Основные этапы изготовления наборных форм

 

Свое начало история развития печатных форм берет в IX в. в Корее. Корейцы изготавливали печатные формы на мягком камне, а позже — на деревянных досках и бронзе (ксилография). Тональность изображения на оттиске (белый, серый, черный) передавалась за счет ширины печатающего элемента. В XI в. появилась технология изготовления печатных форм из отдельных глиняных брусочков, которые разделялись между собою бамбуковыми дощечками.

История высокой печати начинается с изобретения И. Гу­тен­бергом в Страсбурге разборного шрифта. В 1440 г. Гутен­берг ввел литые металлические литеры, из которых можно было набирать слова для печатания.

Вклад Гутенберга в развитие в Европе технологии высокой печати получил всемирное признание после того, как он напечатал знаменитую Библию Мазарини.

6 августа 1517 г. Ф. Скорина в Праге первым среди вос­точ­ных славян напечатал «Бiблiю» — первую книгу на белорус­ском языке. В Библии Ф. Скорина поместил персональные пре­дисловие и заключение, около 50-и гравюр и 3 собствен­ных портрета. На титульном листе Библии, как считают исследователи, просматривается печать (герб) Скорины как доктора медицины.

Симон Будный — одаренный писатель, отличный педагог, философ и богослов — продолжил традиции, заложенные сла­вян­скими просветителями. В 1562 г. в Несвижской типо­гра­­фии вышла написанная им книга на старобелорусском языке под названием «Катехизис, или Стародавняя христиан­ская наука для простых людей». Издание Будного состояло из четырех основных разделов: «О десяти заповедях Божьих», «О вере», «Про молитву Господа», «О святых Тайнах». Буквально через три месяца после издания «Катехи­зиса...», 11 октября 1562 г. вышло новое произведение С. Буд­ного на старобелорусском языке — «Оправдание греш­ного человека перед Богом».

В России в 1553 г. И. Грозный издает указ о создании первой типографии в Москве. Монах И. Федоров и его по­мощ­ник П. Мстиславец выполнили все работы по соз­данию печатного оборудования, разработке и созданию шрифтов. Первого марта 1564 г. была выпущена 1-я русская книга «Апостол». Она отличалась прекрасным полиграфическим исполнением, и печать в две краски осуществлялась в один прогон.

В 1702 г. по указу Петра І на Руси выпускается первая русская газета «Ведомости», потом она стала называться «Рос­сийские ведомости». Толчком для дальнейшего развития книгоиздательского дела на Руси явилась проведенная Пет­ром І в 1710 г. реформа российской письменности (алфавита).

Первоначально шрифт отливали вручную шрифтоли­тей­щи­ки, каждый из которых измерял его на свой лад. Но когда выросла целая отрасль полиграфической промышленности, возникла потребность в единообразии, и в 1764 г. была вве­де­на типографская система измерения в пунктах. Ее разработал француз П. Фурнье, а позднее усовершенствовал Ф. Дидо, после чего она широко распространилась в промышленности. Этой системой пользуются во многих странах (в том числе и в России), кроме Англии, США и некоторых других, где принята несколько видоизмененная система.



Первые печатные машины представляли собой ручные де­ре­вянные прессы. В Северной Америке на первом таком прес­се начал работать в 1638 г. С. Дей в Кембридже (шт. Мас­сачусетс). В 1790 г. В. Николсон в Великобритании изо­брел плоскопечатную машину; приблизительно в 1800 г. Ч. Стен­хоуп построил первую чугунную печатную машину с ручной подачей бумаги; в 1810 г. Ф. Кениг ввел в действие первую плоскопечатную машину с паровым приводом; в 1827 г. И. Адамс изобрел тигельную печатную машину с па­ро­вым приводом; в 1865 г. В. Баллок создал первую рулон­ную печатную машину.

Примерно в 1796 г. в Мюнхене (Германия) А. Зенефельдер начал применять метод литографии. Процесс был основан на использовании пористого кельхаймского камня, который лег­ко полировался, приобретая гладкую шелковистую поверх­ность. Зенефельдер наносил свои рисунки на такой камень жирными карандашами, сделанными из воска, ламповой ко­по­ти, масла и мыла. При увлажнении камень впитывал воду толь­ко там, где его поверхность не была намаслена каранда­шом.

Благодаря успехам Зенефельдера, изготовлявшего высоко­ка­че­ственные литографии, литографический способ печати ши­роко распространился по всему миру. Но техника оста­ва­лась примитивной, пока во второй половине XIX в. не была изобретена усовершенствованная плоскопечатная машина, для которой изображения приходилось рисовать или вытрав­ливать на каменной форме в зеркально отраженном виде, чтобы они имели правильный вид после переноса на бумагу.

Изобретение первой литеронаборной машины в 1823 г. приписывается В. Черчу, американцу, жившему в Англии. Позднее его машину усовершенствовал Д. Брюс. Но лишь в 1885 г. О. Мергенталер, изобретатель немецкого происхож­де­ния, работавший в США, запатентовал первую строкоотлив­ную машину — линотип. Буквоотливную машину монотип изо­брел Т. Ланстон в 1888 г. В 1905 г. У. Лудлоу создал круп­нокегельную строкоотливную машину, а в 1911 г. Г. Рид­дер построил первую строкоотливную машину — интертип.

В 1905 г. А. Рубел в США изобрел офсетную печать и построил печатную машину с переносом изображения с пе­чат­ной формы сначала на промежуточный передаточный цилиндр, а затем уже на бумагу. В 1906 г. аналогичную машину разработал и начал выпускать Ф. Харрис.

Хотя офсетная печать заняла ведущее место в мире печати, первоначальная литографская техника Зенефельдера с камен­ными формами по-прежнему применяется для изготовления высокохудожественных репродукций.

В 1932 г. завод точного машиностроения в Ленинграде вы­пус­тил первую советскую наборную строкоотливную маши­ну Н-1 (Н-2). Этот завод выпускал наборные строкоотливные машины до начала 90-х годов. С 1961 г. на этом же заводе начинается массовый выпуск фотонаборного оборудования (в начале «Каскад», «Квинт», затем «Квинт-СМ»). В состав этого оборудования входили машины, кодирующие тексто­вую информацию с последующей расшифровкой этих кодов и распечаткой информации на пленке, а также устройство для создания монтажа фотографии.

Выводы. Пройдя длинный путь эволюции, шрифт в на­стоя­щее время является основным элементом дизайна. С по­мощью шрифта воплощаются основные идеи, и подчерки­вает­ся тематическая направленность издания. Лучшие образ­цы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, удобочитаемость и красота которых проверена вре­ме­нем. Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры. Известный уче­ный, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень вер­но заметил, что «…не зная истории письменности, невоз­мож­но вникнуть в сущность искусства шрифта. Чело­век, знако­мый с закономерностями развития шрифта на классической основе, никогда не впадает в дилетантство и не начнет раньше времени сочинять собственные буквы».

 


Ключевые понятия: шрифт; виды письма (пиктографи­чес­кое, идеографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо); разновидности древнейших шрифтов (клинописный, капи­таль­ный, римский маюскул, рустика, унциал, полуунциал, минускул, готический, ротонда, классическая антиква, калли­графия, новая антиква, гротеск); старославянские шрифты (устав и полуустав).

Вопросы и творческие задания

1. Проанализируйте основные этапы развития письмен­ности.

2. Приведите примеры отражения истории культурного развития общества в декоративном оформлении элементов шрифта.

3. Какое влияние на развитие книгопечатания и изготовле­ние печатных форм оказали белорусские книгопечатники?

4. Создайте собственный образец шрифта, опираясь на опыт немецкого художника и геометра Альбрехта Дюрера.

5. С помощью программ компьютерной графики (Adobe Photoshop и Corel DRAW) создайте декоративную буквицу.

 

Литература

Искусство шрифта. Работы московских художников кни­ги. 1959—1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с.

Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Кни­га, 1979. — 124 с.

Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический му­зей, 1974. — 228 с.

Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Сем­чен­ко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с.

Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Книга, 1966. — 269 с.

Шицгал, А. Г.Русский типографский шрифт. Вопросы исто­рии и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с.


ПОДГОТОВКА ПУБЛИКАЦИИ К ИЗДАНИЮ

 

Основные вопросы

1. Концепция издания.

2. Основные этапы подготовки печатных документов.

3. Макетирование документа с использованием настольной издательской системы.

4. Основные элементы макета.

 

Цель. Изучение этапов подготовки публикации к изданию и разработки проекта оформления, принципов макетирования издания и видов макетов, ознакомление с различными фор­матами полиграфической продукции.

2.1. Концепция издания

 

Подготовка публикации к изданию — сложный и про­дол­жи­тельный процесс. Он состоит из нескольких взаимо­связан­ных этапов. До появления настольных издательских систем (DeskТop Publishing) каждый этап выполняли профессионалы узких специализаций: технические и художественные редак­то­ры, корректоры, наборщики, верстальщики, печатники и дру­гие. Мощность средств автоматизации издательского тру­да в настоящее время настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию, за исключением книг необычайной типографской сложности, от типографий почти полностью перешел в руки автора и издательства. Поэтому важно, чтобы каждый специалист, занимающийся подготовкой публикации к изданию, хорошо знал основы изда­тельского дела, разбирался в технологических особен­нос­тях отдельных этапов, учитывал их взаимосвязь и взаимо­зависимость. Без этого нельзя грамотно сверстать книгу, осо­бен­но сложную, с большим количеством различных единиц тек­ста, таких, как сноски, таблицы, формулы, иллюстрации, указатели и прочие.

Подготовка печатных документов высокого качества с по­мощью настольных издательских систем осуществляется, как правило, по следующей схеме.

1. Разработка проекта оформления и макетирование до­ку­мента с использованием настольной издательской систе­мы. Основой для разработки проекта оформления и макета издания служат:

– тип издания, т. е. определяется жанр произведения, чи­та­тельская категория, срок пользования. При этом необходимо учитывать технические и технологические возможности по­ли­графической базы;

– объем издания в авторских листах. На этом этапе опре­де­ляются формат набора, размеры полей, положения номеров страниц, расположения колонтитулов, метод спуска полос и так далее, а также обработка элементов изображений, раз­ме­щение иллюстраций, текста и других позиционных данных;

– состав издания, а именно: количество и виды текстов; опре­деляется, какой тип материалов, текстовый или графи­чес­кий, будет играть главную роль в публикации; какие ма­те­риа­лы публикации будут зрительным центром; как выразить единый стиль оформления публикации; что будет связующей нитью графических и текстовых материалов;

– планируемый тираж. От тиража в большой степени зави­сит использование того или иного способа печати.

2. Подготовка текстового и графического материала.Ма­териал может вводиться в наборное устройство разными способами. Прямой ввод осуществляется непосредственно с клавиатуры, подключенной к наборному устройству. Устрой­ства оптического ввода сканируют машинописный оригинал, преобразуют изображение в электронные сигналы и реги­стри­руют его. Универсальные оптические сканеры могут чи­тать тексты, выполненные любым машинописным или типо­граф­ским шрифтом. Текст выводится на монитор, что дает возможность вносить правку с помощью специальных тек­сто­вых процессоров.

Для ввода и редактирования графического материала используются цифровые электронные системы ввода (сканер, цифровые фотокамеры и видеокамеры), специальные графи­чес­кие пакеты, в первую очередь Adobe Photoshop и CorelDraw.

3. Электронное цветоделение.Цветоделением называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK (желтую, пурпурную, голубую и чер­ную). В традиционной полиграфии используются элек­трон­ные цветоделительные машины, которые появились в 1950-х годах. Они позволяют упростить и ускорить операции цветоделения и цветокоррекции. Такие машины состоят из четырех основных узлов:

– входного вращающегося барабана, на котором закре­п­ля­ет­ся оригинал;

– сканирующей головки с фотоэлементами и светофиль­тра­ми, которые дают электронные сигналы интенсивности красного, зеленого и синего цвета;

– цветоделителя-цветокорректора, преобразующего цвето­вые сигналы в четыре печатных цвета, скорректированных в соответствии с установленной программой;

– выходного вращающегося барабана, на котором закреп­ле­на выходная фотопленка для экспонирования цветокоррек­тированными изображениями, что дает желтую, пурпурную, голубую и черную фотоформы.

Электронная цветоделительная машина позволяет сокра­тить время, затрачиваемое на цветоделение, с 4 часов и более до 10 минут и менее, устраняя при этом в большинстве слу­чаев необходимость в ручной цветокоррекции.

4. Верстка.Верстка — это компоновка текстового и гра­фи­чес­кого материала согласно созданному макету на стра­ницах издания, которые могут служить репродуцируемыми ориги­на­лами при изготовлении печатных форм.

5. Печать документа (оригинала-макета).Для малоти­раж­ных изданий может быть использован обычный лазерный принтер. В настоящее время существует возможность ско­рост­ной передачи сверстанных данных на большие расстоя­ния на традиционную типографию. Для этих целей могут быть использованы обычные телефонные линии, коаксиаль­ные СВЧ-кабели, радио со спутниковой ретрансляцией и оптические кабели (лазерные лучи).

Следует отметить, что эффективная работа с настольными издательскими системами накладывает определенные требо­ва­ния на используемую компьютерную технику. Во-первых, сверстанные изображения требовательны к объему оператив­ной памяти и производительности жесткого диска на всех этапах обработки информации — как при сканировании, так и при обработке и выводе на печать. Во-вторых, обработка и наложение эффектов на изображение отнимает много ресур­сов центрального процессора. От его мощности зависит темп работы. В-третьих, комплектующие компьютера должны быть совместимы друг с другом, чтобы обеспечивать ста­биль­ную работу. Дополнительные требования налагаются и на монитор, который должен обеспечивать высокое качество изображения и высокое разрешение.

 

2.2. Разработка проекта оформления

 

Проект оформления должен содержать следующие данные: формат бумажного листа; формат издания; формат полос на­бора, размеров раскладки полей и процентов использования бумаги; способы и виды печати; выбор спуска полос; выбор шрифтов для набора текстов; внешнее оформление.

Формат бумажного листа. Основным материалом для изготовления печатных изданий является печатная бумага, выпускаемая в широком ассортименте. Различают рулонную и флатовую бумагу. Рулонная бумага — это бумажная лента до 7 километров, намотанная на втулку. Формат рулонной бу­маги — ширина бумажной ленты. Формат листовой (фла­то­вой) бумаги — это размеры ее сторон. Обозначают этот фор­мат следующим образом: 60×90, 70×100, где первая цифра указывает ширину, а вторая — длину бумажной ленты.

В Европе форматы типографской бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Между­на­род­ной организации стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем — DIN (Deutsche Industrie-Norm) — Немецкий промышленный стандарт. Не­мец­кий стандарт определяет форматы так называемой Ах-серии. Все форматы представляют собой производные от основного формата DIN А0, который имеет размеры 1189 мм × 841 мм. При разрезке этого листа пополам поперек длинной стороны, получается лист стандарта DIN А1. Повторяя эту операцию, получаются листы других форматов. В табл. 2.1 приведены названия форматов DIN и их размеры в мил­лимет­рах и дюймах.


Таблица 2.1

Формат (DIN) Миллиметры Дюймы
А0 841 × 1189 33,1 × 46,8
А1 594 × 841 23,4 × 33,1
А2 420 × 594 16,5 × 23,4
А3 297 × 420 11,7 × 16,5
А4 210 × 297 8,3 × 11,7
А5 148 × 210 5,8 × 8,3
А6 105 × 148 4,1 × 5,8

 

Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и А3.

Формат издания. Формат издания — это размер страницы издания после обрезки блока. При выборе формата издания необходимо предусмотреть следующие данные:

– площадь страницы издания, позволяющую разместить тек­стовые и иллюстрационные элементы в удобочитаемом ви­де; особое внимание следует уделить иллюстрационному материалу, таблицам и формулам;

– оптимальные пространственные пропорции издания (соот­ношение толщины и площади формата), исходя из его объема.

Для расчетов используются специальные, утвержденные ГОСТом таблицы, где формат издания указан в миллиметрах, или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа. Например, 100×601/8. Знаменатель дроби представляет собой произведе­ние двух чисел, показывающих, на сколько равных частей разделен лист по ширине и по длине для образования данной страницы и, следовательно, данного формата издания. Наибо­лее распространены следующие доли: 1/8, 1/16, 1/32. При доле 1/8 длинная сторона листа делится на 4 части, а короткая — на 2; при 1/16 — на 4 и 4; при 1/32 — на 8 и 4.

Издание того или иного формата получают путем сгибания (фальцовки) бумажного листа определенное число раз с по­сле­довательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов.

Чтобы определить формат издания до обрезки, необходимо размеры сторон выбранного листа разделить на соответ­ствую­щие сомножители определителя доли. Формат издания после обрезки находят, уменьшив ширину издания на 5, а вы­со­ту — на 10 мм (издание подрезается сверху и снизу на 5 мм).

В ряде случаев необходимо выпустить издание в ориги­нальном формате, близком, например, к квадрату. Это может быть продиктовано характером пропорций или размером иллюстраций, конструкцией табличного и другого материала, который надо разместить в издании. Особенно часто приме­ня­ют оригинальные форматы в рекламных изданиях, катало­гах, проспектах и так далее. В этом случае допускается исполь­зовать форматы со знаменателями доли 24, 20, 18 и другие.

Формат полос набора, размеров раскладки полей и процен­тов использования бумаги. Формат полос набора, размеров раскладки полей обычно сведены в специальные таблицы, ко­то­рые приведены в ГОСТ 5773–90 «Издания книжные и жур­наль­ные. Форматы», ОСТ 29.106–90 «Оригиналы изобрази­тель­ные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия», ОСТ 29.124–94 «Издания книжные. Об­щие технические условия», ОСТ 29.125–95 «Газеты. Общие технические требования», ОСТ 29.127–2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия».

Предусматривается три варианта проекта оформления для книжных изданий и два варианта для журнальных изданий. Первый вариант оформления используется для учебников, материалов научных конференций, тезисов докладов, автор­ских рефератов диссертаций, учебно-методических пособий, нормативно-производственных изданий, прейскурантов, боль­­­­шей части журналов. Второй вариант используется для большей части художественно-политической, научно-попу­ляр­ной, справочной, детской литературы, а также для журна­лов, предназначенных к длительному хранению. Третий вариант оформления используется для собрания сочинений, монографий, отдельных произведений политической, науч­ной, художественной и детской литературы.

Полоса набора должна быть достаточной для размещения в ее границах любого текстового и иллюстрационного элемен­та издания.

Формат полос набора, размещение раскладки полей изме­ряется в единицах типографической системы измерений.

Наименьшая единица этой системы — пункт (пт). Она составляет в отечественном металлическом наборе 0,376 мм. Существует американская система, в которой пункт равен 0,353 мм. Наибольшая единица — квадрат. Один квадрат сос­тав­ляет 48 пунктов, или 18,0432 мм в отечественном метал­ли­ческом наборе и 16,944 мм для импортных полиграфи­чес­ких машин.

Существуют также промежуточные единицы измерений, названия которых используются как для обозначения размера шрифтов, так и для выражения различных размеров и расстояний в печатной форме (см. табл. 3.1).

Вертикальный размер шрифта измеряется только в пунк­тах. Длина строки измеряется в пиках. Размеры бумаги и ил­лю­страций измеряются в миллиметрах или дюймах. Единица измерения ширины межбуквенных и межсловных пробелов — тысячная доля круглой шпации. Круглая шпация (em-space или ems) равна кеглю шрифта, полукруглая (en-space) равна половине ems, тонкая шпация (thin-space) равна одной четверти ems.

На рисунке 2.1 схематично представлены линейки, отра­жающие соотношения между разными единицами измерений.

 

Рис. 2.1. Соответствие между разными единицами

изме­ре­ний

 

Точные соотношения единиц измерения:

Point (пункт) равен 1/72 дюйма, или 0,3528 мм;

Pica (пика) равна 12 пунктам, или 1/6 дюйма, или 4,23 мм;

Inch (дюйм) равен 6 пикам, или 72 пунктам, или 24,5 мм.

Сокращения единиц измерения, принятые в большинстве про­грамм, предназначенных для компьютерной верстки, при­ведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Название единицы измерения Сокращение
1 дюйм 1j
1 пика 1p (p после числа)
1 пункт p1 (p перед числом)
2 пики и 6 пунктов 2p6 (p между числами)
9,5 пунктов 0p9,5

Способы и виды печати. На виды и способы печати влияет характер иллюстрационного материала и тираж издания. Вы­бо­ру способа печати должно предшествовать тщательное изу­чение иллюстрационного материала, выбранного для по­ме­щения в издание.

Существует 3 основных вида печати: высокая, офсетная, глубокая.

При высокой печати печатающие элементы формы нахо­дятся выше пробельных элементов. Текстовая часть издания печатается в этом случае с металлического набора (линотип­ного, монотипного и крупнокегельного), а иллюстрационная часть — с цинкографических клише. Этот вид печати прием­лем для любого вида издания. Он недостаточно эффективен для воспроизведения репродукций с гравюр, акварельных изо­бражений, рисунков, выполненных тушью. Эти изображе­ния лучше воспроизводить способом офсетной печати. Максимальная тиражеустойчивость — 35–40 тыс. оттисков.

При глубокой печати печатающие элементы находятся ни­же пробельных. Глубокой печатью в настоящее время печа­тают­ся преимущественно издания, содержащие большое чис­ло однокрасочных полутоновых иллюстраций при значитель­ном тираже. Для воспроизведения текста способом глубокой печати рекомендуются малоконтрастные шрифты. Предпоч­те­ние следует отдавать гротесковым шрифтам.

При офсетной (или плоской) печати печатные элементы форм находятся на одной плоскости с пробельными, но пе­чат­ные элементы обладают способностью удерживать краску и передавать ее при контакте с бумагой. Для изготовления пе­чатных форм при офсетной печати сначала готовят диапо­зи­тивные пленки текстов и репродукционных элементов, за­тем полученные изображения переводят на печатную форму. Диапозитивные пленки для репродукционных элементов изда­ния готовят в масштабе, указанном на оригинале репро­ду­цируемого оригинала. Для многоцветных репродукций го­товят диапозитивы, разделенные на краски. Офсет позволяет воспроизводить с высоким качеством как одноцветные, так и многоцветные тексты и иллюстрации.

Выбранные виды печати фиксируются в проекте офор­мле­ния.

Более подробно способы и виды печати будут рассмотре­ны в разделе 6.

Выбор спуска полос. Спуском полос при печати называется расстановка наборных полос по определенной схеме с таким расчетом, чтобы после печати листа с двух сторон, разрезки и фальцовки получилась тетрадь с правильной последова­тель­ностью страниц. Знание спуска полос необходимо оформи­телю издания для решения ряда технологических вопросов, в частности для обеспечения односторонней цветной печати, разработки макета издания с выпуском иллюстраций под обрез и др.

Выбор шрифтов для набора текстов. Приступая к раз­ра­бот­ке проекта оформления, устанавливают, какие виды тек­стов содержатся в оригинале издания. Текст издания можно разделить на четыре основные группы.

1. Титульные элементы (фронтиспис, авантитул, титул и шмуцтитул).

2. Основной текст, который используется для раскрытия содержания издания.

3. Дополнительный текст, который дополняет и конкрети­зи­рует основное содержание. Это эпиграфы, внутритекс­то­вые, постраничные и затекстовые примечания, лозунги, би­блио­течные и торговые индексы, списки и справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, объявления, предвы­пускные и выпускные сведения, знак охраны авторских прав, аннотационная каталожная карточка, подрисуночные подпи­си, таблицы, наборные схемы, математические и химические формулы.

4. Справочно-вспомогательный текст, который помогает пользоваться изданием. Это оглавления, предметные или именные указатели, колонцифры и колонтитулы.

Для каждого вида текста следует выбрать следующие пара­мет­ры: формат набора, гарнитуру, кегль, начертание шрифта, выключку строк, величину междустрочных пробелов (интер­линьяж).

При этом следует учитывать деформирующие свойства назначенного способа печати.

Внешнее оформление. В проекте оформления фиксируют вид внешнего оформления (суперобложка, тип обложки или пе­реплета), а также способы их полиграфического исполне­ния: изготовление печатной формы (набор, репродукция), вид печати, красочность, способы облагораживания.

К репродукционным оригиналам внешнего оформления предъявляются такие же требования, как и к оригиналам иллю­страций.

При этом разрабатывают внешний вид, размеры и принцип оформления суперобложки (бумажная, тканевая или целло­фа­новая обертка, надеваемая на обложку или переплет изда­ния для предохранения от загрязнения); обложки (простей­шее внешнее покрытие печатного издания, состоит из двух сто­рон, а в издании объемом больше 64 стр. имеет кореш­ковую часть); вид переплета, форзаца (сфальцованный в один сгиб лист плотной бумаги, служащий для скрепления блока книги с переплетными крышками). Его формат в готовом издании равен формату разворота издания после обреза.

 

Макетирование документа

 

Виды макетов. После разработки проекта оформления изго­тавливают макет издания. Наличие макета позволяет на­гляд­но оценить уровень художественного и технического офор­мления издания. В зависимости от характера издания предусматривается макетирование издания в виде принци­пиального или полнообъемного (расчетного) макета.

На листах принципиального макета, по формату равных формату оформляемого издания после обрезки, показывают в натуральном размере принципы размещения всех наборных и репродукционных элементов, содержащихся в издании. По­ка­зывают также оформление суперобложки, обложки, пере­пле­та, титульных элементов, расположение текста на началь­ных полосах, варианты расположения иллюстраций и подри­су­ночных подписей, варианты расположения иллюстраций с подписями относительно текста, заголовки на начальных по­лосах и в тексте, расположение сносок, а также принципы верстки затекстовых элементов (примечаний, указателей, био­гра­фических справок, списков литературы, выпускных дан­ных и др.).

В очерченных полосах набора обозначают контуры оформ­ляемых элементов согласно проекту оформления. Вместо очер­чивания можно прибегнуть к наклейке на макет услов­ных текстовых и репродукционных оттисков, взятых из дру­гих изданий.

На листахполнообъемного (расчетного) макета текстовые элементы оригинала выражают в наборных строках соответ­ст­вую­щих кеглей, начертаний и форматов, т. е. к началу работ над макетом оформитель располагает точным расчетом текста применительно к будущему набору.

В соответствии с планом оформления на макетных листах простым карандашом в натуральную величину последо­ва­тельно вычерчивают контуры каждого текстового блока и репродукционного элемента. В тексте при этом указывают, на какой странице макета он должен быть расположен, а на макете — номер оригинала текстового или иллюстрацион­ного материала.

Расчетный макет, вычерченный карандашом, позволяет получить точное представление о взаимном расположении элементов издания на каждом развороте, однако не дает пол­ного зрительного впечатления о страницах будущей книги. Поэтому лучше на макетах, подготовленных для расчетного макета, не вычерчивать элементы издания, а наклеивать иллюстрации и тексты, вырезанные из других изданий. Кегль шрифта этих текстов выбирают соответственно кеглю шриф­тов, выбранному для оформляемого издания, и, желательно, той же гарнитуры.

Расчетный макет обычно составляют еще до изготовления оригиналов иллюстрационного материала. Это позволяет для каждой иллюстрации выбрать наиболее удачные размеры. Особое внимание следует обратить на разворотные иллю­стра­ции, т. к. они ни в коем случае не должны попадать в разные листы (т. е. на последнюю страницу одного и первую страницу следующего за ним листа).

Существуют специальные таблицы и сетки, которые поз­воляют производить подсчет объема текста в зависимости от гарнитуры и кегля, количества символов в одной строке полосы набора и количества строк полосы набора. Эти дан­ные значительно облегчают изготовление расчетного макета издания.

Макетирование документа в настольной издательской системе. В настольных издательских системах формат поло­сы набора, размеры полей, положение номеров страниц, рас­по­ложение колонтитулов модулируются с помощью вспомо­гательных линий.

Вспомогательные линии представляют собой тонкие ли­нии, которые не выводятся на печать, но отображаются на экране. Их положение на странице документа можно изме­нять. Совокупность вспомогательных линий на странице обра­­зует модульную сетку. Модульную сетку часто назы­вают шаблоном или трафаретом. Она используется для вы­рав­нивания и точного размещения объектов верстки. Мо­дуль­ная сетка любой страницы обычно строится из трех типов вспомогательных линий: границ полей, границ колонок и направляющих. Рассмотрим особенности каждого типа.

Границы полей ограничивают полосу набора страницы. Это наименее подвижные из вспомогательных линий. Их вообще нельзя сдвинуть курсором, изменить их положение можно лишь, задав другие значения полей документа с помощью специальной команды (обычно, из меню Файл). На мониторе границы полей обозначаются тонкими линиями, образующими на странице прямоугольник — полосу набора.

Границы колонок — это вертикальные вспомогательные ли­нии, образующие колонки. Особое свойство границ ко­ло­нок в том, что они при размещении направляют текст по обра­­зован­ным ими колонкам. Границы колонок можно сме­щать, изменять их количество и положение на странице в соответ­ствую­щих диалоговых окнах. Границы колонок также обоз­на­чаются на мониторе тонкими линиями.

Направляющие(используются только в специальных про­грам­мах компьютерной верстки) — этоспециальные линии, произвольно располагаемые на странице. Направляющие пе­ре­таскиваются на страницу с линеек и могут быть как верти­каль­ными, так и горизонтальными. Положение направляю­щих может определяться вручную или в диалоговом окне. На экране они отображаются тонкими линиями. Цвет направ­ляю­щих обычно отличается от цвета границ колонок и гра­ниц полей.

Выводы. Макетирование документа — самая творческая часть издательского процесса. Каждый дизайнер макетов опи­рается на свой опыт и художественный вкус. Рекомен­дует­ся внимательно анализировать готовую издательскую про­дукцию, фиксировать достоинства, дизайнерские находки и отмечать недостатки. Это поможет в будущем при создании собственных проектов избегать ошибок, изготавливать каче­ствен­ные и композиционно цельные макеты.

Ключевые понятия: верстка, электронное цветоделение, принципиальный макет, полнообъемный макет, спуск полос, типографические единицы измерений, направляющие, грани­цы колонок, границы полей, формат полос набора, формат издания, формат бумажного листа.

Вопросы и творческие задания

1. Охарактеризуйте основные этапы подготовки печатных документов.

2. Какие элементы должны быть включены в проект офор­мле­­ния издания?

3. Что такое макетирование?

4. Какие существуют виды макетов?

5. Перечислите и охарактеризуйте вспомогательные линии, которые используются в макетировании.

6. Произведите расчет формата издания до и после обрезки блока по следующим исходным данным:

а) исходный формат листа — 60 × 90 см. Выбранная до-­ ля — 1/24. Д (длинная сторона) — 6, К (короткая сторона) — 4;

б) исходный формат листа — 70 × 108 см. Выбранная до-ля — 1/18 (Д — 6, К — 3).

 

 


Литература

Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.

Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Гер­чук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.

Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и техничес­кого редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.

Маркус, В. А.Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.

Мильчин, А. Э.Справочник издателя и автора. Редакцион­но-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чель­цова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.

Рудер, Э.Типографика: руководство по оформлению / Э. Ру­дер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.

Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.

ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Фор­ма­ты.

ГОСТ 7.53–86. Издания. Международная стандартная ну­ме­ра­ция книг.

ГОСТ 7.56–89. Издания. Международная стандартная ну­ме­рация сериальных изданий.

ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические условия.

ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требования.


ПОДГОТОВКА ТЕКСТА

К КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКЕ

Основные вопросы

1. Глоссарий типографических терминов.

2. Основные правила набора всех видов текста (титульных, основного, дополнительных и справочно-вспомогательных).

3. Единицы измерения издательской продукции.

4. Корректура.

 

Цель. Изучение специальной терминологии и правил на­бо­ра текстовой информации. Знакомство с единицами измере­ния и корректурными знаками.

3.1. Основные определения и понятия

 

Ознакомимся с основными определениями и понятиями.

 
 

Базовая линия — это воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа. Остальные элемен­ты символа представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные элементы символа









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь