Основные принципы обеспечения инвалидов

"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",[7] - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".

По мнению специалистов, основными причинами роста инвалидности в

стране являются низкий уровень социально-экономического развития регионов, неудовлетворительное качество медицинского обслуживания, проблемы экологии, техногенные катастрофы, производственный травматизм, дорожно-транспортные происшествия. За последние 10 лет свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

Благодаря усилиям ООН и других международных организаций права

инвалидов уже длительное время являются объектом пристального внимания

мирового сообщества. При этом все международные документы, принятые

ООН по правам инвалидов, опираются на идеологию всеобщности прав человека как главную общечеловеческую ценность; таким образом, ООН утвердила, что инвалидность относится к области прав человека, а не реабилитации или социального обеспечения.

В 1975 г. была принята Декларация о правах инвалидов, где давалось

определение статуса инвалида, и впервые инвалидность определялась как

функция отношений между инвалидами и их окружением. В 1993 г. были

приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Настоящие Правила предполагают взятие государствами серьёзных моральных и политических обязательств в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов.

Правило 8. Поддержание доходов и социальное обеспечение

Государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов.

1. Государствам следует обеспечить поддержание надлежащих доходов инвалидов, которые в силу нетрудоспособности или по причинам, связанным с нетрудоспособностью, временно утратили возможность зарабатывать средства к существованию, или заработок которых уменьшился или которые не имеют возможности найти работу. Государствам следует обеспечить, чтобы при оказании помощи во внимание принимались издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности.

2. В странах, в которых существуют или создаются системы социального обеспечения, социального страхования или другие подобные системы вспомоществования для всего населения, государствам следует обеспечивать, чтобы такие системы не игнорировали интересы инвалидов и не являлись дискриминационными по отношению к ним.

3. Государствам следует также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде.

4. В системе социального обеспечения следует включать меры по восстановлению потенциала инвалидов в получении доходов. В этих системах следует предусматривать также организацию, развитие и финансирование профессионально — технического обучения и оказание содействия такому обучению. Они должны также оказывать содействие службам, обеспечивающим занятость.



5. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

6. Материальную помощь инвалидам следует оказывать до тех пор, пока сохраняется состояние инвалидности, причем таким образом, чтобы инвалиды стремились найти работу. Такую помощь следует сокращать или прекращать только после того, как инвалид начинает получать адекватный и гарантированный доход.

7. Государства, где услуги в области социального обеспечения в значительной степени предоставляются частным сектором, должны поощрять местные общины, благотворительные организации и семьи разрабатывать собственные меры и стимулы для обеспечения занятости и связанной с ней деятельности для инвалидов.

Согласно российскому закону «О социальной защите инвалидов», принятому в 1995 г., инвалид рассматривался как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное

заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности, поясняется в этом же законе, это

полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельность.

Деятельность в сфере социального обеспечения строится на следующих принципах:

· соблюдение прав человека и гражданина;

· предоставление государственных гарантий в сфере социального обеспечения;

· обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

· преемственность всех видов социального обслуживания;

· ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

· приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

· ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Государство гарантирует человеку возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

Другое учреждение данного типа — психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта.

Особое внимание в законодательстве уделяется помощи детям-инвалидам. Разработана система льгот и дотаций семьям, имеющим детей-инвалидов, созданы специальные учреждения для таких детей, в частности дом-интернат для детей с физическими недостатками, предназначение которого — предоставить постоянное проживание детям, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также осуществлять их социально-трудовую адаптацию с одновременным обучением по программе общеобразовательной школы. Эти же задачи выполняют детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

В нашей стране признанием лица инвалидом занимаются учреждения

государственной медико-социальной экспертизы. Основными задачами этой

службы являются определение группы инвалидности, её причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Основными направлениями социальной защиты являются обеспечение жизнедеятельности и реабилитация. В соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение жизнедеятельности инвалидов реализуется по следующим направлениям: денежное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации), натуральное обеспечение, медико-социальные услуги. Выбор вышеуказанных направлений социальной защиты определяется структурой потребностей инвалидов, а также способностью государства удовлетворить эти потребности.

Обеспечение жильем

Предоставление жилья инвалидам осуществляется на основании Федерального закона « О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральных и областных социальных программ. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.[8] Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В Ростовской области действует программа « Социальное жилье - проблемы и перспективы». Меры государственной поддержки должны носить адресный характер, для чего необходимо определить основные группы населения, нуждающиеся в такой поддержке. Граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, условно можно разделить на следующие категории:

1. граждане, имеющие право на получение бесплатного (льготного) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. социально незащищенные категории — инвалиды, дети-сироты, многодетные;

3. граждане, не имеющие льгот и не обладающие доходами, позволяющими приобрести жилье за счет собственных средств или участвовать в государственных программах поддержки приобретения жилья, в установленном порядке признанные малоимущими в целях предоставления им социального жилья;

4. граждане, имеющие доходы, позволяющие им приобрести жилье самостоятельно или на условиях коммерческого кредита, а также граждане, имеющие доходы, позволяющие им приобрести жилье с использованием части собственных средств жилищных кредитов и льготных бюджетных субсидий.

В Ростовской области активно ведется работа по реализации мероприятий по комплексному решению проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, а также по усилению адресной социальной поддержки населения, связанной с улучшением жилищных условий граждан. Администрацией Ростовской области разработаны и реализуются программы оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. В частности, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, работающим в бюджетных организациях, предоставляются бюджетные субсидии для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья, бюджетные субсидии для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью ипотечного жилищного займа или кредита (в том числе для погашения части задолженности по займу молодым семьям в случае рождения ребенка). Наряду с мерами по развитию жилищного строительства органам муниципальных образований необходимо принять активные меры в сфере социального жилья.

Для формирования фонда социального жилья необходимо:

  • провести ревизию имеющегося муниципального жилищного фонда;
  • привести в соответствие с законодательством списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • выделять средства при формировании муниципального бюджета на обеспечение реализации прав граждан на социальное жилье;
  • разработать перспективные планы комплексного строительства социального жилья с учетом специфики отдельных категорий граждан (социальное обслуживание престарелых и инвалидов, оплата жилья малоимущими и т.д.), а также расположения строительных площадок для комплексной застройки;
  • рассмотреть возможность привлечения внебюджетных источников, в частности от реализации программ строительства коммерческого жилья муниципалитетами.

Для реализации мероприятий по реформированию жилищной сферы необходимо одновременно рассматривать два аспекта:

1. формирование рынка доступного жилья при условии положительных темпов роста жилищного строительства, повышения платежеспособности населения;

2. обеспечение граждан, не имеющих объективной возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, социальным жильем за счет сформированного жилищного фонда субъекта РФ и муниципального жилищного фонда.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь