Билет 1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта.



Билет 1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта.

Древнейший этап развития первобытной эпохи-эпоха палеолита, когда,согласно данным археологии,появились все виды изобр. Искусства.

Их памятники в большом кол-ве сохранились в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в это время занимают росписи на стенах и потолках пещер. В них наиболее ярко проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни.

Изучение характера животных, их повадок имело практический интерес. Хищный зверь- источник жизни человека полностью владел его творческим воображением.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых пещерах (пещера Ла-Ферасси во Франции), человеческ. Руки,обведенные краской.

Высшего расцвета ис-во эпохи палеолита приобретает в мадленский период. В наскальных росписях и рисунках образ зверя приобретает конкретные черты. Появилась точность формы, уверенность и экспрессивнойсть линий, умение выделить из множества наблюдений главное.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами, двумя-тремя красками.

Замечательные росписи этого периодна найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного,но и его характер, повадки, различные состояния. На камне из пещеры Лимейль (Франция) дан не только образ стада,но и запечатлены повадки каждого оленя.

С культом «прародительницы» и «владычицы стихий» связаны изображ. Тучных обнаженных женщин, называемых «венерами» (статуэтки из Виллендорфа, Австрия). В период матриархата женщине,хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлеж. Главное место в общественной жизни. Художник подчеркивал в ее образе черты матери, воплощая в ней единство родового коллектива, то,что имело тогда большое значение.

Человек не познал еще самого себя и чаще всего обращался к животному. Не случайно в первобытных «венерах» черты человеч. Лица не изображены, внимание сосредотачивалось на биологич. Особенностях тела.

Мезолит.

Патриархат. В изобр ис-ве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно,одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской. Центральной темой иск-ва остается борьба с природой, но в росписях впервые появляется изобр человека- сцены охоты,военных столкновений. Фигуры людей изобр в с тремительном движении. Изобр женщин встречаются редко, они,как правило статичны и безжизненны.

Человеческие фигуры очень условны. Человек для художника- это прежде всего воплощенное действие.

Неолит.

Усилилась межплеменная борьба за обладание наиб. Благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. Человеку угрожала худшая из опасностей- другой человек.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематич. И условной: изобр. лишь слегка напоминают человека или животное. Помимо схематизма они отличались небрежностью исполнения.

В эпоху бронзы происходило крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия. Окончательно утверждается патриархат. Преобладающее значение получает монум. арх, связанная в своем возникновении с развитием религиозных представлений.

Менгиры- вертик поставленные камни разной величины, могут выглядеть как скульптуры,вросшие в землю.

Дольмены- погребальные сооружения из 2 или 4 отвесно поставленных камней, перекрытых широкой гориз каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений.

Кромпих- каменные плиты или столбы, расположенные по кругу (Стонхендж- Южная Англия)

Билет 2. Что такое мифологическое сознание и как это отражается в религии и архитектуре Египта.

В религии совершается процесс перехода от поклонения зыерю к более высокому представлению о Богах,подобных человеку.

Древние египтяне обожествляли силы природы,растения и поклонялись множетсву богов.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти,но при условии,если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших,то есть подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго.

Изобр,которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами,окружавшими его при жизни.

Именно религия опред особенности древнеегип иск-ва:таинственное,сокровенное,оно было обращено не столько к миру живых,сколько к царству мертвых. Спрятанные в гробницах произвед иск-ва не предназначались для просмотра. Они,как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали умершему в его путушествии в мир вечности.

Считалось, что все при рождении наделяются душой Ба и Ка-двойником.

Осирис- владыка загробного мира

Исида-жена и супруга Осириса

Сет-брат Осириса

Ра-бог солнца

Языч культура предполагает, что у каждого действия свой бог. Нет единого бога. В древнеегип мифе нет героев. Миф славит творца,созидателя. Большинство мифов и сказок содержит религиозное содержание.

Архитектура Е.

Историю Египта принято делить на след этапы:

1додинастический период

2древнее царство

3среднее царство

4новое царство

5позднее время

Древнее царство

Пирамида фараона Джосера- первый гигансткий арх пам Египта. Она находится в Саккаре и является центром погребального ансамбля. На зап берегу Нила возвышаются пирамиды фараонов IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, высящиеся в Гизе.

В гордом облике совершенных,четких по формам арх пам воплощалась идея бессмертия, мощи власти фараонов.

Среднее царство

Сомнения в религиозных догматах.

Первым из пам, ознаменовавших поиски новых арх образов была усыпальница=храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Была осущ попытка соедин храм с пирамидой. Особое значение в ср царстве приобрели мощные коллонады, а так же колоссальные каменные статуи правителей. Новвоведением были пилоны- 2 мощные башни с узким проходом посередине.

Новое царство

В Фивах были возведены храмовые ансамбли Карнака и Луксора.

Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут,посвященный богине Хатор в Дейр-эль-Бахри в Фивах.

Билет 11. Особенности романского и готического стиля в архитектуре Средневековья. Чем готическая скульптура отличается от романской скульптуры, и каким образом языческое искусство повлияло на Романский стиль

Романский стиль- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XXII,один из важнейших этапов развития среднев. европ. иск-ва.

Наиболее полно выразился в архитектуре,преимущественно церковной (каменный храм, монастырские комплексы).

Особенности:

1) Для романских построек характерно сочетание ясного арх. Силуэта и лаконичности наружной отделки- здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу,и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами (главный вход)

2) В основе плана романского собора – раннехристианская базилика (тип стоения прямоуг. формы), т.е. продольная организация пространства.

3) Увеличение хора или восточной алтарной части храма

4) Увеличение высоты храма

5) Основной мотив интерьера- полуциркульные арки (полуокружности,пришло из античности)

6) В плане здание- это латинский крест (потребность вмещать как можно больше людей)

Известные постройки:

- Лимбургский собор в Германии

-Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция)

- Пизанский собор в Итаии +Пизанская башня

-Приорат Серрабоны (Франция)

Готический стиль

Пришел на смену романскому стилю, зародившись в середине XII.

Готическим называли искусство,которое не следовало античным традициям.В истории искусства принято выделять раннюю,зрелую и позднюю («пламенеющую») готику.

Этот стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов,соборов,церквей,монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, многоцветные витражные стекольчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. В готич. архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов.

Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь- на столбы.Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания.

Известные постройки:

Германия- Кёльнский собор

Чехия- собор св.Вита

Франция-Шартрский собор

Романская скульптура

Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Романская скульптура подчинена арх формам и ритмам. Рельефы чаще всего располагаются на зап. фасаде. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах (декор. элемент в виде гориз полосы или ленты, увенчивающая или борамляющая ту или иную часть арх сооружения) преобладают фигуры приземистых пропорция, на столбах и колоннах- удлиненные. Центральный образ романской скульптуры- Христос-обычно сближается с образом Бога-отца, страшного сульи мира, возвещающего человечеству свой неумолимый приговор.

Готическая скульптура

Средоточием скульптурныч композиция стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами,как бы встречая посетителей. Готическая скульптура была органической частью архитектурного собора. Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой.

Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальность архитектуры. Готика продолжает начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего убранства. Статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах.

Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу.

12 билет. Что значит «познай самого себя» - Августин Аврелий «Исповедь»? Представители схоластики и образования в средние века.

Августина можно считать одним из гениев самопознания. Это великое искусство помогло ему лучше понимать и других людей, и суть философии, и некоторые черты окружающего мира. Он сделал следующий шаг от античного завета "познай самого себя". Это значит — устремляйся к высшему, преодолевай свою низменную природу ради высших благ — триединства истины, добра и красоты, скрепленных любовью. Его учение не было последовательным и непротиворечивым. Ведь все живое развивается и существует именно так — в борениях, противоречиях, непостижимой для простой логической схемы сложности. Недаром сам Августин считал: "Высший Бог… лучше познается незнанием". В то же время он был далек от восхваления невежества. Его принцип — "верую, чтобы понимать". Однако он отдавал отчет в ограниченности разума человека и в необходимости — за пределами знаний, рассудка, логики — полагаться порой на чувства, интуицию, вдохновение.

(греч. scholasticos — школьный) — средневековая “школьная философия”, представители к-рой— схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды к-рого С. приспосабливала к своим целям). Большое место в средневековой С. занимал спор об универсалиях. Исторически С. разделяется на несколько периодов: для ранней С. (11—12 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эри-угена, Ансельм Кентерберийский). В пору “классической” (зрелой) С. (12— 13 вв.) господствовал “христианский аристотелизм” (Альберт Великий, Фома Аквинский). Представители поздней С. (13—14 вв.) выступали против томизма (Цунс Скот), противопоставляя ему теорию двойственной истины.. Под ударами философии Возрождения С. утратила доминирующие позиции в идеологии. Происходившие позднее (15— 16 вв.) споры между католическими (т. наз. неосхоластики, исп. иезуит Ф. Суа-рес) и протестантскими (Ф. Меланхтон) богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. С этой идейной борьбой нек-рые западные авторы связывают расцвет схоластической философии. В последующие вв. С. теряет свое былое влияние, испытывая разрушительное воздействие со стороны передовых учений философии нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.). С 19 в. начинается оживление схоластики, к-рая в настоящее время объединяет различные школы католической философии.

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства. Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви. В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху. Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь. Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал. В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества. Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки. Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах. Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным. Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования. Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования. Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д. Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения. Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной. После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы. Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина. Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г. Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер. В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души». Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде. К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования. Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания. В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других. В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку. Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям. По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны. До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена. С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов. На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения. В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников. Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках. Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов. Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри. Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ. Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя. Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны. В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования. Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв. Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон. С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку. Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли. Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам. Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы. Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения. Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров). К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние. Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический. Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук». Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками. Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

Билет. Художник Д. Джотто как новатор искусства Средневековья. Какие сюжеты предпочитали готические мастера? Как философские идеи богословов повлияли на изображения в искусстве Средневековья? Почему искусство анонимно?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.042 с.)