Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной концепций о «границах» государственной политики?


4.18. Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции государственная политика вы­полняет неудовлетворительно?

4.19. Цели государственной политики, эффективно реализуемые в Республике Беларусь. Осмыслите предложенные варианты отве­тов и аргументируйте один из них:

□ а) создание условий для развития рыночной экономики;

□ б) демократизация политической системы;

□ в) совершенствование законодательства;

□ г) укрепление суверенной государственности.

Охарактеризуйте структуру институтов государственной власти в Республике Беларусь.

Тип легитимности государственной власти в современной Беларуси.

4.22. Влияние институтов государственной власти Республики Бела­русь на отношения собственности, развитие рьшочной экономики.

4.23. Что обусловливает «воспроизводство» легитимности инсти­тутов государственной власти Беларуси?

Назовите функциональные стадии принятия управленческих решений.

4.25. Почему необходима белорусскому обществу государствен­ная идеология?

4.26. Прокомментируйте содержание статьи 4 Конституции Рес­публики Беларусь: демократия в стране «осуществляется на осно­ве многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Тематика рефератов (докладов) и комментариев

► Государственная политика в Республике Беларусь.

► Государственное управление социально-экономическим развитием белорусского общества.

► Государственность Беларуси: тенденции развития.

► Профессиональная подготовка государственных служа­щих в Беларуси.

► Политический менеджмент в системе государственного управления.

► Внешнеполитические приоритеты Беларуси.

Ключевые категории для усвоения

Тема 19.

Эволюция политической системы общества

Тема 20.

Приоритеты государственной политики

Тема 21.

Совершенствование государственного управления

Тема 22.

Идеология государства и социальное управление

Тема 23.

Внешняя политика Беларуси

Государственная политика, государственное управление, вы­бор политический, методы государственного управления, ресурсы государственного управления, государственность, суверенитет политический, политическая интеграция, политическая ста­бильность, стратегический курс государства, политическое про­гнозирование, политические приоритеты, технологии государ­ственного управления, властные полномочия, управленческие функции, политическая идеология государства, консерватизм в политике, лицемерие в политике, рациональность в политике, ра­дикализм, популизм, честность в политике, чувство нового в по­литике, бюрократизм, авторитет политический.


РАЗДЕЛ V

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 24

Система международных отношений

Понятия «мировая политика» и «международные отно­шения». Субъекты международных отношений.

Виды международных отношений.

Роль политических отношений в системе международ­ных отношений. Мировая политика как целенаправлен­ная деятельность основных субъектов международного права: национальных государств, ООН, международных союзов, межправительственных и неправительственных организаций.

Принципы международных политических отношений.

Сущность, содержание и приоритеты мировой политики. Средства и методы мировой политики. Регулятивное воздействие ООН и других международных организаций на состояние и стабильность отношений между нацио­нальными государствами, обеспечение всеобщей безо­пасности. Характерные черты современных междуна­родных политических отношений.

Мировая политика —сфера отношений между го­сударствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагиваающих интересы мирового со­общества.

В разной степени указанные субъекты сотрудничают и со­перничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению влияния на геополитические про­цессы, реализации национальных и общечеловеческих потреб­ностей, к достижению баланса политических сил на мировой арене.

Мировая политика — «сердцевина» международных отно­шений — экономических, правовых, идеологических, дипло­матических, военных, культурных и других.


Субъекты международных отношений:

► национальные государства;

► группы (союзы) государств;

► международные организации (государственные и непра­вительственные);

► общественные организации и движения;

► политические и общественные лидеры.

Главный субъект этих отношений — национальные государ­ства.

Национальное государство — особый тип государства, харак­терный для современного мира. Его правительство обладает су­веренной властью на определенной территории, население кото­рой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней.

Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют на­циональные интересы на мировой арене.

Национальные интересы — осознанные государством объек­тивные потребности национальной государственности, побуж­дающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспече­нию благополучия и безопасности граждан.

Деятельность государства на международной арене по реа­лизации своих национальных интересов — это его внешняя по­литика. Она отражает отношения государства с другими субъ­ектами мировой политики.

Внешняя политика государства преследует две цели, нераз­рывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполи­тического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.

Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаи­модействие с международными организациями в целях укреп­ления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничес­тво с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.

Методы внешней политики государства: заключение двусто­ронних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в тор­говле, научно-технической, экономической, военно-полити­ческой и иных сферах. Нередко используют также методы во­енного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему ус­ловий, возмездия в случае военных конфликтов.

Взаимодействуя между собой, государства создают разнооб­разные по характеру деятельности, функциям, правам и полно­мочиям международные организации — универсальные (объеди­няющие все государства), специализированные (по специаль­ным вопросам), региональные (по вопросам поддержания меж­дународного мира и безопасности). Сегодня действует широ­кая сеть межправительственных организаций:

► Организация Объединенных Наций (всеобщая организа­ция, созданная для поддержания мира и безопасности);

► Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

► Европейский Союз (ЕС);

► Лига арабских государств (ЛАГ);

► Организация американских государств (ОАГ);

► Организация африканского единства (ОАЕ);

► Организация Североатлантического договора (НАТО);

► Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

► Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ).

Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпора­ции (ТНК). Они обладают большими экономическими, фи­нансовыми ресурсами, тесными контактами с правительствен­ными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений.

Влиятельным и авторитетным субъектом мировой полити­ки выступают в наше время религиозные организации.

От внутренней политики государств мировую политику от­личает отсутствие центральной власти, управляющей междуна­родным политическим процессом. Это зона повышенного рис­ка, непредсказуемости поведения действующих лиц на миро­вой арене. Характер, направленность и стабильность междуна­родных отношений напрямую зависит от признания и соблю­дения их субъектами норм международного права.

Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю госу­дарств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций.

Виды международных отношений:

► политические (играют ведущую роль);

► экономические;

► международно-правовые;

► научно-технические;

► военно-стратегические;

► культурные.

Чем обусловлена ведущая роль политических отношений в сис­теме международных отношений?

► Взаимозависимостью внутренней и внешней политики национальных государств. Военные конфликты, угроза международной безопасности, экологические и сырье­вые проблемы, последствия природных катаклизмов, расширение контактов между людьми объективно требу­ют согласования политических позиций и совместных политических действий мирового сообщества.

► Государства как главные субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностя­ми качественного преобразования мира, формирования нового, более справедливого и демократичного мирового порядка.

► Международные отношения имеют тенденцию к глоба­лизации, усложнению и расширению. Это повышает роль политических механизмов в их регулировании. Главный их регулятор — баланс сил между государствами или блоками государств, соблюдение норм международ­ного права и принципов отношений между странами и народами, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ в середине 1970-х гг.

► В ядерную эпоху вектор мировой политики направлен на разрешение проблем безопасности человечества. Сегод­ня это главный приоритет международных политических отношений.

► В основе мировой политики — конкурентная борьба го­сударств за власть и влияние в мировом сообществе, что непрерывно угрожает безопасности человечества. Поэто­му предупреждение и своевременное разрешение проти­воречий, конфликтов между государствами, поддержа­ние баланса политических сил на мировой арене состав­ляет сердцевину международных отношений.

Сущность и содержание международных отношений прояв­ляются в последовательной реализации общечеловеческих ин­тересов и интересов национальных государств. Их субъекты не могут удовлетворить эти интересы, не стремясь к разрешению противоречий и конфликтов политическими средствами и ме­тодами.

Принципы международных политических отношений:

► признание суверенного равенства государств;

► нерушимость установленных границ, признание терри­ториальной целостности государств;

► неприменение силы или угрозы силой в межгосудар­ственных отношениях, мирное урегулирование споров;

► невмешательство во внутренние дела других государств;

► уважение прав и свобод человека;

► равноправие и право народов распоряжаться собствен­ной судьбой;

► развитие сотрудничества между государствами, добросо­вестное выполнение субъектами мировой политики обя­зательств перед международным сообществом.

Характерные черты современных международных полити­ческих отношений.

Противоречивость перехода к многополюсному миру.

Субъектами мировой политики являются более 200 суверен­ных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Прояв­ляются противоречия между основными международными центрами силы: США, Западной Европой, Россией, Китаем, Японией, а также между западной, восточной, исламской ци­вилизациями.

Глобализация политических и экономических отношений. Воз­растает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социаль­но-политического развития.

Неустойчивость тенденции к демократизации мировой поли­тики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой по­литики не ускорили движение международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более спра­ведливому мировому порядку.

Изменение границ в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в свя­зи с «бархатными революциями» в Восточной Европе и распа­дом СССР изменило баланс сил в мире в пользу США и НАТО. Они навязывают миру насильственные критерии и методы ре­гулирования международных отношений. Их концепция «транснационализма» оправдывает вмешательство США и НА­ТО во внутреннюю жизнь суверенных государств (военная ак­ция в Косово, война в Ираке), несовместима с нормами между­народного права.

Изучая состояние современных международных отноше­ний, необходимо уяснить тенденции их трансформации, осо­бенности исторической эволюции концепции равновесия сил в ми­ровой политике.

Вестфальская (государственно-центристская) модель мира за- крепила принципы отношений между европейскими государ­ствами, утвердившиеся после окончания Тридцатилетней вой­ны в Европе. Их содержание отражено в подписанном Вест­фальском договоре 1648 г. Страны решили объединиться в международное сообщество, признав сходство своих интересов и необходимость поддержания равновесия в мировой политике.

Венская система международных отношений отражала при­нципы межгосударственных отношений в Европе по окончании войн Наполеона I (1799 — 1815 гг.). Их основы были заложены решениями Венского конгресса, в котором участвовали евро­пейские государства. Отношения базировались на консенсусе великих держав, включая Россию, относительно сложившегося территориального и политического положения в Европе.

Версальско-Вашингтонская система международных отноше­ний — мировой порядок после окончания Первой мировой войны (1914— 1918 гг.). Она отразила изменения в расстановке сил и сохранялась до 1945 г. Сменилась конфигурация ведущих держав. Были «урезаны» территориальные границы Германии, потерпевшей поражение в войне. В проигрыше оказались и ее союзники. Версальский пакт положил начало политике, ори­ентированной на мирное сосуществование национальных го­сударств, создание систем коллективной и региональной безо­пасности.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

закрепила мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны (1939 — 1945 гг.). Ее характерные черты — пере­дел сфер влияния между сверхдержавами — СССР и США (би­полярная, двухполюсная система); соперничество между ними за военно-политическое, экономическое и идеологическое превосходство; возникновение и противостояние военно-по­литических блоков; гонка вооружений; накопление оружия массового уничтожения; мировые конфликты.

Поиск концепции равновесия сил в мировой политике про­должается и в настоящее время, поскольку международные от­ношения нестабильны, не обеспечивают надежной гарантии безопасности государств, народов и регионов планеты.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь