Я стадия – каракули, 2-я – ритм, 3-я - ассоциации


На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

 

17. Понятие «творчество». Сущность и своеобразие детского изобразительного творчества.

Творчество- деят. результате которой создается новый оригинальный продукт имеющий общественное значение (это может быть новое знание, предмет, способ деят., произведение искусства).

К.Ричче – первый ученый изучавший детское творчество. («Анализ детского рис.»).

Интерес к дет. творчеству обусловлен возникновением детской психологии. + в реб. стали замечать и признавать художника.

Нач. 20в. влияние дет. рис. На творчество Пикассо, Шагала, П.Клие.

Издавна в вопросе о дет. творчестве его возникновения и развитие условно разделяют 2-а направления:

1) Теория своеобразного вос-я: дет-е творчество-> своеобразно. Главное для твор-ва -> создание условий. Девиз -

творчество без обучения. Творчество поднимается на «волне возрастной талантливости» потом сходит на нет.

Большой интерес этого подхода вызывал в 30-20-е годы – дет. рис. Определился как искусство.

2) Теория «академического обучения». Необходимо не только создать условия, но и усвоение детьми худ-го опыта, обучение творческой работы. Учат рис. С требованиями профессионального реалистического искусства.

20-е годы руководить ИЗО не рекомендовалось.

В 30-е годы составили руководство, определена последовательность, определили темы.
В 60-х годах развернулась дискуссия в журналах творчества- Жуков «Нет, это не искусство».

Художники увидели потери в дет-м творчестве вызванные вмешательством взрослых и выступили против всякого обучения малышей. Флерина предупредила, что обучение может «засушить» творчество.

Сакулина Н.П. признавая правомерность критики педагогов доказывала, что нужене и возможен поиск таких путей взаимодействия которые с одной стороны сохранят преемущество дет-го твор., а сдугой помогут овладеть ребенку средством самовыражения.



Она доказала. что есть дети которые создают произведения искусства, но в массе своей возрастной особенности не дают возможности создавать их.

Была принята следующая позиция: Признание субьективности дет. твор. – реб. не открывает ни чего нового для мира взрослых, но он делает открытие для себя.

Поэтому применительно для реб. правомерно использовать термин «творчество», но ограничивая его словом «дет-е».

 

В последние годы обозначилась позиция признания самоценности дет. твор. без слова «дет-го».

Есть 2-а вида воображения: Познавательное и эмоциональное.

Пор данным Дьянченко: в мл. возр. – больше с эмоциональным, В ср. возр. – с познавательным, В стар. – опять с эмоцион..

 

19. Детский рисунок как продукт художественного творчества. Своеобразие детского рисунка.

Достоинства дет. рис.:

Искренность, эмоциональность, непосредственность, смелость.

Содержательность дет. рис.:

Гуманизм, оптимизм, красочность,декоративность.

Качества рис.:

1) Выразительность – это способность художника по средствам разнообраздных премов передавать чел-е эмоции.

Выразительность дет. рис. – это посильное раскрытие некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоциональго отношения к нему.

Выразительность рассматривается как самостоятельное и не стабильное качество.

2) Техника исполнения (или тех-ая граммотность) – элементарные умения и навыки в области реалистического рис., формирование которого у детей постепенно подводит к обьективно- достоверному изображению.

3) Оригинальность – рассматривается как относительно самостоятельное качество и может быть самостоятельным качеством. А так же является показателем творческого воображения.

 

20. Средства выразительности, используемые детьми дошкольного возраста при создании художественного образа в рисунке.

1) Цвет. Использование ярких, чистых цветов. В среднем возр. Чаще реб. использует любимый цвет не адекватно, явно противоречащий реальности (делает «подарок» образу).

2) Линия.

3) Композиция – расположение предметов в рис..

· Глав. образ показан величиной или цветом.

· Фризовое построение – когда на земле по горизонту расположены предметы в ряд.

· Двойной фриз – это две полоски линии земли (когда все на одну не вмещается).

· В возрасте 4-6лет – землю и небо изображают полосами.

· Отношение пространственных линий в рис..

· Обратная перспектива – реб. представляет себя участником,смотрящим все изнутри и поэтому рис-т их на переднем плане в низу листа.

· Передача отдельных изображений. (Искажают пропорции).

4) Ритм – повторение форм, пятен, цветов и т.д.

5) Агглютинация – комбинирование в фантастическом образе разных частей, свойств, предметов.

6) Гиперболизация.

7) Передача движения.

 

21. Структура зрелой творческой изобразительной деятельности. Специфика творческого процесса у детей.

Специфика творческой деят. взрослого:

1) Стремление худ-ка выразить свое впечатление, отношение к впечатлившему явлению, событию.

2) Любовь к творчеству, потребность в её реализации.

3) Материальные потребности

Этапы творческого процесса (у взрослых):

1) Накопление впечатлений об окр. Действительности.

2) Возникновение замысла.

3) Вынашивание замысла – разработка содержания, поиск формы и т.д. Делаются зарисовки, эскизы.

4) Исполнение, реализация замысла – перевод исполнения в конкретной форме. Образ конкретизируется, дополняется и др.

5)Оценка полученного результата и его доработка.

Этапы дет. творчества:

1)Накапливание впечатлений.

2)Возникновение И реализация замысла(все сразу).

3)Оценка и доработка.

 

22. Критерии оценки изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Выбор критерив оценки осложняется неоднозначным определением в науке сущности творчества:

1) Сторонники признание объективной новизны продуктов творчества выделили показатели характеризующие продукт деят. (оригинальность, новизна)

2) Проявление творчества в процессе фиксируются внимание на творчестве, способах действия(умение видеть проблему, поиск вариантов решений, самостоятельность и др.)

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина . Это показатели, характеризующие:

1. Отношения, способности, интересы детей:

• Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

• Увлеченность, захваченность деятельностью.

• Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

• Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

• Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.

• Возникновение потребности в творчестве.

2. Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:

• Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов.

• Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

• Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

• Быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях (беглость, гибкость).

3. Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:

• Нахождение адекватных изобразительных средств для воплощения образа.

• Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

• Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность образа).

 

23. Педагогические условия изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

· Организация интересной, содержательной жизни реб. в ДОУ и в семье (обагащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоц.-интлек. опыта), которое послужит основой для возникновения замыслов.

· Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития реб. и взаимодействие между ними.

· Общение с искусством.

· Учет индивидуальных возможностей реб. (возраст, характер, темперамент и т.д.)

· Создание атмосферы творчества.

· Комплексное и систематизированное использование методов и приемов.

· Мотивация, задание, предложение действенных методов.

 

24. Цель и задачи обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Цель: содействие развитию личности.

Задачи руко-ва:

1)Формирование мотивов.

Целенаправленное обучение.

Поддерживать у реб. стремление отразить в рисунке интересующие его предметы, волнующие го события и т.д.

2)Умение самому ставить цель (задачу) деят.: принятие, удержание, удержание и выполнение, вести детей к сам-й постановке, выполнение темы-цели, поставленной педагогом.

3)Формирование одного из специфических действий изобразительной деят. – восприятие.

Формирование обобщенного способа восприятия (обследование).

Развивать дет. воображение.

Формирование серсоно-эстетического видения.

Формирование действия замасливания.

Формирование собственно изобразительных действий.

Контроль и оценка.

 

25. Классификация и характеристика методов обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Метод (с гр. путь) обучения – это система взаимосвязанных последовательных способах работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Метод обучения изобр-й деят. дет. дош. воз. – это система действий педагога организующего практическую и познавательную деят. дет., которая направлена на усвоение изобр-х знаний, навыков, умений, развитие изобр. деят..

Выбор метода обучения зависит от:

1) Цели и содержания предостовляемого знания;

2) От возраста;

3) От оснащенности пед-го процесса;

4) От личности педагога, его способностей, ответственности.

Классификация по Лернеру (характер позн-ой деят. в основе к-й степень самостоятельности и твор-ой активности):

1)Информационно-рецептивный – организация и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой инфо..

2)Репредуктивный – закрепление, углубление знаний, усвоение способов деят. суть и образец к-х уже известен.

3)Эврестический или частично поисковый – пооперационное или поэлементарное обучение чертам и процедурам твор. деят..

4)Иследовательский – самостоятельное решение целостных задач

5)Метод проблемного изложения.

Классификация Бабенского (по источнику знаний):

1)Наглядные

2)Словестные

3)Практические

Ведущие наглядные т.к. соответствуют специфике изоб. худ. деят. как форме наглядно-образного отражения.

К нагл. Методам:

1)Наблюдение

2) Обследование

3)Образец

4)Показ изобр-й

5)Показ способов действий

 

26. Наблюдение – как метод обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Наблюдение-целеноправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Значение: формировать представление об изображении предмета и явления; формирование наблюдательности.

Требование к наблюдению: целеноправленность. Эмоциональное неравнодушие восприятия. Осмысленность наблюдния. Активность детей. Повторность наблюдений. Учет возрастных возможностей детей.

 

27. Обследование – как метод обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Обследование-целеноправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.(или это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.)

Значение: формирование представления об изображаемом предмете.

Этап 1 – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой то выразительный признак.

Этап 2 – аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Этап 3 –Целостное эмоциональное восприятие предмета как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Характер обследующего жеста: движение слитное безостановочное.

 

28. Методика использования картин и иллюстраций на занятиях по изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Нельзя ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию предлагать детям для прямого подражания. Этот метод применяется в основном в системе предварительного формирования представлений и замыслов.Картины и иллюстрации можно использовать для обогащения детей не которыми способами изображения, доступных для них.

Требования к картинам используемых в работе с дошк:

1.ясное четкое изображение, лучше на «чисто» локального цвета фоне;

2.Композиционная простота и доступность содержания

3.реалистичность изображения.

29. Использование образца на занятиях по изобразительной деятельности в разных возрастных группах.

Образец-это работа выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания.

Прием показа способов изображения:

От полноты показа различают полный и частичный показ; так же показ может быть общим и индивидуальным Индивидуальный- взаимодествия педагога и ребенка. Когда показ осуществляется впервые то он делается педагогом ; в последующем к показу привлекаются дети.

 

30. Словесные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Беседа-это организованный педагогам разговор во время которого воспитатель пользуется вопросами пояснениями уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке лепке аппликации. Беседа предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Так же есть ПОЯСНЕНИЕ- помогает им понять и усвоить, что они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. СОВЕТ- используется когда реб. затрудняется в создании изобр-я . НАПОМИНАНИЕ- в виде кратких указаний. ПООЩРЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО-это использование стихотворной формы литературы и прочее) Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельности неотделимы от наглядных и игровых.

 

 

31. Место игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста. Специфика использования игровых приемов обучения на занятиях изобразительной деятельностью в ДОУ. Классификация игровых приемов и методика применения в системе занятий по изобразительной деятельности в ДОУ.

Игровые приемы обучения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игровые приемы обучения используются на каждом занятии во всех возрастных группах.

В изо игру выделяют как прием, а не как метод, потому что она является сопутствующим, сопровождающим средством для других основных методов.

- В младшем дошк. возрасте все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), используются разнообразные сюрпризные моменты (в гости пришел зайчик, зимушка-зима и др). часто используется театрализованное переодевание, когда пом. воспитателя переодевается в сказочный персонаж.

- В среднем дошк. возрасте в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, мышке, нарисовать подарок маме и др. в театрализованной деятельности должны уже участвовать сами дети.

- В старшем дошк. возрасте игровые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах, в театрализованной деятельности участвуют сами дети. Также основан на развитии нравственных чувств (помощь персонажу).

В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Игру на занятии педагог использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Игровые приёмы должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.

Все игровые приёмы условно можно разделить на 2 большие группы:

а) сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр

б) сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёртываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных и плоскостных предметов. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка. Специально организованное обыгрывание детских работ помогает педагогу интересно провести их анализ и оценку.

Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей и т.д. Педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её.

 

 

32. Занятие как основная форма организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Занятие-это специально организованная деятельность педагога по передаче детям знаний, умений и навыков.

В д\с проводятся следующие занятия по изо:

-по рисованию

-по лепки

-по аппликации

-по конструированию

Все занятия проводятся в определенное время, согласно режиму дня детей. Занятия строятся на основе программы дошкольного образования.

Структура типового занятия:

1.вводная часть (создание у детей мотивов деятельности, анализ натуры, показ или напоминание техники работы).

2.основная часть (выполнение детьми задания, этап творчества детей).

3.Заключительная (итог занятия, анализ детских работ)

Кроме того на занятии должны проводится физкульт. минутки, разнообразные игры.

Подготовка занятий.

Подготовка занятий включает в себя подготовку материалов и оборудования, правильную организацию дежурств.

Подготовка материалов:

1.бумага для рисования и аппликации должна быть плотной, альбомной, формата А4. Если используются нетрадиционные техники( кляксография, рисование толстой кистью)- бумага А3. Для коллективных работ– лист ватмона.

2.цветные карандаши должны быть хорошо заточены, у воспитателя должен быть дополнительный набор карандашей, чтобы при необходимости заменить поломанные.

3. акварельные и гуашные краски до занятия необходимо смочить водой. Гуашь разводят до состояния жидкой сметаны. Переливают в палитру, а старшим дошкольникам дают набор с гуашью (баночки).

4. для рисования готовят кисти, тряпочки и стаканы для воды.

5 .для аппликации в младшем дошкольным возрасте заготавливают цветные формы. В средним- цветную бумагу по размеру близкую к форме. В старшем- дают весь набор цветной бумаги.

6. глина заготавливается летом, хранится в специальных ведрах, перед занятием воспитатель ее разводит с водой, готовит к работе. Пластилин перед занятиями подогревают.

7. в д\с должен быть создан фонд наглядных пособий: предметы для изображения, иллюстрации, образцы работ.

Организация дежурств

Дежурства вводятся в среднем дошкольном возрасте. Сначала дети готовят материалы к занятию вместе с воспитателем, затем он даёт поручения и вмешивается по неоходимости. В старшем дошкольном возрасте дежурные должны действовать самостоятельно и кроме подготовки материала к занятию следят чтобы каждый ребёнок убрал своё рабочее место.

Организация занятий:

Чтобы дети легко подключились с игровой деятельности на учебные занятия - проводятся чётко по режиму дня. Организационный момент должен занимать 1-2 мин.

Обычно воспитатель подзывает детей к себе и просит их стать или сесть полукругом.

Вводная часть занятия должна занимать 5-7 мин. Воспитатель должен ввести какой-либо игровой момент занятия, использовать вопросы к детям, чтобы уточнить поняли ли они задание.

Основная часть самая длительная по времени. В ходе выполнения детьми работы воспитатель должен по необходимости оказывать помощь, следить чтобы не возникало пауз в работе.

За несколько минут до окончания работывоспитатель должен предупредить детей об этом. Необходимо учить детей заканчивать выполнение работы в одно время.

Итог занятия проводит воспитатель.

Для анализа работ необходимо организовать выставку.

В младших группах работы анализирует воспитатель и только с положительной стороны.

В средней- начинают приобщать к анализу детей и может указывать и на недостатки.

В старшей – анализ проводят дети при помощи воспитателя.

 

 

33. Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Самост-ая худ-ая деят-ть – это деят-ть вне занятий, которая возникает по инициативе ребёнка. В ней выявляются интересы и склонности детей. Эта деят-ть способна также объединять детей по интересам.

Самост-ой худ-ой деят-тью дети должны заниматься не только в помещении, но и на улице.

В связи с этим в д\с должны быть мольберты, цветные мелки, наборы для мозаики, пазлы.

Зимой дети должны заниматься конструированием из снега. Чтобы работы детей были более яркими воспитатель должен приготовить цветные льдинки, снежки для украшения фигур из снега.

Осеньюдети могут конструировать из опавших листьев.

Самост-ой деят-ти детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика рук-ва самост-ой деят-тью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самост-ых способов действий.

2. Ознакомление детей с окр-им миром и форм-ие ярких впечатлений, в том числе и худож-ых, от восприятия произв-ий искусства, предметов нар-го творч-ва, праздников и развлечений.

3. Работа с семьёй с целью создания благоприятных условий для этой деят-ти в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей

Самост-ая худож-ая деят-ть - индивидуальная (если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием. Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности); фронтальная (подготовка к праздниками и т.п.); подгрупповая (работа подгруппами на прогулке и т.п.)

В настоящее время широко распространены такие формы работы, как кружковая, студийная и пр.

 

34. Нетрадиционные формы организации детской изобразительной деятельности в ДОУ. Коллективная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Значение коллективной деят.:

1) Формирует положительные эмоции.

2) Учатся договариваться о содержании деят..

3) Учатся оказывать помощь всем нуждающимся.

4) Формирует навыки работы вместе, общение.

Первые идеи о коллективизме возникли в 20-х годах.

В 30-х снижение идеи. В 60-е были предприняты попытки использовать совместную деят. детей в нач. классах.

Означении коллек. Деят. писали: Сакулина, Доронова, Комарова.

В 90-х – Савенков, Сакулина, Комарова написали «Коллек. твор-во детей».

Классификация М.Н.Турро:

1) Фронтальная форма – соединение индивидуальных работ, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или знанием замысла общей композиции.

2) Комплексная форма – предполагает выполнение коллективной работы, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывал свою деят. с тем, что делают другие.

3) Коллективно-промышленная форма – деят. дет. стоится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну опред-ю операцию в процессе изготовления изделия.

Классификация Комаровой и Савенкова:

1) Совместно-индивидуальная – сначала индивидуально с учетом единого замысла, потом каждый становится частью общей композии.

2) Совместно-последовательная – по принципу конвейера.

3) Совместно-взаимодействующая – одновременная работа или постоянное согласованные действия всех участников.

Особенности руководства:

1) Подговит-й этап – углубить в тему, вызвать эмоции, ввести в тему.

2) Основной этап – планирование, выполнение и оценка. Создание условий для твор-го взаимодействия.

3) Заключительный этап – взаимодействие с готовой работой.

 

35. Предметное рисование в дошкольном возрасте. Задачи обучения предметному рисованию в разных возрастных группах детского сада. Методика обучения детей рисованию предметов в разных возрастных группах.

Общие задачи:

1 Научить изображению формы и строению предмета, передаче пропорциональных соотношений и изменений предмета в движении.

2 Научить изображению характерных деталей предмета, делающих его выразительным и образным.

3 Научить правильно передавать цвет предмета и его оттенки.

4 Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Младший дошкольный возраст. Главная задача воспитателя – вызвать у ребенка интерес.

На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы.

Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др.

В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.

Средний дошкольный возраст. Осн. задача педагога: научить детей правильно передавать форму предмета.

Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.).

Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др.

Старший дошк. возраст. Главная задача – научить детей передавать движения предмета.

Дети рисуют человека, который выполняет какое-либо простое действие (мама машет рукой, дети делают зарядку и др.).

Т.к. вводятся новые материалы для работы, дети могут рисовать ими простые предметы (для тренировки).

 

36. Сюжетно-тематическое рисование в дошкольном возрасте. Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию. Организация и методика проведения занятий по сюжетному рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Педагогические рекомендации по обучению детей сюжетному рисованию.

Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба.

Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы. Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень).

Сюжетное рисование

Общие задачи:

1 Научить передавать в рисунке содержание темы.

2 Научить передавать взаимодействие между объектами.

3 Научить передавать правильное пропорциональное соотношение между объектами.

Сюжетное рисование вводится только со среднего дошк. возраста.

Средний дошк. возраст. Главная задача педагога – научить детей основам композиции, т.е. учить располагать несколько предметов на одной линии – фриз, добавлять к рисунку линию неба – двойной фриз.

Сначала дети изображают 2-3 предмета, связанных между собой в пространстве (на тарелке лежит яблоко и груша). Затем темы усложняются. Дети могут изображать дом, возле которого играют дети, улицу.

Старший дошк. возраст. Главная задача педагога – научить изображению смысловой связи между объектами. Дети должны передавать движения в рисунке, чаще рисуют по замыслу, по воображению.

Воспитатель только задает тему. Напр., как я провел лето.

 

37. Декоративное рисование в дошкольном возрасте. Задачи и принципы обучения дошкольников рисованию. Организация и методика проведения занятий по декоративному рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Педагогические рекомендации по обучению детей декоративному рисованию.

Обучен д дек/рисован нач с 4 лет.

Перед педаг стоят след задачи:

- развив чувст композиц при построен узора;

- развив чувст цвета;

- развив спос-ти различ стили декорат иск-ва и использ их элементы в своем тв-ве;

- совершенствов технич навыки в рисован кистью, каранд.

Обучая д дек/рисован педаг должен развив умен видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Д знаком с тем, что такое орнамент, ритм, симметрия(Орнам-узор, построен на ритмичн чередован разл элем-тов. В основе орнам лежат два композиционных начала – ритм и симметрия.

Ритм-определ особ структурное построен произведения, для котор хар-ны повтор-ть одних и тех же компон, чередован неск. Ритму свойственно движен, повторяем-ть.

Симм-композицион построен, при котор прав и лев стороны рис уравновеш. Выразит-ть орнам завис также преобладан округл или заострен прямолинейных форм, плавного или округлого изгиба линий. По хар-ру элементов орнамент может быть сост из геометрич, растит или животн форм).

В ср гр д учат проводить кистью ровн линии, наносить повторяющиеся мазки и точки, чередов мазки по цвету, меняя их положение. Формы:полос, круг, квадр.

В ст гр +составлен узора на разн формах(овал, треуг, шестиуг), большее кол-во цветов, новые приемы построен узора, учить сост узор на объемн формах.

В подгот гр +нов формы(прямоуг, многоуг и различн плоскостные формы: вазы, рукавички…). Усложн понят о симметрии(зеркальн отражен). Применяют в раб элемен народн декоративн росписей, сохран осн стиль. Использ в раб цветн каранд.

В дек/рисован во всех гр использ гуашь( позвол наносить цвет на цвет)

Декоративное рисование

Общие задачи:

1Развивать чувство композиции в связи с построением узора на разных формах.

2Развивать чувство цвета.

3 Развивать способности различать стили декоративного искусства и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.

4 Совершенствовать технические навыки в рисовании.

Младший дошк. возраст. Главная задача педагога – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы.

Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым).

Средний дошк. возраст. Осн. задача педагога – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков.

Старший дошк. возраст. Главная задача педагога – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира.

Дети украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы.

 

 

38. Лепка как вид детской изобразительной деятельности. Задачи обучения лепке в дошкольном возрасте. Материалы и оборудование для лепки. Организация и методика проведения занятий по лепке в разных возрастных группах детского сада









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь