Билет 47. Что такое искусство Эксприссионизма? Художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, К. Кольвиц, Э. Мунк, О. Дикс. Что такое Кубиз? Художники П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже.


Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905—1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства современной буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к субъективному восприятию действительности и в стремление к иррациональности.

-угнетающ.впечатление

-больше внимания к повествованию,нежели к внешней красоте

-кричащие яркие краски,либо мрачные тона

-упрощенные формы.

Объединения: «Мост» « Синий всадник» «буря»

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) – немецкий живописец и график, один из основоположников немецкого экспрессионизма. Большое влияние на ранее творчество художника оказали кртины Ван Гога. Это сказалось в его первых работах: «Женский профиль и подсолнухи» (1906), «Женщина в белом платье» (1908). В то же время он проявлял интерес к примитивному искусству народов Африки и Океании. Черты примитивизма заметны в его композициях: «Обнаженная перед зеркалом» и «Две девушки» (1910). Для этих работ характерно декоративное построение плоскостей, обрамленное стремительными темными линиями. Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит(«Автопортрет с натурщицей», Он пишет драматические пейзажи с судорожно скручивающимся в узел пространством. В них создается ощущение надвигающаяся катастрофа («Красная башня в Халле», 1915).

В живописных композициях художника чувствуется напряженность, тревога и безвыходность.

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец, гравер. В молодости сильно увлекся творчеством импрессионистов, но к началу 1890-х годов обрел свой индивидуальный стиль самовыражения. Размышления о смысле жизни, бренности человеческого существования привели мастера к написанию цикла «Фриз жизни». По словам живописца, он являл собой «поэму о жизни, любви и смерти». Продолжением этой темы стал другой цикл композиций – «Танец жизни»(1889-1890). Именно здесь раскрылась незаурядная способность Мунка в передаче психологического состояния персонажа. Для этого он разработал свои особенные приемы: резкие концентрические линии, отходящие от фигуры, контраст насыщенных цветов на общей сумрачной тональности картины, гибкие мазки, создающие единый ритм. («Ревность», 1895; «Дикий красный виноград»,)В 1913-1916 годах Мунк работает в стиле немецкого экспрессионизма, показывая простых людей, их отчаяние и безнадежность будущего («Рабочие возвращаются домой», 1913-1915; «Человек на капустном поле», 1916).

В своих поздних произведениях Мунк возвращается к основной своей теме – «жизнь, любовь, смерть», используя символические персонажи («Звездная ночь»,).

Эмиль Нольде (1867-1956) – немецкий живописец, график, представитель экспрессионизма. Он был художником одиночкой, избегал каких-либо группировок, но в 1906 -1907 годах, все таки, сблизился с объединением «Мост».

Для живописи Нольде характерны интенсивные цвета, резкие грубо фактурные массы, наполненные эмоциями композиции. Главным выразительным средством художник сделал цвет, идущий из глубины картины, показывающий переживания его души. В этом смысле интересны пейзажи художника («Сад у Бурхарда», 1907; «Сад цветов», 1908). Главной целью Нольде считал показать внутреннее восприятие художником окружающего мира.

В своем творчестве он уделил внимание теме большого города. На его полотнах город предстает таинственным, необычным, превращается в фантосмагорию.(«В ночном кафе», 1911; «За столом с вином, 1911). В своем творчестве Нольде никогда не обращался к портрету, образы людей в его композициях всегда собирательные, аллегоричные, они существуют вне времени и пространства.

Отто Дикс (1891-1969) – немецкий художник экспрессионист. Практически в то же время он пишет серию картин о войне. Наиболее яркой его экспрессионисткой работой явилась картина «Окоп». Картина устрашала, она показывала реальные кошмары войны. На ней изображен покинутый окоп, разбитые бревна, смесь глины и разорванных тел. На фоне неба на колючей проволоке висит тело убитого солдата. Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году - уничтожено нацистами. К счастью сохранились его фотографии. Исследователи считают, что именно в этой работе Отто Дикс достиг высот экспрессивной выразительности.

Такие же сильные впечатления производит на зрителя серия офортов «Война» (1923), Даже в композициях, не имеющих отношения к войне, чувствуется сострадание и боль художника за обездоленных людей («Продавец спичек», 1926).

Триптих «Больной город» (1927-1928) разоблачает городскую псевдо культуру, гнусность окружающей действительности. Безнадежность, неверие в возможность изменить жизнь звучат и в его поздних работах, хотя сила изображенных образов уже более приглушенная.

Откровенность и предельная правдивость – отличительные черты творчества Отто Дикса.

КОЛЬВИЦ, КЕТЕ (Kollwitz, Käthe) (1867–1945), немецкая художница. Кете Кольвиц известна своими литографиями и офортами, изображающими рабочих, матерей с детьми, людей, страдающих от голода, холода, нищеты и войны. Во время Первой мировой войны художница потеряла сына; все ее творчество окрашено в мрачные трагические тона.

Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Па́бло Пика́ссо— испанский художник, скульптор, график. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грис), в котором трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. В "кубическом" периоде Пикассо выделяют несколько этапов. "Сезанновский" кубизм, представленный в работах "Бидон и миски" (1908), "Три женщины" (1908), "Женщина с веером" (1909) и других, характеризуется "сезанновскими" тонами - охристыми, зеленоватыми, коричневыми, но более размытыми, мутными и использованием простых геометрических форм, из которых строится изображение. "Аналитический" кубизм: предмет дробится на мелкие части, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте. "Портрет Амбруаза Воллара" (1910), "Завод в Хорта де Сан Хуан" (1909), "Портрет Фернанды Оливье" (1909), На этапе "синтетического" кубизма работы Пикассо принимают декоративный и контрастный характер. Картины изображают по большей части натюрморты с различными предметами: музыкальными инструментами, нотами, бутылками вина, Работы "синтетического" периода: "Натюрморт с плетеным стулом" (1911-1912), Бутылка перно (столик в кафе)" (1912) "Скрипка м гитара" (1913).

Жорж Брак— французский художник, график. Был близок к фовизму, испытал влияние Матисса и Дерена. работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дом в Эстаке» , Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления. Начиная с 1909 года Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племен и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения.

Фернан Леже́— французский живописец и скульптор. В 1910 он познакомился с П.Пикассо и Ж.Браком. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П.Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923). В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь