ТЕМА 14. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ

 

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

Транспорт– отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Транспортный комплекс имеет особое значение для экономики страны,т.к. он принимает участие в создании продукции и доставке её потребителям, поддерживает связь между производителями и потребителями, между отраслями, регионами и странами. В Украине на долю транспорта приходится до 13% стоимости основных фондов в национальной экономике и создается до 7% ВВП Украины. Все различные виды транспорта, несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и образуют единую транспортную систему страны.Для Украины потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается в связи с курсом на интеграцию в европейскую и мировую экономику. Более того, транзитное положение Украины – одна из немногих черт привлекательности национального рынка для зарубежных инвесторов и производителей.

Единая транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта:

(1)наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный);

(2) водный (морской, речной);

(3) воздушный.

Основными показателями работы всех видов транспорта являются грузооборот (произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки, измеряется в т·км) и пассажирооборот (соответственно, произведение количества перевезенного пассажиров на расстояние перевозки, измеряется в пассажиро·км).

В Украине развиваются все виды транспорта. Удельный вес отдельных видов транспорта в перевозке грузов представлен в табл. 14.1. Количество перевезенных пассажиров отражено в табл. 14.2.

 

Таблица 14.1.

Удельный вес отдельных видов транспорта в перевозке грузов, %

 

Виды транспорта
Наземный
Железнодорожный 15 14 23 25 24
Автомобильный 78 74 61 62 66
Трубопроводный 5 10 15 12 9
Водный
Морской 1 1 0 0 0
Речной 1 1 1 1 0
Авиационный

 

Таблица 14.2.

Перевозка пассажиров по видам транспорта, млн. человек

Вид транспорта
Наземный
Железнодорожный 669 577 499 445 427
автомобильный(автобусы) 8331 3483 2557 3837 3726
Трамвайный 2007 822 1381 1111 714
Троллейбусный 3232 1359 2582 1903 1204
Метрополитенный 678 561 754 887 760
Водный
Морской 26 8 4 11 7
Речной 19 4 2 2 1
Авиационный

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

 

На территории Украины в 1861-65 гг. было введено в эксплуатацию сразу три железные дороги: Львов-Перемышль; Одесса-Балта; Грушевско-Донецкая. К 1913 году эксплуатационная длина железных дорог Украины уже составляла 16 тыс. км.

После победы Советской власти развитие железных дорог в Украине получило новый импульс. В довоенные годы основные объемы строительства новых железных дорог и реконструкции действующих осваивались по на направлениям Донбасс-Центр СССР и Донбасс-Криворожье, что соответствовало экономической политике первых пятилеток, нацеленной на индустриализацию страны.



После войны начался ускоренный перевод железнодорожного транспорта Украины на прогрессивные методы тяги – электровозную и тепловозную. В 1957 г. выпуск паровозов в стране был прекращен.

В настоящее время эксплуатационная длина железных дорог Украины составляет почти 22 тыс. км. Из них 35% – двух- или многопутные. Территориально железнодорожный транспорт разделен на 6 железных дорог: Юго-Западную (центр – Киев), Львовскую, Южную (Харьков), Донецкую (ее протяженность - почти 3 тыс. км), Приднепровскую и Одесскую.

Средняя плотность железнодорожных путей в Украине – 36 км на 1 тыс. км2 (для сравнения – в Европейской части России – 15 км). Что касается Донецкого региона, то на каждую 1 тысячу км2 в Донецкой области приходится 61 км железных дорог. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 16 км.

Железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок: каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния. Поэтому с его помощью в последние годы перевозится до 25% всех грузов.

Значительной проблемой развития железнодорожного транспорта Украины являетсявысокая степень изношенности основных фондов, устаревание инфраструктуры, неэлектрифицированность почти половины колеи, частичное использование деревянных шпал, несовпадение ширины украинской колеи европейской. Если рассматривать пассажирские перевозки, то проблемы заключаются в отсутствии надлежащего сервиса, низком санитарном уровень вагонов, отсутствии элементарных удобств и т.п..

В настоящее время (2009 г.) Украина располагает 2,6 тыс. тепловозами, 1,9 тыс. электровозами, 52 паровозами, 132 тыс. грузовыми и 8 тыс. пассажирскими вагонами.

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Автомобильный транспорт является неоспоримым лидером в пассажирских и грузовых перевозках. В последние годы более половины всех грузов и почти половина пассажиров была перевезена с его использованием.

Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный транспорт развивается почти равномерно на всей её территории, но более плотная сеть автодорог характерна для западного региона страны.

Общая длина автомобильных дорог Украины составляет до 170 тыс. км (это почти 11% всех автодорог СНГ), в том числе с твердым покрытием – 166 тыс. км. Однако приближены к европейским стандартам только 2,3 тыс. км.

В целом автодороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: качество покрытия, скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, а также необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, заправок, телефонной связи и т.д. До 30% дорог в сельской местности вообще без твердого покрытия и в период неблагоприятных природных условий непригодны для эксплуатации.

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

В Украине первый трубопровод был построен в 1924 г. в Прикарпатье (это был газопровод Дашава-Стрий-Дрогобыч). На сегодняшний день общая длина трубопроводов Украины составляет 44,7 тыс. км., а его плотность - 74 км на 1 тыс. км2.

Трубопроводный транспорт состоит из:

(1) газопроводов;

(2) нефтепроводов;

(3) продуктопроводов.

Что касается газопроводного транспорта, то общая протяженность газопроводов составляет более 37 тыс. км. (в т. ч. 23 тыс. км магистральных газопроводов и 14 тыс. км газопроводов-отводов). Наиболее известен газопровод "Союз", по которому Россия экспортирует газ в Западную Европу. Также крупными являются газопроводы из Шебелинки в Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Одессу и т. д.

Неотъемлемой частью газотранспортной системы Украины являются подземные хранилища газа (всего их 13), общим объемом более 33 млрд. м3, которые обеспечивают бесперебойность в поставках газа для населения и индустрии. Строительство новых компрессорных станций в последние годы увеличило возможности украинской ГТС. Её транзитный потенциал позволяют ежегодно перекачивать до 200 млрд. м3 газа.

Нефтепроводный транспорт включает 12 нефтепроводов, общей протяженностью почти 4,5 тыс. км. Работает 51 магистральная нефтеперекачивающая станция. Наиболее известный – нефтепровод "Дружба", по которому нефть транзитом из России поставляется в Европу. Его протяженность по Украине – 680 км. Важное значение для Украины имеют также нефтепроводы Приднепровья, поставляющие нефть на нефтеперерабатывающие заводы. Недавно завершилось строительство нефтепровода Одесса-Броды, который фактически объединил эти нефтепроводные системы в единую сеть.

В Украине действуют ипродуктопроводы, перемещающие аммиак, этилен и пр. Известным является аммиакопровод Тольятти – Одесса.

В 2010 г. удельный вес трубопроводного транспорта в общем объеме грузоперевозок составил до 10%, из которых более половины пришлось на транспортировку российского газа через территорию Украины. Поэтому на сегодняшний день это самый перспективный вид транспорта, поскольку транзит энергоносителей приносит значительные вливания в бюджет Украины.

Но, к сожалению, в условиях газового конфликта между Украиной и Россией активно реализуются планы России, направленные на уменьшение транзита энергоресурсов через территорию Украины (табл. 12.3).

 

Таблица 12.3.

Транспортировка грузов трубопроводами в Украине, млн. т

Вид груза
Все грузы
Газ 182 174 150 164 121
нефть и нефтепродукты 114 68 66 47 30
Аммиак н.д. 4 2 2 2

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Главным достоинством морского транспорта является его дешевизна и готовые природные пути, а недостатком -низкая скорость доставки.

Развитию морского транспорта в Украине способствует наличие связанных между собой Черного и Азовского морей, которые практически не замерзают. Общая длина морской береговой линии Украины – более 2000 км.

После развала СССР Украине достались 3-и крупные судоходные компании:

(1) Черноморское морское пароходство. Порты Одессы и Ильичевска осуществляют наибольшее количества международных перевозок (нефть, уголь, хлебные грузы, сахар, цитрусовые и т.д.). Порты Херсона и Николаева специализируются на грузоперевозках (железные и марганцевые руды, стройматериалы). К сожалению, это крупнейшее в Союзе и одно из крупнейших в мире морских пароходств было практически уничтожено за последние 20 лет.

(2) Азовское морское пароходство. Крупнейшие порты – Мариуполь, Бердянск и Керчь, через которые осуществляются как международные перевозки, так и внутренние (т. н. каботажные).

(3) Украинско-Дунайское морское пароходство (Измаил, Рени) служит для связей со странами Европы, в которые экспортируются уголь, руда, цемент, сахар и другие товары.

Всего же Украина располагает 18 морскими портами (из них 17 осуществляют как грузо- так и пассажироперевозки).

На сегодняшний день Украина располагает до 1,1 тыс. морских судов (но в эти статистические данные почему-то с 2001 г. включены суда, которые не пригодны к эксплуатации, что не позволяет говорить о реальном потенциале морского флота Украины). Подавляющая часть этих судов малотоннажные. Среднее водоизмещение украинских судов в 3-5 раз меньше аналогичного показателя в развитых странах. Средний возраст украинских судов превышает 15 лет. Флот следует обновить, и потребности Украины составляют около 120 новых судов большой грузоподъемности (это не считая танкеров и метановозов) и более 10 пассажирских суден.

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

В Украине широкое развитие речной транспорт получил после строительства каналов, связавших её реки между собой, а также с водными артериями других стран (Белоруссии и Польши).

Общая длина судоходных рек в Украине – 4,4 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия – Днепр (1,2 тыс. км) с притоками Десна и Припять. Кроме того, известны реки Днестр, Южный Буг, Северский Донец, Дунай. Общая длина судоходных речных путей общего пользования – более 2 тыс. км. Существенным недостаткомречного транспорта в Украине является сезонность перевозок. Крупные речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Измаил.

Речной транспорт является недорогим и удобным для перевозятся строительных материалов, угля, руды, продукции АПК. Но в настоящий момент в Украине по показателям грузо- и пассажирооборота этот вид ненамного опережает морской и составляет менее 1% перевозок Украины.

Всего в Украине имеется в наличии 2,1 тыс. речных судов (но это опять с учетом непригодных к эксплуатации). Также, как в случае с морским транспортом, в речном имеет место значительный физический и моральный износ судов и погрузочно-разгрузочного оборудования, недостаток судов типа "река-море".

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Его основными главным достоинством является высокая скорость доставки грузов и пассажиров, а недостатком – дороговизна.

На сегодняшний день в Украине действуют негосударственные, компании, некоторые из которых в какой-то доле принадлежат государству. На территории нашей страны функционируют 36 аэропортов, из которых 16 открыты для международных перелетов и совершаются полеты в более чем 35 стран мира помимо внутренних рейсов. Всего, например, в 2007 г. в воздушном просторе Украины было совершено 385 тыс. полетов, в том числе самолетами других стран – 292 тысячи.

К сожалению отечественный парк самолетов и вертолетов за последние годы сократился более чем в 2 раза. Так, если в 2000 г. он насчитывал 954 летательных средства, то в 2008 только 468. Практически ни одно авиапредприятие не в состоянии закупать самолеты за реальные деньги, а использует лизинг. Особой популярностью сейчас пользуются бразильские самолёты Embraer и французские Airbus.

Во времена бывшей УССР воздушный транспорт интенсивно развивался и в 1990 г. им было перевезено до 15 млн. человек. В настоящее время в Украине воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых перевозок вследствие его дороговизны, но перевозки пассажиров, которые к конце 90-х упали до 1 млн. человек, с 2000 г. начали наращивать свои объемы и в 2012 г. превысили 6 млн. человек. Открывается авиасообщение в областных центрах, где ранее его не было, например, в Виннице.

Немаловажную роль в повышении качества авиаперевозок играют реконструкция аэропортов и инфраструктуры, совершенствование сервисного обслуживания и системы обработки грузов, упорядочение таможенного контроля.

 

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

 

В 2010 г. более половины удельного веса перевозок пассажиров пришлось на автобусы. Троллейбусы используются в 47 городах Украины, а трамваи – в 23 городах. Метрополитены имеются в Киеве, Днепропетровске и Харькове.

Городской транспорт в Украине практически повсеместно нерентабелен, а "прибыльность" транспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, достигается за счет дополнительного финансирования их из городского бюджета. Это ведет к тому, что городские АТП становятся нечувствительными к качеству своей работы, совершенствованию перевозочного процесса. Значительная часть парка изношена или подлежит списанию, но чтобы уменьшить амортизационные отчисления АТП стараются приобретать менее дорогой подвижной состав, что не способствует повышению качества пассажирских перевозок.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь