Тема 1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента



Тема 1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента

Вопросы:

1. Понятие стратегии и стратегического менеджмента. Пять «П» стратегии Г. Минцберга.

2. Этапы развития стратегического менеджмента.

3. Отличие и взаимосвязь стратегического и оперативного управления.

4. Концепция стратегического менеджмента.

 

1. Понятие стратегии и стратегического менеджмента.
Пять «П» стратегии Г. Минцберга

Стратегия – сложный и потенциально мощный инструмент управления современной фирмой. Однако непростой инструмент. Его внедрение и использование обходится недешево. Опыт показывает, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой.

Понятие стратегия очень древнее и происходит оно от греческого (στρατηγία — «искусство полководца»). Поначалу оно представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем. Роль полководца в древней Греции была огромной. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет своевременные изменения в организации, позволяющие ей достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Таким образом, стратегия – это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее.

При разработке стратегии определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде.

Стратегическое видение – перспективный взгляд на направление развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь.

Пять «П» стратегии Г.Минцберга:

· стратегия как план;

· стратегия как позиция;

· стратегия как приём – тактический ход;

· стратегия как паттерн действий; поведенческая модель;

· стратегия как перспектива.

Этапы развития стратегического менеджмента.

Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера (Alfred D. Chandler, Jr.), Филипа Зельцника (Philip Selcnik), Игоря Ансоффа (Igor Ansoff) и Питера Друкера (Peter Drucker). Существует десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия «Школы стратегического менеджмента».

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались в первой четверти ХХ века. Бюджетирование и контроль основывалось на постоянстве среды организации как внешней, так и внутренней. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х – начала 1970 годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности и угрозы внешней среды.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появился в середине 1970 – х годов. Подобно стратегическому планированию он основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако это подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.

Отличие и взаимосвязь стратегического и оперативного управления

 

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных долгосрочных целей и задач.

Деятельность по стратегическому управлению направлена на достижение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

В отличие от стратегического оперативное управление занимается ис-пользованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимаю-щийся оперативными вопросами, должен превратить ранее созданный потенциал фирмы в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль, как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.

Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям деятельности, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.

Таким образом, система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент.

2. Чем обусловлена необходимость стратегического менеджмента?

3. Назовите основные этапы развития стратегического менеджмента?

4. Дайте определение оперативного управления?

5.Поясните взаимосвязь стратегического и оперативного управления.

6. В чем суть концепции стратегического управления?

7. Назовите принципы стратегического управления и поясните их содержание.

 

Задача 1

Определение сферы

Деятельности

И формулирование

Стратегических

Установок

Пересмотр при необходимости


Задача 2Постановка

Стратегических

Целей и задач

Для их достижения

Переформулирование при необходимости


Для достижения

Намеченных целей

И результатов деятель

Переработка при необходимости
ности производства

Задача 4Реализация

Стратегического

плана

Возврат к задаче 1,2,3 или 4 при необходимости
Задача 5 Оценка результатов

Деятельности и

Изменение

стратегического плана

И/или методов

Его реализации

Рис. 1. Пять задач стратегического менеджмента

Задача 2. Определение цели

Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии и отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха.

Стратегический план - документ, содержащий долгосрочные и краткосрочные цели организации, направление ее развития, задачи и стратегию.

Как правило, когда предстоит выбор между достижением долгосрочных или краткосрочных целей, преимущество должны иметь долгосрочные цели. Очень в редких случаях компания процветает, если ее менеджер ставит под удар будущее фирмы ради сегодняшнего благополучия.

Существуют два типа целей: финансовые и стратегические.

Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых ей для роста и процветания.

Финансовые цели – намеченные руководством цели, которые организация должна достичь в финансовой сфере.

Достижение определенных стратегических целей не менее важно, чем достижение определенных финансовых показателей.

Стратегические цели – намеченные руководством цели для укрепления конкурентных позиций компании нарынке. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей,как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности,размеры займов и дивидендов. Стратегические целиотносятся к конкурентоспособности фирмы и направлены наобеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли,на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукциии предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами,на достижение низкого уровня издержек, на улучшение репутациифирмы.

Таким образом, при определении целей надо иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но и долгосрочное развитие бизнеса и действия по усилению конкурентоспособности фирмы.

Цели — это результаты, а стратегия означает их достижение. Действительно, стратегия — это инструмент менеджера для выполнения определенных задач, как стратегических так и финансовых.

Задача 3. Задача составления стратегии включает в себя разработку плана

действий и их адаптирование к изменяющейся ситуации. Таким образом, стратегия компании динамична, состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения ).

Задача 4. Реализация стратегического плана – осуществление стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активностив организационной и финансовой сферах. Эти действия также включают разработку политики фирмы, создание корпоративной культуры и мотивации персонала, направленных на достижение намеченных результатов.

Задача осуществления стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. Эта задачапроходит практически через все уровни управления и должнабыть учтена в большинстве подразделений компании.

Четыре уровня стратегий


В организации стратегам приходится иметь дело с четырьмя уровнями разработки стратегии. Считается, что на различных иерархических уровнях организации существуют разные управленческие обязанности, определяющие вклад в определение стратегии фирмы. Стратегия корпораций создает единый, цельный, всеобщий и интегрированный план, определяющий, каким образом корпорация собирается реализовать свою миссию и достичь своих целей. Стратегия фирмы призвана максимизировать ее конкурентные преимущества и в то же время минимизировать ее конкурентные недостатки.

Типичная фирма, как правило, имеет три взаимосвязанных уровня стратегии, а именно: 1) корпоративную, 2) стратегию бизнеса и 3) функциональную.
Первый из упомянутых уровней связан с построением корпоративной стратегии. Его смысл сводится к решению, в каких видах бизнеса организации следует принимать участие и каким образом следует структурировать и управлять общим набором видов ее деятельности. Корпоративная стратегия отражает общее направление движения компании, выраженное различными направлениями ее бизнеса и товарным ассортиментом продукции. Стратегия корпоративного уровня несет ответственность за определение общей миссии и целей организации, утверждает предложения, поступающие с уровня бизнеса и с функционального уровня, а также с учетом стратегических приоритетов распределяет ресурсы.
Второй уровень стратегии — это уровень бизнеса. Стратегия бизнеса связана с созданием и поддержанием конкурентного преимущества в каждом отдельном стратегическом элементе бизнеса. Стратегия бизнеса обычно разрабатывается на уровне стратегического элемента бизнеса или на уровне отдельного продукта. Она подчеркивает важность конкурентной позиции продукта или услуги корпорации в конкретном сегменте отрасли или рынка, обслуживаемом данным элементом бизнеса.
Третий - функциональный уровень. Функциональная стратегия связана с такими функциональными сферами фирмы, как производственные процессы, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, исследования и разработки. Это подход, используемый каждой функциональной сферой для достижения корпоративных целей и целей бизнеса отдельного подразделения стратегически, путем максимизации производительности ресурсов. Важно, что функциональные стратегии согласованно формируются и управляются таким образом, что они взаимосвязаны и в то же время в совокупности позволяют должным образом реализовывать конкурентные стратегии. Бизнес-компании одновременно используют все три типа стратегий. Функциональные стратегии поддерживают бизнес-стратегии, которые в свою очередь служат опорой корпоративной стратегии.

Третий уровень - операционная стратегия. Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании).

Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании. Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.

Несмотря на то, что операционная стратегия является основанием пирамиды разработки стратегии корпорации, ее важность не должна быть принижена. Например, провал одного завода при реализации стратегических задач по достижению заданного объема производства, уровня себестоимости продукции и качества может снизить показатели всей компании по продажам и получению прибыли и внести сумятицу в общие стратегические действия по созданию положительного образа фирмы в глазах клиентов.

Нельзя принижать важность стратегических действий, принимаемых на том или ином управленческом уровне.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите пять задач стратегического менеджмента.

2. Почему процесс стратегического менеджмента является непрерывным?

3. Раскройте содержание понятий: миссия, стратегическое видение.

4. Поясните сущность пирамиды стратегий и каждого ее уровня.

5. Назовите главных исполнителей стратегического менеджмента в организации и их задачи.

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните значение и задачи стратегического анализа в управлении организацией.

2. Дайте определение отрасли.

3. Назовите движущие силы отрасли и их значение при разработке стратегии.

4. Поясните сущность ключевых факторов успеха.

5. Расскажите методику построения карты стратегических групп.

6. В чем ценность модели пяти сил конкуренции?

7. С какой целью делается оценка ситуации в отрасли о ее привлекательности или непривлекательности в ближайшей и долгосрочной перспективе?

8. Поясните содержание метода СВОТ-анализа в стратегическом мененджменте.

9. Поясните содержание метода ПЕСТ-анализа в стратегическом мененджменте.

 

 

Тема 1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента

Вопросы:

1. Понятие стратегии и стратегического менеджмента. Пять «П» стратегии Г. Минцберга.

2. Этапы развития стратегического менеджмента.

3. Отличие и взаимосвязь стратегического и оперативного управления.

4. Концепция стратегического менеджмента.

 

1. Понятие стратегии и стратегического менеджмента.
Пять «П» стратегии Г. Минцберга

Стратегия – сложный и потенциально мощный инструмент управления современной фирмой. Однако непростой инструмент. Его внедрение и использование обходится недешево. Опыт показывает, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой.

Понятие стратегия очень древнее и происходит оно от греческого (στρατηγία — «искусство полководца»). Поначалу оно представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем. Роль полководца в древней Греции была огромной. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет своевременные изменения в организации, позволяющие ей достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Таким образом, стратегия – это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее.

При разработке стратегии определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде.

Стратегическое видение – перспективный взгляд на направление развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь.

Пять «П» стратегии Г.Минцберга:

· стратегия как план;

· стратегия как позиция;

· стратегия как приём – тактический ход;

· стратегия как паттерн действий; поведенческая модель;

· стратегия как перспектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.062 с.)