Добродетель других и нас наполняет благоуханием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добродетель других и нас наполняет благоуханием



 

- Геронда что помогает стяжать добродетель?

- Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть бла­гоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благо­уханием.

Когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать - мы назидаемся. Но и глядя на их недостатки, тоже получаем пользу, потому что недо­статки других помогают нам увидеть наши собственные. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стре­миться ей подражать, а недостаток заставляет задумать­ся, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться. Например, я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу лю­бопытство и не осуждаю брата, но смотрю вниматель­но, нет ли и у меня любопытства И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться. Но если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оп­равдываю их, говоря: "Я лучше и этого человека, и того, и другого!" - всё - я пропал

Другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы ви­дим себя, и другие видят наши недостатки, и их замеча­ния смывают с нас грязные пятна

 

Пример святых в делании добродетели

 

- Скажите, геронда, каковы отличительные свойства святых?

- Любовь со смирением, простота и рассуждение - вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуж­дением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость.

В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать. У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть пример свя­тых, их жизнь. Все святые - это дети Божий, и они по­могают нам, несчастным чадам Божиим, указывая, как избежать уловок лукавого.

Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продол­жать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждо­го святого видно одно и тоже святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному. Видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и заго­рается в человеке огонь божественной ревности и горя­чее желание им подражать.

- Геронда, сколько лет нужно читать синаксарий (краткое житие) святого?

- Всю жизнь. Хотя в синаксарий написано очень мало, в житии не вся жизнь святого, а только капли из полной чаши, упавшие через край. Святые были бы безумцами, если раскрыли бы всё, что пережили втайне. Но нам до­статочно и сих малых слов, лишь бы они смогли уязвить наше сердце, лишь бы нам их воплотить в своей жизни.

- Мне кажется трудным сделать что-то из того, что сделали святые Скажем, святая Синклитикия, какой тяжёлый подвиг несла до конца своей жизни, хотя стра­дала от тяжелой болезни! Или преподобный Варсонофий, сколько лет он хранил совершенное молчание!

- Ладно, если хочешь подражать преподобному Варсонофию, постарайся хотя бы не отвечать, когда тебе делают замечание. Что касается подвига святой Синклитикии, то и мне кажется, что у тебя не хватит физи­ческих сил его повторить, - не выдержишь, но внутренне, по-моему, ты можешь ей подражать, и здесь тебе предстоит очень много работы. Желаю, чтобы святая дала тебе хотя бы немногое из того, что имела сама

 

Очистим добродетель от примесей

 

- Геронда Вы иногда говорите "токсичная доброде­тель". Когда добродетель бывает "токсичной"?

- "Токсичная" добродетель - это, например, добро­та когда в ней присутствует человекоутодие, или лю­бовь, когда в ней есть корысть. Когда в наших действиях нет бескорыстия и простоты, а с добродетелью смешан эгоизм, тогда это извращённая добродетель. Тогда она как неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но когда его откусываешь, во рту ощущает­ся горечь.

- Может быть так, что во мне нет добродетели, а кто-то считает меня благочестивой?

- Плохо, если ты сама себя считаешь благочестивой.

- Могу я не видеть своего действительного духовного состояния и думать, что имею добродетель?

- Можешь, но если присмотришься, то почувствуешь, что внутри нет сладости, и из этого поймёшь, каково твоё действительное духовное состояние. Иногда чело­век может думать, что стяжал добродетель, только по­тому, что он усвоил некоторые внешние признаки этой добродетели и им следует с тем, чтобы другим казаться благочестивым. Но на самом деле это не добродетель, не настоящая добродетель. Так он долго не продержит­ся. Настанет испытание, и истина откроется. Одно дело если, скажем, человек подвизается в молчании для того, чтобы словами не оскорблять других, и так постепенно приобретает добродетель молчания. И другое, если он не разговаривает, чтобы другие его считали молчальником. Он может молчать языком, но при этом непрестанно бе­седовать с помыслами, и страсти могут обладать этим че­ловеком Внешне он может казаться настоящим святым, но когда откроется его внутренний человек, то окажется, что это...

- Геронда, я прихожу в отчаяние от своего состоя­ния. То хорошее, что я видела в себе, на деле оказалось никчёмным.

- Что именно?

- То, что я считала рвением, на деле в конечном итоге оказалось эгоизмом

- Нет, дорогая, это не так! В руде есть много разных металлов. Может быть много песка, но есть и медь, и же­лезо, и немного золота.. Если руда попадёт в горнило, вот тогда золото выплавится. Разве не говорится: "Яко злато в горниле" (Прем.3,6)?

 

Гордость — похититель добродетелей

 

- Геронда, я в плену страстей. Иногда меня обворовы­вает себялюбие, иногда стремление к внешнему.

- Если человек допускает, чтобы воры расхищали его имущество, разве он может обогатиться? И ты, если бу­дешь допускать, чтобы тебя окрадывали страсти, разве можешь преуспеть? Так и останешься навсегда в беднос­ти, потому что, что бы ни накапливала, будешь терять. Недоумеваю, как это тангалашка может тебя обворовы­вать, ты же сама можешь исхитить рай!

- Я бы очень хотела поработать над стяжанием добро­детели, а топчусь на месте? Из-за чего?

- Может быть и так, что человек ещё не созрел для добродетели. А ты, я вижу, начинаешь приближаться к духовной зрелости. Так что смотри, теперь, когда наста­нет лето и виноград начинает потихоньку наливаться сладостью, как следует береги его от ворон - тангалашек, - живи смиренно и незаметно.

- Но всё, что я делаю хорошего, теряю, потому что мгновенно впадаю в гордость.

- Знаешь, что ты делаешь? Производишь мёд, а потом его бросаешь, и злой тангалашка у тебя его похищает, а ты остаёшься с носом. Как пасечник дымом затумани­вает пчёл, а потом забирает у них мёд, так и у тебя танга­лашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мёд, а потом с радостью потирает руки. Крадёт у тебя многоценные дары Божий, а сам радуется. Ты же умная, неужели не понимаешь этого? Почему не хватаешь за руку вора, лукавого, который тебя грабит?

- Но если человек чувствует, что дар, которым он обладает, от Бога, то как искушение может этот дар похитить?

- Через невнимание. Бог наделяет каждого человека многими дарованиями, а человек, хотя должен за них благодарить Бога, часто не имеет внимания, присваи­вает дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда лукавый диавол идёт и крадёт у человека эти дарования, потому что он вор, отравляет их своим ядом и приводит в негодность.

 

Духовная красота

 

- Геронда, как мне стяжать духовную красоту?

- Если будешь подвизаться с божественным рвением в стяжании добродетелей, приобретёшь и духовную кра­соту. Богородица обладала и внешней и внутренней кра­сотой. Кто её видел, становился другим человеком Ду­ховная мягкость, которую Она источала, исцеляла души.

Своей внутренней красотой и силой благодати Она со­вершила миссионерский подвиг! И любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, ста­нет благословенным, красивым душой.

- Человек, имеющий Божественную Благодать, сам это чувствует?

- Чувствует некоторые действия благодати.

- А другой человек, глядя на него, может распознать в нём благодать?

- Да, может, потому что благодать его выдаёт. Знаешь ли, добродетель нельзя скрыть, как бы человек ни пытал­ся. Солнце не спрячешь за решетом потому что лучи его всё равно пройдут через дырки.

Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добро­детелью, светится благодатью. Потому что, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а значит, источает из себя свет, и Божественная Благодать его вы­даёт. Так, сам того не желая и не ведая, человек обнару­живает себя перед другими, и прославляется Бог.

Освобождение от страстей и очищение души сказы­ваются и на плоти, которая тоже очищается, ведь очи­щение начинается с сердца Сердце через кровь передаёт свою духовность телу, и так освящается весь человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.047 с.)