Типы и виды экономической безопасности

 

 

Глава VII

БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В процессе декомпозиции научной категории «экономическая безопасность», уже было отмечено (см. разд. 1.1.) деление этого понятия на два типа в зависимости от того, где реализуются национальные экономические интересы страны и жизненно важные экономические интересы (ЖВЭИ) ее хозяйствующих субъектов – вне или внутри ее экономического пространства.

Понятие национального экономического пространства дано в последующем изложении. Но, каким бы оно ни было, очевидно, что как внутри, так и вовне этого пространства успешная реализация упомянутых интересов зависит от надежности их защиты, и, следовательно, нуждается в обеспечении ее безопасности. При этом следует иметь в виду, что обеспечить защиту упомянутых интересов вне национального экономического пространства, как правило, труднее, чем внутри его. Исходя из этого, есть необходимость выделить защиту упомянутых интересов вне (за пределами) национального экономического пространства в особый тип безопасности, именуемый внешнеэкономической безопасностью или безопасностью внешнеэкономической деятельности.

Безопасность внешнеэкономической деятельности (БВД)есть защищенность жизненно важных интересов хозяйствующих субъектов данной страны, а также ее национальных интересов во внешнеэкономической сфере от угроз.

В свою очередь,внешнеэкономическая деятельность есть любая экономическая (то есть торговая, финансовая, страховая, транспортная, производственная, инженерно-строительная, посредническая и т.п.) деятельность, осуществляющаяся за пределами национального экономического пространства.

Национальным экономическим пространством принято считатьтерриторию (акваторию), на которой всякая хозяйственная деятельность осуществляется преимущественно на основе законодательства той страны, которой эта территория (акватория) принадлежит.

Закономерен вопрос, почему в данном случае не ставится знак равенства между этим пространством и национальной территорией? А потому, что в качестве национального экономического пространства может рассматриваться и совокупная территория двух (и более) государств, заключивших межгосударственный договор (соглашение) о полной унификации правовой базы в сфере хозяйственной деятельности. Это, например территории Швейцарии и Лихтенштейна, Франции и Монако, Италии и Сан-Марино, Индии и Бутана. К этому же ведут интеграционные процессы в Евросоюзе, а теперь и в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России.

Любая национальная экономика, особенно экономика рыночная, есть открытая система, характеризующаяся наличием многочисленных и разнообразных связей принадлежащих ей субъектов хозяйственной деятельности с субъектами хозяйственной деятельности, принадлежащих другим национальным экономикам. Более того, под влиянием глобализации хозяйственной деятельности и усиления процессов интеграции национальных экономик в единый мирохозяйственный комплекс эти связи все более укрепляются. Одним из наиболее наглядных свидетельств тому является рост транснациональных корпораций (ТНК).



Существует несколько определений ТНК. Так, одни авторы считают, что ТНК – это корпорация, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным,или же компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.Все это позволяет сделать вывод о том, что транснациональная корпорация – это компания, осуществляющая прямое (а не портфельное) инвестирование за границами той страны, в которой базируется ее штаб-квартира.

В настоящее время в мире насчитывается примерно 53 тысячи ТНК с 450 тыс. иностранных филиалов. ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит между ТНК. А очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. В частности, из 100 крупнейших экономик мира, 52 — это хозяйство транснациональных корпораций, а остальные — экономики отдельных государств. Получается, что хозяйственные комплексы ТНК в настоящее время формируют мировую экономику в такой же мере, как и хозяйственные комплексы существующих на Земном шаре государств.

В современном мире каждая страна (а также ТНК) имеет свою производственную специализацию и свои хозяйственные потребности, отчасти совпадающие с производственной специализацией и хозяйственными потребностями других стран. Вместе с тем, практически ни одна страна (и тем более ТНК) сейчас не может жить в условиях не то чтобы автаркии[85], но даже более или менее автономно от остального мира. Многие страны вынуждены в больших объемах экспортировать производимые ими товары и услуги для того, чтобы на вырученные средства импортировать те товары и услуги, которые они сами, по тем или иным причинам, не производят. Так, например, Люксембург вывозит до 95% всей производимой у себя продукции сталелитейной промышленности и 85% всего добываемого в стране угля. А на доходы от «стального» и «угольного» экспорта импортирует все необходимое. Ряд стран, такие, например, как Сингапур, Либерия, Гондурас, Кипр, Багамские острова в значительной мере существуют за счет посреднических торговых операций, так называемой «торговли флагом»[86] или предоставления услуг оффшорного характера.

Все это объясняет то факт, что и за пределами национального экономического пространства у каждой страны (а соответственно и ее хозяйствующих субъектов), как правило, имеются свои национальные (жизненно важные) экономические интересы.

В мировом хозяйстве под воздействием самых различных факторов (и отнюдь не всегда факторов экономических) эти интересы возникают, реализуются или не реализуются. Постоянно меняется и направленность действующих интересов. По этой причине практически каждый инонациональный экономический интерес представляет собой либо реальную, либо потенциальную угрозу жизненно важным внешнеэкономическим интересам данной страны, например, Российской Федерации. Потенциальная угроза может перерасти в реальную в случае, если реализация интереса, который ее формирует, будет прямо противоречить реализации соответствующего внешнеэкономического интереса (или интересов) данной страны или ее хозяйствующего субъекта (фирмы, банка и т.п.).

Реальные угрозы жизненно важным внешнеэкономическим интересам могут быть (и чаще всего бывают) внешними, а могут быть и внутренними. Внешними являются те угрозы, о которых уже упоминалось выше. Они могут исходить от хозяйствующих и иных субъектов, принадлежащих как раз к тому экономическому пространству, на котором хозяйствующие субъекты данного государства реализуют (или пытаются реализовать) свои внешнеэкономические интересы. Но они могут исходить и от хозяйствующих и иных субъектов третьих стран, то есть стран, также являющихся зарубежными по отношению к этому экономическому пространству.

Наличие внешних угроз внешнеэкономическим интересам вполне естественно и объяснимо. Сложнее с внутренними угрозами этим интересам. Их не всегда удается четко распознать.

Внутренние угрозы интересам внешнеэкономической деятельности данной страны могут проявляться, во-первых, в том, что в стране ничего не делается для того, чтобы повысить качество и понизить себестоимость отечественных товаров, сделать их конкурентоспособными на внешних рынках, и во-вторых, в том, что на внешних рынках один хозяйствующий субъект данной страны противостоит или действует в ущерб другому хозяйствующему субъекту этой же страны. Такое противостояние (а еще хуже – борьба) взаимно ослабляет этих субъектов и, как правило, одновременно усиливает субъектов третьих стран.

Причины возникновения внутренних угроз внешнеэкономическим интересам следует искать в недрах хозяйственного механизма и административного аппарата собственной страны. В условиях современной России таковыми причинами могут быть:

- сохранение низкого уровня используемых технологий, не позволяющего выпускать высококачественную и конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Следствием этого является по своему унизительная и в перспективе разорительная для России «сырьевая» специализация ее внешней торговли;

- отсутствие у России достаточно гибкой внешнеэкономической стратегии, учитывающей и успешно противостоящей разного рода внешнеполитическим кризисам, негативно воздействующим на внешнеэкономические связи нашей страны и нередко специально организуемым зарубежными недругами нашей страны с целью ослабления ее влияния в мире;

- неразвитость у российских продавцов практики и отсутствие опыта комплексной продажи товара и сопутствующих услуг (обучение местного персонала, послепродажного ремонта и обслуживания, лизинга и т.п.), что зачастую делает российскую продукцию (даже не менее качественную, чем у конкурентов) неконкурентоспособной на мировых рынках;

- алчность и беспринципность некоторых российских чиновников, готовых за сравнительно небольшие взятки (откаты) согласиться на невыгодные для российских хозяйствующих субъектов условия реализации их внешнеэкономических проектов.

Следует отметить, что обо всех этих «слабостях» прекрасно осведомлены наши зарубежные конкуренты. Следует признать, что они умело пользуются этими «слабостями». Так, крупнейшие, в основном американские, нефтяные монополии уже давно стремятся остановить продвижение российской нефти на мировых рынках. В частности, зная о том, что вследствие тяжелых условий добычи на Крайнем Севере России и, тем более, в Арктике себестоимость добычи основной части российской нефти выше, чем за рубежом, наши западные конкуренты не раз оказывали сильное давление на ОПЕК[87] с целью заставить эту организацию увеличить добычу относительно дешевой нефти и, тем самым, сбить ее сравнительно высокую цену, сформировавшуюся в последние годы на мировых рынках и делающую экспорт российской нефти прибыльным. Если цены на нефть на мировом рынке опустятся до ниже 30 долл. за баррель, российские нефтяные компании могут быть полностью вытеснены с зарубежных рынков, госбюджет России потеряет немалые доходы, а сама нефтяная промышленность не будет иметь средства на модернизацию и расширение.

Для лучшего понимания содержания угроз внешнеэкономической деятельности России необходимо несколько подробнее ознакомиться с особенностями формирования и реализации на современном этапе внешнеэкономических интересов США и их союзников, так как именно в них, как показывает практика, следует видеть основной источник угроз (в особенности внешних угроз) национальным внешнеэкономическим интересам нашей страны.

Выше тем уже отмечалось, что стратегия обеспечения экономической безопасности США носит наступательный, а по отношению к так называемым «недружественным» (для США) странам – даже агрессивный характер. Вследствие этого эта стратегия реализуется, прежде всего, за пределами экономического пространства США, точнее, за пределами ее национальной территории, так как американские власть предержащие числят сферой национальных экономических интересов едва ли не весь мир. В этом проглядывает империалистическая сущность американской внешнеэкономической политики. Американцы, конечно, всячески маскируют ее лицемерными рассуждениями о сохранении мирового экономического порядка, основанного на согласованных правилах свободной торговли, на свободе доступа к ресурсам, свободе выбора экономических партнеров и т.п. Однако везде, где только у них появляется возможность, американцы сразу же пытаются господствовать, навязывая всем свои «правила игры», признавая только эти правила, и зачастую не соблюдая правила, принятые всем мировым сообществом. При этом в отстаивании своих интересов за рубежом американцы не гнушаются никакими средствами, используют все законные и незаконные рычаги и каналы, в том числе и по линии Администрации Президента и Правительства США (возможности Минторга,[88] Госдепартамента, Минобороны, АНБ, ЦРУ[89] и др.), то есть осуществляют за рубежом откровенный силовой протекционизм деятельности своих хозяйствующих субъектов.

В настоящее время США доминируют в Экономическом и социальном совете ООН, во Всемирной торговой организации, в Международном валютном фонде, во Всемирном банке, в Вассенаарских договоренностях[90], словом во всех сколько-нибудь важных международных экономических организациях, договорах и соглашениях. Без их ведома, а если быть абсолютно точными, их указаний ни одно из этих объединений не делает ни одного серьезного шага.

Благодаря внедрению в деятельность этих объединений и вообще в практику международного экономического взаимодействия нравственных норм американских предпринимательства, мировое сообщество стараются «приучить» к нормальности такого позорного явления как «двойной стандарт».[91] Это явление приняло в настоящее время столь широкое распространение, что все больше превращается в еще одну, дополнительную угрозу внешнеэкономическим интересам многих стран, и, пожалуй, прежде всего, России. И это касается не только фактического установления США и их союзниками незаконных (то есть несанкционированных ООН) экономических блокад вокруг неугодных стран, каких как Куба, Иран, Северная Корея и др., а также оказания давления на те страны, которые, по мнению американцев, эти блокады нарушают. Вспомним только санкции американцев против ряда российских организаций, якобы поставлявших Ирану технологии наработки оружейного плутония. «Двойной стандарт» широко применяется и в обычной внешнеторговой практике. Так, например, продажи российских ракетных технологий Индии, по мнению американцев, совершенно недопустимы, так как они способны привести к подрыву военно-политической стабильности в регионе Южной Азии и даже всего Индийского океана. А продажи аналогичных технологий китайцами и немцами Пакистану почему-то американцев совсем не волнуют. Справедливости ради следует отметить, что при отстаивании своих экономических интересов США не очень-то церемонятся с соблюдением внешнеэкономических интересов даже своих ближайших союзников.

России, безусловно, необходимо учитывать все эти особенности формирования и реализации внешнеэкономических интересов США и их союзников при выработке и осуществлении своей внешнеэкономической политики, в особенности сейчас, когда наша страна вступила в ВТО.[92]

В условиях жесткого противостояния с конкурентами на мировых рынках формирование уже упоминавшейся выше гибкой внешнеэкономической стратегии Российской Федерации следовало бы начинать со всестороннего анализа ее внешнеэкономических интересов и установления ее целей. За тем, в соответствии с их содержанием должны планироваться необходимые мероприятия, фиксируются необходимые средства, устанавливаются ответственные органы и определяется сфера их ответственности в реализации государственной внешнеэкономической политики.

К национальным интересам России во внешнеэкономической сфере в настоящее время можно отнести:

- обеспечение и увеличение положительного сальдо торгового и платежного балансов нашей страны;

- закрепление российских хозяйствующих субъектов на мировых рынках товаров и услуг;

- увеличение объемов и расширение номенклатуры российского экспорта готовой промышленной продукции, особенно высокотехнологичной, при соответствующем уменьшении импорта такой продукции в интересах развития отечественных импортозамещающих технологий;

- относительное сокращение в структуре российского экспорта доли сырья и топлива, переход к экспорту продуктов первичной и вторичной переработки и обогащения природного сырья и топлива;

- поддержание импорта, минимально необходимого по объему и структуре, при котором в полной мере обеспечивались бы возможности реализации продукции отечественных производителей на внутреннем российском рынке;

- сохранение и расширение доступа России к зарубежным передовым технологиям в результате укрепления взаимовыгодных экономических связей с высокоразвитыми странами;

- интеграция российской экономики в систему мирового хозяйства на основе выгодного для России участия в международных экономических организациях и проектах;

- приобретение надежных и долгосрочных партнеров по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, создание при активном участии России мощного экономического союза стран.

Что же (или кто же) противодействует реализации российских интересов и достижению Россией целей, намеченных ею во внешнеэкономической сфере? Каковы угрозы национальным внешнеэкономическим интересам нашей страны?

Как мы уже отмечали выше, эти угрозы могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние угрозы мы уже рассмотрели выше.

Среди же основных внешних угрозвнешнеэкономическим интересам России можно назвать:

- стремление Запада сохранить и усилить сырьевую направленность российского экспорта при одновременном недопущении доминирования России на сырьевых рынках;

- усилить техническое отставание России;

- постоянные попытки зарубежных государств и ТНК под любыми (в том числе и не всегда законными) предлогами дискредитировать российскую продукцию, устранить российских продавцов высокотехнологичных товаров и современных услуг с мировых рынков;

- стремление Запада сохранить зависимость России от импорта многих видов продовольственных и потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования;

- стремление США и их союзников, ни при каких условиях, не предоставлять (продавать) России современные промышленные технологии.

Таким образом, само наличие достаточно весомых угроз национальным интересам России во внешнеэкономической сфере свидетельствует о существовании многих серьезных проблем обеспечения безопасности ее внешнеэкономической деятельности. Причем, некоторые из этих проблем (таких, например, как общая технологическая отсталость нашей экономики, неконкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности) являются весьма застарелыми. Они, если так можно выразиться, достались нам в наследство от административно-плановой экономики, и, очевидно, еще долго будут отрицательно сказываться на обеспечении безопасности внешнеэкономической деятельности нашей страны.

А сама же безопасность внешнеэкономической деятельности России в настоящее время далека от состояния обеспеченности. Сейчас наша продукция,безусловно, конкурентоспособна только на мировых рынках сырья, топлива и металлов, и не безусловно – на рынках оружия, стали и химических удобрений. Число российских организаций, участвующих в реализации каких-либо зарубежных хозяйственных проектов, в настоящее время можно пересчитать по пальцам. Наши капиталовложения за границей – это либо наши «нефтяные» и «газовые» доходы, которые мы вкладываем в зарубежные активы, имеющиекак правило доходность меньшую, чем уровень инфляции в России. Или же это «теневые» либо криминальные деньги, которые также не приносят стране никаких доходов. Более того, их еще надо суметь получить назад. Велик и внешний долг российских корпораций (более 500млрд дол.), за который расплачиваться предстоит, скорее всего, государству, то есть нам – российским налогоплательщикам. А в дополнение ко всему Запад (как правило, весьма консолидированно) начинает по любому поводу грозить России экономическими санкциями.

Ситуацию с обеспечением безопасности внешнеэкономической деятельности России, конечно, можно изменить к лучшему. Для этого, прежде всего, необходимо резко изменить структуру российской экономики в сторону преимущественного развития высокотехнологичных наукоемких ее отраслей. Быстро сделать это будет, скорее всего, невозможно. Но опыт Китая дает нам основание для того, чтобы выстроить такую долгосрочную экономическую программу (например, с использованием «локомотивов» экономики[93]), которая бы поэтапно, но неуклонно вводила Россию в число производителей наиболее конкурентоспособной в мире продукции. А опираясь на результаты реализации такой программы, следовало бы выстраивать и соответствующие мероприятия по обеспечению безопасности внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов.

Мероприятия эти весьма разнообразны. Они проистекают из осознания в российских «коридорах власти» национальных интересов нашей страны и угроз этим интересам во внешнеэкономической сфере.

В апреле 1998 г. был принят Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Наличие такого закона уже само по себе является положительным моментом в обеспечении безопасности внешнеэкономической деятельности даже несмотря на то, что в основном он посвящен регламентации деятельности импортеров иностранных товаров на внутреннем российском рынке.

Что же касается отстаивания наших экономических интересов за границей, особенно после вступления России в ВТО, то мы, конечно, не можем придать соответствующим мероприятиям столь же агрессивный характер, как это делают в подобных случаях американцы. Однако начать хотя бы с наведения элементарного порядка в контроле за потоками в нашу страну и из нее товаров и капиталов мы можем. Мы можем, не нарушая правил ВТО, выработать согласованные и выгодные для страны позиции наших экспортеров и импортеров при их выходе на мировые рынки. При определении состава, структуры и объемов импорта мы можем с выгодой для себя (то есть отечественных производителей) сочетать элементы свободной торговли и протекционизма, например, путем постановки нетарифных барьеров (квот, антидемпинговых и компенсационных пошлин, экологических нормативов, норм качества и т.п.), как, в частности, это было неоднократно проделано с ввозом в Россию иностранной водки, мяса и другойпищевой продукции.Мы вполне можем освоить, и даже сами совершенствовать современные маркетинговые информационные технологии, комплексные методы продаж и послепродажного сохранения на рынке. Мы, наконец, не только можем, но и должны максимально задействовать возможности всех наших внешних государственных органов и их зарубежных аппаратов,

во-первых, для сбора необходимой нашим хозяйствующим субъектам информации об их зарубежных конкурентах,

во-вторых, для создания благоприятной обстановки, минимизации рисков и всесторонней поддержки деятельности эти субъектов на внешних рынках,

в-третьих, для обеспечения формальной защиты интересов и неформального «прикрытия» этих субъектов при предъявлении к ним каких-то необоснованных финансовых и иных требований, нарушении их контрагентами своих договорных обязательств, возникновении вокруг у них иных коммерческих трудностей конфликтных ситуаций.

 

ПРАКТИКУМ

Теперь Вы должны уметь:

1. Представлять себе сущность безопасности внешнеэкономической деятельности.

2. Выявлять проблемы обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности современной России.

3.Оценить то или иное проявление активности США и их союзников с точки зрения обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности нашей страны.

4. Раскрыть суть основных внутренних угроз национальным интересам России во внешнеэкономической сфере.

5. Раскрыть суть основных внешних угроз национальным интересам России во внешнеэкономической сфере.

6. Объяснить причины применения американцами «двойного стандарта» во взаимоотношениях со своими контрагентами.

7. Уяснить для себя возможные пути обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности нашей страны.

 

Вопросы для самопроверки и повторения.

1. Причины столкновения экономических интересов стран на мировых рынках?

2. С какими трудностями сталкиваются российские хозяйствующие субъекты при выходе на мировые рынки?

3. Какие российские товары являются конкурентоспособными на мировых рынках?

4. В чем состоят национальные интересы России во внешнеэкономической сфере?

5. Какие преимущества получила Россия во внешнеэкономической сфере, вступив в ВТО?

6. Как следует отстаивать национальные интересы России во внешнеэкономической сфере?

 

Новые понятия и термины:

Безопасность внешнеэкономической деятельности, национальное экономическое пространство, автаркия, Вассенаарские соглашения, двойной стандарт, «торговля флагом», «локомотивы» экономики.

 

 

ГлаваVIII









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь