Художественный мир и целостность художественного текста.

 

Худ. мир неисчерпаем, иначе бы искусство быстро устаревало. Мир худ. произведения и мир реальный не равны друг-другу. Произведение искусства есть преображение мира, попытка пересоздать его и подчинить новым законам, изменение реальной жизни. Св-во преображения ис-ва заключено в самой сущности ис-ва. Мир естественный и мир реальный - разные вещи. Все зависит от того, какую задачу поставил перед собой автор. Худ.мир может быть похожим на реальный во всех подробностях или непохожим вообще. Важная задача - определить реальность мира произведения. Законы, по которым живут герои, выдуманы автором. Сложно найти границу между миром худ. и реальным. Хар-ка худ. мира по Ю.М.Лотману: 1) выраженность - текст зафиксирован в знаках языка. Текст должен быть проявлен, должен существовать. Не должно быть смешений, перемещений (как опера и роман "Евгений Онегин"). 2) отграниченность текста - всегда есть очевидная граница (зрительный зал и сцена, актеры за рампой), ограничение предмета искусства от предмета бытового).3) структурность, внутренняя организация текста - в тексте действуют свои законы (в худ.мире может быть обратное развитие времени, возвращение во времени назад). Могут быть общие худ.миры, объединяющие крупные произведения. Мир группы произведений - циклы (циклы стихов Блока, романтический период в творчестве А.С.Пушкина). Внутри тв-ва отдельного художника существуют отдельные миры, группы миров. Худ.мир писателя складывается из худ.миров отдельных произведений

Художественный мир создает личность художника. Чурлёнис – литовский поэт, музыкант и художник.

Художественная целостность(ЭТО ПИЗДЕЦ) именно понятие "художественная целостность" может быть фундаментом обоснования и раскрытия погранично-связывающей роли литературного произведения как двуединого процесса претворения изображаемой действительности в художественный текст и преображения текста в форму существования, воплощения художественного мира.

В свете художественной целостности становятся доступными для исследовательской конкретизации и такие важные характеристики литературного произведения как 1) двуединство процессов развертывания художественной целостности в каждом значимом элементе и завершения художественного целого в созданном произведении; 2) неготовость составных элементов произведения, которые не являются заранее, а лишь становятся художественно значимыми; 3) отсутствие заданной иерархичности отношений элемента и целого.

Художественная целостность выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам произведения схему их организации, своего рода "идею порядка", а как нечто присущее этим элементам, точнее, присущее процессу и энергии их взаимодействия, - взаимодействие здесь оказывается первичным, отражая не первичность человеческой общности, а первичность общения равноправных и равнодостойных целых. Воссоздание полноты бытия в художественной целостности равно противостоит в этом смысле и утопической человеческой всеобщности, которая исключает индивидуальную свободу, и абсолютно обособленному индивиду как единственной реальности человеческого существования.



Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов.

Белый стих - нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. В средневековой поэзии был неизвестен. Явился в 16 веке как средство имитации античной поэзии, не знавшей рифмы. Сначала закрепился в драматическом и эпическом 5-стопном ямбе, а потом в свободном стихе. Белым стихом написаны былины. Это песенные тонические стихи.

Свободный стих - стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки. Известен в средневековой литургической поэзии.

Вольный стих - в русском силлабо-тоническом стихосложении - неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины. (Разностопный стих). Употреблялся в 18 веке в баснях, «сказках», в 19 веке в посланиях, элегиях («Погасло дневное светило» Пушкина), драме «Горе от ума». В 20 веке выходит из употребления.

…стих вырвался на свободу - он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. Т.е. в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. Как пример можно привести русские переводы более-менее современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.

Белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские под них стилизации.

А под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Вернее, это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили к поэзии). Как правило в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов вот как писал:

 

"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на наших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!"

 

ПРИМЕРЫ:

Белый стих

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах
. (Пушкин, "Вновь я посетил")

Свободный стих (верлибр)

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
(Маяковский, "Послушайте")

Вольный стих (чаще - вольный ямб)

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(Пушкин, "Погасло дневное светило")

 

22. Понятие о художественном мире. Художественный мир и текст.

Худ. мир неисчерпаем, иначе бы искусство быстро устаревало. Мир худ. произведения и мир реальный не равны друг-другу. Произведение искусства есть преображение мира, попытка пересоздать его и подчинить новым законам, изменение реальной жизни. Св-во преображения ис-ва заключено в самой сущности ис-ва. Мир естественный и мир реальный - разные вещи. Все зависит от того, какую задачу поставил перед собой автор. Худ.мир может быть похожим на реальный во всех подробностях или непохожим вообще. Важная задача - определить реальность мира произведения. Законы, по которым живут герои, выдуманы автором. Сложно найти границу между миром худ. и реальным. Хар-ка худ. мира по Ю.М.Лотману: 1) выраженность - текст зафиксирован в знаках языка. Текст должен быть проявлен, должен существовать. Не должно быть смешений, перемещений (как опера и роман "Евгений Онегин"). 2) отграниченность текста - всегда есть очевидная граница (зрительный зал и сцена, актеры за рампой), ограничение предмета искусства от предмета бытового).3) структурность, внутренняя организация текста - в тексте действуют свои законы (в худ.мире может быть обратное развитие времени, возвращение во времени назад). Могут быть общие худ.миры, объединяющие крупные произведения. Мир группы произведений - циклы (циклы стихов Блока, романтический период в творчестве А.С.Пушкина). Внутри тв-ва отдельного художника существуют отдельные миры, группы миров. Худ.мир писателя складывается из худ.миров отдельных произведений

Художественный мир создает личность художника.

23. Литературный язык и язык литературного произведения

В литературном произведении средством создания художественных образов является язык. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей, возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка. Понимание той колоссальной роли, которую играет в творениях литературы язык как средство создания художественных образов, проясняет истинный смысл определения его как первоэлемента и даёт нужное направление анализу словесных изобразительных средств.

Язык героев: язык того или иного человека характеризует особенности его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии. В речи няни Татьяны Лариной лишь выражение «Да, пришла худая череда. Зашибло» является просторечием, характеризующим Филипьевну как крестьянку. Очень осторожно писатели вводят в речь действующих лиц поговорки, словечки, составляющие индивидуальную особенность речи данного лица. У Гоголя каждый герой имеет свою речевую особенность. Сладкие речи Манилова, грубость, топорная прямота Собакевича, изворотливость Чичикова: с каждым он говорит, применяясь к его характеру.

Язык автора: Организующую роль в языковом оформлении играет авторская речь, часто - особая интонация. Которая так или иначе сказывается и в речи действующих лиц. Язык литературного произведения не состоит из какого-то набора поэтических слов, а использует всё богатство как литературного, так и «речевого» языка того или иного народа. (Синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, олицетворения - все средства изобразительно-выразительной речи).









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь