Лекция 4. Отношения обмена как объект социологического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Отношения обмена как объект социологического анализа



 

1. Обмен и обменное поведение как предмет экономической социологии

2. Социальные элементы экономического обмена

3. Эквивалентность социального обмена

 

Литература:

 

1. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998. – Лекция 5, с.89-94, с.41.

2. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: Монография. – М., 2002. – С.253-279.

3. Верховин В.И. Структура и функции монетарного поведения //Социс, 1993, №10. – С.67-73.

4. Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении //Социологический журнал, 1999, №12, с.171-181.

5. Кузина О. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков финансовых пирамид // Вопросы социологии, 1998, №8.

6. Радаев В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» //Вопросы социологии, 1998, №8.

 

1. Обмен и обменное поведение как предмет экономической социологии

 

Как отмечалось в предыдущей лекции экономическое поведение представляет собой систему социальных действий, направленных на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от использования и обращения имеющихся экономических ресурсов. Экономическое поведение является социальной субстанцией хозяйственных процессов.

Обменное поведение является одним из видов экономического поведения. Это поведение, которое обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Мера ценности обращающихся товаров фиксируется в ценах, которые устанавливаются в процессе взаимоприспособления различных рыночных элементов. Участниками рыночного обмена являются множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.

Сущность экономического обмена выражается во взаимовыгодном перераспределении экономических ресурсов, технологий достижения результатов и самих результатов экономической деятельности. Как пишет Мизес Л., «Все человеческие действия, поскольку они разумны, можно рассматривать как обмен одного состояния на другое. Человек использует хозяйственные блага, личное время и труд, чтобы получить наивысшую степень удовлетворения, возможную при данных обстоятельствах. Люди пренебрегают удовлетворением менее настоятельных нужд ради более настоятельных потребностей. В этом суть экономической деятельности – в осуществлении актов обмена».

Социальный обмен является более широким явлением, чем обмен экономический. Любой вид социального поведения включает в себя (индивидуального, группового и массового) включает в себя компоненты обмена различными ценностями, благами, которые переходят от одних субъектов к другим. Так коммуникационное поведение есть процесс обмена информацией, ее носителями (символами, знаками, значениями, способами ее кодирования и декодирования). Любое социальное взаимодействие представляет собой поиск ресурсов, информации и других средств, позволяющих реализовать тот или иной интерес. Субъекты включены в сети социального обмена, образуемыми индивидами, группами и институтами, производящими и контролирующими блага.

 

2. Социальные элементы экономического обмена

 

В экономический обмен могут включаться не только материальные блага (вещи, собственность, деньги) и технологии их использования, но и культурно-символические блага (знание, умения, знаки и значения, информация), социальные блага (статусы, власть, обязательства, уважение).

Базовыми составляющими экономического обмена являются:

Субъекты обмена – преследующие свои интересы индивиды, группы и организации, которые рациональным или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или «средства» приращения своих возможностей;

Объекты обмена – это те ценности, ресурсы, возможности, которыми обмениваются субъекты, предполагающие реализовать свой интерес в системе различных социальных взаимодействий;

Предмет обмена – это те выгоды (реальные и мнимые), которые ожидают и предполагают получить субъекты, вступающие в обменные отношения.

Основным мотивом, стимулом экономического обмена является поиск партнеров, которые: а) обладают свободными для обмена ресурсами; б) желают эти ресурсы эквивалентно обменять; в) предоставляют явные или косвенные гарантии того, что они обладают этими ресурсами и намерениями.

 

3. Эквивалентность социального обмена

 

Основой обмена является не только потребность и желание обменяться взаимодополняющими ресурсами, но, прежде всего, обменяться эквивалентно. Эквивалентность обмена – это такое перераспределение объектов и предметов обмена, которое приносит равную выгоду обеим сторонам. Социальный обмен может быть возмездным и безвозмездным, эквивалентным и неэквивалентным. Возмездный эквивалентный обмен предполагает равновесное распределение ценностей между сторонами, при возмездном неэквивалентном обмене одна сторона получает больше, другая меньше. Одна и та же ситуация обмена между работодателем и работником может интерпретироваться ими по-разному. Если стороны обмена при оценке своих выгод базируются на одних критериях и ценовых ожиданиях, можно ожидать заключение контракта между ними. Однако, если рыночная цена на рабочую силу упадет, работник, который высоко оценивает свой квалифицированный труд и свои профессиональные качества, свои вложения в человеческий капитал, может отказаться от участия в невыгодной сделке. С другой стороны, для работника более важными, чем материальная выгода, могут оказаться творческая и социально значимая работа, уважение и занятие любимым делом.

Эквивалентность обмена измеряется как количественными, так и качественными методами. В качестве универсального измерителя, количественной шкалы экономического обмена товарами используются цены и деньги, которые позволяют соотносить и сравнивать эти блага друг с другом на рынке. В то же время существуют качественные измерители обмена, которые основаны на субъективно-личностных, социально-психологических, стратификационных, арбитражных и других критериях. Эти шкалы несводимы друг к другу, являются результатами функционирования различных культур и субкультур.

Например, нормативно-стратификационные измерители социального и экономического обмена позволяют оценить позиции сторон обмена в социальной стратификации. Обмен на базе этой шкалы предполагает: а) взаимную оценку статусов партнеров социального обмена; б) распределение между ними социальных ролей в процессе взаимодействия; в) перераспределение преимуществ (статусов) и возможностей от одного партнера к другому; г) совместное поддержание устойчивости (кооперацию) их социального положения. Так преуспевающие предприниматели предпочитают вступать в устойчивые деловые сети с партнерами, не только имеющими денежный капитал, но и добившимися высокого статуса и хорошей деловой репутации в деловых кругах. Работодатель стремится пригласить к себе на работу известного специалиста, профессионала, что также улучшает имидж компании и соответственно повышает ценность акций фирмы.

Методы и способы обмена зависят от множества факторов: от вида экономических ресурсов, находящихся в обороте, от механизма ценообразования; от степени компетентности действующих субъектов; их умения учитывать рыночную конъюнктуру и принимать на этой основе рациональные решения.

В целом можно утверждать, что обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации. Экономические действия людей, преследующих свою индивидуальную выгоду, требуют конструирование и ранжирование преследуемых целей. Конечная ценность целей, их рациональность определяется доступностью или редкостью средств, необходимых для их достижения. Выбор этих средств для реализации своих целей происходит в процессе социально-экономического обмена. Механизм цен подсказывает каждому экономическому субъекту направления поиска, связанные с максимизацией выгоды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.014 с.)