Христианское совершенствование


1. Обожение (τέωσις) личности.

Человеческая личность, благодатно преображенная этической триадой (верой, надеждой, любовью), постепенно формируется - κατά Χριστόν - по Христу, пока не станет "христообразной", пока не обожится. Разумеется, что переход из этической триады в Божественную является таинственным. этическая триада положена между человеком и Божественной Триадой. Этическая триада является как бы предтечей, возвещая Троичное Божество, она - этическое введение в догматику христианства. Через нее совершается таинственное этическое совоплощение, совершается процесс обожения личности, ее "отроичение". Обожение - это самая высокая ступень, которую достигает личность, реинтегрированная богочеловеческой "этической триадой".

Процесс обожения личности человека всегда находится в категории богочеловечества. Через "этическую триаду" Господь совоплощаетея, соединяется со святыми и верными душами, вносит "душу в душу и ипостась в ипостась" (4, 10), чтобы святые могли "партиципировать жизнь Божества" (4, 9) - Ζωης Θεοτητος μετασχειν, - то есть "возмогли быть причастными жизни Божества" 208 и жить новой, богочеловеческой и бессмертной жизнью (4, 11).

Усвоение Христа в собственную природу делает людей святыми и обоженными. Святые в этой жизни воспринимают в себя по существу и Его природу - εκ της αυτου ουσίας και φύσεως… (15, 38). Обожение человеческой личности охватывает все ее психофизическое содержание. Человек облачается в "нового наднебесного человека Иисуса Христа": его глаза преображаются в глаза Господни (οφθαλμους προν οφθαλμούς), его уши - в уши Господни, голова его - в голову Господню, чтобы весь - ολος - был чистым, нося поднебесный образ - την επουράνιον ειςόνα" (2, 4). Принимая "небесный дар из существа Божества" - εκ της υποστάσεως της Θεοτητος" (из Божественного существа), христиане становятся "причастниками Божией природы" - Θείας κοινωνοι φύσεως (39, 1). "Для того Господь пришел, чтобы изменить и обновить наши души, и чтобы сделать их сопричастницами Божественной природы - Θείας κοινωνοι φύσεως - и чтобы пашей душе дать небесную душу, то есть Божественного Духа, Который ведет только к истине, чтобы мы могли жить вечной жизнью" - Ζωην αιώνιου Ζησαι (44, 9). Но душа становится участницей в Божественной природе Θείας κοινωνοι φύσεως, через благодатное изменение "этическои триадой" ее ветхого содержания (44, 9).

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, восстанавливает и обожает, "срастворяя - κεράσας - со своим Божественным Духом" (44, 1). "Совершенные христиане есть сыны, и господа, и боги" - θεοί (44, 5). Они реально познают (=испытывают) жизнь, как богочеловеческую реальность. Такой человек "постепенно - κατα μικρόν - возрастает до совершенного человека, приобретая полноту совершенства" (15, 41). Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. "Жизнь - это рождение от Бога, ибо без этого невозможно жить душе, как Господь говорит: "Если кто не родился свыше, не может войти в Царство Божие" (30, 3. Ин.3:3).

Рождаясь из Христа Богочеловека, новорожденный (=преподобный) получает богочеловеческий характер и способности, так как в детях, которые родились от семени Христа - εκ της σπέρματος Αυτου, сформирован, изображен - εμορφώθη - Христос (14, 4). Через генетическое родство со Христом человек находит свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является возобновителем, воссоздателем. архитектором личности, как "прекрасный Живописатель, Который в тех, кто верит в Него и непрестанно взирает на Него, живописует небесного человека по Своему образу - κατα την ειςόνα Αυτου, из самого Духа, из существа - εκ της υποστάσεως - Своего несказанного света, рисует небесную икону - и дает душе прекрасного и доброго Жениха" (30, 4):. Богочеловеческая жизнь непосредственно зависит от концентрирования всех жизненно важных сил души в εικών - образ Христа. Душа мертва, если не имеет в себе "жизни души", то есть если не носит "небесный образ Божественного света" (30, 5). Душа не представляет ценности, "если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, то есть Христа, напечатленного в себе" - Χριστον εντετυπωμένον εν αυτη (30, 5).

Христианин - это таинственное единство горнего света и дольнего мира, физического и метафизического, потому что носит в себе "образ небесного" человека (23, 1). "Небесный образ - Иисус Христос - таинственным образом озаряет душу ныне и царствует в душах святых" (2, 5). Христиане Духом Святым преображаются во образ Христов (5, 10), потому что ради этого пришел Христос (5, 10). Христианин совлекается ветхого, находящегося под властью диавола человека и облекается во Христа (42, 3). Облечься в Христа, стать "христообразным", принять Его образ как свойственный себе - это и есть единственный и предвечный смысл личности (Гал.4:19). Христиане, которые "соединены с Духом Божиим, уподобляются самому Христу" 2. Нельзя считать христианами тех, которые не уподобились Христу, которые не стали "причастниками Божественного естества" и не соединили своей природы с Солнцем Правды - Христом (35, 5). "Чтобы соединиться с Божественной природой" (24, 6), человеку нужно подвизаться подвигом "этической триады". "Когда твоя душа общается с Богом, и войдет небесная душа в твою душу, тогда ты совершенный человек в Боге, и наследник, и сын (32, 6). Духоносные христиане "внутри исполнены Божеством" (26, 15). Обитая в человеке, Божество обоживает человека, делает его богоносным и богообразным. "Силою Духа и духовным возрождением человек достигает совершенства первого Адама и становится даже выше его, потому что делается обоженным" - αποθεουται ανθρωπος (26, 2). Обоженный человек - единственный природный оригинал того, что именуется - "человек". Обожение существенно сближает с Богочеловеком Христом, и человек становится Его "братом и сыном" (14, 8). Отсюда следует, что христиане суть "сыновья небесного Адама, дети Святого Духа, светлые братья Христовы, подобные своему Отцу, светлому духовному Адаму" (16, 3). Божественная Триада единственно вечно новая, и соединяясь с Ней, человеческая личность становится и пребывает "новой тварью" (12, 17).

Через "отроиченность" душа освобождается от несовершенства, а достигнув совершенства, то есть совершенно - τέλείως - очистившись от всех страстей и удостоившись соединения с Духом, становится "вся светом, вся оком, вся духом, радостью, покоем, любовью, милостью, добротой и милосердием" (18, 10). Эта "душа, носящая в себе Бога, или носимая Богом, вся делается оком" (33, 2). Духоносные, "отроиченные", "христообразные" люди имеют душу, соделанную с помощью добродетелей Святого Духа, и "внутренне они неукоризненны, непорочны и чисты" Господь живет в человеке, и человек - в Господе, "и Сам Господь беспрепятственно совершает в нем Свои собственные заповеди, исполняя его плодами Духа" (17, 1). "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20).

Взращивание личности через "этическую триаду", ее формирование по образу Божию - κατ' ειςόνα Θεου - Христос таинственно совершает Духом Святым, пока личность не станет обителью Святой Троицы 3.

Обожение души.

С помощью "благодатно-этической триады" (вера, надежда, любовь) мистико-интимные отношения души со Христом развиваются до брачной интимности невесты и жениха. Христос становится "женихом" души, а душа - "невестой Христовой" 4. Охваченная этической триадой, душа горит "ненасытным духовным желанием к Небесному Жениху" (10, 1). До обращения ко Христу посредством "этической триады" душа любодействовала с сатаной. Теперь она "общается только с небесным Женихом" 5, так как, уязвленная любовью, стремится за Ним и горячо желает прекрасного, разумного и таинственного союза с Ним, союза святого и бессмертного 6. Израненную грехом душу человека Бог "очистил и раны исцелил", и "привел ее к Небесному Жениху" (27, 3). Душу, формируемую "этической триадой". Господь очищает от "присутствующего в ней зла и делает ее. Своей беспрекословной и непорочной невестой" (33, 4). Через интимные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели. Небесный Жених делает ее "не только храмом Божиим, но и дочерью Царя и царицей" 7. Сочетавшаяся Христу душа становится "Церковью Божией" - εκκλησία του Θεου, и все ее силы и стремления сливаются в духовную соборность, потому что душа вступает в гармоничный союз с Небесным Женихом "и соединяется с Небесным" - κνρναται τω επουανίω (12, 15)

Таинственное соединение невесты-души с женихом-Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог "воскрешает душу от смерти", потом "очищает от нечистоты" и берет к Себе, изменяя ее постепенно - κατα μικρόν, "пока не, возрастит в Свой собственный возраст". Сначала рождает ее в Себе и взращивает через Себя, пока (душа) не восприемлет совершенную меру Его любви. Совершенный Жених - τέλειος Νυμψίος - принимает ее, совершенную невесту - τέλειον Νύμψην, в святой и таинственный брачный союз.

Когда душа - "ολη εξ ολου" - всецело посвятит себя Господу посредством "этической триады", когда она вся Ему предстоит и непрерывно творит Его заповеди, тогда Святой Дух озаряет, и осеняет, и удостаивает "быть с Ним одного духа и одного состава"

Воссозданная "этической триадой" человеческая личность реально бесконечна, потому что богообразной душой она живет в бесконечном Царстве Христа, но такая личность и бесконечно реальна, потому что и в теле, как и в душе, живет образ Христа - та единая бесконечная реальность. "Он (т.е. Христос) служит ей (т.е. душе) в граде ее тела, но и она Ему служит в Небесном> граде" (46, 4). Христос стал душой личности человека. "Господь - истинный художник" - пересозидает сердце, таинственно его обновляя, пока оно не станет таким же, каким было прежде падения человека, и тогда обнаружится богообразная "красота души" - της ψυχης το κάλλος (16,7). Душа благодатно-нравственно соединенная со Христом, пребывая во Христе, вся пребывает и движется в Царстве Святой Троицы. Природа души является обоженной, вся деятельность души троичная, богообразная, "христообразная" (18, 10). "Христообразный", богочеловеческий характер личности сохраняется в процессе продолжительного духовного возрастания, и личность достигает завершающей стадии, когда приимет "всю полноту Христа" и вырастет "в совершенного человека" 11.

Христос доходит до последних тайников души, изгоняя из них последнюю частицу греха и всю страстную тьму. Изгоняя грех - эту единственную причину некрасоты и уродливости, созидает "бесстрастную и бесконечную красоту - απάγεια και αφθορον κάλλος - души" 12 и делает душу "престолом славы, восседая и упокоеваясь в ней" (33, 2).

Посредством этической триады Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным (32, 6). Только душа, соединенная с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, "так как Божественная Троица обитает в очищенной душе"

Обожение ума.

Обожение ума достигается через κρασις - соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума - "соединиться с безначальным Умом - ινα ανάρχω νοι σύγκραθη" 19.

Господь "обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты, неверия и незнания, возвращает ему здравие" (5,25. Col.492С)- и "возвращает ему целость и блеск" (25, 5). Господь воскрешает ум из ада греховности и смерти, освобождает его от уз дьявола и возносит в божественный воздух, божественную атмосферу - εις τον θεικον αέρα (11, 11-12). Если ум, воскрешенный Христом, предастся Христу без всяких рассуждений, Христос настолько соединяется с ним, что человек может "в своем уме созерцать образ Христа как в зеркале" - ωοπερ εν κατόπτρω την Χριστου μορφην οραν εν τω ηγεμονικω αυτου (25, 3).

"совершенство не есть воздержание от зла, но если войдешь в нечистый ум и убьешь змею в глубине ума..., если убьешь ее и выбросишь из себя всю нечистоту" (17, 15).

Ум всегда созерцает славу света Христова и непрестанно с Господом, так же как и тело Господа всегда соединено с Божеством и Святым Духом" (17, 4).

Совершенно очищенный ум переживает богочеловеческий характер жизни Христа как самую настоящую реальность своего бытия. Обогочеловеченный ум есть "престол Божества", а также истинно то, что "Божество и Дух - престол ума" (6, 5).

Обожение воли.

Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией 23. Таинственно, через всю сложность жизненных обстоятельств Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, потому что знает "волю Господню" (19, 9), "волю Христову" 24. Только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, "так как только Святому Духу известна воля Божия" 25. "

Обожение сердца.

"Что становится по Духу - κατα πνευμα - ... это совершенно" - τέλειον εστιν 27. Кто родился от Духа, тот "запечатлел образ совершенства - εικων τελειότητος - на лице и в членах" 28. "Совершенные христиане" удостаиваются "достичь степени совершенства", то есть стать "богами... по благодати" - θεωι κατα χάριν (17, 1).

Для совершенствования, для благодатного возрастания личности нет предела. Граница личности есть безграничность, бесконечность, вечность, Бог. "Будьте совершенны - τελειοι, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48). Этими словами Господь призывает Своих последователей, чтобы они старались достичь "абсолютной чистоты" 29. Эти же слова свидетельствуют о том, что возможно "достичь совершенства и полного освобождения от страстей" (10, 4), полной чистоты сердца и очищенным оком обоженного сердца созерцать Бога. При участии "совершенного и божественного Духа" достигается "совершенное очищение от грехов и освобождение от безаконных страстей, что составляет вершину добродетели". "Очищенное и освященное сердце" созерцает Божество и реально переживает истину слов Христа: "Блажены чистии сердцем, яко тии Бога узрят" 30.

Огонь Святого Духа "очищает и освящает сердце" (14,7). "Этот огонь прогоняет бесов и истребляет грех" (25, 10). "Душа, которая живет в огне Духа и Божественном свете, не страдает, не терпит никакого зла от нечистых духов" (30, 6).

"Бог есть огонь, который сжигает" 33, "Божественный огонь... созидает в человечестве небесный образ" (11,2).

Когда человек растет ростом Христовым и возрастает "в совершенного человека", тогда "совершенство" побеждает "смерть" и "диавола" (3, 5). "Христоносные", обогочеловеченные личности являются "победителями диавола" (3, 5), они, и только они, побеждают диавола - этот единственный источник греха и смерти. "Познай себя как храм Божий" 35.

Заключение

На передний план жизненных обстоятельств выступает необходимость принуждать ветхое естество внешними подвигами, которыми испытывается направление свободного произволения человека. Рассматривая подвиг как аскетическое средство, христианин приобретает постоянство и духовные познания. Ум, являясь "кормчим" души и сердца, способствует внешнему подвижничеству внутренним деланием. Отказываясь принимать лукавые собеседования и исполнять греховные помыслы, ум и воля направляют действия человека на полное согласие с Духом Божиим, очищая и освящая сердце, и христианин полностью устремляется к Богу.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Духовная беседа 21, 3. Эта степень названа крайней потому, что при полном смешении понятий относительно смысла и значения жизни человек постепенно теряет самоопределяющее понятие "кто я?", "зачем я живу?", которым удерживает себя в пределах общечеловеческого нравственного закона. Потеря сознательного осмысления достаточно легко выводит за пределы человеческих норм, с самыми крайними последствиями. Этот духовный закон, выраженный с полной ясностью, находим у псалмопевца Давида: "...и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им" (Пс.48:13).
2 De char. 7, col.913 C.
3 De char. 5, col.912 BC.
4 De liber. Mem.4, col.937 D.
5 II Epist. Col.416 C.
6 Ib. Col.416 CD.
7 II Epist. Col.417 A.
8 De char. 8, col.916 А.
9 De lib ment. 12 col.944 D.
10 Ib. col.944 С.
11 De chant. 7, col.913 D-916A
12 De chant, 16, col.921 ВС.
13 II Epist. col.417 С.
14 Там же. Col.409 С.
15 II Epist. col.433 A.
16 Ib. Col.436 АВ.
17 De char. 28, col.929 D - 932 A.
18 Ib. Col.932 A.
19 De patient, et discr. 18. Col.880 C.
20 De lib. ment. 12. Col.944 С.
21 De elev. ment. 11. Сol.900 А.
22 De elev. ment. 20. Col.905 D.
23 II Epist. Col.421 D - 424A.
24 De custod. cord. 14. Col.841 A.
25 De char. 11.Col.917B.
26 Там же. Col.920 D.
26 De patien. et discr. 12. Col.873 D.
28 De patien. ei discr. 11. Col.873 C.
29 Deorat II.Col.861 A.
30 De pert. Spir.2. Col.844 A - Мф.5:8.
31 De elev. ment. 20. Col.908 AB.
32 De char. 31. Соl.933 D.
33 De elev. ment. 7. col.729 D - 732 A.
34 De cust. cord. 7. Col.825 В.
35 II Epist. Col.416 А.
36 Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С.92,95.
37 Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Т.1.Ч.1.Харьков, 1889. С.735.
38 Барсов Н. Указ.соч. С.735-736.
39 Там же. С.679.
40 Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952-1983 гг. Нижний Новгород, 1996. С.102.
41 Там же. С.110.
42 Там же. С.102.
43 Там же. С.102.
44 Барсов Н. Указ.соч. С.740.

Сергей Сергеевич Хоружий









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь