Компьютерная обработка текстов и издательские системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерная обработка текстов и издательские системы



Т. Д. Орешко

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Курс лекций

 

Минск 2008


УДК 004. 915 (075.8)

ББК 32. 973. 202я73

О 65

 

 

Рецензенты

 

 

А. В. Руцкий, профессор кафедры менеджмента социокуль­турной деятельности Белорусского государственного универ­си­тета культуры и искусств, директор издательства «Равно­ден­ствие»

П. М. Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ

 

 

Рекомендован к изданию президиумом научно-методи­чес­ко­го совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол №8 от 08.04.2008 г.)

 

 

Орешко, Т. Д.

О 65 Компьютерная обработка текстов и издательские системы: курс лекций / Т. Д. Орешко. — Мн.: Бел. гос. ун-т куль­туры и искусств, 2008. — 88 с.

ISBN 985-6798-47-7.

Описываются основные этапы подготовки печатной про­дук­ции. Рассматриваются вопросы макетирования докумен­тов, правила набора текста, допечатная подготовка докумен­тов, основные правила верстки с использованием настольных издательских систем, способы и виды печати.

Курс лекций предназначен студентам культурологических специальностей. Может быть полезен специалистам, которые занимаются обработкой текстовой информации.

ББК 32. 973. 202я73

 

ISBN 985-6798-47-7 © Т. Д. Орешко, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1. История развития шрифтов и наборных форм.. 9

1.1. История развития рукописных шрифтов. 9

1.2. История развития типографских шрифтов. 14

1.3. Развитие славянской письменности. 17

1.4. Основные этапы изготовления наборных форм.. 19

2. Подготовка публикации к изданию.. 24

2.1. Концепция издания. 24

2.2. Разработка проекта оформления. 27

2.3. Макетирование документа. 33

3. Подготовка текста к компьютерной верстке. 38

3.1. Основные определения и понятия. 38

3.2. Основные правила набора текста. 43

3.3. Единицы измерения издательской и полиграфической про­­дукции 50

3.4. Корректура. 51

4. Компьютерная верстка текстового материала. 52

4.1. Общие правила верстки. 53

4.2. Верстка текстового материала. 55

5. Компьютерная верстка иллюстрационного материала. 68

5.1. Верстка иллюстрационной части издания. 68

5.2. Способы разгонки/вгонки текста................................................ 72

5.3. Проверка правильности верстки................................................. 73

6. Способы и виды печати полиграфической продукции. 75

6.1. Технология высокой печати. 76

6.2. Технология глубокой печати. 78

6.3. Офсетная печать. 79

6.4. Специальные способы печати. 82

Литература. 86


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время издательская и полиграфическая инду­стрия переживает процесс коренных преобразований. Успехи современной техники, особенно в области автоматики, элек­тро­ники и компьютеров, революционизировали печать. Прео­бра­зования начались в 1950-х годах, когда появились фото­на­бор и электронное цветоделение. Но полностью возможности этих нововведений раскрылись лишь в 1970-х годах, когда бы­ли созданы видеотерминалы, обеспечивающие возмож­ность просмотра и корректировки набранного текста, и элек­трон­ные генераторы растровых точек, позволяющие созда­вать полутона непосредственно в электронных цветодели­те­лях. Эти изменения, а также появление микро-ЭВМ посте­пен­но привели к тому, что полиграфия превратилась в высо­ко­технологичное производство. Печатная продукция в на­стоя­щее время обслуживает цифровые средства информации и одновременно включает их в себя как составную часть.

Компьютерное производство облегчает жизнь малотираж­ных изданий. Это позволяет учитывать потребности ориен­тиро­ванных на конкретные запросы читателей. Персональ­ные компьютеры стали основным средством интеллектуаль­но­го труда — редакторской и авторской работы, проектиро­ва­­ния, различных видов теоретического анализа, планирова­ния, выполнения деловых операций и маркетинга. Компью­тер­ная технология объединяет в единое целое разные сто­ро­ны поли­гра­фического производства — допечатное, собствен­но печат­ное производство, редактирование и рекламу.

С внедрением в полиграфию компьютерных издательских систем особенно широкое применение в качестве оригиналов получили электронные изображения, созданные в компью­тер­ных системах (компьютерная графика), в цифровых фото­ка­мерах, записанные на CD-ROM, а также изображения, до­ступ­ные через сеть Internet. Эти факторы способствуют появ­ле­нию большого количества книг учебного характера, в том числе и для дистанционного обучения, электронных библио­тек.

К настольным издательским системам предъявляют серьез­ные требования: они должны обладать гибкими возмож­но­стя­ми по обработке как текста, так и графики, а также вы­пол­нять цветоделение.

Перечислим наиболее популярные пакеты, предназна­чен­ные для компьютерной верстки информации.

Программа Microsoft Word — это основное приложение Windows, предназначенное для создания, просмотра, редак­ти­ро­вания и печати документов. Широкий выбор шаблонов, эффективные специальные способы редактирования и форма­ти­ро­вания, улучшенные многоязыковые средства, автомати­за­ция процессов подготовки многостраничных изданий (авто­ма­ти­ческое создание оглавлений и предметных указателей, режим структуры и слияния документов, создание колонти­ту­лов, вставка нумерации страниц, многоколонная верстка, макросы, расстановка переносов), возможности по созданию сложных таблиц, использование встроенного графического ре­дактора для создания, редактирования и управления графи­чес­кими объектами, рисунками и элементами псевдографики, использование редактора формул Microsoft Equation и многие другие возможности позволяют использовать этот програм­мный пакет не только для подготовки допечатной продукции, но и для верстки многих полиграфических изданий.

В среде программ верстки наблюдается относительная спе­циа­лизация: одни подходят для создания разного рода рек­лам­ной, журнальной, художественной продукции, другие — обеспечивают необходимыми средствами макетирование спе­циаль­ной технической и справочной литературы, книг и ката­ло­гов. В программах PageMaker, XPress, InDesign делается акцент на работу с графикой, а в программах FrameMaker, Ventura Publisher, TeX — на автоматизацию оформления слож­­ных структур текста, нередко насыщенного таблицами, фор­му­лами, ссылками.

Программа QuarkXPress относится к классу настольных издательских систем, предназначение которых — подготовка ма­кетов различных документов (книг, газет, журналов, бу­кле­тов и т.п.). На их основе в типографии осуществляется печать полноцветной полиграфической продукции. QuarkXPress занимает лидирующие позиции среди программ своего класса и пользуется заслуженным успехом у специа­лис­тов по компьютерной верстке, так как обеспечивает эф­фек­тивную комплексную работу с текстом и графикой и пред­назначена для электронной верстки как на Macintosh, так и на IBM-совместимых компьютерах. Это означает, что QuarkXPress является объектно-ориентированной програм­мой. Все созданное — текстовая рамка, рамка рисунка, линия или текстовая дорожка и т.д. — программа рассматривает как объект. Работа с объектами ведется одинаково, независимо от их типов. Каждый из них можно перемещать, трансформи­ровать, вращать, масштабировать, преобразовывать в объект другого типа, обрабатывать содержимое объектов. Кроме то­го, эта программа обеспечивает высокое качество цветопе­реда­чи при печати.

Средства программы Adobe PageMaker 6.5 пригодятся лю­бо­му, кто связан с издательским делом: художнику-оформи­те­лю, дизайнеру, писателю, редактору, наборщику и специа­лис­ту по допечатной обработке. Adobe PageMaker 6.5 позво­ля­ет объединять текст и графику из многих источников и создавать практически любой тип публикации: информа­цион­ные бюллетени, брошюры, цветные каталоги и журналы, газеты и книги, Web-страницы. Простота освоения, нагляд­ность, удобный интерфейс, удачная русификация — все это обусловило широкое распространение этого издательского па­кета в отечественной полиграфии. Однако по своим про­фес­сио­наль­ным возможностям программа Adobe PageMaker 6.5 уступает программе QuarkXPress, поэтому часто исполь­зует­ся для решения задач оперативной офисной печати.

Программа InDesing лучше вышеперечисленных пакетов интегрируется с такими приложениями, как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, имеет возможности по импортированию таблиц с сохранением форматирования из программ Micro­soft Word и Microsoft Excel, но для ее функционирования требуются серьезные программные ресурсы.

Программа Adobe Frame Maker, разработанная фирмой Frame Technology, широко применяется для верстки повто­ряе­мых и серийных изданий повышенной сложности, однако в настоящее время она мало распространена на постсовет­с­ком пространстве. В первую очередь это связано с высокой сложностью программы и отсутствием документации и учеб­ной литературы на русском языке.

Программа Corel Ventura Publisher кроме высококачествен­ной верстки текстового и графического материала позволяет верстать настраиваемые таблицы с возможностью перетека­ния по полосам верстки, автоматически генерировать и нуме­ро­вать постраничные сноски, назначать стиль не только абза­цу, но и другим элементам дизайна, имеет встроенный редак­тор формул, собственный текстовый процессор, систему ви­зуального контроля спуска полос и цветоделения и возмож­ность публикации баз данных. Однако этот пакет непрост в освоении и неустойчив в работе.

Графическая программа Adobe Illustrator предназначена для создания документов, в которых сочетаются векторные и растровые изображения, а также текстовая информация. Adobe Illustrator — это лишь один из программных продуктов известной фирмы Adobe Systems Incorporated. Деятельность этой фирмы направлена на выпуск серии инструментальных средств, позволяющих обрабатывать графическую и тексто­вую информацию с целью ее последующей публикации как на бумаге, так и в электронном виде. Продукты фирмы Adobe имеют сходный интерфейс, что сводит к минимуму усилия на их освоение. Более того, обработку объектов, созданных в одной из таких программ, можно продолжить в других про­грам­мах с маркой Adobe без снижения качества представле­ния информации.

Пакет программ Adobe Acrobat предназначен для создания и работы с электронными документами, представленными в универсальном файловом формате PDF (Portable Document Format). В состав пакета входят следующие программные средства: Acrobat Catalog, Acrobat Distiller, Acrobat Distiller Assistant, Acrobat Exchange, Acrobat Reader и Acrobat PDF Writer.

Acrobat Exchange — это основная программа пакета. Она предназначена для верстки электронных документов и поис­ка в них необходимой информации. По сравнению с другими программами, предназначенными для создания электронных документов, программа Acrobat Exchange отличается просто­той доработки документа для представления его в электрон­ном виде, может преобразовывать любой текстовый или графический документ в электронный, имеющий формат PDF, обрабатывать электронные документы и осуществлять поиск нужной информации по индексным файлам.

К программам, которые могут применяться в издательской деятельности, можно так же отнести и Corel DRAW. Про­грам­му Corel DRAW традиционно называют графической, но ее функциональные возможности намного шире. Во-первых, она обладает всеми атрибутами издательской программы. В частности, умеет работать с многостраничными документа­ми, макетировать отдельные страницы, нумеровать их, а так­же обрабатывать текстовую информацию. А во-вторых, эта программа позволяет верстать документы для публикации их в электронном виде (как в сети Internet, так и на компакт-дисках).

Программа ТеХ ориентирована на верстку научно-техни­чес­ких текстов и практически не используется для верстки иллюстрационных изданий, однако в нее заложены некото­рые технологические идеи, которые позволяют работать на любой платформе и системе и сохранять исходные файлы в текстовом формате.

Курс лекций «Компьютерная обработка текстов и изда­тель­ские системы» подготовлен для студентов специальности «культурология» специализации «информационные системы в культуре» Белорусского государственного университета куль­туры и искусств. Курс предусматривает углубленное изу­чение теоретического материала и современных техноло­гий обработки и компьютерной верстки текстового и графи­чес­кого материала. Основой для его разработки стали науч­ные, учебные и методические источники, а также опыт рабо­ты преподавателей кафедры информационных технологий в культуре Белорусского государственного университета куль­ту­ры и искусств.

 
 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

И НАБОРНЫХ ФОРМ

 

Основные вопросы

1. История развития письменности.

2. Возникновение рукописных шрифтов.

3. История развития типографских шрифтов.

4. Развитие славянской письменности.

5. Основные этапы изготовления наборных форм.

 

Цель. Изучение вопросов, связанных с развитием письмен­ности, видов и способов написания и создания рукописных и типографских шрифтов; изучение этапов эволюции печатных форм.

 

Литература

Искусство шрифта. Работы московских художников кни­ги. 1959—1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с.

Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Кни­га, 1979. — 124 с.

Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический му­зей, 1974. — 228 с.

Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Сем­чен­ко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с.

Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Книга, 1966. — 269 с.

Шицгал, А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы исто­рии и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с.


ПОДГОТОВКА ПУБЛИКАЦИИ К ИЗДАНИЮ

 

Основные вопросы

1. Концепция издания.

2. Основные этапы подготовки печатных документов.

3. Макетирование документа с использованием настольной издательской системы.

4. Основные элементы макета.

 

Цель. Изучение этапов подготовки публикации к изданию и разработки проекта оформления, принципов макетирования издания и видов макетов, ознакомление с различными фор­матами полиграфической продукции.

2.1. Концепция издания

 

Подготовка публикации к изданию — сложный и про­дол­жи­тельный процесс. Он состоит из нескольких взаимо­связан­ных этапов. До появления настольных издательских систем (DeskТop Publishing) каждый этап выполняли профессионалы узких специализаций: технические и художественные редак­то­ры, корректоры, наборщики, верстальщики, печатники и дру­гие. Мощность средств автоматизации издательского тру­да в настоящее время настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию, за исключением книг необычайной типографской сложности, от типографий почти полностью перешел в руки автора и издательства. Поэтому важно, чтобы каждый специалист, занимающийся подготовкой публикации к изданию, хорошо знал основы изда­тельского дела, разбирался в технологических особен­нос­тях отдельных этапов, учитывал их взаимосвязь и взаимо­зависимость. Без этого нельзя грамотно сверстать книгу, осо­бен­но сложную, с большим количеством различных единиц тек­ста, таких, как сноски, таблицы, формулы, иллюстрации, указатели и прочие.

Подготовка печатных документов высокого качества с по­мощью настольных издательских систем осуществляется, как правило, по следующей схеме.

1. Разработка проекта оформления и макетирование до­ку­мента с использованием настольной издательской систе­мы. Основой для разработки проекта оформления и макета издания служат:

– тип издания, т. е. определяется жанр произведения, чи­та­тельская категория, срок пользования. При этом необходимо учитывать технические и технологические возможности по­ли­графической базы;

– объем издания в авторских листах. На этом этапе опре­де­ляются формат набора, размеры полей, положения номеров страниц, расположения колонтитулов, метод спуска полос и так далее, а также обработка элементов изображений, раз­ме­щение иллюстраций, текста и других позиционных данных;

– состав издания, а именно: количество и виды текстов; опре­деляется, какой тип материалов, текстовый или графи­чес­кий, будет играть главную роль в публикации; какие ма­те­риа­лы публикации будут зрительным центром; как выразить единый стиль оформления публикации; что будет связующей нитью графических и текстовых материалов;

– планируемый тираж. От тиража в большой степени зави­сит использование того или иного способа печати.

2. Подготовка текстового и графического материала. Ма­териал может вводиться в наборное устройство разными способами. Прямой ввод осуществляется непосредственно с клавиатуры, подключенной к наборному устройству. Устрой­ства оптического ввода сканируют машинописный оригинал, преобразуют изображение в электронные сигналы и реги­стри­руют его. Универсальные оптические сканеры могут чи­тать тексты, выполненные любым машинописным или типо­граф­ским шрифтом. Текст выводится на монитор, что дает возможность вносить правку с помощью специальных тек­сто­вых процессоров.

Для ввода и редактирования графического материала используются цифровые электронные системы ввода (сканер, цифровые фотокамеры и видеокамеры), специальные графи­чес­кие пакеты, в первую очередь Adobe Photoshop и CorelDraw.

3. Электронное цветоделение. Цветоделением называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK (желтую, пурпурную, голубую и чер­ную). В традиционной полиграфии используются элек­трон­ные цветоделительные машины, которые появились в 1950-х годах. Они позволяют упростить и ускорить операции цветоделения и цветокоррекции. Такие машины состоят из четырех основных узлов:

– входного вращающегося барабана, на котором закре­п­ля­ет­ся оригинал;

– сканирующей головки с фотоэлементами и светофиль­тра­ми, которые дают электронные сигналы интенсивности красного, зеленого и синего цвета;

– цветоделителя-цветокорректора, преобразующего цвето­вые сигналы в четыре печатных цвета, скорректированных в соответствии с установленной программой;

– выходного вращающегося барабана, на котором закреп­ле­на выходная фотопленка для экспонирования цветокоррек­тированными изображениями, что дает желтую, пурпурную, голубую и черную фотоформы.

Электронная цветоделительная машина позволяет сокра­тить время, затрачиваемое на цветоделение, с 4 часов и более до 10 минут и менее, устраняя при этом в большинстве слу­чаев необходимость в ручной цветокоррекции.

4. Верстка. Верстка — это компоновка текстового и гра­фи­чес­кого материала согласно созданному макету на стра­ницах издания, которые могут служить репродуцируемыми ориги­на­лами при изготовлении печатных форм.

5. Печать документа (оригинала-макета). Для малоти­раж­ных изданий может быть использован обычный лазерный принтер. В настоящее время существует возможность ско­рост­ной передачи сверстанных данных на большие расстоя­ния на традиционную типографию. Для этих целей могут быть использованы обычные телефонные линии, коаксиаль­ные СВЧ-кабели, радио со спутниковой ретрансляцией и оптические кабели (лазерные лучи).

Следует отметить, что эффективная работа с настольными издательскими системами накладывает определенные требо­ва­ния на используемую компьютерную технику. Во-первых, сверстанные изображения требовательны к объему оператив­ной памяти и производительности жесткого диска на всех этапах обработки информации — как при сканировании, так и при обработке и выводе на печать. Во-вторых, обработка и наложение эффектов на изображение отнимает много ресур­сов центрального процессора. От его мощности зависит темп работы. В-третьих, комплектующие компьютера должны быть совместимы друг с другом, чтобы обеспечивать ста­биль­ную работу. Дополнительные требования налагаются и на монитор, который должен обеспечивать высокое качество изображения и высокое разрешение.

 

2.2. Разработка проекта оформления

 

Проект оформления должен содержать следующие данные: формат бумажного листа; формат издания; формат полос на­бора, размеров раскладки полей и процентов использования бумаги; способы и виды печати; выбор спуска полос; выбор шрифтов для набора текстов; внешнее оформление.

Формат бумажного листа. Основным материалом для изготовления печатных изданий является печатная бумага, выпускаемая в широком ассортименте. Различают рулонную и флатовую бумагу. Рулонная бумага — это бумажная лента до 7 километров, намотанная на втулку. Формат рулонной бу­маги — ширина бумажной ленты. Формат листовой (фла­то­вой) бумаги — это размеры ее сторон. Обозначают этот фор­мат следующим образом: 60×90, 70×100, где первая цифра указывает ширину, а вторая — длину бумажной ленты.

В Европе форматы типографской бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Между­на­род­ной организации стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем — DIN (Deutsche Industrie-Norm) — Немецкий промышленный стандарт. Не­мец­кий стандарт определяет форматы так называемой Ах-серии. Все форматы представляют собой производные от основного формата DIN А0, который имеет размеры 1189 мм × 841 мм. При разрезке этого листа пополам поперек длинной стороны, получается лист стандарта DIN А1. Повторяя эту операцию, получаются листы других форматов. В табл. 2.1 приведены названия форматов DIN и их размеры в мил­лимет­рах и дюймах.


Таблица 2.1

Формат (DIN) Миллиметры Дюймы
А0 841 × 1189 33,1 × 46,8
А1 594 × 841 23,4 × 33,1
А2 420 × 594 16,5 × 23,4
А3 297 × 420 11,7 × 16,5
А4 210 × 297 8,3 × 11,7
А5 148 × 210 5,8 × 8,3
А6 105 × 148 4,1 × 5,8

 

Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и А3.

Формат издания. Формат издания — это размер страницы издания после обрезки блока. При выборе формата издания необходимо предусмотреть следующие данные:

– площадь страницы издания, позволяющую разместить тек­стовые и иллюстрационные элементы в удобочитаемом ви­де; особое внимание следует уделить иллюстрационному материалу, таблицам и формулам;

– оптимальные пространственные пропорции издания (соот­ношение толщины и площади формата), исходя из его объема.

Для расчетов используются специальные, утвержденные ГОСТом таблицы, где формат издания указан в миллиметрах, или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа. Например, 100×601/8. Знаменатель дроби представляет собой произведе­ние двух чисел, показывающих, на сколько равных частей разделен лист по ширине и по длине для образования данной страницы и, следовательно, данного формата издания. Наибо­лее распространены следующие доли: 1/8, 1/16, 1/32. При доле 1/8 длинная сторона листа делится на 4 части, а короткая — на 2; при 1/16 — на 4 и 4; при 1/32 — на 8 и 4.

Издание того или иного формата получают путем сгибания (фальцовки) бумажного листа определенное число раз с по­сле­довательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов.

Чтобы определить формат издания до обрезки, необходимо размеры сторон выбранного листа разделить на соответ­ствую­щие сомножители определителя доли. Формат издания после обрезки находят, уменьшив ширину издания на 5, а вы­со­ту — на 10 мм (издание подрезается сверху и снизу на 5 мм).

В ряде случаев необходимо выпустить издание в ориги­нальном формате, близком, например, к квадрату. Это может быть продиктовано характером пропорций или размером иллюстраций, конструкцией табличного и другого материала, который надо разместить в издании. Особенно часто приме­ня­ют оригинальные форматы в рекламных изданиях, катало­гах, проспектах и так далее. В этом случае допускается исполь­зовать форматы со знаменателями доли 24, 20, 18 и другие.

Формат полос набора, размеров раскладки полей и процен­тов использования бумаги. Формат полос набора, размеров раскладки полей обычно сведены в специальные таблицы, ко­то­рые приведены в ГОСТ 5773–90 «Издания книжные и жур­наль­ные. Форматы», ОСТ 29.106–90 «Оригиналы изобрази­тель­ные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия», ОСТ 29.124–94 «Издания книжные. Об­щие технические условия», ОСТ 29.125–95 «Газеты. Общие технические требования», ОСТ 29.127–2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия».

Предусматривается три варианта проекта оформления для книжных изданий и два варианта для журнальных изданий. Первый вариант оформления используется для учебников, материалов научных конференций, тезисов докладов, автор­ских рефератов диссертаций, учебно-методических пособий, нормативно-производственных изданий, прейскурантов, боль­­­­шей части журналов. Второй вариант используется для большей части художественно-политической, научно-попу­ляр­ной, справочной, детской литературы, а также для журна­лов, предназначенных к длительному хранению. Третий вариант оформления используется для собрания сочинений, монографий, отдельных произведений политической, науч­ной, художественной и детской литературы.

Полоса набора должна быть достаточной для размещения в ее границах любого текстового и иллюстрационного элемен­та издания.

Формат полос набора, размещение раскладки полей изме­ряется в единицах типографической системы измерений.

Наименьшая единица этой системы — пункт (пт). Она составляет в отечественном металлическом наборе 0,376 мм. Существует американская система, в которой пункт равен 0,353 мм. Наибольшая единица — квадрат. Один квадрат сос­тав­ляет 48 пунктов, или 18,0432 мм в отечественном метал­ли­ческом наборе и 16,944 мм для импортных полиграфи­чес­ких машин.

Существуют также промежуточные единицы измерений, названия которых используются как для обозначения размера шрифтов, так и для выражения различных размеров и расстояний в печатной форме (см. табл. 3.1).

Вертикальный размер шрифта измеряется только в пунк­тах. Длина строки измеряется в пиках. Размеры бумаги и ил­лю­страций измеряются в миллиметрах или дюймах. Единица измерения ширины межбуквенных и межсловных пробелов — тысячная доля круглой шпации. Круглая шпация (em-space или ems) равна кеглю шрифта, полукруглая (en-space) равна половине ems, тонкая шпация (thin-space) равна одной четверти ems.

На рисунке 2.1 схематично представлены линейки, отра­жающие соотношения между разными единицами измерений.

 

Рис. 2.1. Соответствие между разными единицами

изме­ре­ний

 

Точные соотношения единиц измерения:

Point (пункт) равен 1/72 дюйма, или 0,3528 мм;

Pica (пика) равна 12 пунктам, или 1/6 дюйма, или 4,23 мм;

Inch (дюйм) равен 6 пикам, или 72 пунктам, или 24,5 мм.

Сокращения единиц измерения, принятые в большинстве про­грамм, предназначенных для компьютерной верстки, при­ведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Название единицы измерения Сокращение
1 дюйм 1j
1 пика 1p (p после числа)
1 пункт p1 (p перед числом)
2 пики и 6 пунктов 2p6 (p между числами)
9,5 пунктов 0p9,5

Способы и виды печати. На виды и способы печати влияет характер иллюстрационного материала и тираж издания. Вы­бо­ру способа печати должно предшествовать тщательное изу­чение иллюстрационного материала, выбранного для по­ме­щения в издание.

Существует 3 основных вида печати: высокая, офсетная, глубокая.

При высокой печати печатающие элементы формы нахо­дятся выше пробельных элементов. Текстовая часть издания печатается в этом случае с металлического набора (линотип­ного, монотипного и крупнокегельного), а иллюстрационная часть — с цинкографических клише. Этот вид печати прием­лем для любого вида издания. Он недостаточно эффективен для воспроизведения репродукций с гравюр, акварельных изо­бражений, рисунков, выполненных тушью. Эти изображе­ния лучше воспроизводить способом офсетной печати. Максимальная тиражеустойчивость — 35–40 тыс. оттисков.

При глубокой печати печатающие элементы находятся ни­же пробельных. Глубокой печатью в настоящее время печа­тают­ся преимущественно издания, содержащие большое чис­ло однокрасочных полутоновых иллюстраций при значитель­ном тираже. Для воспроизведения текста способом глубокой печати рекомендуются малоконтрастные шрифты. Предпоч­те­ние следует отдавать гротесковым шрифтам.

При офсетной (или плоской) печати печатные элементы форм находятся на одной плоскости с пробельными, но пе­чат­ные элементы обладают способностью удерживать краску и передавать ее при контакте с бумагой. Для изготовления пе­чатных форм при офсетной печати сначала готовят диапо­зи­тивные пленки текстов и репродукционных элементов, за­тем полученные изображения переводят на печатную форму. Диапозитивные пленки для репродукционных элементов изда­ния готовят в масштабе, указанном на оригинале репро­ду­цируемого оригинала. Для многоцветных репродукций го­товят диапозитивы, разделенные на краски. Офсет позволяет воспроизводить с высоким качеством как одноцветные, так и многоцветные тексты и иллюстрации.

Выбранные виды печати фиксируются в проекте офор­мле­ния.

Более подробно способы и виды печати будут рассмотре­ны в разделе 6.

Выбор спуска полос. Спуском полос при печати называется расстановка наборных полос по определенной схеме с таким расчетом, чтобы после печати листа с двух сторон, разрезки и фальцовки получилась тетрадь с правильной последова­тель­ностью страниц. Знание спуска полос необходимо оформи­телю издания для решения ряда технологических вопросов, в частности для обеспечения односторонней цветной печати, разработки макета издания с выпуском иллюстраций под обрез и др.

Выбор шрифтов для набора текстов. Приступая к раз­ра­бот­ке проекта оформления, устанавливают, какие виды тек­стов содержатся в оригинале издания. Текст издания можно разделить на четыре основные группы.

1. Титульные элементы (фронтиспис, авантитул, титул и шмуцтитул).

2. Основной текст, который используется для раскрытия содержания издания.

3. Дополнительный текст, который дополняет и конкрети­зи­рует основное содержание. Это эпиграфы, внутритекс­то­вые, постраничные и затекстовые примечания, лозунги, би­блио­течные и торговые индексы, списки и справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, объявления, предвы­пускные и выпускные сведения, знак охраны авторских прав, аннотационная каталожная карточка, подрисуночные подпи­си, таблицы, наборные схемы, математические и химические формулы.

4. Справочно-вспомогательный текст, который помогает пользоваться изданием. Это оглавления, предметные или именные указатели, колонцифры и колонтитулы.

Для каждого вида текста следует выбрать следующие пара­мет­ры: формат набора, гарнитуру, кегль, начертание шрифта, выключку строк, величину междустрочных пробелов (интер­линьяж).

При этом следует учитывать деформирующие свойства назначенного способа печати.

Внешнее оформление. В проекте оформления фиксируют вид внешнего оформления (суперобложка, тип обложки или пе­реплета), а также способы их полиграфического исполне­ния: изготовление печатной формы (набор, репродукция), вид печати, красочность, способы облагораживания.

К репродукционным оригиналам внешнего оформления предъявляются такие же требования, как и к оригиналам иллю­страций.

При этом разрабатывают внешний вид, размеры и принцип оформления суперобложки (бумажная, тканевая или целло­фа­новая обертка, надеваемая на обложку или переплет изда­ния для предохранения от загрязнения); обложки (простей­шее внешнее покрытие печатного издания, состоит из двух сто­рон, а в издании объемом больше 64 стр. имеет кореш­ковую часть); вид переплета, форзаца (сфальцованный в один сгиб лист плотной бумаги, служащий для скрепления блока книги с переплетными крышками). Его формат в готовом издании равен формату разворота издания после обреза.

 

Макетирование документа

 

Виды макетов. После разработки проекта оформления изго­тавливают макет издания. Наличие макета позволяет на­гляд­но оценить уровень художественного и технического офор­мления издания. В зависимости от характера издания предусматривается макетирование издания в виде принци­пиального или полнообъемного (расчетного) макета.

На листах принципиального макета, по формату равных формату оформляемого издания после обрезки, показывают в натуральном размере принципы размещения всех наборных и репродукционных элементов, содержащихся в издании. По­ка­зывают также оформление суперобложки, обложки, пере­пле­та, титульных элементов, расположение текста на началь­ных полосах, варианты расположения иллюстраций и подри­су­ночных подписей, варианты расположения иллюстраций с подписями относительно текста, заголовки на начальных по­лосах и в тексте, расположение сносок, а также принципы верстки затекстовых элементов (примечаний, указателей, био­гра­фических справок, списков литературы, выпускных дан­ных и др.).

В очерченных полосах набора обозначают контуры оформ­ляемых элементов согласно проекту оформления. Вместо очер­чивания можно прибегнуть к наклейке на макет услов­ных текстовых и репродукционных оттисков, взятых из дру­гих изданий.

На листах полнообъемного (расчетного) макета текстовые элементы оригинала выражают в наборных строках соответ­ст­вую­щих кеглей, начертаний и форматов, т. е. к началу работ над макетом оформитель располагает точным расчетом текста применительно к будущему набору.

В соответствии с планом оформления на макетных листах простым карандашом в натуральную величину последо­ва­тельно вычерчивают контуры каждого текстового блока и репродукционного элемента. В тексте при этом указывают, на какой странице макета он должен быть расположен, а на макете — номер оригинала текстового или иллюстрацион­ного материала.

Расчетный макет, вычерченный карандашом, позволяет получить точное представление о взаимном расположении элементов издания на каждом развороте, однако не дает пол­ного зрительного впечатления о страницах будущей книги. Поэтому лучше на макетах, подготовленных для расчетного макета, не вычерчивать элементы издания, а наклеивать иллюстрации и тексты, вырезанные из других изданий. Кегль шрифта этих текстов выбирают соответственно кеглю шриф­тов, выбранному для оформляемого издания, и, желательно, той же гарнитуры.

Расчетный макет обычно составляют еще до изготовления оригиналов иллюстрационного материала. Это позволяет для каждой иллюстрации выбрать наиболее удачные размеры. Особое внимание следует обратить на разворотные иллю­стра­ции, т. к. они ни в коем случае не должны попадать в разные листы (т. е. на последнюю страницу одного и первую страницу следующего за ним листа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.095 с.)