Логопедическое пособие в стихах.

М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

 

Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально написанных для того, чтобы дети могли отработать практически все «логопедически трудные» звуки. Эти стихи очень легко запоминаются, а их игровой характер помогает поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям.

Дети без логопедических проблем могут использовать их как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного чтения. Педагоги, занимающиеся с детьми развитием речи, найдут в предлагаемом пособии богатый материал для развития фонематического слуха своих маленьких учащихся.

Книга адресована логопедам, воспитателям детских садов, учителям младших классов, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ (логопедическое предисловие)....................... 5

ОТ АВТОРА.................................................................................................................................. 8

Раздел 1. ГРУППА СВИСТЯЩИХ........................................................................................ 11

Раздел 2. ГРУППА ШИПЯЩИХ............................................................................................ 69

Раздел 3. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ,
ЗВУКИ «Ы» — «И»............................................................................................................... 140

РАЗДЕЛ 4. ЗВУКИ «Т», «Д», ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ................................ 174

РАЗДЕЛ 5. СОНОРЫ И ЙОТОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ..................................................... 205


1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ
(логопедическое предисловие)

Как известно, работа логопеда с детьми, испытывающими трудности в произношении тех или иных звуков, включает в себя несколько этапов.

Первый этап, этап постановки звука и его автоматизации в отдельных слогах и словах, достаточно подробно описан в любой специальной литературе и, наверное, не требует дополнительного освещения в изданиях наших дней.

Следующему этапу, этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, также посвящено несколько авторитетных изданий, в которых приводится множество замечательных стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы даже у опытного логопеда могут возникнуть затруднения. Зачастую эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-12, а то и 16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти рифмованные строки изобилуют нужными логопеду звуками. Но ещё сложнее дело обстоит, если необходимо отработать в стихах произношение таких звуков, как «Д»—«ДЬ», «Г»—«ГЬ», «X»—«ХЬ» и т. п. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях.

Однако ещё более остро дефицит речевого материала ощущается, когда речь идёт о дифференциации трудно различаемых детьми звуков. Если материалов на одни традиционные дифференцировки («С»—«Ш», «З»—«Ж», «Л»—«Р» и т. д.) в литературе достаточно, то на другие, более тонкие дифференциации («ГЬ»—«ДЬ», «КЬ»—«ТЬ», «Ч»—«ТЬ» и т. п.), его или очень мало, или же нет совсем. Но и в этом, и в другом случае очевидно, насколько удобно и полезно было бы логопеду иметь под руками подборку стихов, специально написанных для облегчения этой сложной дифференцировочной работы.



Именно такое пособие и предлагается настоящим изданием. Это пособие уникально сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, все включенные в него рифмовки, их около 1200, специально созданы в первую очередь как речевой материал для работы по автоматизации и дифференциации различных групп звуков, а следовательно, эти звуки встречаются в них намного чаще, чем в других детских стихах, в том числе тех, которые обычно приводятся в логопедических пособиях.

Во-вторых, благодаря своему живому игровому характеру и небольшому объёму эти рифмовки легко запоминаются и способствуют поддержанию интереса ребёнка к логопедическим занятиям.

В-третьих, в них отрабатываются практически все группы звуков, для автоматизации которых трудно, а то и невозможно найти материал в специальной литературе.

В-четвёртых, очень широко и полно представлены пары для дифференциации звуков, близких по способу образования и звучания.

Среди этих дифференцируемых пар кроме традиционных присутствуют и нетрадиционные. Как известно, трудность различения звуков находится в прямой зависимости от типа искажения данных звуков.

Так при губно-зубном произношении свистящих и шипящих звуки «С» и «Ш» слышатся как звук «Ф», а следовательно, необходим материал для дифференциации таких пар звуков, как «С» — «Ф», «СЬ» — «ФЬ», «Ш» — «Ф», «Ж» — «Ф».

При так называемом «тетизме», когда вместо свистящих и шипящих произносятся соответственно звуки «Т» и «Д», необходим материал на дифференциацию пар «С» — «Т», «З» — «Д», «Ш» — «Т», «Ж» — «Д», «СЬ» — «ТЬ», «ЗЬ» — «ДЬ», «Щ» — «ТЬ», «Ч» — «ТЬ».

Большую сложность в работе над дифференциацией звуков представляет группа детей-логопатов с дефектом бокового произношения, который может охватить почти все группы согласных звуков и звук «Й». У таких детей при боковом произношении одинаково звучат: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Щ», «X», «ХЬ»; «Ц», «Ч», «ТЬ», «ДЬ», «КЬ», «ГЬ»; «РЬ», «ЛЬ», «Й», что также даёт сразу несколько пар звуков для дифференциации.

В пособии стихотворный материал для дифференциации звуков распределён по принципу усложнения: сначала даются «облегчённые» рифмовки, затем — более насыщенные.

Важно отметить, что все эти рифмовки составлены человеком, чья профессиональная деятельность (детский психолог-педагог) — это постоянный, непосредственный, творческий контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому они проникнуты пониманием детского мировоззрения и любовью к детям.

Бесспорно, использование данного пособия в логопедической работе поможет нашим маленьким гражданам успешно справиться с трудностями, связанными с дефектами произношения, снять негативизм, который часто становится барьером при общении с окружающими, расширит кругозор, пополнит словарный запас, а также вызовет положительную эмоциональную реакцию детей, органично вписывая логопедическую работу в живую, творческую атмосферу детской игры.

Трифонова Татьяна Михайловна,

логопед

ОТ АВТОРА

Дорогие родители! Уважаемые педагоги!

Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если, у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа!

Что мы делаем в таких случаях? Иногда начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь, не хочешь — изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция — ребенку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но почему-то после таких занятий в душе остается какой-то тяжелый осадок, а ребенок все больше и больше укрепляется в чувстве, что учение — это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное... Какой уж там блеск в глазах! Насилие и радость редко уживаются вместе.

А возможно, мы и не пытаемся научить ребенка ничему такому, что не вызывает у него интереса. Мы отступаем сразу — ведь ребенок «не хочет»...

И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел.

И тут начинается поиск. Ребенок любит зверюшек? Давайте устроим звериную школу — причем не формальную, а настоящую — такую, в которой у каждого ученика будет свой характер и даже, возможно, свой голос! В такую игру можно вплести любое наше задание. А может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности — договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее). Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки...

Мы назовем наше задание по-другому — и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку — и он сам поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратится в прекрасный диалог двух (или более) личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творчество. Когда моя пяти-, а затем шестилетняя дочка, которой долго не давались шипящие и свистящие, начала заниматься с логопедом, мы быстро обнаружили, что «техническая» сторона процесса, предполагающая многократное домашнее проговаривание различных слов — занятие, увы, не слишком увлекательное и для нашей кипучей натуры малоподходящее.

«Сок... сок... сок... Сом... сом... сом... Сон... сон... сон...». А в жизни столько интересного! Вот мы и начали фантазировать. Слово «сок» заболело! Лежит, не двигается... Заболело оно в звуке «с» — так сказал доктор. Будем лечить. Даем невидимую таблетку. Ну-ка проверим... Нет, пока не полегчало. Еще таблетку... О, ему уже лучше! Теперь еще... Щеки порозовели! Еще... Пальчиком двинуло! Еще... Рукой пошевелило... И так далее, пока на ноги не встанет!

Но нужны не только слова, нужны фразы. Фантазируем дальше. Словам очень грустно и одиноко. Как бы им подружиться? Как их связать вместе? Давай придумаем... Вот и появились первые фразы — они не могут быть неинтересными, их придумал сам ребенок! «Сом любит пить сок, потом он идет спать и видит сон!» Вот слова и подружились! Как же они обрадовались — прямо впляс пустились! И песенка подходящая нашлась:

Я — большой усатый сом,

Пью я соки перед сном.

Жаль, что соли в речке нет

Суп без соли ем в обед!

Игра понравилась. И дочери, и мне. Нашему замечательному логопеду Татьяне Михайловне Трифоновой она понравилась тоже. Стишков накопилось много. Мы радовались все вместе. Начались разговоры о других детях, о других звуках. Наверное, так и появилась идея создания логопедического пособия. Конечно, хотелось отразить в нем разные интересы детей — чтобы каждому было из чего выбрать.

И теперь нам очень хочется пригласить к творчеству и вас. Наверное, не стоит просто заучивать эти стишки все подряд. Может, лучше сначала выделить те, которые показались более интересными. Пусть выберет сначала сам ребенок, а потом, к примеру, любимая игрушка. Сначала одна, потом другая — может быть, им понравится что-то иное. Дети очень любят выбирать! А может, мы будем «приземляться» наугад и читать тот стишок, куда прилетели. А может, мы раскрасим картинку (как это красиво!) и найдем, с каким стишком она дружит?..

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество!

Раздел 1.
ГРУППА СВИСТЯЩИХ

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь