У любочестных людей утончённая совесть, и Бог им помогает

 

- Геронда, человек, который обладает любочестием, сам это понимает?

- Ты обладаешь? Это чувствуется, дорогая! Человек примерно знает о себе, кто он есть, получает извещение, так как ощущает внутреннюю тишину и мир. Но и об­ладая любочестием, человек не хвалится, не говорит: "У меня есть любочестие". Ведь у него в голове всегда живёт мысль: "Мне нужно ещё большее любочестие".

Человек любочестный искренен, не считается с собой, прост, обладает смирением Всё это даёт мир ему самому, но явно и для других, потому что он имеет внутреннее общение с другими людьми и понимает их. И если тебе плохо, а ты, чтобы не огорчать, будешь ему говорить: "У меня всё отлично", он поймёт, что тебе плохо и постарает­ся тебя не беспокоить. В то время как другой человек, хотя и видит, что ты устал и плохо себя чувствуешь, но так как ему хочется, чтобы ты им занялся, то он станет говорить: "Геронда, ты сегодня выглядишь лучше, чем в прошлый раз, вижу, что ты совсем здоров!" И хоть было бы что-то серьёзное. А человек любочестный, наоборот, даже если ему очень нужно, скажет лишь: "Геронда, не буду тебя затруднять, только благослови меня". Такого человека я держу долго, и на глаза наворачиваются слёзы. "Пойду, геронда, я вижу, что ты устал", - говорит он. Не­ужели такому человеку Бог не поможет?

Есть люди, которые, будучи движимы любочестием, сразу понимают, что полезно и что приятно другому, в хорошем смысле, потому что постоянно думают о других, а не о себе. Некоторые, хотя и не знают меня, чувствуют, что мне нужно и присылают посылки, в которых есть именно то, что мне в этот момент необходимо. Глядя на такую посылку, можно понять весь внутренний мир че­ловека. Утончённость сознания сквозит в каждой вещи.

- Геронда, к Вам в келью иногда приходят люди слегка бесшабашные и нахальные.

- Да, но пользу получают люди любочестные, кото­рые по своей скромности не хотят меня беспокоить. В прошлый раз пришёл сюда один отец семейства Мы виделись с ним и отдельно, приезжал он и вместе с же­ной и с детьми. Потом дня через три приехал снова В тот момент я беседовал с кем-то, а за дверью ждала одна девушка, которая специально прилетела из Афин, чтобы обсудить со мной один волновавший её вопрос "Вы не позволите мне поговорить с батюшкой пять минут?" -попросил он, и девушка пропустила его вперёд. Потом ей пришлось ждать полтора часа, пока выйдет господин, попросивший пропустить его... на пять минут. Когда он вышел, ей уже надо было спешить в аэропорт, и она ска­зала мне только: "Благослови меня, геронда я приехала из Афин, чтобы посоветоваться с тобой по одному воп­росу, но теперь уже не успеваю. Я отпросилась с работы, и мне пора ехать в аэропорт, чтобы успеть на самолёт". Как же забыть такого человека! В конечном итоге только в широте души обретает человек помощь от Бога.

- Геронда, когда любочестный человек живёт с людь­ми трудными, разве он не страдает?



- Смысл в том, чтобы показать своё любочестие в об­щении с людьми трудными. В Евангелии говорится: "И аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть». (Лк.6,32)

Люди любочестные и духовно восприимчивые добро­вольно терпят лишения из-за уступок, которые они де­лают другим людям по любви к ним или из-за лукавства других, но сами никогда не стремятся найти справедли­вость в этой суетной жизни. Люди любочестные в этой жизни расплачиваются со всеми долгами, но получают и помощь от Бога и в другой жизни будут иметь великое воздаяние

 

ЧАСТЬ. Дети любви и смирения

 

Только рядом со Христом человек обретает настоящую, подлинную радость, потому что только Христос дает настоящие радость и утешение

 

Глава 1. Простота и чистота

 

Простота - первое чадо смирения

 

Первое чадо смирения - простота Когда в челове­ке есть простота тогда есть и любовь, и жертвен­ность, и любочестие, и благочестие. В простом > человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу, без испытания. Простота была состоя­нием Адама до грехопадения, когда он всех видел чис­тыми и беззлобными, так как был облечён Благодатию Божией.

- Геронда, когда говорят: "Красота в простоте", имеют в виду Божественную Благодать?

- Естественно. Простой и нелукавый человек, обладая смирением, получает благодать от Бога, Который по при­роде прост и благ.

- А может человек вести себя просто и одновременно иметь гордость?

- Так не бывает. В человеке, имеющем настоящую простоту, нет гордости.

- Может ли кто-то внешне изображать себя простым человеком, не имея при этом действительной простоты?

- Да, и, притворяясь простым, добиваться своего! Во внешней простоте человека, притворяющегося простым для того, чтобы чего-то достичь, таится самое грубое лу­кавство. Это похоже на то, как если бы старый человек надевал на себя детские носочки для того, чтобы другие исполняли все его прихоти, словно он маленький ребё­нок! В то время как по-настоящему простой человек об­ладает и прямотой и рассуждением.

 

Простота и наглость - разные вещи

 

- Иногда мне кажется, что я действую в простоте, а другие говорят, что я веду себя нагло. Геронда, как разли­чить где простота, а где наглость?

- Простота и наглость - разные вещи. Наглость позво­ляет человеку чувствовать себя комфортно в смысле мир­ском Человек ведёт себя нагло и тем питает собственный эгоизм. Говорит "Вот я его поставил на место". Это даёт человеку ощущение удовлетворения в мирском смысле, но не приносит ему действительного покоя. В то время как простота услаждает духовно - оставляет в сердце не­кую лёгкость.

- Геронда, мне говорят, что я веду себя легкомыслен­но, но я всё же думаю, что действую в простоте.

- Действовать в простоте - не значит вести себя глупо. Ты путаешь эти две вещи. Говоришь, не думая, и представ­ляешь себе, что действуешь в простоте. В тебе есть немно­го естественной простоты, но не хватает рассудительнос­ти, хотя по уму ты не ребёнок, но ведёшь себя как дитя. К счастью, сестры хорошо тебя знают и не смущаются.

- Может человек быть на самом деле простым, однако своим поведением приводить других в смущение?

- Если человек по-настоящему прост, то хотя бы он говорил или делал что-то, что может показаться не очень приличным, другой человек не смущается, так как в простом человеке обитает Благодать Божия и он свои­ми действиями не оскорбляет других. В то время как не имеющий простоты, хотя и говорит по-мирски вежливо, но его вежливость для тебя хуже горькой редьки.

 

Будьте как дети (Мф.18,3)

 

- Геронда, в чём же состоит естественная простота?

- Естественная простота - это простота, которой об­ладает маленький ребёнок. Когда ребёнок хулиганит, ты его ругаешь, и он плачет. Если потом ты ему дашь ма­шинку, он всё забывает. Не рассуждает, почему сначала его ругали, а потом дали машинку, так как ребенок всё воспринимает сердцем, а человек взрослый рассудком.

- Геронда, есть и взрослые люди, простые от природы. Такая простота - добродетель?

- Да, но естественная простота, как и все другие естественные добродетели, нуждается в очищении. Че­ловек простой от природы обладает незлобием, добро­той, однако в нём есть и детское лукавство. Он может, к примеру, не желать зла ближнему, но если потребуется сделать выбор между вещью плохой и вещью хорошей, то он хорошую возьмёт себе, а плохую оставит другому. Такой человек словно золото, в котором есть в неболь­шом количестве разные примеси. Чтобы золото стало чистым, необходимо его переплавить в горниле. То есть его сердце должно очиститься от всякого лукавства, ко­рысти и т. п., тогда он придёт в состояние совершенной простоты.

В истинной любви Христовой, которая есть состояние простоты и чистоты, развивается добрая детская простота, стяжания которой от нас требует Христос "Будьте как дети", - говорит Он. Но в наше время, чем больше в людях становится мирской вежливости, тем меньше ос­таётся в них простоты, тем меньше встречается подлин­ной радости и естественных улыбок.

Помню, был один старец в Иверском скиту - Пахомий. Какая бы печаль тебя не одолевала, достаточно было на него посмотреть, как печаль сама собой исче­зала. Увидев его, ты сразу всё забывал, все проблемы, всё проходило. Старец, а видом младенец У него были румяные щёки, а смеялся он как ребёнок! Что бы ни происходило, он смеялся. Вечное торжество! Он ни грамоты не знал, ни петь не умел, кроме "Христос воскресе" на Пасху. Когда он по праздникам приходил в скитский кириакун (главный храм скита), то никогда не садился в стасидию, всегда стоял, даже на всенощных, и творил молитву Иисусову. Это был мужественный человек с большим любочестием. Если его спрашивали: "Отче Пахомий, что сейчас поют?" - он отвечал: "Псалтирь, Псалтирь чи­тают отцы". Он всё называл Псалтирью.

Это был очень простой старец и очень благодатный. Он освободился от страстей, был как незлобивое дитя. Если человек с раннего возраста не избавится от детско­го эгоизма, детской гордости и упрямства и будет пре­бывать в таком младенческом состоянии, то в старости у него будут претензии, как: у маленького ребёнка. Поэ­тому апостол Павел говорит: "Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте" (1 Кор 14, 20).

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь