Система трубопроводного транспорта России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система трубопроводного транспорта России



Трубопроводная система является центральным звеном как в нефтяной, так и в газовой промышлен­ности. Трубопроводы связывают места добычи с местами перера­ботки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Трубопроводы могут быть несколь­ких видов:

- нефтепроводы – трубопроводы для транспортировки нефти;

- продуктопроводы – трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов;

- газопроводы – трубопроводы для транспортировки газа;

- промысловые трубопроводы – трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспорти­ровки;

- магистральные трубопроводы – трубопроводы, соединяю­щие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки, имеют протяженность десятки тысяч километров.

После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился. Однако в последние несколько лет появилась устойчивая тен­денция возрождения нефтяной и газовой промышленности. При­нята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем Российской Федерации на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные про­граммы ремонта и реконструкции трубопроводов, однако, к сожа­лению, все они выполняются в недостаточной степени.

К числу основных новых, а также строящихся и реконструиру­емых магистральных трубопроводов следует отнести:

- газопровод Ямал – Европа протяженностью 977 км и диамет­ром 1420 мм;

- газопровод СРТО – Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм;

- газопровод Заполярное – Уренгой (3 нитки) протяженнос­тью 189 км и диаметром 1420 мм;

- газопровод Россия – Турция («Голубой поток») протяжен­ностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм;

- нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм;

- Балтийская трубопроводная система протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм.

Газопроводы. Подавляющее большинство построенных газопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм, некоторые трубопроводы диа­метром менее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их регио­нальной важности. Многие трубопроводы, особенно идущие с за­падносибирских месторождений, проходят в так называемых ко­ридорах, состоящих из ряда (до 6) ниток. Общая протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет более 200 тыс. км.

На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько – ино­странного производства. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в дей­ствии. Они установлены на 891 компрессорном цехе, в том числе на 247 КС (с 693 компрессорными цехами общей мощностью 41,7 млн кВт) на газопроводах РФ. Следует отметить, что за рассматриваемый период не было новых технических решений КС, а темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов были недостаточно энергичными.

Газопроводная система является связующим звеном между производителем и потребителем газа и единственным способом транспортировки газа. Поэтому развитие всего газового сектора зависит от развития газопроводной системы. Так как в россий­ском газе заинтересованы многие страны, то очевиден высокий интерес зарубежных инвесторов в реализации крупных газо­проводных международных проектов. В связи с этим необходи­мо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых вероятно осуществление таких проектов.

Рисунок 1.3 – Общая схема единой системы газоснабжения России

Новый проект: «Ямал – Европа». Все прогнозы развития спроса и предложения на рынке газа показывают, что в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит. Согласно этим прогнозам, существующие источники поставок природного газа в этот регион не смогут покрыть возрастающий спрос на это топливо. Поэтому совер­шенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проек­ту «Ямал – Европа» будут необходимы даже в случае продле­ния всех действующих в настоящее время контрактов. Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта – сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал – Европа общей протяженностью 4000 км. Начало этой газовой магистрали находится на полуострове Ямал, за­пасы природного газа которого показывают, что ежегодная добыча на Ямале может со­ставить в перспективе около 200 млрд м3.

Новые проекты в юго-восточной и южной Европе. Инте­ресным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для пере­качки российского газа в Грецию через территорию Болгарии. Собственно, Болгария уже начала это делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию. В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоилась, а поток российского газа в Грецию резко возрос. Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в об­ласти энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта – сооружение Трансбалканского газо­провода от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бари, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря, к итальянскому порту Бари.

Новые пути российского газа через северную Европу – поставки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию по дну Балтийского моря.

Страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской об­ласти и Якутии наметилось создание нового крупного газодо­бывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток России, но и КНР, КНДР и Республику Корея.

Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопро­водов. В рамках либерализации рынка газа это на­правление также представляется интересной предметной облас­тью для международных проектов. Потребности в развитии гази­фикации России сегодня очень велики. Так, уровень негазифицированных квартир в городах и рабочих поселках составляет 44 %, а в сельской местности – 79 %. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес отечественных и зарубежных инвесторов. При этом основными яв­ляются такие показатели, как целесообразность и финансовое со­стояние проектов газификации. Инвесторы оценивают, насколь­ко предлагаемый проект оправдан с экономической точки зрения. Необходимо организовать взаимодействие между всеми вероят­ными участниками инвестиционного процесса, учесть их интере­сы. Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров. Иностранный инвестор полезен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрес­сивный менеджмент.

Для российской стороны предоставляется возможность совершенствовать и диверсифицировать деятельность газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта. Реализация про­ектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как в результате будут созданы условия для роста производства, повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды. Поэтому потенциальные инвесто­ры проекта могут рассчитывать на содействие федеральной и ре­гиональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков.

Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протя­женность нефтепроводов и продуктопроводов Советского Союза составляла 90 200 км. Это без учета более 600 тыс. км промысло­вых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов – 52 500 км – было построено из труб диаметром 700 мм и более. Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г. достигала 70 400 км. На трассах работали 572 перекачи­вающие станции.

Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 тыс. км (по некоторым сведениям, на 3 – 4 тыс. км больше, что может быть

Рисунок 1.4 − Сеть нефтепроводов России

объяснено включением в отчетность построенных, но не введен­ных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым закрытым объектам).

Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).

К началу 1999 г. общая протяженность нефтепроводов СНГ составила 79 232 км, продуктопроводов – 21 900 км; в том числе, в Российской Федерации: нефтепроводов – 72 755 км, продукто­проводов – 19 405 км. За 1992 – 1999 гг. протяженность маги­стральных нефтепроводов России увеличилась на 2 тыс. км, про­дуктопроводов – на 1468 км.

К концу 2002 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов России (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 79,35 тыс. км, увеличившись задан­ный период на 19,2 тыс. км. В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов

Рисунок 1.5 − Нефтепродуктопроводы России

 

осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы (МН)», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет около 60 тыс. человек.

В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специ­альными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий.

Все нефтепроводы имеют головные и промежуточные перека­чивающие станции. Головные перекачивающие станции отлича­ются от промежуточных наличием резервуарного парка и некото­рых других технологических элементов.

Нефтепроводы и продуктопроводы протяженностью менее 800 км работают по схеме «из насоса в насос». На промежуточных перекачивающих станциях при длине нефтепроводов более 600 км сооружаются емкости для хранения нефти. В настоящее время нефтепроводы становятся главным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора эконо­мики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов стано­вится основным вопросом при разработке и реализации междуна­родных нефтяных проектов. 93 % всей нефти, добываемой в России, транспортируется по магистральным нефтепроводам, оператором которых является «Транснефть». Сеть нефтепроводов охватывает обширную терри­торию Западной Сибири и Европейской части России, через нее нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) ком­паний, а также на экспорт. В результате разработки месторождений, роста добычи и вы­хода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршру­тах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного стро­ительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесто­ров и партнеров.

К наиболее привлекательным крупным проектам развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:

Балтийская трубопроводная система (БТС). По ней предпо­лагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с мес­торождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтега­зоносных провинций. В составе первой очереди БТС протяжен­ностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Яро­славль – Кириши, построены новый нефтепровод Кириши – Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в райо­не г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с до­ведением экспорта нефти до 30 млн т в год.

Соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция этих нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дед­вейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация про­екта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год.

Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис. Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной проли­ва), из греческого порта Александруполис. В этом проекте заин­тересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как данный маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки. Предпола­гается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15 23 млн т в год (оценка ком­пании «Транснефть»). Маршрут Бургас – Александруполис до­полняет тем самым маршрут транспортировки каспийской нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназна­ченный для перекачки нефти с казахстанских месторождений до Новороссийска.

Строительство нефтепровода в Китай. Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов, протяженность нефтепровода должна составлять более 2400 км, пропускная способность 20 млн т в год.

Строительство нефтепровода от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка. Этот вариант является хоро­шей альтернативой строительству нефтепровода в Китай. Во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, такой маршрут позволит экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где уровень цен на нефть выше (в Китае цены на энергоносители жестко регулируются го­сударством).

Одной из проблем нефтегазового комплекса является недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Как было отмечено, общая протяженность нефтепроводов в Россий­ской Федерации в 2002 г. составила 79 350 км. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки нефтепроводная система имеет общую протяженность около 350 тыс. км. Кроме этого, россий­ская трубопроводная система характеризуется высокой степенью износа и за последние 10 лет почти не ремонтировалась. В последние годы по нескольку раз в году происходили аварии нефтепроводов, которые приводили к экологическим катастро­фам местного масштаба. Большинство газовых магистралей – около 150 тыс. км – построено в 70 90-х гг. 39 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 16 % из них имеют возраст около 30 лет. 40 тыс. км газопроводов выработали свой рас­четный ресурс (33 года). Большая часть нефтепроводов также построена в 60 70-х годах, доля нефтепроводов с возрастом свыше 20 лет составила 73 % и свыше 30 лет 41 %.

Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проек­ты позволят:

- существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже у крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обес­печения интенсивного развития;

- использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;

- как следствие, повысить эффективность нефтегазовых про­ектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.

При всей важности перечисленных выше выгод от реализации международных нефтегазовых проектов следует особо выделить необходимость прямого использования и постепенного самосто­ятельного освоения в рамках совместной деятельности современ­ных технологий и прикладных средств управления проектами (прожект-менеджмента). Если инвестиционные ресурсы можно на тех или иных основаниях привлечь, а технологии и оборудова­ние – приобрести, то управленческие навыки необходимо разви­вать, причем наибольшего эффекта можно достичь, используя опыт иностранных специалистов.

Контрольные вопросы

1. Основные способы транспортировки нефти и газа.

2. Достоинства трубопроводного транспорта углеводородов.

3. Недостатки трубопроводного транспорта углеводородов.

4. Система нефтепроводного транспорта России и перспективы её развития.

5. Система газопроводного транспорта России и перспективы ее развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.027 с.)