связанных с речью. Этим он влияет не только на других, но и на себя.

Поощрять ближних

Если кто-то раньше использовал свою речь, чтобы злословить и вводить в грех других, он может искупить свой грех тем, что отныне, кроме прочего, будет поощрять других к изучению Торы и соблюдению заповедей. Сказали мудрецы: "Чем согрешили праведники, тем и исправятся".

Привлечь внимание

Великую награду получит тот, кто помогает другим охранять свою речь. Многие люди неосторожны в словах, ибо небрежно изучали законы. Они с готовностью прислушаются к тому, кто обратит их внимание на пути и средства выполнения заповедей о языке.

60. Прежде смотри за собой!

Если кто-то произносит лашон-ара, он не имеет права упрекнуть другого за этот грех. И наоборот, если он следит за своей речью, он может помочь другим делать то же самое.

61. Не место отчаянью!

Если вам, несмотря на старание, долгое время не удавалось правильным образом управлять своей речью, не опускайте руки. Признайте ошибки и попробуйте еще раз.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь