Особенности христианской жизни


"Мирские люди подлежат иному влиянию духа лести, по которому мудрствуют земное; а у христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их"(15, 9). Подчиняя человека законам мира, "дух льсти" опутывает внутреннюю природу тонкими ощущениями "мирского сладострастия" (25, 3) и через это содержит человека в состоянии обмана, прелести, "льсти". Это духовное содержание жизни целенаправленно формирует и направляет разум, волю, творческие качества человека против его небесного призвания. Руководствуясь этим состоянием, мирянин не знает и не понимает духовных качеств христианства, потому что "противление явно и тайно во всем овладело человеком" (21, 2). Эта беззащитность и расположенность мирских людей к сладострастию, приводит их к крайней степени внутреннего расстройства, и тогда человек становится "чуждым самому себе" 1.

Цель христианской жизни.

Цель христианской жизни, достигается постепенным преодолением повреждений человеческого естества и духовных поднебесных препятствий (Еф.6:12), которые находятся в тесной взаимосвязи и поэтому устраняются единственно подвижническим путем, цель христианской жизни - это единение человека с Духом Божиим.

Приобретаемое здравие души расширяет горизонт познаний, "распростирая мысли ума и в широту, и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари" (46, 5), сообщая христианину новый духовный опыт.

Человек на опыте познает, что Дух Святой является "жизнью души". Единственно Духом Святым христиане пробиваются сквозь толщу поднебесных стихий, "шествуя поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело, и душа их соделались домом Божиим" (30, 7).

Проделав этот трудный и опасный путь, подвижник приобретает совершенное познание о падшем естестве и падших духах, свидетельствуя жизнью о душевной чистоте и святости. В святоотеческом учении говорится о том, что христиане, стяжавшие святость, становятся чадами Божиими и сынами по благодати, потому что "чистыми имеют совесть и сердце и всецело искоренили в себе зло" (26, 24). Авва Макарий более расширенно представляет состояние святости, описывая возможности природы этих "достойных верных душ" (4, 11). Он пишет, что "Невидимый бывает для них видим, и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости, бывает осязаем" (4, 11). Этот таинственный и сокровенный союз с Богом является ненасытным духовным желанием. Сокровенная сила Духа, проникая в составы человеческого естества "душа в душу и ипостась в ипостась" (4, 10), составляет с ним один Дух (1Кор.6:7), освобождая от ощущений пространства и времени. Прикосновением Вечного, Бессмертного, Божественного Духа душа испытывает "истинную жизнь" (24, 5), и в горнее, к Богу, увлекается весь человек, не оставляя земным стихиям даже малой его части. Всецело служа Богу, христианин становится духовно связан состоянием совершенства; по учению преподобного Макария, такая душа дошла до цели, потому что Духовным стяжанием приобрела "единую любовь к единому Богу и от всего отрешилась" (5, 7).



Путь христианского подвижничества

Жизнь христианина всегда рассматривается как путь, потому что требует движения к высокой небесной цели. Движение к цели сопряжено со многими препятствиями, и поэтому христианин должен быть предельно собранным и рассудительным. В целом путь христианского подвижничества, движение к цели обучают духовной деятельности, законам благодати и помогают определять характер сатанинских действий.

Сила благодати.

Благодать - это премудрая сила Духа Божия, которая разнообразием действий подготавливает человека к принятию духовных дарований. По отношению к человеку благодать многоразлично устраивает его спасение, и человек становится способным "вступить с Господом в небесный чертог царствия и улучить вечное спасение" (4, 7).

Спасение души совершается следующими действиями благодати.

На душу новоначальных в христианском подвижничестве благодать действует "благоустрояюще". Их внутреннее состояние, - "омраченный дом", и поэтому нуждается в "божественном светильнике" (11, 3). Происходит постепенное и таинственное возрождение человека через духовное образование ума. Благодать "влагает в душу сокровенные небесные помыслы и втайне упокоевает" (32, 10).

Если христианин отвечает взаимностью и "захочет приневоливать и нудить себя ко всякому упражнению в добродетели" (19, 7), тогда сознательно становится подвизающимся. Тогда благодать "упражняет его во бранях", а во внутреннем состоянии "появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь" (26, 15). Внутренняя духовная перемена объясняется действиями благодати, которая "по особенному смотрению удаляется от нас, чтобы мы усиленнее искали ее" (27, 12). Законами благодати испытывается свободная воля человека, "к чему она склонна и с чем согласна" (26, 5), чтобы "видеть, точно ли верным и истинным почитают Бога" (29, 2). При разном проявлении воли человека благодать изменяет свои действия. Если воля засвидетельствовала свою духовную опытность и душа "после великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний" осталась верной, тогда "действие Божией благодати открывается в человеке, и он принимает дарования Духа Святого" (9, 7). В случае отступления грех изменяет характер отношений. Благодать оставляет человека, но, при этом, "Сила Божия не попускает тьме войти в душу и поглотить ее" (47, 9).

Для преодоления греховных препятствий христианин имеет возможность получить благодатную помощь (4, 4 необходимы следующие средства: "молитва с верою и со всяким до конца терпением" (29, 3), а также подвиг "с великим терпением в продолжении времени и целых лет" (9, 1). Указанные средства позволяют определить направление воли, веру и надежду подвижника. Если христианин оказался "доблестным", благодатная помощь содействует, научая "истинной, неразвлекаемой, нерассеянной молитве" (31, 2), а также подкрепляется в терпении (11, 14). Душа, возвращая себе благодать, приобретает "благоискусное произволение, всегда пребывая в единении с благодатию" (24, 6). Подвижничество, находясь "под обучением благодати" (32, 10), располагает человека к принятию "необычайного для нас - небесного дара Духа" (4, 8). Тогда благодать выполняет спасительную необходимость - "войти в состав и в единение с естеством нашим" (4, 7), чтобы "восстановить нас в первоначальную чистоту" (4, 8). Преподобный также указывает средства, которыми христианин приумножает благодать - "великое смиренномудрие и сердечное сокрушение" (41, 3). Приумножаясь в человеке, благодать обессиливает порок, который "отчасти остается в душе, но не вредит и не имеет никакой силы" (18, 3). Облагодатствованные христиане просвещаются Христовым светом, потому что "снято с них покрывало тьмы" (14, 2). Точнее, благодать "таинственно обновляет" (16, 7) их, "пуская корни до глубочайших составов и помышлений души, пока вся не будет объята небесной благодатью, царствующей в этом сосуде" (41, 2). Все эти освящающие действия благодати "расширяют и возвышают человека до беспредельного и безмерного возрастания, пока не возрастят в собственный свой возраст" (46, 17), потому что "Бог благоволил быть человеку причастником Божественного естества" (49, 3), "знать тайны и премудрость Божию" (17, 10) и "без труда совершать всякую правду и все заповеди Господни чисто, совершенно и неукоризненно"(18, 3). Эти совершенные духовные плоды возможны для человека только тогда, когда "душа при общении с Духом Святым делается с ним единым духом" (16, 2) и он сам "делается обоженным" (26, 2).

Прикровенный характер действий благодати в Ветхом Завете раскрылся до совершенной полноты в отношениях Бога с человеком в Новом Завете. В новозаветный период благодать непрестанно и таинственно располагается к человеку, ищет его спасительной новозаветной деятельности. "Поддерживая и руководствуя душу в чувстве" (47, 11) разнообразием действий, благодать постепенно освобождает душу от греха. Этой постепенностью "человек мира" становится христианином, а христианин - подвижником и совершенным христианином.

Деятельность христианина.

Жизнь христиан должна быть направлена на то, чтобы "соделаться мужественными и готовыми идти вслед Христа" (17, 4). Этот новозаветный образ жизни, предполагает наличие подвига, потому что "человек удобно вмещает и приемлет в себя лукавое" (11, 11) и потому испытывает трудности при исполнении Евангельской обязанности.

Наиболее трудно преодолимые препятствия на пути духовного возрождения - злая сила и греховное естество. Особенно важно проследить взаимосвязь этих главнейших препятствующих сил и определить "оружие" для борьбы с ними. Главный орган духовно-душевной природы человека – сердце. "Сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении" (15, 18), "душа связана и соединена с сердцем" (15, 33), "сердце имеет много естественных помыслов, которые тесно с ним связаны" (15, 32), "сердце есть какая-то беспредельная глубина" (15, 30)>, "сердце есть бездна" (17, 15). Поскольку этот центральный орган является "глубиной" и "бездной", следовательно, он может способствовать самым высоким духовным переживанием человека, а также вмещать познание высочайших тайн Божиих. Вместе с тем его "глубина" в такой же мере может служить и гибельному, сатанинскому стяжанию, может становиться "престолом сатаны" (15, 33) и "бездной" греха, который, "вошедши в душу, стал ее членом... и струится в сердце множеством нечистых помыслов" (15, 33) через естественные помыслы сердца, "свободно и со властию" (15, 12) оскверняет человека. Поэтому состояние души - это всегда прямое указание на состояние сердца.

Сатанинская сила, занимая "владычественную и царственную в телесном сочленении" сердечную область, также влияет грехом на ум и плоть человека. "Лукавые духи, сатана и демоны удерживают ум и запинают душу... и не дозволяют правильно молиться и приближаться к Богу" (27, 19), а также грех, став "членом души, прилепился даже к телесному человеку" (15, 33).

Христианин в процессе духовного возрождения и совершенствования обязан преодолевать эти препятствия, принадлежащие христианам "и слава, и красота, и небесное неизглаголанное богатство приобретаются трудом, потами, испытаниями, многими подвигами, но не иначе как при Божией благодати" (5, 5). При этом предпринимаемые подвиги указывают, во-первых, на внутреннее желание "быть чистым, неукоризненным, неоскверненным" и на любовь к Богу, а во-вторых, на "предначинание в природе человека", то есть на состояние свободной воли, потому что "совершение дела Духом зависит от воли человека", "ее-то и взыскует Бог" (4, 4).). Мысленная брань, вместе с тем, определяет степень духовной зрелости христианина, так как "все благоугождение и служение зависит от помышлений" (31, 3), и "каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос" (42, 3).

Действия ума и его противоборство греховным внушениям тесно связываются с совестью, которая, по учению Макария Великого, называется "обличающей) (15, 31) , потому что "не дает своего согласия на помыслы, повинующиеся греху, но.., всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить пред линем Божиим в день суда" (15, 32).

Наличие таких сил души, их внутренняя организация и спасительная направленность отличают христианина от всех людей в мире "обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу", а по учению преподобного Макария Египетского, христианин с таким духовно возрожденным состоянием души есть "новая тварь" (5, 5).Таким образом, деятельность христианина, направленная на духовно-нравственное совершенствование во Христе, должна представлять полноту, то есть духовную жизнь, состоящую из внешнего подвижничества и внутреннего делания. Отсутствие внутреннего возрастания и делания Христова" лишает христианина "небесной пищи", потому что подвизающийся "одним наружным видом и телесными преуспеяниями внешнего человека", умом и сердцем "увлекается к миру и земным привязанностям" (31, 6). По учению преподобного Макария. человек получил от Бога необходимые для борьбы естественные "оружия", чтобы преодолевать грех, "предусматривать козни сопротивной силы" (7, 8) и побеждать зло, а также, постепенно и непрестанно удаляясь от мира, приближаться к Богу. Указанная полнота в деятельности христианина, по учению святого отца, способствует стяжанию благодатной помощи. С помощью которой на пути христианского подвижничества "искореняется грех" (3, 4) и достигается состояние совершенства.

Действия злой силы.

Если человек "противостоит умом и ведет внутреннюю брань, борется с пороком и не слушается его, не соуслаждается им в помыслах" (15, 26), в таком случае злой дух, "заключив, что душа совершенно избегает его владычества, устремляется с большой наглостью... преследуя скорбями, искушениями и невидимыми бранями" (47, 12). Более всего "лукавые духи не хотят", чтобы христианин "возрастал" и становился "совершенным мужем", потому что преуспевающий подвижник "начнет вникать в свои домашние дела и домогаться господства" (43, 3). Поэтому "сатана, у которого... много ухищрений" (27, 19), старается удержать душу, укрепляя страсти ложным учением (44, 2). Для этого он направляет свои действия против истины, "стараясь затмить и возмутить ее заблуждением" (17, 13) – так, "устремление к Богу кажется трудным по суровости подвигов добродетели" (4, 17), а также представляется "неудобоисполнимым и невозможным - обратиться от множества предвозобладавших над нами грехов (а такая мысль есть внушение злобы и служит препятствием к: нашему спасению)" (4, 25). Таким образом, путь христианского подвижничества - это постепенное духовное возрастание человека. На этом пути к христианскому совершенству, с помощью Божией благодати, человек опытно определяет причины греха и его развитие. Испытывая действия греха, христианин становится противником самому себе, потому что естество оказывает сильнейшее противодействие спасению души. Приобретая эту опытность, становится искусным подвижником, вместе с тем различая меру и степени в добродетелях. Освящаясь душой, умом, сердцем и направляя волю единственно на стяжание Духа Божия, христианин приобретает состояние совершенства, то есть "единую любовь к единому Богу" (5, 7)









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь