Все добродетели необходимо взращивать


Взвращивание добродетелей

 

- Геронда, когда человек достигает обожения?

- Когда в него входит Божественная Благодать.

- Тогда в нём живёт радость?

- В нём живёт не только радость, но и большая любовь, смирение, утешение, уверенность. В нём есть те качества, которые есть у Бога, поэтому в него входит Бла­годать Божия.

- А что значит "Бог богов" (Пс.49,1)?

- Разве Давид не говорит "Бози есте, и сынове вышняго вси" (Пс.81,6)? Человек сотворен "по образу" Божию, следо­вательно, Бог есть Бог богов, то есть людей. Человек дол­жен достичь обожения. По образу Божию сотворены все люди, но кто из нас стоит на пути к "по подобию"? Чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше делаемся по­добны Ему, то есть тем дальше удаляемся от сущности "по подобию".

Чтобы человек сделался подобным Богу, он должен жить в согласии с заповедями Божиими и работать над собой. Таким образом он очищается от страстей и при­обретает добродетели, и тогда он уже не просто человек, сотворенный "по образу" Божию, но переходит в состоя­ние "по подобию", так как в нём действует Божествен­ная Благодать.

 

"Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)

 

- Геронда, я бы очень хотела увидеть своего святого.

- А я бы хотел, чтобы ты постаралась стать другом Божиим

- Как мне этого достичь?

- "В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда со­храните словеса Твоя" (Пс.118,9). Если будешь жить в согласии с заповедями Божиими, станешь другом Божиим

Если мы дети Божий, то должны соблюдать Его запо­веди. Когда иудеи сказали: "У нас отец Авраам", Христос им ответил: "Ваш отец не Авраам, а сатана, потому что если бы вы были детьми Авраама, то творили бы и дела Авраама" (Ср. Ин. 8, 39; Ин. 8,44)

- Геронда, что имеет в виду авва Исаак, когда говорит, что Христос требует не исполнения заповедей, но ис­правления души (Исаак Сирин, слова подвижнические)?

- Для чего Бог дал заповеди? Разве не для нашего ис­правления? Соблюдая заповеди Божий, мы возделываем добродетель и приобретаем здравие души. "Делание доб­родетели, - говорит авва Исаак, - есть хранение запове­дей Господних".

- Геронда, авва Исайя говорит: "Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хране­нии заповедей Божиих"8.

- Это так. Чтобы в точности исполнять заповеди Бо­жий, необходимы мужество, храбрость и трезвение. По­этому ищи, чего тебе не хватает и что Бог от тебя требует: подумай, что ты сделала и что должна была сделать, но не сделала. Говори себе: "Да, мне нравится то, чем я занима­юсь, а угодно ли это Господу?" - и старайся исполнять волю Божию. "За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки"9, - говорится в Священном Писании.

Ценность имеет та добродетель, которая приоб­ретается свободно, без принуждения со стороны. Че­ловек должен почувствовать добродетель как свою по­требность и потом потрудиться, чтобы её стяжать. Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, - это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освобо­диться от своего ветхого человека. Все силы верующего человека должны быть направлены на то, чтобы точно соблюдать заповеди Божий. Когда человек стремится к исполнению воли Божией, тогда он приближается к Богу и, даже если не просит, всё равно получает Божест­венную Благодать. Иными словами, черпает воду непо­средственно из источника.

 

Все добродетели необходимо взращивать

 

- Может быть человек от природы добродетельным?

- Человек может от природы быть, например, прос­тым, спокойным, кротким Всё это природные дарова­ния, которые ему даёт Бог, а человек, чтобы приумножить их, должен взращивать. Через подвиг он получит духовные дарования, дары Святого Духа.

- Геронда рассуждение - это дар Божий или доброде­тель, которая постепенно приобретается человеком че­рез духовное делание?

- Я тебе скажу так рассуждение - это дар. Но, допус­тим, у тебя нет этого дара, а есть какой-нибудь другой. Развивая свой дар, ты будешь одновременно развивать и рассуждение и другие добродетели, а через это воспол­нять те добродетели, которых у тебя не хватает. Когда человек подвизается, к примеру, в воздержании, то одно­временно он возделывает молчание, внимание, молитву, рассуждение и т. д

Ведь добродетели и страсти развиваются в зависи­мости от того, в каком направлении человек будет рабо­тать. Если он будет взращивать добродетели, то вырастут добродетели и заглушат страсти. Если будет возделывать страсти, то вырастут страсти и заглушат добродетели. Если будет возделывать и те и другие, то вырастут и те и другие, и получится путаница. Чтобы это понять, пред­ставьте себе сад, в котором есть и цветы и бурьян. Если хозяин будет ухаживать за бурьяном, то вырастет бурьян и заглушит цветы. Если станет ухаживать за цветами, то цветы разрастутся и заглушат бурьян. Если будет ухажи­вать и за теми и за другими, то со временем не сможет отделить цветы от бурьяна.

Чтобы человек преуспел, он должен познать, какие страсти в нём есть, и постараться их отсечь. Также по­знать дарования, которые ему дал Бог, и развить их. Если станет в смирении их возделывать, то вскоре обогатится духовно. Если будет духовно работать, станет хорошим, если пренебрежёт, станет плохим.

Я встречал людей, которые, хотя почва их души была плодородной, оставили её невозделанной, и она заросла терновником и чертополохом. А другие, хотя у них на земле росли терновник и чертополох, всё выпололи, вспа­хали, и земля стала приносить плоды. Что пользы, если Бог нам дал хорошую землю, а мы её бросили, и она поросла бурьяном? Если наша земля пригодна для выращивания сахарного тростника, а на ней растёт камыш, если мы не заботимся о том, чтобы выполоть камыш, посадить и выращивать сахарный тростник, то Бог чем нам может помочь? Из камыша можно только корзинки плести, са­хара не добудешь...

Бог от каждого из нас потребует ответа, удвоили ли мы тот дар, который Он нам дал. Если кому-то Он дал пять дарований, то человек должен их превратить в де­сять. Девять - это для него уже не лучший результат. Потому каждый пусть трудится со смирением и рас­суждением для достижения лучшего результата Ведь Бог потребует ответа, превратил ли человек один талант в два, два в четыре, а пять в десять. Следовательно, если человек удвоил данные ему таланты, то в глазах Бога он заслуживает высшей награды. А если кто-нибудь, по усердию, не по гордости, один талант превратит в де­сять, то умилит этим не только Бога но и человека даже с каменным сердцем

 

Добродетель других и нас наполняет благоуханием

 

- Геронда что помогает стяжать добродетель?

- Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть бла­гоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благо­уханием.

Когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать - мы назидаемся. Но и глядя на их недостатки, тоже получаем пользу, потому что недо­статки других помогают нам увидеть наши собственные. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стре­миться ей подражать, а недостаток заставляет задумать­ся, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться. Например, я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу лю­бопытство и не осуждаю брата, но смотрю вниматель­но, нет ли и у меня любопытства И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться. Но если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оп­равдываю их, говоря: "Я лучше и этого человека, и того, и другого!" - всё - я пропал

Другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы ви­дим себя, и другие видят наши недостатки, и их замеча­ния смывают с нас грязные пятна

 

Пример святых в делании добродетели

 

- Скажите, геронда, каковы отличительные свойства святых?

- Любовь со смирением, простота и рассуждение - вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуж­дением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость.

В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать. У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть пример свя­тых, их жизнь. Все святые - это дети Божий, и они по­могают нам, несчастным чадам Божиим, указывая, как избежать уловок лукавого.

Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продол­жать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждо­го святого видно одно и тоже святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному. Видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и заго­рается в человеке огонь божественной ревности и горя­чее желание им подражать.

- Геронда, сколько лет нужно читать синаксарий (краткое житие) святого?

- Всю жизнь. Хотя в синаксарий написано очень мало, в житии не вся жизнь святого, а только капли из полной чаши, упавшие через край. Святые были бы безумцами, если раскрыли бы всё, что пережили втайне. Но нам до­статочно и сих малых слов, лишь бы они смогли уязвить наше сердце, лишь бы нам их воплотить в своей жизни.

- Мне кажется трудным сделать что-то из того, что сделали святые Скажем, святая Синклитикия, какой тяжёлый подвиг несла до конца своей жизни, хотя стра­дала от тяжелой болезни! Или преподобный Варсонофий, сколько лет он хранил совершенное молчание!

- Ладно, если хочешь подражать преподобному Варсонофию, постарайся хотя бы не отвечать, когда тебе делают замечание. Что касается подвига святой Синклитикии, то и мне кажется, что у тебя не хватит физи­ческих сил его повторить, - не выдержишь, но внутренне, по-моему, ты можешь ей подражать, и здесь тебе предстоит очень много работы. Желаю, чтобы святая дала тебе хотя бы немногое из того, что имела сама

 

Духовная красота

 

- Геронда, как мне стяжать духовную красоту?

- Если будешь подвизаться с божественным рвением в стяжании добродетелей, приобретёшь и духовную кра­соту. Богородица обладала и внешней и внутренней кра­сотой. Кто её видел, становился другим человеком Ду­ховная мягкость, которую Она источала, исцеляла души.

Своей внутренней красотой и силой благодати Она со­вершила миссионерский подвиг! И любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, ста­нет благословенным, красивым душой.

- Человек, имеющий Божественную Благодать, сам это чувствует?

- Чувствует некоторые действия благодати.

- А другой человек, глядя на него, может распознать в нём благодать?

- Да, может, потому что благодать его выдаёт. Знаешь ли, добродетель нельзя скрыть, как бы человек ни пытал­ся. Солнце не спрячешь за решетом потому что лучи его всё равно пройдут через дырки.

Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добро­детелью, светится благодатью. Потому что, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а значит, источает из себя свет, и Божественная Благодать его вы­даёт. Так, сам того не желая и не ведая, человек обнару­живает себя перед другими, и прославляется Бог.

Освобождение от страстей и очищение души сказы­ваются и на плоти, которая тоже очищается, ведь очи­щение начинается с сердца Сердце через кровь передаёт свою духовность телу, и так освящается весь человек.

 

Как возделывается смирение

 

- Геронда каким образом возделывается смирение?

- Смирение возделывается: любочестием и возделывается, удобряемое навозом падений. Любочестный человек всё, что имеет хорошего, при­писывает Богу. Видит множество благодеяний Божих и понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно славословит Бога И чем больше смиряется и прославляет Бога, тем сильнее на него изливается Божественная Бла­годать. Это добровольное смирение. А смирение, кото­рое происходит от непрестанных падений, - вынужден­ное смирение.

Несомненно, добровольное смирение имеет большую ценность, чем вынужденное. Оно подобно участку пло­дородной земли, на котором деревья растут без удобре­ний и навоза и дают вкусные плоды. Вынужденное же смирение похоже на скудную почву, где, чтобы получить урожай, нужны и удобрения и навоз, и, опять же, плоды будут не такими вкусными.

- Геронда мне тяжело приходится, когда из-за дурно­го обхождения с кем-то я унижаю себя в глазах других и вынужденно смиряюсь.

- Вынужденным смирением ты оплачиваешь хоть часть того долга, который накапливаешь своими греха­ми. Однако нужно начать добровольно смиряться.

- А я нахожусь в очень тяжёлом состоянии. Меня му­чают плотские помыслы, и я впадаю в уныние. Боюсь, что никогда не выйду из этого состояния.

- Мужайся, добрый мой человек, и в конце концов Христос победит. Пой: "От юности моея враг мя иску­шает, сластьми палит мя: аз же надеяся на Тя Господи, побеждаю сего". По сути, не так уж и виновата бедная плоть, виновата гордость. На самом деле, у тебя много достоинств, которые, конечно, дарованы Богом, но из-за некоторого нерадения и невнимательности враг находит удобный момент и ввергает тебя в гордость. И вместо того чтобы омывать своё лицо слезами радости и благо­дарности к Богу, ты орошаешь его слезами скорби и пе­чали. Отсюда следует такой вывод: если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит. Итак, мужайся, чадо моё, и Хрис­тос победит. "Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: Яко с нами Бог". Буря пройдёт и принесёт за со­бой много хорошего. Ты лучше узнаешь себя, смиришь­ся вынужденно, и, согласно духовным законам, на тебя обязательно придёт Благодать Божия, которой раньше мешала гордость.

Мы пока ещё не познали себя. Если познаем, душа наша станет ликовать, и будет смиренно просить милос­ти Божией. Познание себя рождает смирение. Потому что, чем больше человек узнаёт себя, тем шире раскры­ваются очи его души и он лучше видит свою великую не­мощь. Познаёт своё убожество и свою неблагодарность, а вместе с тем великое благородство и милосердие Божие. Оттого он внутренне сокрушается, смиряется до земли и начинает сильно любить Бога.

 

ЧАСТЬ. Любовь духовная

 

Духовный человек отдает сначала свою любовь Богу, затем людям, а остаток любви отдает животным и всей живой тври.

 

Восхождение на Небо

 

- Геронда, как человек приходит к Богу?

- Есть два способа, как человек может взойти к Богу на высоту и "преклонить" Его сойти вниз и пребывать вмес­те с ним. Первый способ - это искреннее покаяние - от­носится к большим грешникам. Когда они осознают своё великое падение и глубоко смиряются, то Бог, ради их великого смирения, проявляет к ним большую любовь и возводит на Небо. "Великая радость бывает на Небесах об одном человеке кающемся" (Ср.Лк.15,7), - говорится в Евангелии. Тогда, конечно, и грешники испытывают большую лю­бовь к Богу, потому что Он оставил им большой долг. Вто­рой способ следующий: когда человек сохранится чистым от смертных грехов, то он должен благодарить Благого Бога за то, что Тот с детских лет хранил его, и одеяние его души не осквернилось. И ты, если бы Христос не хранил тебя, как птенца, у Себя под крылом, возможно, была бы сегодня самой большой грешницей в мире. Потому день и ночь прославляй Благого Бога за этот Его великий дар и проливай перед Ним слёзы радости и благодарности. Эти слёзы имеют равную, а может и большую, силу со слезами покаяния. Тогда человек возносится на Небеса, при­ходит к Богу и славословит Его непрестанно, как Ангелы. И хотя живёт на земле, но словно - на Небе. Его жизнь становится сплошным славословием и смерть он ожи­дает со славословием, потому что знает, что тогда будет с Богом постоянно, что и является его конечной целью. Тогда в нём рождается самое великое славословие: "Сла­ва Тебе, Показавшему нам Свет...".

 

Отдадим, свою любовь Христу

 

- Геронда, как мне трудиться, чтобы возлюбить Бога?

- Начни с жертвы. Когда человек не считается с со­бой и приносит себя в жертву, тогда всё идёт как надо: он любит своего ближнего, любит Бога Те люди, кото­рые говорят, что любят Бога, но не жертвуют собой ради ближнего, "возлюбиша Бога усты своими, и языком сво­им солгаша Ему" (Ср. Пс.77,36).

- Геронда, как растёт любовь к Богу?

- Пусть ваш ум постоянно будет в Боге, думайте о Боге. Творите молитву, разговаривайте с Богом Когда человек занимается таким деланием, то вначале слабо ощущает любовь Божию, но чем дальше, тем чувствует её всё сильнее. Теперь его ум постоянно пребывает в Боге, его не занимает ничто земное и суетное. В его серд­це растёт любовь к Богу, наполняет, и он не хочет ду­мать ни о чём, кроме Бога. Его не волнует ничто из того, что есть в мире, он постоянно думает о Небесном Отце. Тех, кто занимается наукой, она поглощает полностью. А мы поглощены ли Христом?

- Чего же нам не хватает для того, чтобы мы с такой же ревностью искали Христа?

- Всё у нас есть. Голова есть, зрелость есть. Препятст­вие - мы сами, наше "я". Если мы не откажемся от себя, то как в нас войдёт Христос? Если же мы откажемся от себя и недобросовестный квартиросъёмщик, ветхий наш человек, оставит наше жилище, то в сердце на ос­вободившемся месте поселится новый человек, человек Нового Завета Наш храм, всё наше существо наполнится любовью, потому что в нас будет обитать Христос, Кото­рый есть Любовь. Тогда сердце человека превращается в колокол, который всё время благовестит так громко, что от этого звона дрожат стены - грудная клетка и рёбра, которые, как стены в доме, обмазаны глиной, ставшей по повелению Божию плотью. И если ты окажешься в пустыне, где нет храма, то храмом будет твоё тело, а ко­локолом сердце.

Когда человек отдаст своё сердце Богу, тогда и ум его охвачен любовью Божией, и сердце трепещет от радос­ти. В голове лёгкость, тело как перышко. А когда любовь Божия больше, чем может вместить сердце, тогда звон сердца слышен окружающим, так как в этом состоянии участвует и тело.

Такое маленькое сердце, а может так сильно любить! И если такова любовь человека к Богу, то какова тогда любовь Божия! Я имею в виду количество, потому что по качеству любовь Божия такая же, как наша если наша духовна

Какое великое зло совершают люди, которые не хотят отдать свою любовь Христу, а расточают её на земные, пустые и суетные вещи! Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хва­тило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь, которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши смрадные души Своей Божествен­ной Кровью.

 

Огонь любви Божией

 

- Геронда почему у меня к Богу нет такой же любви как к человеку, ведь если я кого-то люблю, то хочу быть с ним всё время вместе?

- Это приходит постепенно в результате борьбы, а ина­че люди бы загорелись и горели бы любовью Божией. Вок­руг был бы холод, а они думали бы, что горят, и бежали бы в горы. Один солдат во время войны оставил свою часть и убежал в горы. В его сердце зажглась такая любовь, что он не мог её сдержать, хотел уйти и молиться. Забыл обо всём Нашёл одну пещеру, вошёл в неё и стал молиться! Когда другие солдаты пошли на задание, они нашли его и кричали: "Дезертир". Потом его вызвал на допрос коман­дующий частью. "Как это называется?" - спрашивает. "Я горю, господин командующий, горю любовью ко Христу. Знаете, что значит «горю» 7' "А я что по твоему не горю?" -спрашивает командующий "Я горю, господин командую­щий, понимаете или нет?" - повторял он и словно говорил: "Если горишь, то беги!" Бог помог ему, и он избежал три­бунала Тут в мирное время, если солдат убежит из части, ему грозит трибунал, а что говорить о войне!

- Геронда, когда человек находится в таком состоянии, то он чувствует тепло во всём теле?

- Да, но больше всего в области груди. Когда возго­рится духовная любовь, то полыхает огнём вся грудь. Вся грудная клетка превращается в пламя. Горит человек сильным сладостным огнём любви Божией, парит, любит истинной, материнской любовью.

Этот внутренний огонь, который зажигает Сам. Хрис­тос Своей любовью, согревает тело сильнее веществен­ного огня. Он имеет силу сжигать любой мусор, любой злой помысел, который подбрасывает тангалашка, как и любую похоть и любое неподобное зрелище. Тогда душа ощущает божественное наслаждение, которое несрав­нимо ни с каким другим наслаждением!

Как жаль, что этот огонь ещё не вошёл в вас! Если он вспыхнет и разгорится в вашем сердце, то вас не будут прельщать никакие суетные вещи. Желаю, чтобы Бог по­палил Своей любовью ваши сердца!

 

Божественный эрос

 

- Божественный эрос - это любовь к Богу?

- Божественный эрос - это нечто высшее, чем любовь Божия, - это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, вы­брасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом

Божественный эрос размягчает твёрдые кости, ко­торые делаются настолько мягкими, что человек не мо­жет устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, по­тому что вокруг тепло, очень тепло... Когда человек нахо­дится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния...

- А человек, охваченный Божественным эросом чувст­вует боль?

- Если боль очень сильная, то она стихает и делается терпимой, если слабая - исчезает. Видишь, люди, когда влюблены, находятся в таком восхищении, что и про сон забывают. Один монах мне говорил: "Геронда, мой брат влюбился в цыганку, даже спать перестал. Только и слыш­но «Параскевушка моя, Параскевушка моя». Заколдовали его, что ли? Не знаю! Я столько лет монах и не люблю Бо­жию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, на­пример, совсем не чувствую в сердце никакого веселья".

К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова "Божественный эрос". Не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Ми­ней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что та­кое человеческий эрос, когда им говоришь о Божествен­ном эросе, сразу отвечают: "Это должно быть что-то выс­шее". Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! "Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать?" Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг дру­га "Если на нас, - говорят они, - так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!"

 

Святое безумие

 

- Геронда, как можно сойти с ума от любви Божией?

- Общаться с. сумасшедшими, чтобы они заразили тебя своим духовным безумием! Надеюсь увидеть тебя... сумасшедшей по Богу! Аминь.

И у меня есть небольшой опыт духовного безумия, происходящего от Божественного эроса. Тогда человек приходит в состояние священной рассеянности и не хо­чет думать ни о чём, кроме Бога, кроме святого, духов­ного и небесного. Находясь в состоянии божественной любви, он горит сладостно изнутри, изливает себя внеш­не в безумии, в границах священного благочестия, как ангел, прославляя день и ночь своего Бога и Создателя.

- Это называется исступление?

- Да, тогда человек находится вне себя, в хорошем смысле. Это и есть... "Ужаснися бояйся небо..." (слова ирмоса 8-й песни канона Великой Субботы)!

Священное безумие поставляет человека вне земного притяжения, возносит его к престолу Божию, и человек начинает ощущать себя, как собачка при ногах своего хо­зяина, которая радостно и почтительно лижет ему ноги.

 

Божественное опьянение

 

- Геронда, я боюсь, что не спасусь.

- Не бойся, будем вместе подниматься наверх. Толь­ко скажи настоятельнице, пусть даст нам две большие пластиковые бутылки в дорогу. Смотри, пластиковые, а не стеклянные, чтобы не разбились по пути!.. Мы на­полним их водой и будем пить из них на пути к Небу, когда будем уставать! Оставим в них воды только на три пальца, и попросим Христа, чтобы Он её благословил, превратил в вино. Выпьем его и духовно опьянеем ря­дом со Христом.

- Геронда, а что это за вода такая?

- Это любовь ко Христу и к братьям

- А опьянение?

- Опьянение от Святого Духа. Опьянённые Святым Духом всё время радуются нежной любви Бога, своего Отца.

Если человек духовно опьянеет от небесного вина, то его жизнь здесь на земле становится мученической, од­нако, в хорошем смысле. Он становится негодным для мира, его не волнует ничто земное, и он всё вменяет в уметы, сор. Видишь, люди, когда много выпьют, пья­неют, и потом их ничего не волнует. "Дед Фанасий, твоя хижина горит", - кричали люди одному деду, у которого загорелась хижина "Ну её, пусть горит", - отвечал он, по­тому что напился и был пьян!..

Другое, небесное пьянство - хорошее, но человек всё время должен быть там, возле бездонной бочки с небес­ным вином Желаю вам найти заветный райский свя­щенный кран, пить и постоянно упьяняться райским вином Аминь!

 

Глава 2. Любовь к ближнему

 

Дорогая истинная любовь

 

- По моему мнению, любовь бывает трёх видов: плотс­кая любовь, которая полна духовных микробов; мирская любовь - кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая; и духовная любовь - истинная, чистая и дорогая. Эта лю­бовь бессмертна, она пребывает "в век века".

- Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?

- Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя.

- Геронда, моя любовь к Богу и ближнему охладилась.

- Посей тот небольшой остаток любви, что у тебя есть. Пусть она даст ростки, вырастет, принесёт плод любви, который ты и соберёшь. Потом ты посеешь уже больше любви и ещё больше соберёшь, так посте­пенно заполнится твой амбар, так что тебе уже некуда будет её складывать, ведь чем больше любви сеешь, тем больше она растёт. Допустим, у земледельца есть не­большой пакетик семян и он их сеет. Потом он соби­рает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберёт урожай, на­полнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод.

Хочу сказать, что то же самое происходит и с любо­вью. Чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. Чело­век, который не отдаёт даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек - лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф.25,25)

В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. Видишь, мать постоянно отдаёт свою любовь детям, но и постоянно берёт от детей, и её любовь по­стоянно растёт. Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, де­лая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от дру­гих людей.

Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духов­ная, дорогая любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, лю­бят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать своё и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им своё и себя. Таких людей любят все, но больше всего Бог, с Ко­торым они одного рода.

Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодея­ния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать бла­городную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешёвую мирскую любовь, которая исполнена всех чело­веческих немощей.

- Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где её не оценят.

- У тебя нет настоящей любви, поэтому тебе и труд­но. Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.

- Как мне научиться забывать добро, которое я де­лаю?

- Брось его в море... Так и забудешь. Но и зло, которое тебе делают, тоже нужно забывать. Так ты, сама того не замечая, соберёшь себе духовное богатство.

Удалять своё "я" из нашей любви

 

- Геронда, каков эталон любви?

- "Да любите друг друга якоже возлюбих вы" (Ин. 13.34) Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать со­бой ради других, как Он принёс Себя в жертву за нас.

- Может в жертве присутствовать корысть?

- Да, может. Помню, (я тогда был ещё мирянином) один из жителей Коницы после пасхальной службы го­ворил каждому встречному - поперечному: "Пойду в мо­настырь на горе, к Божией Матери, зажгу лампадки". Но по тому, как он это говорил, было видно, что в человеке сидит гордость и корысть... Пошёл он ночью в монас­тырь зажигать лампадки, два часа дороги туда, два часа обратно. А дорога - жуть! И церковь заброшенная, всё валяется, где уж найти фитильки и поплавки для лампад! Так что оказалось, что весь его труд был напрасным. А ведь, наверное, если бы кто-то ему сказал после службы: "Зажги лампадку, как придёшь домой", может быть, он бы и не зажёг! Если бы он на самом деле захотел принес­ти жертву Богу, то должен был бы пойти в монастырь зажигать лампадки просто, без шума

- Значит, человек может жертвовать собой и по гор­дости?

- Может, как не может? Он может пожертвовать даже, как говорит апостол Павел, своей жизнью, а любви не иметь (См.1Кор.13,3)

- Такая жертва имеет ценность?

- Не помнишь, что перед тем говорит апостол Павел? "Любве же не имам, ничтоже есмь" (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. д. Когда человек смиренно жерт­вует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о люб­ви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своём помысле и думать, что имеет любовь, потому что всё раздаёт, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его "я", то есть его любовь направлена на достижение его личного интереса

Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны её очистить, удалить своё "я" из нашей любви. И когда все удаляют своё "я" из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Хрис­те разрешаются все проблемы, потому что любовь Хрис­това ликвидирует все проблемы.

 

Материнская любовь ко всем

 

- Геронда, как человек может принять весь мир в своё сердце?

- Как может обнять весь мир, когда у него короткие руки?.. Чтобы человеку поместить весь мир в своё сердце, он должен расширить своё сердце.

- Как это сделать, геронда?

- Любовью. Но и этого недостаточно. Нужна материн­ская любовь. Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретёт такую любовь, то он станет лю­бить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вре­дит, потому что будет всегда для других находить смяг­чающие обстоятельства и обвинять во всём себя. Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совес­ти, когда вора поймают и посадят в тюрьму. "Из-за меня человек попал в тюрьму, - будет говорить он. Если бы я нашёл способ дать ему деньги, в которых он нуждался, то он бы сейчас не был в темнице".

Материнская любовь всё покрывает и всё угашает. Если ребёнок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он её чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости, и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твоё сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит.

- Геронда, я ко всему подхожу как-то узко. Может, у меня нет сердца?

- Это у тебя нет сердца? Да знаешь, какое у тебя серд­це? Но ты допускаешь, чтобы его душила твоя узколо­бость, а потом мучаешься. У кого широкое сердце, тот всё может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодуш­ный, из-за одного замечания, одного неприятного собы­тия впадает в уныние, не может его понести.

- Почему?

- Потому что настолько хватает его аккумуляторной батареи.

- Что мне сделать, чтобы увеличить мощность моей батареи?

- Оправдывай несобранность и недостатки других. Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Ду­май о том, что ты в руках Божиих, и если что-то проис­ходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью.

- И моё сердце расширится?

- Чтобы твоё сердце стало шире, нужно что-то из него убрать: избавиться от себялюбия. Если плющ себялюбия и узости мысли, которая тебя душит, засохнет, то твоё ду­ховное древо станет развиваться свободно. Желаю, чтобы твоё сердце в скором времени освободилось совершенно, разрослось и расширилось. Аминь.

Я сейчас, знаете, что ощущаю? Ощущаю такую ма­теринскую любовь, такую мягкость и нежность, каких у меня не было раньше5. Во мне умещается весь мир. Я хочу объять всех людей, хочу им помочь. Потому что лю­бовь не может оставаться спрятанной в сердце. Как у ма­тери, которая потеряла ребёнка, молоко льётся из груди, так и любовь ищет выхода.

 

Сердце не стареет никогда

 

- Геронда, авва Памво говорит; "Если имеешь сердце, можешь спастись"6. Что он имеет в виду, говоря: "если имеешь сердце"?

- Многое можно иметь в виду. Во-первых, "если имеешь сердце" может значить "если любишь Бота". Во-вторых, "если имеешь сердце" может значить "если имеешь восприимчивость и не являешься бесчувствен­ным". В-третьих, "если имеешь сердце" может значить "если ты добр". В-четвёртых, "если имеешь сердце" мо­жет означать "если у тебя есть терпимость". В-пятых, "если имеешь сердце" может означать "если у тебя есть мужество". Когда мы говорим "сердце", то имеем в виду не кусок плоти, а расположение к жертвенности, благо­родную любовь.

Великое дело сила сердца! Сердце словно аккуму­ляторная батарея, которая постоянно подзаряжается. Оно не устаёт и не стареет, его сила не исчерпывается никогда. Но над сердцем надо работать. Ведь и у меня есть сердце, и у тебя есть сердце, но какой в нём прок, если мы над ним не работаем? Если человек не работает над своим сердцем, он может быть великаном и при этом совсем не иметь дерзновения. А другой, малень­кий и тщедушный, делая всё с сердцем, никогда не ус­таёт. Вот и здесь есть одна слабая сестра, но, так как она в каждое дело вкладывает сердце, не чувствует усталос­ти. Смотрит не на то, как бы увильнуть от работы, а как бы помочь другому. Каждое дело она делает с любовью, потому что болеет за него, а не потому, что ждёт, чтобы другие её заметили и похвалили. У неё нет самолюбия, человекоугодия, она живёт так, чтобы её не было видно, потому и получает Божественную Благодать и прини­мает помощь от Бога









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь