И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род человеческий искупил Своею смертью.


О лукавом.

Воюя с душою всевозможными способами, противник пользуется бесчисленным множеством приемов, желая ослабить в человеке его намерение и лишить его надежды и любви к Господу…

…зло, подражающее всему, старается быть всем, для того чтобы всех погубить: с молящимися диавол прикидывается молящимся, чтобы на основании молитвы обольстить кого ошибочностью молитвенного направления и самомнением; с постящимися он прикидывается постящимся, чтобы совратить человека в гордость на том основании, что он постится; для знатоков Писаний он совершенно так же прикидывается знатоком, чтобы путем гордости, вследствие учености, совратив их, поймать в свою западню…

Впрочем диавол, как раб и тварь Владыки, не сколько ему угодно искушает, и не в какой мере хочет наводит скорби, но сколько попущением своим дозволяет ему Владычнее мановение. Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению.

Святитель Василий Великий

( 330 – 379)

Борьба со страстями

По прошествии дня и по приведении к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоение, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца

Блуждание мыслей

Надо знать, что мы не можем преуспевать ни в соблюдении всякой другой заповеди, ни в самой любви к Богу и ближнему, блуждая мыслями туда и сюда.

Благоденствие жизни

Нередко само благоденствие жизни служит для многих вместо испытания, ибо одинаково трудно - сохранить душу не униженной в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в блистательном положении.

Богатство

Итак, смотри, чтобы тебе, со многими трудами собрав богатство, не приготовить для других средства для грехов и потом не понести двойного наказания: и за то, что сам делал неправду, и за то, что другого снабдил средствами к этому.

Болезни

Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же более всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам

Бдительность

Когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда он торжествует победу над страстью и успехом своим как бы радует самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, тешит диавола.

Дух Святой

Через Дух – восхождение сердец, руководство немощным, совершенствование преуспевающих. Дух, воссияв людям, очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными.

И как солнце, освещая тела и в различных видах имея их причастными себе, не умаляется от их множества, так и Дух, всем давая Свою благодать, пребывает неумаленным и нераздельным всех просвещает к познанию Бога.

Жизнь человека

Не только горести жизни несносны, но и то, что по видимости приятно, опечаливает своей переменчивостью, и мы проходим жизнь, часто полную скорбей и слез.

Лекарства Господа

Злом называем то, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имуществу, потерю родных. Между тем каждое из этих явлений мудрой и благой Владыка посылает нам к нашей же пользе.

А голод, засухи, дожди - это общие болезни целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Поэтому как врач, хотя причиняет телу неудобства и страдания, все же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог.

Ты не ставишь в вину врачу, что он одно в теле режет, другое прижигает, а иное совершенно отнимает; напротив, даешь ему деньги, называешь его спасителем, потому что он остановил воспаление одного пальца, пока гной не разлился по всему телу. А когда видишь, что от землетрясения обрушился город или что в бурю разбился корабль, - не боишься воздвигнуть брань на истинного Врача и Спасителя.

Истинная мудрость

Истинная мудрость есть распознание того, что следует делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели и никогда не будет проникнут пагубой порока.

Исцеление

Кто о грехе ближнего источал горячие слезы, тот себя самого исцелил тем, что оплакивал брата.

Истинный пост

Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост.

Красота Божественного

Прекрасна всякая душа, в которой видна соразмерность свойственных ей сил; но истинная и самая желанная красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божию и блаженному естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество этой Красоты; тот заимствует от Нее нечто, как от солнца, свет которого делает сияющим лицо человека.

Любовь

Кто любит ближнего, тот исполняет заповедь о любви к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.

Сколько истратишь любви на земные предметы, столько обязательно недостанет у тебя в целом.

Очистившись от всякой ко всем ненависти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потребует нужда, отдать жизнь, имея такую же любовь, какую имеет к нам Бог.

Лесть

Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиной добра.

Ложная снисходительность

Ложная снисходительность к закореневшим в пороках есть измена истине, злоумышление против общего блага, приучение равнодушно смотреть на всякий порок.

Ложное одобрение

Многие одобряют дурные дела: неприличного шутника называют забавным, сквернослова - прямодушным, чрезмерно взыскательно и гневливого именуют строгим, скупого и необщительного хвалят за расчетливость, расточительного - за щедрость, блудника и распутного - за умение наслаждаться и за общительность, вообще всякий порок приукрашивают именем соприкосновенной добродетели. Такие люди устами благославляют, а сердцем клянут.

Милосердие к алчущим

Питавший других первенствует среди тех, кто удостоен почестей, уделявший голодным хлеб призывается прежде всех остальных, услужливый и щедрый на подаяние преимущественно перед другими праведниками вводится в жизнь. А скупой прежде других грешников предается огню.

Наказание

Самое тяжкое наказание - быть оставленным Богом и Его наказаниями.

Нерассейнность ума

Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь мирскими предметами под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге, все свое рвение обращает на приобретение вечных благ.

Обличие делами

Сами дела обличают нас, когда в скорбях скорее прибегаем ко всему прочему, только не к Богу.

Отношение к бесчестью

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что какой-либо другой человек многим ниже тебя по достоинству. В этом случае наносимые нам бесчестья никогда не приведут нас в раздражение.

Победа и поражение

Когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда торжествует он победу над страстью и успехом своим как бы увенчивает Самого Бога.

Правое сердце

Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится середины.

Превозношение

А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и перед великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто совершил многие и великие грехи.

Познание Бога

Точное соблюдение себя самого в правде Божией даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога.

Пресечение зла и ложное зло

Потому в собственном смысле зло, то есть грех (как зло, наиболее достойное именоваться злом) зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным.

Болезни, засухи, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое " зло" такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинного зла.

Промысл Божий

Хотя и скрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по воле Премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно приниматься нами. Ибо знает Он, что уделить каждому, что ему полезно и почему нужно положить нам неодинаковые пределы жизни.

Прощение грехов

Не тот исповедует свой грех, кто сказал: "Согрешил я" - и потом остается во грехе, а тот, кто, по слову псалма, увидел, познал грех свой и возненавидел его.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь