Политическая деятельность — это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное участие в политической жизни.


В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Индивидуальные субъекты — «рядовые» граждане и «профес­сиональные» политики.

Групповые субъекты — общности, группы, коллективы.

Институциональные субъекты — институты государства и гражданского общества.

Субъекты политики совершают действия в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их политическое по­ведение — это поступки, мотивированные политическими це­лями и интересами, способы и методы влияния на государ­ственную власть.

Субъекты политического процесса взаимодействуют. Их от­ношения носят характер соперничества, обусловленного вза­имным стремлением к завоеванию и использованию государ­ственной власти. Конкуренция отличается напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несов­падающие или противоположные интересы, ценности и пози­ции, мотивы и психологические свойства, нормы и правила по­ведения, суеверия и предрассудки, личные способности и уме­ния. Основные формы взаимодействия субъектов политики — соперничество и сотрудничество, союз и конфронтация, изо­ляция и нейтрализация (конкурентов), гегемония и монопо­лия.

Наиболее активный субъект политики — политическая эли­та. Слово «элита» в переводе с французского означает «избран­ное», «лучшее». К элите причисляют правящее меньшинство граждан (используется также категория «правящий класс»), ко­торое управляет обществом. Это лица, занимающиеся профес­сиональной политической деятельностью, имеющие высокий социальный статус и властное влияние.

Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе.

В конце XIX — начале XX вв. возникли теории элит. Их соз­датели — итальянские политологи В. Парето, Г. Моска, ав­стрийский политолог Р. Михельс и другие ученые. Они доказа­ли, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человечес­кая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, раз­вития, упадка и смены элит В. Парето назвал «универсальным законом истории».

Существуют две апробированные жизнью системы рекрути­рования (формирования и воспроизводства,) элит: антрепре­нерская (открытая, демократическая) и гильдий (закрытая, по­рождающая бюрократизм, консерватизм и конформизм).

Основные функции политической элиты:

► принятие политических решений и контроль их исполне­ния;

► формирование и представительство групповых интере­сов;

► политическое проектирование.

Политическая элита внутренне неоднородна, дифференци­рована, имеет свои особенности на разных исторических эта­пах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выпол­няют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционирован­ными государством или общественными объединениями.



Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски):

► «правящая элита» — группа, управляющая обществом от имени государства;

► «потенциальные элиты» — группы, стремящиеся к власти;

► «селекторат» — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

► «самодеятельные элиты» — группы, проигравшие выбо­ры, но активно готовящиеся к очередным выборам (оп­позиция и сторонники политического режима);

► «элиты в политике» — авторитетные представители ин­теллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;

► «группы вето» — группы в составе правящей элиты, от ко­торых зависит окончательное принятие политических ре­шений;

► «связанная группа» — неформальное (анонимное, тене­вое) объединение, оказывающее активное влияние на по­литику властных институтов государства.

Относительно самостоятельный субъект политического процесса — государственная бюрократия. Часть ее (реально участвующая в принятии управленческих решений, а также об­ладающая властными полномочиями) входит в состав правя­щей политической элиты.

В политическом процессе участвуют политические лидеры.

Политический лидер — авторитетная, обладающая профес­сионально-нравственными качествами личность, способная объ­единять и мобилизовать людей (социальные группы, государ­ственные и общественные институты) на достижение социаль­но значимых целей.

Как свидетельствует исторический опыт, политические ли­деры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, пере­ломные периоды общественного развития.

Функции политического лидерства:

► организационно-управленческая;

► коммуникативная;

► мобилизационная;

► интегративная.

В политологии выделяются три типа лидерства (классифи­кация М. Вебера): традиционный (вожди племен, монархи,);ра­ционально-правовой (демократический, закрепленный закона­ми страны), харизматический (основывается на вере привер­женцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Для общества предпочтительнее рационально-правовое ли­дерство.

Харизматические лидеры в кризисные периоды обществен­ного развития, как правило, играют активную мобилизующую роль в социальных преобразованиях. И если в этих условиях гражданами преувеличиваются заслуги лидера, формируется культ (обожествление индивидуальных качеств) его личности, то лидер неизбежно превращается в диктатора, политического волюнтариста, способного поставить под угрозу безопасность граждан, общества и государства.

В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрас­тающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обостре­нием глобальных проблем человечества. Эти тенденции прояв­ляются:

► в более высоких, чем прежде, требованиях к политичес­кой культуре, профессионализму и индивидуальным ка­чествам лидеров;

► в повышении ответственности лидеров не только за бла­гополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового сообщества;

► в концентрации внимания национальных лидеров на раз­решении политических, социально-экономических и ду­ховных проблем, от которых зависит стабильность об­щества, безопасность и благосостояние граждан, реали­зация прав и свобод человека.

* * *

Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий и полити­ческом участии — средстве выражения и реализации политичес­ких интересов.

Действия субъектов политики могут быть различных типов (см. рис. 3.5).

Позитивные действия обеспечивают непрерывное совер­шенствование политической системы, ее динамичное прогрес­сивное развитие.

Негативные действия порождают кризисные тенденции, со­циальные конфликты, неэффективность управления государ­ством и обществом.

Инерционные действия направлены на сохранение традици­онных политических отношений и механизмов государствен­ной власти. Их мировоззренческую, социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологи­ческие догмы, ложные идеалы и ценности.

Рис. 3.5. Типы политических действий

 

Рис. 3.6. Формы политических действий

Творческие действия обеспечивают совершенствование по­литической системы на основе инноваций, демократической культуры, научно обоснованных управленческих решений.

Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.

Организованные действия отличаются высокой сознатель­ностью и целеустремленностью субъектов политики.

Легальные действия согласуются с законами государства.

Нелегальные действия противоречат правовым нормам по­литических отношений.

Субъекты политического процесса используют разнообраз­ные формы политических действий (см. рис. 3.6).

Реформаторские формы действий направлены на осущес­твление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель — обновление, совершенствование, качественное преоб­разование политической и других систем общества.

Революционные формы действий нацелены на коренные, ра­дикальные перемены в общественной жизни, в характере и со­держании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.

Формы политического участия — индикатор реального уро­вня и характера развития народовластия, участия граждан в уп­равлении государственными и общественными делами.

Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам госу­дарства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности перед обществом.

Преступные действия направлены против конституционно­го строя, демократии, государственности и национальной бе­зопасности конкретных стран или мирового сообщества. Таки­ми формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против лич­ности, подавление свободомыслия в обществе посредством физического устранения популярных политиков.

Особую опасность в настоящее время представляет между­народный терроризм — целенаправленная деятельность экстре­мистских организаций или отдельных личностей, применяю­щих насильственные средства и методы (угрозы, шантаж, убий­ства, похищения людей, взрывы в общественных местах, захват зданий и заложников, провоцирование вооруженных столкно­вений и др.) с целью запугивания правительств и мирных граж­дан. Терроризм является разновидностью политического экс­тремизма, который использует методы насилия и террора.

Осознанные и целенаправленные действия субъектов полити­ки, посредством которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.

Политическое участие выражается в целенаправленных, сознательных политических поступках. Оно проявляется на мест­ном, региональном и национальном уровнях. Его формы, ви­ды, способы и направленность зависят от многих факторов — характера политического режима, целей, интересов, мотивов, политической культуры конкретной личности или социальной группы. По характеру, масштабности и интенсивности полити­ческого участия граждан можно судить о степени демократич­ности и прогрессивности политической системы общества.

Типы политического участия:

► традиционное и новаторское;

► индивидуальное и коллективное;

► добровольное и принудительное;

► легитимное и нелегитимное.

Формы политического участия:

► активное и пассивное;

► прямое и опосредованное;

► автономное и мобилизационное.

Равнодушное отношение к политической жизни и неучас­тие в ней принято обозначать категорией «абсентеизм». Источ­ники абсентеизма многообразны. Он может быть обусловлен кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуж­дением от власти и недоверием к ней, политико-правовым ни­гилизмом, индивидуализмом.

В политологии неоднозначно трактуется необходимость участия рядовых граждан в управлении государством и общес­твом.Сторонники «элитаризма» (Й. Шумпетер) считают мас­совое участие в политике аномальным явлением и ограничива­ют его выборами правителей. Приверженцы французского просветителя Ж. Ж. Руссо истолковывают демократию как сре­дство выражения общей воли, достижения свободы индивидов. Авторы концепции «демократии для всех» (К. Пейтман, Дж. Циммерман, К. Гулд и др.) рассматривают участие граждан в об­суждении и принятии государственных решений как норму со­временной политической жизни. Некоторые теоретики (К. Поппер, Дж. Мэдисон) отрицают «прямую» демократию, пола­гая, что она может обернуться «тиранией большинства». По мнению сторонников плюралистической концепции, демок­ратия — это свободное соперничество за власть групп интере­сов. Его следствие — компромиссные решения, выборы управ­ляющих и представительных институтов, олицетворяющих власть «с согласия народа», призванных защищать права мень­шинства граждан от диктатуры большинства.

Фундаментальный признак демократии — суверенитет на­рода (народовластие). В зависимости от степени и характера участия граждан в управлении политологи выделяют три ос­новные формы (разновидности) демократии — прямую, плебис­цитарную и представительную.

«Прямая» демократия — это непосредственное участие граждан в управлении государством и обществом: выборах кан­дидатов на государственные должности; референдумах; собра­ниях; подготовке, обсуждении и принятии государственных решений; контроле осуществления решений и действий власт­ных структур государства; управлении предприятиями, насе­ленными пунктами, регионами страны.

Плебисцитарная демократия также предполагает непосред­ственное волеизъявление народа, но ограничивает его узкими рамками. Граждане вправе одобрить или отвергнуть проект го­сударственного решения (например, законопроект), подготов­ленный и вынесенный на всенародное голосование президен­том, правительством, партией или инициативной группой.

Представительная демократия отличается опосредованным политическим участием граждан — через своих представите­лей, избираемых в органы государственной власти. Основные звенья механизма этой демократии: избиратель — парламент — правительство — президент — бюрократия.

На основе анализа не совпадающих мнений политологов о необходимости и целесообразности участия граждан в управле­нии государством и обществом, сформулируем наш вывод.

Политическое участие всех или большинства граждан жела­тельно, но в нынешних условиях демократического развития невозможно. Представительная и плебисцитарная демократия, несмотря на их «отдаленность» от идеала народовластия, — наи­более приемлемые для переходных обществ и западных стран формы осуществления власти. Использование их потенциала способствует формированию предпосылок для утверждения принципов правового государства и гражданского общества.

Характер и социальная результативность политического процесса зависит от соблюдения его субъектами демократичес­ких принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, ком­промисса.

Принцип политического плюрализма означает уважение мно­гообразия политических интересов, ценностей, взглядов, пози­ций, концепций и программ. Проявляется в соперничестве и сотрудничестве личностей, социальных групп и институтов в политическом процессе.

Принцип консенсуса предполагает взаимное стремление к со­гласию. Оно достигается между субъектами политики на основе взаимопонимания но актуальным проблемам общественного развития, вопросам сотрудничества и партнерства, тактики со­вместных действий.

Принцип компромисса материализуется в соглашениях меж­ду участниками политического процесса. Эти договоренности основываются на взаимоприемлемых уступках и привержен­ности принципиальным ценностям и установкам.

 

Тема 13

Политические изменения в переходных обществах

Сущность понятий «политическое развитие», «полити­ческие изменения», «политическая модернизация», «по­литическая трансформация», «демократический тран­зит», «волны демократизации». Содержание концепций политической модернизации. Типы политических изме­нений: ревизия конституции, реформа, революция, госу­дарственный переворот, реставрация. Критерии и усло­вия позитивной динамики политической системы общес­тва.

Характер и специфика политических изменений в пере­ходных обществах. Стадии, модели и противоречия мо­дернизации в постсоциалистических обществах. Зави­симость темпов и результатов политических изменений от адаптивности политических систем, конкретно-исто­рических особенностей стран.

Исторические уроки политических изменений в переход­ных обществах.

Политические изменения в Республике Беларусь.

В середине XX в. политологическая лексика по­полнилась категориями «политическое развитие», «политичес­кие изменения», «политическая трансформация», «политичес­кая модернизация», «демократический транзит», а также кон­цепцией «волны демократизации». Они активно используются сегодня при обсуждении и оценке изменений в обществен­но-политической жизни стран Центральной и Восточной Ев­ропы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Какова сущность этих понятий? Ее необходимо уяснить, чтобы увидеть общее и особенное в этих категориях.

Политическое развитие означает повышение адаптивных возможностей политической системы, ее способностей к мо­билизации незадействованных ресурсов, качественному пере­устройству общества и удовлетворению интересов граждан.


Политические изменения — это показатель динамики и ус­тойчивости институтов политической системы на основе де­мократизации и инноваций, повышения социальной эффек­тивности механизмов властвования, государственного управ­ления.

Политическая трансформация — категория, обозначающая эволюционные (реформационные) процессы в политической сфере, их влияние на стабильность политической системы, прогресс общества.

Политическая модернизация — качественное преобразова­ние традиционных политических систем, методов их взаимо­действия с гражданами государства и мировым сообществом на основе демократических ценностей.

Исследователями Запада введена в научный оборот катего­рия «демократический транзит». Она используется для объяс­нения противоречивой демократической трансформации (ин­ститутов, процедур, традиционного уклада жизни) в переход­ных («транзитных») обществах.

Снискала популярность также концепция «волн демократи­зации», постулирующая направления и этапы демократизации традиционных обществ, нестабильного (подъемы и спады «волн») становления, утверждения и легитимизации институ­тов демократического правления.

Авторы концепции утверждают, что эпицентр «волн демок­ратизации» находится в постиндустриальном мире, — западно­европейских странах и США. Эти «волны», неотвратимо воз­мущая (импульсируя) внешнюю среду, служат источником де­мократизации всех обществ и государств.

Отечественные обществоведы сомневаются в состоятель­ности концепции. Они акцентируют внимание на создании по­лноценного (не идеологизированного) методологического ин­струментария для анализа политических систем и процессов в различных странах, позволяющего объективно исследовать трансформации на пространстве бывшего Советского Союза.

Обозначенное нами содержание категорий, органично свя­занных между собой, но не тождественных, проясняет понима­ние динамики политических процессов в Республике Беларусь и других переходных обществах.

Осмысливая сущность категорий, непосредственно относя­щихся к теме учебного курса, уместно обратить внимание на их дискуссионный характер, теоретическую незавершенность. Политическая наука пока не располагает стройной, завершенной теорией политических преобразований в большинстве стран континента, которые мы называем «развивающимися». В ее фонде множество плюралистических идей и методологических подходов, объясняющих особенности «демократического транзита» переходных обществ, предпочтительные варианты институциональных изменений в них и аналитические функ­циональные модели их устойчивого политического и социаль­но-экономического развития. Исследование процессов модер­низации требует активизации интеллектуальных усилий поли­тологов. Результаты их творческого поиска оказывают прямое влияние на научное обеспечение практической политики в пе­реходных обществах, включая Беларусь.

Рассматривая режимы и стадии политического процесса, мы уяснили, что политические изменения означают демокра­тизацию и позитивную динамику политической системы — ее прогресс, использование инноваций, восходящее движение к качественно новому состоянию.

Обобщая различные научные подходы к модернизации, можно сформулировать критерии-индикаторы политического развития. Они отражают способность политической системы обеспечивать:

► демократические изменения политических структур, со­вершенствование правовой и административной систем;

► внедрение инноваций — гибкое реагирование на вызовы времени и требования общества, социальные проблемы и внешние факторы политического суверенитета, нацио­нальной безопасности;

► изменение ценностных ориентации граждан, приобще­ние их к демократической культуре;

► равноправное и активное политическое участие, регули­руемое стандартами, нормами и стимулами государства;

► устойчивое социально-экономическое развитие.

Исходя из этих критериев, можно сформулировать условия позитивной динамики политических изменений в переходных об­ществах:

► повышение адаптивности политической системы к но­вым проблемам и запросам общества посредством ново­введений: преобразования структур, корректировки пол­номочий и функций политико-властных институтов;

внесения изменений в законодательство; совершенство­вания технологий государственного управления;

► рациональный выбор политического курса государства, подкрепленный гражданским согласием, и последова­тельное проведение его в жизнь;

► проведение комплексных политических реформ, ориенти­рованных на длительную историческую перспективу, ка­чественное переустройство всех звеньев политической системы;

► умножение возможностей системы по удовлетворению потребностей граждан; преодоление их отчуждения от политики, развитие новых форм политического участия;

► цивилизованное урегулирование конфликтов и кризи­сов;

► идеологическое обеспечение модернизации, целенап­равленное формирование демократической политичес­кой культуры общества.

Одним из ключевых условий политических изменений яв­ляется мобилизация, комплексное использование субъектами политики материальных, финансовых, культурно-информаци­онных, технологических и иных ресурсов общества для обеспе­чения массовой поддержки гражданами их инициатив, про­грамм и проектов.

Исторические типы политических изменений: реформы, ре­волюции, государственные перевороты, реставрация скомпроме­тировавших себя режимов, ревизия конституций.

Самый желаемый, предпочтительный тип политических из­менений для любого общества, как подтверждает опыт челове­чества, — эволюционный путь преобразований: системные ре­формы, позволяющие достичь перемен без радикальных мер и «шоковых» потрясений.

Ценностный базис этих реформ — демократизация как про­цесс системных демократических изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах, обеспечиваю­щих восходящее прогрессивное развитие общества, формирование эффективных политических институтов, укрепление га­рантий реализации прав и свобод человека.

Политическая модернизация, как свидетельствует опыт Бе­ларуси, России и других стран СНГ, включает следующие стадии:

► критическая оценка обществом своих традиционных по­литических ценностей;

► определение путей, средств и методов преодоления кри­зисных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;

► изменение ценностных ориентации граждан, формиро­вание у них демократической культуры;

► демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствий современным демократическим крите­риям;

► проведение комплексных реформ в политической, эконо­мической, социальной и духовно-идеологической сферах.

Опыт политической модернизации бывших советских рес­публик и других стран позволяет сформулировать некоторые выводы, важные для понимания особенностей происходящих в них изменений.

► Термин «модернизация» применительно к политической сфере означает и состояние политического развития, и процесс перехода к «политическому модерну» — совре­менным обществам, качественно новому уровню поли­тической культуры и политических отношений.

► Модернизация не есть «копирование» западных полити­ческих ценностей. Ее ошибочно рассматривать как про­цесс «догоняющего» развития индустриальных (постин­дустриальных) стран.

► Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству поли­тического бытия. Переход к «политическому модерну» — более зрелому народовластию — актуальная задача для каждой страны.

► Не существует универсальных теоретических схем и мо­делей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, истори- ко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и полити­ческой культуры конкретного общества. Главное проти­воречие современных политических изменений — зако­номерный конфликт между утвердившимися нормами политической культуры в западном мире и национальны­ми ценностями и традициями переходных, менее разви­тых, традиционных государств.

► Модернизация в каждой конкретной стране — длитель­ный исторический этап последовательных преобразова­ний в области политических и идеологических отноше­ний, социально-экономической и духовной сферах, ха­рактере, ценностях и технологиях политической деятель­ности.

Политические изменения нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт дру­гих стран. Нарушение этого правила оборачивается противоде­йствием реформационной политике со стороны граждан, мас­совым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.

Французский ученый и общественный деятель А. де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности форсирования по­литического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства».

Исторические факты. Переход от традиционных (абсолю- тистско-олигархических) систем к демократии занял в Вели­кобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе, начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в.

Политические изменения далеко не всегда приводят к бес­поворотному утверждению демократических норм и принци­пов власти. Они характеризуются повышенной конфликтнос­тью социально-политических процессов. Противоборство субъ­ектов политики может порождать острые кризисы, обернуться реставрацией традиционных режимов и облегчить узурпацию власти реакционными силами.

Исторические факты. Лидер фашистского движения Муссо­лини в Италии, получив пост премьер министра в 1922 г., пре­рвал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы ут­вердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальян­ское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политичес­ком сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.

В условиях мирового экономического кризиса 1929—33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии.

В стране установилась фашистская диктатура — власть наибо­лее реакционных, шовинистических групп монополистическо­го капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли та­кие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитариза­ция экономики, вооруженная борьба за мировое господство.

В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Правительство объя­вило недействительными все законодательные акты республи­ки, выступило на стороне Германии и Италии в захватнической войне.

Автократические тенденции сегодня проявляются и в поли­тическом развитии бывших советских республик. Главное про­тиворечие модернизации в них — между демократическими це­лями преобразований и традиционализмом, реальным и долж­ным уровнем политической культуры, доверием граждан власт­ным структурам и недостаточной эффективностью государ­ственного управления.

В западной политологической литературе выделяют три типа модернизации: первичную, вторичную, глобальную.

«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разруше­ния традиционных наследственных привилегий и провозгла­шения равных гражданских прав.

«Вторичная модернизация» — демократические преобразо­вания «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и дру­гие страны мира). Она обусловлена неравномерностью эконо­мического и политического развития стран, их культурно-на циональными особенностями. Эта модернизация осуществля­ется на бывшем постсоветском пространстве противоречиво, носит циклический, не всегда последовательный характер и могла бы быть эффективнее по своим результатам.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совер­шенствования всех современных обществ с целью их стабиль­ного развития, а также системы международных отношений.

Политические изменения в Республике Беларусь

После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее зна­чение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской по­литической модели жизнеустройства к социально ориентиро­ванной рыночной экономике, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве де­мократические принципы и нормы. Постепенно осуществля­ются преобразования в экономической, политической, соци­альной и духовно-идеологической сферах. Возрастает консти­туционно-правовая ответственность органов власти. Соверше­нствуется государственно-правовой механизм.

Качественные перемены укрепляют национальную госу­дарственность, потенциал власти для реализации поддержива­емого гражданами стратегического курса общества. Вектор по­литических изменений в республике направлен на решение кон­кретных задач:

► последовательное претворение в жизнь социально-эко­номической политики государства, свободно выбранной политической модели переустройства общественной жизни;

► развитие гражданского общества на основе внедрения апробированных практикой форм народовластия;

► повышение культуры государственного управления;

► совершенствование законодательства и укрепление за­конности;

► усиление адаптивности политической системы к иннова­циям, вызовам времени и запросам общества;

► духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ, государственной политики.

Республика Беларусь провозглашена демократическим го­сударством. Это означает, что ее цель — утверждение во всех сферах жизни общества демократических норм. Страна пре­одолела кризисные процессы начала 1990-х гг., реализовала программы двух пятилеток и достигла состояния политической и экономической стабильности. Это — прочная социальная ба­за укрепления потенциала государства для народа, дальнейших изменений в политической системе, отвечающих интересам личности и общества.

Тема 14

Представительство и выборы

Избирательный процесс. Функции выборов в политичес­кой системе общества.

Избирательное право. Демократические принципы вы­боров.

Понятие и типы избирательных систем. Специфика, дос­тоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональ­ной и смешанной избирательных систем.

Избирательная кампания, ее цели, структурные звенья и особенности организации. Избирательные технологии. Референдум как институт непосредственной демокра­тии.

Избирательная система Республики Беларусь.

Важнейший элемент демократического полити­ческого процесса — выборы депутатов парламента и других лиц, избираемых на государственные должности народом. Некото­рые политологи не без оснований называют выборы полити­ческим рынком. Претенденты на государственные должности (продавцы) предлагают избирателям (покупателям) свои поли­тические программы в обмен на властные полномочия.

Выборы — это способ формирования высших и местных орга­нов государственной власти. Выборы могут быть парламентски­ми и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтерна­тивными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

Каковы социальные функции выборов? Выборы являются:

► инструментом легитимизации и совершенствования по­литической системы общества;

► демократическим каналом формирования политической воли граждан, представительства их интересов в органах государственной власти;

► способом смены политических элит волеизъявлением граждан;

► формой коммуникации граждан с властью, обществен­ного контроля политических институтов;

► средством политической социализации личности.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной систе­мой страны — закрепленными в законах государства нормами, принципами и процедурами. В законодательстве демократи­ческого государства закреплены избирательные права граждан, ответственность органов власти за организацию выборов, пол­номочия избирательных комиссий, процедуры предвыборной агитации и голосования.

В каждой стране избирательные нормы имеют свою специ­фику, обусловленную особенностями развития государства и общества. Однако существуют общепризнанные демократи­ческие принципы выборов:

► свободное волеизъявление избирателей;

► всеобщее избирательное право;

► равенство голосов избирателей;

► прямое избирательное право;

► тайное голосование;

► открытость и гласность.

В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем (см. рис. 3.7).

Рис. 3.7. Типы избирательных систем

Пропорциональная избирательная система — регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, предусматриваю­щий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с

числом по­данных за них голосов избирателей.

Особенности пропорциональной системы:

► выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;

► избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;

► каждая политическая партия получает в парламенте чис­ло мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся де­путатами);

► законодательное установление «заградительного барье­ра» (минимального числа голосов избирателей, необхо­димого для представительства в парламенте).

Достоинства пропорциональной системы:

► стимулирует многопартийность;

► более адекватно, нежели мажоритарная система, отража­ет политическую волю избирателей и расстановку поли­тических сил в стране.

Недостатки пропорциональной системы:

► система выгодна партийной верхушке, отчуждает от по­литики рядовых партийцев и партийный электорат;

► депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь