О действии Духа Святого в человеке.


Чтобы искоренить грех и живущее в нас зло – это может быть совершено только Божией силою. Ибо не дано и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать раны – в твоих силах; а искоренить – Божие дело.

Будем же и мы, даже против желания сердца, приобучать и принуждать себя к смиренномудрию, прося и умоляя Бога с верою, надеждою и любовью, в непрерывном чаянии того, что пошлет Духа Святого в сердца наши; и будем молится и поклоняться Отцу Духом, и Сам Дух будет молится в нас, Сам Дух научит нас истинной молитве, смиренномудрию, кротости, любви, и чего теперь не можем делать и с принуждением, милосердию, благости, научит нас истинно исполнять все заповеди Господни без труда и принуждения, - научит, исполняя нас, как ведает Сам Дух, Своих плодов.

Так и у истинно борющейся души, идущей путем праведности (Мф 21, 32) и спешащей в город Царства, но несущей с собой тяжелое бремя греховных страстей, по мере того, как она идет путем добродетелей и прилепляется к Богу, убывают грех и страсти, и она ощущает в себе чувство легкости и кроткого покоя.

Если же душа совершенно и всецело прилепится к Богу и безупречно и хорошо пройдет путь праведности, то удостаивается полноты благодати, совершенно избавляясь от тяжкого бремени и духовных страстей.

Вопрос: Что такое воля Божия? Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть очищение и освящение сердца, с несомненностью совершаемое причастием совершенного и Божия Духа.

Почему люди, легкомысленные и не постигшие в точности, сколько действует в них Божественная благодать, думали, что вовсе истреблен в них грех; имеющие же рассудительность и ум не будут отрицать, что, когда обитает в них и Божия благодать, приводятся они в колебание скверными и неуместными помыслами.

 

Плоды Духа

Человеческая природа сама по себе не имеет возможности в совершенстве приносить плоды добродетелей, а имеет нужду в духовном Земледелателе душ наших, то есть в Духе Христовом, Который поистине необычен для нашего естества, потому что мы тварь, а Он не создан;

Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой пользы не принесет нам молитвенная наружность. Говорим это не только о молитве, но и о всяком подвиге или труде, или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было подвиге и делании, совершаемом ради добродетели.

Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги, потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов.

Христиане, достойные Христа, от Духа Божия все узнают – не от человеческой (как говорит апостол) мудрости вычитанными из сочинений словами, но услышанными от Духа Святого.



Покаяние

Бог, как благий и человеколюбивый, долготерпелив и ожидает покаяния от каждого из согрешающий, обращение кающегося почитая за небесный праздник.

О совершенстве

Когда человек придет в совершенство духа, вполне очистившись от всех страстей и по неизреченному общению всецело вступив в единение с Духом Утешителем, когда самая душа, как бы срастворенная Духом, сподобится стать Духом, тогда все в ней делается светом, все – радостию, все – упокоением, все – веселием, все – любовию, все – милосердием, все – благостию, все – добротою, и как бы погружается она в добродетели силы благого Духа, подобно камню, отовсюду объятому водами в морской бездне.

О молитвах и прошениях к Господу

…всяким хранением блюди твое сердце и проси у Бога благоразумия, чтобы Он дал тебе познать ловушки и ухищрения зла, дабы лукавый своими ухищрениями не приобрел нас для себя.

…лучше же всегда пусть человек призывает Бога, чтобы Он Сам стал его Путеводителем, и Путем, и Умом, и Определением, и Истолкователем; до тех пор пока человек не нашел в себе Христа, пусть никоим обазом не доверяет себе…

Любовь

Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана.

Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение.

Любовь к Богу и ближним

Великое усердие, и труд, и попечительность, и подвижнеческая жизнь приводят нас в возможность приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За этой заповедью не трудным делается исполнить и вторую – разумею заповедь о любви к ближнему.

Если же кто, отложив заботу об этой великой и первой заповеди вознамерится посвятить себя только второй заповеди, попечению о внешнем служении, то невозможно ему будет исполнять эту заповедь здраво и чисто.

Смирение

Если увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он – причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и себя нищим по Духу и мерзким, наполнен он злобою и сам не знает того.

 

Долготерпение Божие

Так и ныне милостивый и благий к каждому из нас Бог являет Свое долготерпение. Хотя многократные видит от каждого оскорбления, но безмолвствует, ожидая, не отрезвится ли человек со временем, и не переменится ли, чтобы больше уже не оскорблять Его; и с великою любовью и радостью приемлет обращающегося от греха.

 

Помыслы от Бога, душевные очи (интуиция)

…будь внимателен к себе, вникая в помыслы и действия, откуда они, от Бога ли или от противника, и кто подает пищу сердцу.

Как внешние очи издали видят терния и стремнины, так и прозорливый ум, будучи быстр, предусматривает козни и предуготовления сопротивной силы и предостерегает душу, служа ей как бы оком.

Ибо всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха. И как эти очи чувственно видят и распознают лицо друга или любимого: так очи души достойной и верной, просвещенные Божественным светом, духовно видят и распознают истинного друга - Господа, когда душа озарена Святым Духом.

О душе

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее всего этого, но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соеденить Свое естевство…

Пусть никто не считает душу чем-то малым, как живущую в малом теле и целиком ограниченную этим телом. Посмотри, она и в теле, и вне тела, и вся в нем, и вся вне его разумом и помыслами. Великим сосудом и созданием сотворил Бог душу, чем-то драгоценным и прекрасным и превышающим все твари, - таким драгоценным творением, что она способна быть жилищем Божиим и создана по подобию Его.

Наконец, душа тому и принадлежит, с кем она в общении и единении своими хотениями. Поэтому или, имея в себе Божий свет и в нем живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна она свету упокоения, или, имея в себе греховную тьму, подлежит осуждению.

Правила Господа

…если горшечник, слепивший сосуды, знает, что, если он не вложит их в огонь, они не станут полезными, и он знает, сколько нужно их оставить в огне, чтобы они стали пригодными. …Насколько больше Бог, будучи неизреченным и несказанным, истинное Познание, и беспредельный Разум, и непостижимая Мудрость, знает, в скольких испытаниях и скорбях и искушениях нуждаются хотящие Ему благоугодить. И после скорбей они удостаиваются получить полноту благодати и всецело приобретают чистоту и освящение через причастие Духа, и всецело принимают избавление от страстей после того, как злые духи были им отныне подчинены.

Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранилась в нас свобода и произвол.

…Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на Него и чающие Его, настолько подверглись искушениям и скорбям, чтобы это было выше их сил…

Но пока оставляют еще тебя под обучением, и в самих скорбях промышляет о тебе Благодать. И когда придешь в упокоение, даст тебе познать Себя и покажет тебе, что для твоей же пользы попускала быть тебе в борении.

Не насилует Господь произволение неволею, но рассматривает и видит произволение и любовь человека, куда он склоняется и где его любовь. Если видит Он, что к Нему прилепилась любовь души, вот Он приходит и поселяется в ней…; если Бог не получит от человека повода, то есть любви к Нему и веры, то не сделается Он жизнью человека…









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь