Материалы методического обеспечения занятия


Методика организации учебного процесса на практическом занятии.

Подготовительный этап.

Основной этап.

После короткого инструктажа о необходимости соблюдения надлежащего внешнего вида и основных положений медицинской этики и деонтологии во время пребывания в детском стационаре, преподаватель напоминает основные практические задания и дает указания относительно времени и места их выполнения. В ходе работы студентов в отделениях преподаватель контролирует практическую работу и оценивает ее. Обсуждение практической работы и решение ситуационных задач с последующим их разбором всеми студентами. Необходимо обеспечить учебную деятельность студента. Работа у постели больной в отделениях аллергологии, младшего возраста и старшего возраста. Общение с больными детьми и их родителями, сбор анамнеза у детей старшего возраста, беседы с родителями детей.

Важным на этом этапе является выполнение и прорабатывание практических навыков.

Заключительный этап.

Провести оценивание каждого студента в течение занятия, стандартизирован конечный контроль (письменное решение ситуационных задач, тестов с обсуждением результатов), проводится анализ успеваемости студентов. Студенты информируются о полученной оценке и теме следующего занятия и методическом обеспечении к нему.

Дополнения.

ТЕСТЫ

 

ТЕСТ №1

При суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии у ребенка с синдромом WPW препаратом выбора является:

А. Аймалин

В. Верапамил

С. Аспаркам

Д. Дигоксин

Е. Лидокаин

 

ТЕСТ № 2

О пароксизмальной тахикардии у ребенка школьного возраста следует думать при ЧСС:

А. 90-100 уд./мин.

В. 140-200 уд./мин.

С. 120-140 уд./мин.

Д. 160-350 уд./мин.

Е. 80-90 уд/мин.

 

ТЕСТ №3

При каких состояниях возникает приступ Морганьи-Адамса-Стокса?

А. Атриовентрикулярная блокада І степени

В. Синоатриальная блокада

С. Синусовая тахикардия

Д.Атриовентрикулярная блокада ІІІ степени

Е. Синусовая брадикардия

 

ТЕСТ №4

Неотложную помощь детям школьного возраста с применением симпатомиметиков следует проводить при возникновении:

А. Брадикардии до 45 уд./мин.

В. Тахикардии больше 105 уд./мин.

С. Приступе Морганьи-Адамса-Стокса

Д. Сердечной недостаточности І-ІІ степени

Е. Ав-блокаде І степени

 

ТЕСТ № 5

При каком типе экстрасистолии возникает полная компенсаторная пауза?

А. Предсердной

В. Алоритмии

С. Узловий

Д. Желудочковой

Е. Бигимении

 

ТЕСТ №6

О наличии пароксизмальной тахикардии у ребенка до 1 года следует думать при ЧСС

А. 100 уд./мин.

В. 140-160 уд/мин.

С. Больше 90 уд./мин.

Д. 160-200 уд/мин.

Е. Больше 200 уд./мин.

 

ТЕСТ № 7

При суправентрикулярной екстарсистолии на фоне выраженной ваготонии назначают:

А. Панангин

В. Атропин

С. Еуфилин

Д. Витамины группы В

Е. Беллатаминал, седативне средства

 

ТЕСТ № 8



Мигающая аритмия встречается при следующих заболеваниях:

А. Вродженные пороки сердца

В. Тиреотоксикоз

С. Митральний стеноз

Д. Первинна кардиомиопатия

Е. Все перечисленное

ТЕСТ № 9

В подростковом возрасте экстрасистолы чаще:

А. Парасистолические покоя

В. Парасистолические напряжения

С. Систолические покоя

Д. Систолические напряжения

Е. Все перечисленные

 

ТЕСТ № 10

При пароксизмальной тахикардии, вызванной WPW-синдромом назначают:

А. Верапамил

В. Небилет

С. Аймалин

Д. Изоптин

Е. Дигоксин

 

ТЕСТ № 11

Неотложная помощь при нападении Морганьи-Адмса-Стокса включает введение:

А. Непрямий массаж сердца

В. Оксигенотерапию

С. Назначения антиаритмичеких средств

Д. Назначения симпатомиметиков

Е. Все перечисленное

 

ТЕСТ №12

К наиболее частым причинам развития экстрасистолии относят:

А. Метаболични изменения в миокарде

В. Перикардит

С. Ендокардит

Д. Тиреотоксикоз

Е. Пубертатний возраст

 

Ответы

Вариант А В Д С Д Е Е Е А В Е В

 

Задача №1

Девочка 15 лет жалуется на боли в области сердца колющего характера, ощущения «замирания», перебоев в работе сердца. В анамнезе заболевания частые ГРВИ, аденоидные вегетации І-ІІ степени. ЧСС – 64-79 уд./мин. Пульс на лучевой артерии неритмичный. Границы сердца соответствуют возрастной норме. Аускультативно: тоны сердца звучные, неритмичные. На ЭХОКГ – без патологии. Лабораторно: в общих анализах крови и мочи – без патологических изменений. На ЭКГ: на фоне синусового ритма регистрируются комплексы, которые имеют двухфазный Р, что предшествует комплексу QRS, комплекс QRS нормальной ширины и морфологии, интервал RR между указанным комплексом и предыдущим комплексом синусового ритма < 2 RR комплексов синусового ритма. Нормальное положение сегмента ST. Интервал PQ 0,10 мс (норма 0,12).

Установить диагноз. Лечение. Прогноз.

 

Ответ: Вторичная кардиомиопатия с нарушением ритма сердца: суправентрикулярная экстрасистолия. Лечение основного заболевания, седативные средства, препараты калия, магния, санация хронических очагов инфекции. Прогноз позитивный.

 

 

Задача №2

Ребенка 14 лет КСП доставлено в приемное отделение с жалобами на сердцебиение, общую слабость, пресинкопальний состояние. Из анамнеза известно, что приступ сердцебиения появился внезапно в школе. Подобные сердцебиение отмечались раньше. Ребенок резко обеспокоен, кожа бледна, холодна на ощупь. ЧСС до 190 уд/мин. Аускультативно: тоны сердца удовлетворительной звучности, ритмичные, ускоренные. Границы сердца в норме. На ЭКГ: зубец Р синусового происхождения, интервалы RR равные, комплекс QRS не изменен.

Установить диагноз. Неотложная помощь, лечение, прогноз.

 

Ответ: Суправентрикулярная пароксизмальная тахикардия. Неотложная помощь: успокоить ребенка, освободить дыхательные пути, провести вагусные пробы (Ашнера, Вальсальва, и тому подобное) седативные средства. В стационаре – антиаритмические средства, например амиодарон 10 мг/кг в течение 5-10 мин. или верапамил 1-5 мг/кг/сут.

 

 

Задача №3

Ребенка 8 лет, оперируемую по поводу врожденного порока сердца, госпитализировано в кардиологическое отделение. Жалобы при госпитализации на общую слабость, головокружение, пресинкопальний состояние, одышку. В анамнезе – приступы Морганьи-Адамса-Стокса. При объективном обследовании обнаружена брадикардия. ЧСС 46 уд/мин. Границы сердца смещены влево. Увеличение печени, отеки на конечностях. На ЭКГ: интервал РР одинаковый, не соответствует интервалу RR (3 зубцам Р отвечает 1 комплекс QRS), комплексы QRS обычной формы, шириной 0,12с. Изменения сегмента ST-T.

Установить диагноз. Назначить лечение.

 

Ответ: Полная проксимальна АВ-блокада с проведением 3:1. Застойная сердечная недостаточность. Показание к установлению ЕКС.

 

 

Задача №4

Ребенка 5 лет, оперируемую по поводу транспозиции магистральных сосудов, доставлено к отделению интенсивной терапии. Со слов родителей, ребенок жаловался на общую слабость, одышку и внезапно потерял сознание. При осмотре: кожа бледная, холодная, пульс неритмичный, нитевидный, брадикардия. Из анамнеза известно, что пирступы потери сознания возникают не первый раз. На ЭКГ: полное разобщение предсердных и желудочковых комплексов, интервалы РР и RR постоянны, уменьшение количества желудочковых сокращений (уменьшение комплексов QRS) до 45-50 /хв., желудочковые комплексы широкие и деформированные.

Установить диагноз. Назначить лечение. Неотложная помощь.

 

Ответ: Полная дистальная АВ-блокада. Приступ Морганьи-Адамса-Стокса. Неотложная помощь включает непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, оксигенотерапию и введение симпатомиметиков (0,1% норадреналин до 6 мес – 0,1 мл, 7-12 месяцев – 0,15 мл, 1-5 лет -0,2-0,4 мл). Показана постоянная электрокардиостимуляция.

 

Задача №5

Ребенок 10 лет госпитализирован в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии. Ребенок резко обеспокоен, жалуется на боль в области сердца, сердцебиения. Из анамнеза известно, что ребенок болеет тиреотоксикозом. При обследовании: состояние тяжелое, границы сердца увеличены влево, тона сердца ослаблены, тахикардия, систолический шум в точке Боткина. На ЭКГ быстрые регулярные пилообразные волны (F-волны) частотой от 250 до 350 в минуту, нерегулярные желудочковые комплексы нормальной морфологии.

Установить диагноз. Назначить лечение.

 

Ответ: Мерцающая аритмия. Пароксизмальная форма. Лечение МА заключается в коррекции основного заболевания и купирования аритмии. Каридоверсия ритма с помощью дигоксина (0,05-0,08 мг/кг в течение 2 суток, со следующим переходом на поддерживающую дозу - 1/5-1/6 от дозы насыщения), препараты IА класса (аймалин 1 — 3 мг/кг/сут в 3 — 4 приема).

 

СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Проведение объективного обследования больного с обследованием сердечно-сосудистой системы.

2. Установление предыдущего диагноза.

3. Назначение адекватного лабораторно инструментального обследования.

4. Назначение лечения на основании установленного предыдущего диагноза.

5. Оценка данных лабораторно инструментального обследования.

6. Проведение дифференциальной диагностики, с учетом данных лабораторно инструментального обследования.

7. Установление заключительного диагноза.

8. Коррекция лечения с учетом данных лабораторно инструментального обследования.

 

Литература

1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2-х том.- М.:Медицина, 1987. - 928 с.

2. В.А. Туманов., Ю.В. Марушко, О.П. Вікторов, Т.В. Гищак. Фармакотерапія серцево-судинних захворювань у дітей. – К, : «Друкар», 2006, 204 с.

3. Кардиология и ревматология детского возраста / Под ред. Г.А. Самсыгиной и М.Ю. Щербаковой. – М.: ИД Медпрактика. – М., 2004. - 774 с.

4. Крючко Т.О., Пеший М.М., Танянська С.М. Дитяча кардіологія (частина ІІ). Навчальний посібник . – Полтава, 2007.- 175с.

5. Макаров Л.М. Холтеровское мониторирование. М.: Медпрактика . - 2000. - 213 с.

6. Макаров Л.М. ЭКГ в педиатрии. –М.: ИД «МЕдпрактика-М», 2002, 276 с.

7. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиография у детей. –М.: МЕдпресс, 2001. – 352 с., ил.;

8. Ю.В. Середа. Электрокардиография в педиатрии: Учебное пособие. Спб.: «Элби-Спб», - 2004. – 101 с.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь