ЧАСТЬ. Есть одна добродетель – смирение

 

«Смирение отверзает двери Небесные и сходит на человека Благодать Божия»

 

Глава 1. "Бог смиренным даёт благодать"

 

У смиренного есть все добродетели

 

-Геронда, скажите нам что-нибудь на прощание2.

- Что вам сказать? Я столько наговорил!

- Скажите нам что-нибудь, чтобы мы над этим работали до Вашего возвращения.

- Ну если настаиваете, скажу... Есть одна доброде­тель - смирение, а так как вы этого не понимаете, то прибавлю ещё и любовь. Но в ком есть смирение, у того разве нет и любви?

- Авва Исаак говорит: "Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели"3.

- Значит, без смирения добродетели... несъедобны! Святой Исаак хочет показать, насколько необходимо смирение в делании добродетелей.

- Геронда, в другом месте авва Исаак говорит, что смирение приходит, когда человек приобретёт все доб­родетели.

- Может, ты что-то не так поняла? Если у человека нет смирения, к нему не может приблизиться ни одна доб­родетель.

- Значит, имеющий смирение имеет вместе все доб­родетели?

- Конечно. Смиренный источает все ароматы ду­ховного благоухания: простоту, кротость, любовь без границ, доброту, незлобие, жертвенность, послуша­ние и т. д. У него есть нищета духа, поэтому он и вла­деет всем духовным богатством. Ещё он благочестив и молчалив, а потому он того же рода, что и Преблагословенная Богородица Дева Мария, Которая обладала великим смирением. Нося в Себе воплощенного Бога, Она ответила: "Се, раба Господня: буди мне по глаголу твоему" (Лк.1,38). Не сказала: "Я стану матерью Сына Божия". Она молчала, молчала, пока не заговорил Христос в тридцать лет.

Святой Андрей Критский говорит, что Она Бог после Бога и второе место занимает за Троицей. Раба и вместе с тем Невеста Божия! Дева и Матерь! Создание Божие и Мать Создателя! Всё это великие тайны, которые нельзя объяснить, можно только пережить!

- Какая икона Богородицы Вам нравится больше всего?

- Мне все иконы Богородицы нравятся. Даже если просто увижу, что где-то написано Её имя, много раз благоговейно его целую, и сердце трепещет от радости.

Страшно, если задуматься! Маленькая девочка гово­рит: "Величит душа моя Господа., яко призре на сми­рение рабы Своея" (Лк.1,46-48). В немногих словах такой смысл! Большую пользу можно получить, если вникнуть в смысл этих слов. Коротко, но сильно. Если будешь в них вни­кать, возлюбишь смирение, и если смиришься, увидишь пришествие в тебя Бога, Который превратит твоё сердце в Вифлеемские ясли.

 

На смиренном почивает Дух Божий

 

- Скажите нам, какие добродетели должен иметь че­ловек, чтобы его осенила Благодать Божия?

- Одного смирения достаточно. Меня часто спраши­вают: "Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божест­венную Благодать?" Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т. д., но при этом думать, что что-то из себя представляют, - такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобре­тают благодать, потому что смиряются.



Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадёт в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажет­ся в аду. Человек, если хочет, становится овцой, если хо­чет - козлищем Бедные козлы и хотели бы стать овцами, да не могут, а человеку Бог дал такую способность из коз­ла становиться овцой, только бы он этого захотел.

Благодать Божия сходит только на смиренного и крот­кого человека. На таком почивает Дух Божий. Помнишь, что говорит пророк Исайя: "На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго"?

Бог требует от нас лишь немного смирения, чтобы нам вступить с Ним в родство, а затем все Его богатые дары изливаются на нас обильно один за другим Ведь Бог как бы должен смиренному человеку большую бла­годать, Он даёт ему её как дар, пусть сам человек даже и не просит. Таков духовный закон. Разве в Евангелии не говорится: "Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать"11? Так уж Бог определил. "Смиренный" озна­чает "имеющий благодать"! Очень смиренный, значит, большую благодать получает от Бога, потому что смирен­ный человек, как губка, впитывает в себя Божественную Благодать. Тот, кто смиренно склоняется и принимает удары от других, очищает себя от наростов, становится по духовной красоте подобен Ангелу и свободно прохо­дит сквозь узкие врата рая. Никто не восходит на Небо мирским восхождением, но духовным схождением

Смирение отверзает двери Небесные, и приходит на человека Благодать Божия, а гордость их затворяет. Ста­рец Тихон говорил: "Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека, благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!»

Всё зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. В смирении люди обрели ключ, поворотом которого под­нимаются до третьего Неба на духовном лифте любви. А ведь некоторые говорят "И чего это Бог требует от нас смирения?" Скажут тоже! Если человек не смирится, не пройдёт в узкие двери рая, да и в этой жизни не будет иметь покоя. Христос что сказал? "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим" (Мф.11,29).

 

Один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию

 

- Меня удивляет, как один смиренный помысел мгно­венно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котёнок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, изви­ваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни... Жалко было на него смотреть, а что сде­лаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! "Посмотри на себя, - сказал я тогда сам себе, - уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котёнку помочь не можешь!" Только я себя обвинил, котёнок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришёл в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать... Вот ка­кая сила у смирения! Потому и сказано: "Во смирении нашем помяну ны Господь" (Пс.135,23).

Я заметил, что от одного смиренного помысла человек начинает светиться, сиять. Когда человек принимает всю вину на себя, на него изливается Благодать Божия. По­завчера приезжал врач, у которого много детей, он сказал мне: "Геронда, я очень гордый, и из-за моей гордости дети плохо себя ведут". И говорил это в присутствии детей, со слезами на глазах, но его лицо при этом сияло! Похожее я видел и здесь несколько дней назад. Несколько сестёр пришли ко мне на разговор. Поговорили о разном, приш­лось их сильно отругать. Одна вся сжалась, прямо до слёз. Смирилась, зато потом её лицо светилось. Видите, что делает один смиренный и сокрушенный помысел! Сразу все недостатки побоку, собирается человек, лицо сияет. Другая же никакой пользы для себя не получила: с холод­ным сердцем пришла, с холодным ушла, всё говорила о чужих недостатках, причём подробно. Кто над собой не работает, у того от одного гордого или хульного помысла лицо омрачается.

Один смиренный помысел может мгновенно вознес­ти человека на такую духовную высоту, на какую он не взойдёт за годы сверхчеловеческих подвигов.

- Геронда, если человек гордый приведёт себе на ум один смиренный помысел, Бог ему поможет?

- Если у него будет один смиренный помысел, тогда он уже не будет гордым, а будет смиренным, и Бог ему поможет. Человек изменчив: то его клонит в одну сторо­ну, то в другую, в зависимости от того, какой у него по­мысел Гордый человек, если приведёт на ум смиренный помысел, получает помощь. И смиренный человек, если примет помысел гордости, перестает быть смиренным Возгордится - и Благодать Божия его оставляет, и он приходит в плохое состояние. Если же он осознаёт своё прегрешение и искренне покается, приходит смирение, и его состояние меняется на хорошее, потому что сми­рение приносит Благодать Божию. Но, чтобы смирение стало для человека постоянным состоянием и в нём пре­бывала Благодать Божия, требуется духовная работа

 

Глава 2. Труд по стяжанию смирения

 

Как возделывается смирение

 

- Геронда каким образом возделывается смирение?

- Смирение возделывается: любочестием и возделывается, удобряемое навозом падений. Любочестный человек всё, что имеет хорошего, при­писывает Богу. Видит множество благодеяний Божих и понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно славословит Бога И чем больше смиряется и прославляет Бога, тем сильнее на него изливается Божественная Бла­годать. Это добровольное смирение. А смирение, кото­рое происходит от непрестанных падений, - вынужден­ное смирение.

Несомненно, добровольное смирение имеет большую ценность, чем вынужденное. Оно подобно участку пло­дородной земли, на котором деревья растут без удобре­ний и навоза и дают вкусные плоды. Вынужденное же смирение похоже на скудную почву, где, чтобы получить урожай, нужны и удобрения и навоз, и, опять же, плоды будут не такими вкусными.

- Геронда мне тяжело приходится, когда из-за дурно­го обхождения с кем-то я унижаю себя в глазах других и вынужденно смиряюсь.

- Вынужденным смирением ты оплачиваешь хоть часть того долга, который накапливаешь своими греха­ми. Однако нужно начать добровольно смиряться.

- А я нахожусь в очень тяжёлом состоянии. Меня му­чают плотские помыслы, и я впадаю в уныние. Боюсь, что никогда не выйду из этого состояния.

- Мужайся, добрый мой человек, и в конце концов Христос победит. Пой: "От юности моея враг мя иску­шает, сластьми палит мя: аз же надеяся на Тя Господи, побеждаю сего". По сути, не так уж и виновата бедная плоть, виновата гордость. На самом деле, у тебя много достоинств, которые, конечно, дарованы Богом, но из-за некоторого нерадения и невнимательности враг находит удобный момент и ввергает тебя в гордость. И вместо того чтобы омывать своё лицо слезами радости и благо­дарности к Богу, ты орошаешь его слезами скорби и пе­чали. Отсюда следует такой вывод: если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит. Итак, мужайся, чадо моё, и Хрис­тос победит. "Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: Яко с нами Бог". Буря пройдёт и принесёт за со­бой много хорошего. Ты лучше узнаешь себя, смиришь­ся вынужденно, и, согласно духовным законам, на тебя обязательно придёт Благодать Божия, которой раньше мешала гордость.

Мы пока ещё не познали себя. Если познаем, душа наша станет ликовать, и будет смиренно просить милос­ти Божией. Познание себя рождает смирение. Потому что, чем больше человек узнаёт себя, тем шире раскры­ваются очи его души и он лучше видит свою великую не­мощь. Познаёт своё убожество и свою неблагодарность, а вместе с тем великое благородство и милосердие Божие. Оттого он внутренне сокрушается, смиряется до земли и начинает сильно любить Бога.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь