Тема 1.2. Процесс стратегического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Процесс стратегического менеджмента



Вопросы:

1. Пять задач стратегического менеджмента и их характеристика

2. Четыре уровня стратегий

3. Исполнители пяти задач стратегического управления

 

Пять задач стратегического менеджмента

Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента.Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов. Действительно, удачная стратегия и ее умелая реализация — именно те признаки совершенного управления, которым стоит доверять.

Некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь.Другие — создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования.

Блестящее выполнение блестящей стратегии — это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.

Задачи менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы:

1. Определение сферы коммерческой деятельности и формулирование

стратегических установок: стратегического видения и миссии.

2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения.

3. Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства.

4. Реализация стратегического плана.

5. Оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана и/или методов его реализации.

Задача1. Устанавливая миссию, менеджер определяет сферу деятельности компании, а также те услуги, которые она будет предоставлять своим клиентам.

Менеджеру необходимо стратегически обдумать сферу деятельности фирмы. Все это должно сопровождаться разработкой концепции долгосрочного развития фирмы. Именно то, что видится менеджеру относительно места своей компании на рынке, и является стратегическим видением.

Стратегическое видение – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь.

Развивая и обнародуя миссию и стратегическое видение, менеджер знакомит сотрудников со смыслом цели и убедительно объясняет направления будущего развития.

 

определение повторно при необходимости
На рис. 1 показана взаимосвязь задач стратегического менеджмента.

Задача 1

Определение сферы

Деятельности

И формулирование

Стратегических

Установок

Пересмотр при необходимости


Задача 2Постановка

Стратегических

Целей и задач

Для их достижения

Переформулирование при необходимости


Задача 3 Формулирование стратегии

Для достижения

Намеченных целей

И результатов деятель

Переработка при необходимости
ности производства

Задача 4Реализация

Стратегического

плана

Возврат к задаче 1,2,3 или 4 при необходимости
Задача 5 Оценка результатов

Деятельности и

Изменение

стратегического плана

И/или методов

Его реализации

Рис. 1. Пять задач стратегического менеджмента

Задача 2. Определение цели

Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии и отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха.

Стратегический план - документ, содержащий долгосрочные и краткосрочные цели организации, направление ее развития, задачи и стратегию.

Как правило, когда предстоит выбор между достижением долгосрочных или краткосрочных целей, преимущество должны иметь долгосрочные цели. Очень в редких случаях компания процветает, если ее менеджер ставит под удар будущее фирмы ради сегодняшнего благополучия.

Существуют два типа целей: финансовые и стратегические.

Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых ей для роста и процветания.

Финансовые цели – намеченные руководством цели, которые организация должна достичь в финансовой сфере.

Достижение определенных стратегических целей не менее важно, чем достижение определенных финансовых показателей.

Стратегические цели – намеченные руководством цели для укрепления конкурентных позиций компании нарынке. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей,как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности,размеры займов и дивидендов. Стратегические целиотносятся к конкурентоспособности фирмы и направлены наобеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли,на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукциии предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами,на достижение низкого уровня издержек, на улучшение репутациифирмы.

Таким образом, при определении целей надо иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но и долгосрочное развитие бизнеса и действия по усилению конкурентоспособности фирмы.

Цели — это результаты, а стратегия означает их достижение. Действительно, стратегия — это инструмент менеджера для выполнения определенных задач, как стратегических так и финансовых.

Задача 3. Задача составления стратегии включает в себя разработку плана

действий и их адаптирование к изменяющейся ситуации. Таким образом, стратегия компании динамична, состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения ).

Задача 4. Реализация стратегического плана – осуществление стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активностив организационной и финансовой сферах. Эти действия также включают разработку политики фирмы, создание корпоративной культуры и мотивации персонала, направленных на достижение намеченных результатов.

Задача осуществления стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. Эта задачапроходит практически через все уровни управления и должнабыть учтена в большинстве подразделений компании.

Задача 5. Оценка деятельности, анализ новых направлений, внесение коррективов.

Все четыре предыдущие задачи пересматриваются не один раз. Постоянное появление новых обстоятельств вынуждает вносить коррективы. Долгосрочное направление развития может быть изменено, деятельность компании переориентирована, задачи управления, с точки зрения будущего компании, могут быть пересмотрены. В зависимости от прошлого опыта и будущих перспектив цели деятельности компании могут быть изменены.

Изменение прогноза развития компании, новые цели, колебания на рынке влекут за собой корректировку стратегии.

Поиск путей более успешного осуществления стратегии — постоянен.

Стратегический менеджмент — процесс, находящийся в постоянном движении. Изменение обстановки как внутри организации, так и вне ее, или все вместе требует соответствующих коррективов стратегии, поэтому процесс стратегического управления представляет собой замкнутый цикл.

Задача оценки деятельности и принятия коррективов является одновременно концом и началом цикла стратегического менеджмента.

Четыре уровня стратегий


В организации стратегам приходится иметь дело с четырьмя уровнями разработки стратегии. Считается, что на различных иерархических уровнях организации существуют разные управленческие обязанности, определяющие вклад в определение стратегии фирмы. Стратегия корпораций создает единый, цельный, всеобщий и интегрированный план, определяющий, каким образом корпорация собирается реализовать свою миссию и достичь своих целей. Стратегия фирмы призвана максимизировать ее конкурентные преимущества и в то же время минимизировать ее конкурентные недостатки.

Типичная фирма, как правило, имеет три взаимосвязанных уровня стратегии, а именно: 1) корпоративную, 2) стратегию бизнеса и 3) функциональную.
Первый из упомянутых уровней связан с построением корпоративной стратегии. Его смысл сводится к решению, в каких видах бизнеса организации следует принимать участие и каким образом следует структурировать и управлять общим набором видов ее деятельности. Корпоративная стратегия отражает общее направление движения компании, выраженное различными направлениями ее бизнеса и товарным ассортиментом продукции. Стратегия корпоративного уровня несет ответственность за определение общей миссии и целей организации, утверждает предложения, поступающие с уровня бизнеса и с функционального уровня, а также с учетом стратегических приоритетов распределяет ресурсы.
Второй уровень стратегии — это уровень бизнеса. Стратегия бизнеса связана с созданием и поддержанием конкурентного преимущества в каждом отдельном стратегическом элементе бизнеса. Стратегия бизнеса обычно разрабатывается на уровне стратегического элемента бизнеса или на уровне отдельного продукта. Она подчеркивает важность конкурентной позиции продукта или услуги корпорации в конкретном сегменте отрасли или рынка, обслуживаемом данным элементом бизнеса.
Третий - функциональный уровень. Функциональная стратегия связана с такими функциональными сферами фирмы, как производственные процессы, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, исследования и разработки. Это подход, используемый каждой функциональной сферой для достижения корпоративных целей и целей бизнеса отдельного подразделения стратегически, путем максимизации производительности ресурсов. Важно, что функциональные стратегии согласованно формируются и управляются таким образом, что они взаимосвязаны и в то же время в совокупности позволяют должным образом реализовывать конкурентные стратегии. Бизнес-компании одновременно используют все три типа стратегий. Функциональные стратегии поддерживают бизнес-стратегии, которые в свою очередь служат опорой корпоративной стратегии.

Третий уровень - операционная стратегия. Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании).

Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании. Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.

Несмотря на то, что операционная стратегия является основанием пирамиды разработки стратегии корпорации, ее важность не должна быть принижена. Например, провал одного завода при реализации стратегических задач по достижению заданного объема производства, уровня себестоимости продукции и качества может снизить показатели всей компании по продажам и получению прибыли и внести сумятицу в общие стратегические действия по созданию положительного образа фирмы в глазах клиентов.

Нельзя принижать важность стратегических действий, принимаемых на том или ином управленческом уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.014 с.)