Навигационно-географический очерк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навигационно-географический очерк



Общие замечания

Расстояния выражены в морских милях (1 миля=1852 м), кабельтовых (1 кбт = 0,1 мили) или метрах.

Высоты естественных объектов (гор, холмов, островов, скал и пр.) даны от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот.

Высоты сооружений указаны от основания; если высота сооружения дается от уровня моря, то это оговаривается.

Глубины даны от уровня, который на картах соответствующего района принят за нуль глубин.

Направления даны истинные в градусах или румбах.

Секторы освещения. Направления границ секторов освещения в градусах даны от источника света и отсчитываются по часовой стрелке.

Направления створов даны двойные: первое — с берега (от заднего знака к переднему), второе — с моря.

Дальность обнаружения радиолокационных ориентиров указывается для условий нормальной радиолокационной наблюдаемости.

Координаты пунктов даны приближенные; долгота пунктов указана от Гринвича. Координаты, приведенные в скобках, всегда относятся к объекту, после которого они помещены.

Время. На территории Российской Федерации принято время, которое на 1 ч впереди поясного. На период с 02 ч 00 мин последнего воскресенья марта по 03 ч 00 мин последнего воскресенья сентября ежегодно вводится летнее время, которое на 2 ч впереди поясного.

Счет времени на территории Российской Федерации производится по Международной системе поясного времени. Границы часовых поясов показаны на карте № 90080.

Счет судового времени в море ведется по Международной системе поясного времени. При нахождении судов на рейдах и в портах используется время, там установленное.

Названия географических объектов даны в транскрипции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ. В алфавитном указателе курсивом набраны названия, которые помещены в других руководствах для плавания или на морских картах и существенно отличаются от названий, принятых в лоции.

Если какой-либо объект имеет два названия, то при основном описании этого объекта в тексте лоции приводятся оба названия: второе название присоединяется к первому союзом «или». В алфавитном указателе второе название помещается в порядке алфавита с указанием той страницы, на которой оно упамянуто.

Стр. 8. Строка 1 снизу. После строки поместить:

«В извещениях мореплавателям корректура алфавитных указателей не публикуется. Указанную корректуру пользователям следует выполнять самостоятельно по основному тексту извещения мореплавателям в соответствии с требованиями ст. 69 кн. № 9039, ст. 101—103 кн. 9038 и ст. 71 кн. № 9147» (ИМ 5469/00)

Общий обзор

НАВИГАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Общие сведения

В настоящей лоции описывается северо-западный берег Японского моря протяженностью 388 миль от устья реки Туманная до мыса Белкина.

Конфигурация берега северо-западной части Японского моря дает большие возможности для надежного опознания места судна и производства навигационных определений. При плавании вдоль этого берега, особенно против высоких и обрывистых участков, обладающих хорошими отражательными свойствами, условия радиолокационного ориентирования благоприятны. В условиях ограниченной видимости подходить к берегу на близкое расстояние следует с включенной РЛС. Необходимо учитывать, что у берега туман часто бывает более густым, чем вдали от него.

Впервые описание северо-западного берега Японского моря от устья реки Туманная до мыса Белкина было систематизировано в лоциях северо-западной части Восточного океана, части I и II, изданных Главным Гидрографическим управлением Морского министерства соответственно в 1901 и 1904 гг. Составители этих лоций — офицеры русского флота С. Р. Де-Ливрон и М. А. Клыков — использовали результаты гидрографических работ, выполненных начиная с 1860 г., а также большое количество описаний, отчетов о плавании, рапортов и донесений отдельных лиц, напечатанных с 1844 г. в русских периодических изданиях.

В 1912—1914 гг. упомянутые лоции были переизданы. Новые издания значительно пополнились сведениями, полученными с 1904 по 1914 гг. Гидрографической экспедицией Восточного океана.

В 1934 г. была издана первая советская лоция на описываемый район. В качестве основного материала при составлении этой лоции были использованы лоции издания 1912—1914 гг. и результаты новых гидрографических работ.

В дальнейшем лоция пополнялась новыми сведениями и неоднократно переиздавалась. При этом границы лоции и ее структура существенно не изменялись. Настоящая лоция-десятое по счету издание.

Берег северо-западной части Японского моря большей частью высокий, обрывистый, а в заливе Петра Великого и значительно изрезанный. Местность, простирающаяся вдоль западного берега залива Петра Великого, представляет собой отроги Черных гор, высота которых не превышает 1000 м. Эти горы тянутся почти в меридиональном направлении параллельно западному берегу залива Петра Великого. К заливу отроги этих гор подходят в виде невысоких гор и холмов, отделенных друг от друга долинами. Склоны гор в глубине материка поросли лесом, на берегах лес встречается только на отдельных участках.

В залив Петра Великого выступает обширный высокий полуостров Муравьев-Амурский. Высота гор здесь достигает 477 м. Этот полуостров, поросший смешанным лесом, разделяет залив Петра Великого на два больших залива: Амурский и Уссурийский. Восточный берег залива Петра Великого образован юго-западными отрогами горной страны Сихотэ-Алинь.

К NE от залива Петра Великого вдоль всего северо-западного берега тянется юго-восточная часть горной страны Сихотэ-Алинь, состоящей из нескольких параллельных горных цепей, которые вытянуты с SSW на NNE и расчленены долинами многочисленных рек. Высота гор достигает здесь 1500 м. Плоскогорья, прорезанные узкими долинами с крутыми склонами, поросли лесом.

Некоторые реки, стекающие с восточных склонов горной страны Сихотэ-Алинь, используются местными жителями как пути сообщения и для лесосплава. Большинство же рек представляет собой горные потоки, полноводные лишь во время дождей и таяния снегов. У входов в устья рек имеются песчаные бары, полностью или частично преграждающие доступ в них с моря. Глубокие долины рек, как правило, расположены перпендикулярно общему направлению берега и тем самым создают характерную изрезанность его рельефа; выходы этих долин к берегу иногда имеют вид бухт.

Береговая линия залива Петра Великого очень извилиста и образует много заливов и бухт, удобных для якорной стоянки. Наиболее значительны из них заливы Посьета, Амурский, Уссурийский, Стрелок, Восток и Находка. Далеко выступающие в залив полуострова и мысы образуют скалистые, большей частью обрывистые берега, окаймленные камнями. Наибольшими из них являются полуострова Гамова, Брюса и Муравьев-Амурский.

К NE от залива Петра Великого берег становится однообразным, почти прямолинейным. В этот берег вдаются обширные заливы Ольги, Владимира и Рында, бухты Успения, Киевка, Соколовская, Моряк-Рыболов, Зеркальная, Рудная и Русская, а также другие, менее значительные в навигационном отношении заливы и бухты. Описываемый берег преимущественно высокий, обрывистый и приглубый; обрывистые участки его окаймлены камнями, не отходящими, однако, далеко в море.


СХЕМА РАЙОНА

Проливы и острова

Залив Петра Великого изобилует островами. Почти все они лежат к SW от полуострова Муравьев-Амурский и являются как бы его продолжением. Из островов, непосредственно прилегающих к полуострову Муравьев-Амурский, наибольшим является остров Русский, который отделен от полуострова Муравьев-Амурский глубоким, но узким проливом Босфор-Восточный. К SW от этих островов находятся острова Римского-Корсакова. Отдельно от упомянутых выше островов лежат острова Фуругельма и Аскольд. Первый из них расположен вблизи входа в залив Посьета, а второй — на восточной стороне входа в Уссурийский залив.

Проливы между островами Римского-Корсакова глубокие и широкие, в некоторых из них имеются опасности. Между островами, непосредственно прилегающими к полуострову Муравьев-Амурский, проливы более узкие и местами загромождены опасностями.

Характер берегов указанных выше островов совершенно одинаков с берегом материка: все они приглубы и окаймлены камнями. Кое-где на несколько кабельтовых от берега отходят скалистые рифы и столбовидные скалы - кекуры.

К NE от залива Петра Великого имеется всего лишь несколько островов (Чихачева, Петрова, Орехова), которые лежат в 2—4 кбт от берега и представляют собой отделившиеся от материка оконечности мысов. Местами в непосредственной близости от крутых и обрывистых берегов разбросаны крупные надводные камни и скалы.

Глубины, рельеф дна и грунт

Глубины в средней части залива Петра Великого 60—120 м, по направлению к его берегам они постепенно уменьшаются. Южнее линии, соединяющей устье реки Туманная и мыс Поворотный, начинается крутой материковый склон. Глубины на материковом склоне в полосе шириной от 3 до 10 миль изменяются от 200 до 2000 м.

Рельеф дна в районе, лежащем к северо-востоку от залива Петра Великого, определяется геологическим строением берега. Склоны горной 10страны Сихотэ-Алинь в этом районе подходят вплотную к берегу, окаймленному относительно узкой материковой отмелью. Изобаты 50 и 100 м на этой отмели проходят соответственно в 2 и 5 милях от береговой линии. В 15—30 милях от берега начинается крутой материковый склон, глубины на котором уже в 30—40 милях от береговой линии на ряде участков достигают 3500 м.

В заливе Петра Великого, в который впадают многоводные реки Раздольная, Артемовка, Партизанская и другие, грунт обогащается иловыми отложениями этих рек. Вдоль берегов залива и в бухтах грунт — песок, ил, встречается камень и ракушка. В средней части залива 20 преобладает песок.

Грунт на материковой отмели к северо-востоку от залива Петра Великого состоит преимущественно из гальки, гравия и песка, довольно часто встречаются крупные валуны и плита.

Земной магнетизм. Всеверо-западной части Японского моря магнитное склонение (на эпоху 1990 г.) изменяется от 8° W на юго-западе района (38°00' N, 134°00' Е) до 10,8° W на северо-востоке (47°00' N, 139°00'Е). Среднегодовое изменение магнитного склонения равно 0,0°. Направление изогон северо-восточное.

Вдоль северо-западного берега Японского моря от бухты Неприметная 30 (43°15'М, 134°35'Е) до озера Известняк (44°02'N, 135°32'Е), включая заливы Ольги и Владимира, отмечается магнитная аномалия. Магнитное склонение здесь изменяется от 16° W до 6° W. Кроме того, магнитная аномалия наблюдается у берега между заливом Рында и мысом Маячный (45°23'N, 137°09'Е), где магнитное склонение равно 11°W, а также в районе от мыса Утесный (45°33'N, 137°19'Е) до мыса Белкина, где магнитное склонение изменяется от 13° W до 2° W.

Аномальные точки магнитного склонения имеются в районе бухты Рудная и в заливе Опричник.

Магнитные бури чаще отмечаются весной и осенью, реже зимой 40 и летом. Продолжительность бурь колеблется от 20 до 40 ч, периодичность 27—28 суток. Во время больших магнитных бурь амплитуда суточных колебаний магнитного склонения может достигать 1,2°—1,5°.

Средства навигационного оборудования, установленные в северо- западной части Японского моря, обеспечивают плавание судов в любых условиях. Подходы ко всем портам оборудованы маяками, светящими знаками, плавучими предостерегательными знаками в системе МАМС (регион А), радиомаяками и звукосигнальными установками. Лучше всего обеспечены средствами навигационного оборудования заливы Петра Великого и Находка. Часть средств навигационного оборудования в зимний и весенний периоды не действует. Некоторые светящие плавучие предостерегательные знаки зимой заменяются несветящими.

Кроме визуальных средств навигационного оборудования для обеспечения плавания на описываемых берегах установлены морские радиомаяки и наземные радионавигационные системы. При плавании в описываемом районе можно также использовать спутниковые навигационные системы, станции радионавигационных систем Лоран-А, Лоран-С, сверхдлинноволновую разностно-дальномерную радионавигационную систему с синхронизацией фазы сигналов (РСДН-20) и разностно-дальномерную радионавигационную систему с синхронизацией времени излучения и фазы импульсных сигналов (РСДН-4), радионавигационные системы «Марс-75» и РС-10, а к Е от меридиана 135° вост. долг, следует использовать радионавигационную систему Декка.

Подробные сведения о визуальных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в следующих руководствах, издаваемых Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны:

1) Огни и знаки Тихоокеанского побережья Российской Федерации 15 (№ 2401);

2) Радионавигационные системы (№ 3010);

3) Радиотехнические средства навигационного оборудования Тихоокеанского побережья Российской Федерации (№ 3403).

Режим плавания

В заливе Петра Великого и на подходах к заливам Ольги и Владимира имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для навигации. Б этих районах запрещены постановка на якорь и плавание с вытравленной якорной цепью. Постановка на якорь здесь возможна только в крайне необходимых случаях: при дрейфе судна, вызванного поломкой двигателей, штормовой погодой или другими причинами, неминуемо влекущими к аварии, и при отсутствии возможности оказания судну быстрой помощи. При плавании и лове рыбы в районах, а также вблизи их границ надлежит строго соблюдать «Инструкцию капитанам судов о правилах противоминной безопасности при плавании.и лове рыбы» и «Инструкцию капитанам рыболовных судов по правилам обращения с изделиями «С», вытраленными при лове рыбы».

Для уменьшения вероятности навигационных аварий в заливе Петра Великого и на подходах к заливу Находка имеются системы установленных путей, а в районе мыса Островной — система разделения движения.

От порта Находка до пролива Лаперуза и обратно проложены рекомендованные пути. Кроме того, от порта Владивосток до порта Находка и до Славянского залива и обратно имеются рекомендованные пути для судов на подводных крыльях.

На подходах к портам, открытым для захода иностранных судов, установлены подходные фарватеры.

В заливе Петра Великого и вдоль северо-западного побережья Японского моря расположены районы:

— запретные для плавания;

— запретные для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, придонного траления, подводных взрывов и плавания с вытравленной якорной цепью;

— запретные для постановки на якорь, лова рыбы всеми орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, траления, подводных взрывов и плавания с вытравленной якорной цепью;

— затопленных взрывчатых веществ;

— свалки грунта;

— якорных мест;

— приема лоцманов.

Вдоль описываемого побережья оборудованы девиационные и радио-девиационные полигоны.

В заливе Восток находится район, временно опасный для плавания в навигационном отношении, а на подходах с S к заливу Петра Великого — районы, временно опасные для плавания.

Порядок плавания в системах установленных путей, разделения движения, на рекомендованных путях, на акваториях девиационных и радиодевиационных полигонов, а также в перечисленных районах регламентирован Режимом плавания судов в водах, омывающих Тихоокеанское побережье Российской Федерации (сводным описанием), № 4440, издаваемым Гидрографической службой Краснознаменного Тихоокеанского флота, пользование которым при плавании вдоль побережья от устья реки Туманная до мыса Белкина обязательно. В этом же руководстве помещены «Инструкция капитанам судов о правилах противоминной безопасности при плавании и лове рыбы» и «Инструкция капитанам рыболовных судов по правилам обращения с изделиями «С», вытраленными при лове рыбы».

Подводный кабель проложен вдоль северо-западного берега Японского моря от бухты Лазурная до мыса Лазарева (см. Лоцию Татарского пролива, Амурского лимана и про Лаперуза, № 1402). Ответвления кабеля идут[...] Предупреждение. Постановка на якорь, придонное траление, лов рыбы и других морских животных придонными орудиями лова, а также подводные и дноуглубительные работы, подводные взрывы, погрузочно-разгрузочные, гидрологические и изыскательские работы в 1 миле и ближе по обе стороны кабеля на всем его протяжении запрещеныю. При случайном подъеме кабеля мореплаватели обязаны освободить его с максимальной осторожностью и немедленно сообщить об этом по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 23, начальнику ТПО-15 (телеграф Хабаровск Экран 3378, телефон 33-82-22).

Порты и якорные места

Крупнейшим портом Тихоокеанского побережья Российской Федерации является Владивосток, занимающий всю акваторию пролива Босфор-Восточный и бухт, вдающихся в берега полуострова Муравьев-Амурский, а также часть акватории Амурского залива. Порт Владивосток состоит из морских торгового и рыбного портов. В заливе Посьета находятся морской торговый порт Посьет и морской порт Зарубино.

В заливе Находка расположены Находкинские морские торговый, рыбный и нефтеналивной порты и морской торговый Восточный Порт. В некоторых бухтах и заливах описываемого района находятся портовые пункты. Порт Владивосток и порты заливов Посьета и Находка открыты для захода иностранных судов.

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, изд. ГУНиО МО РФ, 1993 г. Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Краткие выдержки из таких обязательных постановлений приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта в объеме, необходимом для обеспечения безопасного входа в порт.

Режим плавания в порту Владивосток и в заливе Находка должен находиться в полном соответствии с действующими специальными правилами. Эти правила по порту Владивосток изданы Гидрографической службой Тихоокеанского флота, а по заливу Находка — администрациями портов, расположенных в заливе Находка. Выдержки из Правил плавания судов в порту Владивосток приведены в настоящей лоции на стр. 135, а Правила плавания судов и кораблей в заливе Находка -на стр. 243.

Режим плавания в порту Владивосток регулируется Центром Владивостокской службы управления движением судов, а в заливе Находка — единой атома-тизированной системой управления движением судов.

В заливе Петра Великого наиболее удобные якорные места имеются в Амурском и Уссурийском заливах, в порту Владивосток, а также в заливах Посьета, Восток и Находка.

Летом в заливе Петра Великого не следует становиться на якорь в местах, открытых южным, юго-восточным и восточным ветрам, а зимой рекомендуется избегать якорных мест, открытых северным и северо-западным ветрам.

У северо-западного берега Японского моря для якорной стоянки удобны бухта Преображения, заливы Ольги, Опричник, Рында и другие заливы и бухты, защищенные от северных и северо-западных ветров.

Кроме того, суда могут укрываться за выступающими мысами, у берега, используя его изгибы, а малые суда — ив устьях рек.

При стоянке на якоре у северо-западного берега Японского моря необходимо внимательно следить за изменением погоды. Стоянка у берета сравнительно безопасна только при устойчивых зимних северо-западных муссонах. Во время летних (юго-восточных) муссонов становиться на якорь у открытых берегов даже в тихую погоду можно лишь в крайнем случае и ненадолго. Усиление ветра летом часто происходит внезапно, без каких-либо предварительных признаков и сразу же вызывает крупное волнение. Появление волнения иногда даже предшествует усилению ветра. В прибрежном районе такое волнение очень опасно.

Сообщение и связь

Во все порты и большинство населенных пунктов, расположенных на северо-западном берегу Японского моря, совершают регулярные рейсы пассажирские суда. Некоторые населенные пункты, расположенные на описываемом берегу, имеют воздушное сообщение с городом Владивосток.

Город Владивосток является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали, связывающей его с центральными районами страны.

Между портами и крупными населенными пунктами описываемого района поддерживается радиосвязь. В населенных пунктах имеются почтовые отделения связи.

Ветры

В период зимнего муссона на описываемом побережье преобладают северо-западные и северные ветры, повторяемость их колеблется от 40 до 73 %, а в открытом море она составляет 21—30 %. В отдельных местах района наблюдаются отклонения ветра от преобладающих направлений в зависимости от рельефа местности. Так, в заливах Посьета и Ольги, в бухтах Рудная и Моряк-Рыболов зимой преобладают западные ветры (30—63 %), в заливе Находка — северо-восточные (37 %). Весной происходит перестройка барического поля и по сравнению с зимой увеличивается повторяемость южных ветров.

Летом направление ветра менее устойчиво, чем зимой, и повторяемость преобладающих ветров выражена слабее. В заливе Петра Великого преобладают восточные, юго-восточные и южные ветры, а в остальной части описываемого района — восточные и северо-восточные. Необходимо учитывать, что восточные ветры в открытом море по мере приближения к берегу меняют свое направление и севернее мыса Поворотный становятся северо-восточными, в восточной части залива Петра Великого юго-восточными, а в западной его части — северо-восточными.

Осенью характер атмосферной циркуляции приближается к зимнему: увеличивается повторяемость северных ветров, а в заливе Посьета и бухте Рудная — западных.

Необходимо учитывать, что направление ветра в открытом море и на побережье различно; так, если ветер на побережье северо-западный, то в открытом море следует ожидать северный. Еще большее различие в направлении ветра на побережье и в открытом море наблюдается в тех случаях, когда ветер направлен с моря на высокий гористый берег. В этом случае ветер принимает направление, параллельное берегу, а так как ориентация берега самая разнообразная, то и направление ветра будет различным даже в пределах одной бухты.

Наибольшие средние месячные скорости ветра отмечаются зимой. Средняя скорость ветра в январе в открытом море составляет 10 м/с, а на побережье 5—8 м/с. К лету скорость ветра повсеместно уменьшается и не превышает 2—6 м/с.

Особенностью описываемого района является усиление ветра, направленного вдоль берега. На участке побережья между мысами Белкина и Поворотный северо-восточные ветры усиливаются в два раза по сравнению с ветром в открытом море. В восточной части залива Петра Великого наблюдается усиление юго-восточных ветров. Усиление ветра наблюдается также в узких долинах и ущельях. Повторяемость штилей имеет годовой ход. Наименьшая повторяемость штилей отмечается зимой: в открытом море она составляет 1—4 %, на побережье 6—10 %, а в защищенных бухтах может достигать 25 30 %. Весной повторяемость штилей увеличивается по сравнению с зимой на 5—15 %. Летом повторяемость штилей в открытом море составляет 6—8 %, а на побережье колеблется от 5 до 37 %. Осенью повсеместно штили наблюдаются реже.

Повторяемость скорости ветра 14 м/с и более зимой может достигать 19 %, а в закрытых бухтах не превышает 3 %. Усиление ветра зимой обычно наблюдается в тыловой части проходящего циклона, а также при углублении циклона в районе Алеутских островов или при усилении Азиатского антициклона.

Летом повторяемость скорости ветра 14 м/с и более составляет 2—9 %, а в закрытых бухтах эти ветры бывают не ежегодно. Усиление ветра летом чаще отмечается в передней части проходящего циклона. Иногда скорость ветра достигает 33—40 м/с. Такая скорость ветра чаще бывает осенью, несколько реже — зимой. В районе мысов продолжительность этих ветров составляет 8—11 ч в месяц, наибольшая достигает 54 ч.

В описываемом районе наблюдаются бризы и фёны. Бризы — ветры суточной периодичности; чаще всего они наблюдаются на участке побережья от бухты Преображения до мыса Белкина. Бризы могут наблюдаться в течение всего года, но чаще они отмечаются весной и летом. Скорость этих ветров колеблется от 1 до 4 м/с, иногда может составлять 8—10 м/с. Скорость дневного бриза несколько больше скорости ночного. В защищенных бухтах бризы наблюдаются чаще. Фён — сильный, порывистый, теплый, сухой ветер, дующий с гор. При фене происходит резкая смена направления ветра, повышение температуры воздуха, уменьшение относительной влажности воздуха и облачности. Продолжительность фена невелика и, как правило, колеблется от 6 до 12 ч.

Тропические циклоны. Тропический циклон представляет собой область низкого атмосферного давления диаметром обычно 100-600 миль (иногда и более), в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой – в южном. Тропические циклоны зарождаются в тропических широтах и от места зарождения движутся со скоростью 5—10 уз в область субтропических и умеренных широт, где их скорость возрастает до 15—30 уз. Продолжительность существования тропических циклонов колеблется в основном от 3—6 суток до 3 недель.

Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает и в центре циклона составляет 950—970 гПа, а в отдельных случаях еще ниже; сила ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра циклона достигает ураганной.

Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне диаметром, как правило, не более миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высокослоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, представляющая опасность для судов.

Тропические циклоны, которые наблюдаются в северо-западной части Японского моря, зарождаются в районе Филиппинских островов, откуда они смещаются, как правило, на NNW или NW и, не доходя до материка, поворачивают на NE. В описываемый район тропические циклоны приходят главным образом от SW.

Пути перемещения тропических циклонов отличаются большим разнообразием, ни один не повторяет траектории другого в точности. Из всех наблюдаемых тропических циклонов около 16 % выходит в район Японского моря и Приморского края. Тропические циклоны наблюдаются с июня по ноябрь, в августе — сентябре отмечается один-два циклона, а в другие месяцы они бывают не ежегодно. В повторяемости тропических циклонов наблюдается цикличность 27 лет. В 1992—1995 гг. будет отмечаться увеличение повторяемости тропических циклонов в два раза.



Основные пути циклонов по сезонам.

Если тропический циклон не выходит в описываемый район, а наблюдается еще только в южной части Японского моря, он все же влияет на погоду в этом районе: идут сильные дожди и увеличивается скорость ветра.

Тропические циклоны в пределах описываемого района известны под названием тайфуны.

Признаки приближения тропического циклона. Отдельные признаки приближа-ющегося циклона можно наблюдать на значительном удалении от него. Так, например, ветры, связанные с тропическим циклоном, иногда распространяются на расстояние до 700 миль от его центра; зыбь отмечается на расстояниях до 400—500 миль, а в отдельных случаях до 1000 миль от центра циклона. На значительно больших удалениях от центра тропического циклона наблюдается ясное небо, высокая температура воздуха, духота, штиль или слабый ветер. Иногда отмечаются

45 необычно окрашенные восходы и заходы солнца, при которых небо принимает огненный или медно-красный цвет с разнообразными оттенками, а также необычная флуоресценция моря и ореолы вокруг солнца и луны.

Важным признаком приближающегося тропического циклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которые хорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении сходимости облаков расположен центр циклона. На расстоянии 300 миль от центра циклона полосы перистых облаков обычно вытянуты в направлении движения воздушного потока в циклоне.

На расстояниях, превышающих 250 миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считать безусловными. Более надежные признаки приближающегося тропического циклона представляется возможным установить с расстояний порядка 200 миль. На этих расстояниях сила ветра составляет 6—7 баллов; появляются разорвано- кучевые облака, которые приходят на смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центра циклона.

По направлению движения мелких одиночных кучевых облаков можно определить направление движения центра тропического циклона. Если стать навстречу движению кучевых облаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположен справа, а в южном полушарии — слева.

Так как зыбь распространяется по радиусам от центра циклона, то по направлению распространения зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению этого направления составить представление о направлении движения тропического циклона. При этом, однако, необходимо учитывать, что если между центром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменить направление зыби.

С приближением тропического циклона происходит уплотнение облачности, усиление ветра и волнения. На расстояниях порядка 100-150 миль от центра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотя суточный ход его еще сохраняется. Сила ветра в этой зоне достигает 9 баллов, кучевые облака заволакивают все небо, и начинаются сильные ливневые дожди. Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора. На расстояниях менее 100 миль от центра тропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления (до 20 гПа/ч) и полностью нарушается его суточный ход. Сила ветра может достигать 12 баллов. Волнение также усиливается и с приближением к центру циклона переходит в толчею.

Наиболее сильное волнение образуется: в северном полушарии — в правой задней четверти циклона, а в южном полушарии — в левой задней четверти.

После прохождения центра тропического циклона наблюдаются те же метеорологические явления, какие наблюдались во время приближения центра циклона, но в обратной последовательности и с большей скоростью их смены.

Правила для расхождения судна с центром тропического циклона. Попав в область действия приближающегося тропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является правая передняя четверть тропического циклона, а в южном полушарии — левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру циклона и к пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам.

1. Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться впереди приблизительно на 60°влево, а в южном полушарии вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается до 90°.

2. Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по часовой стрелке. Судно в южном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против часовой стрелки.

3. Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, то судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

4. Если давление повышается, значит, центр, циклона миновал. Когда при этом ветер изменяет свое направление по часовой стрелке, то судно находится в правой задней четверти тропического циклона, а когда ветер изменяет свое направление против часовой стрелки, то судно находится в левой задней четверти.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерение значений гидрометеорологических элементов и наблюдение за их изменениями затруднительны. Поэтому если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить курс с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии — левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в наименее опасной передней четверти тропического циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых.

Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически сообщаются радиостанциями, передающими навигационные и гидрометеорологические сообщения. При получении этих сведений рекомендуется следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор наиболее вероятного его перемещения. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направление его движения в данный момент и под углом 40° в каждую сторону от этого направления — линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра циклона за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора.

Уточняя фактическое положение и направление движения циклона по данным очередных метеосообщений, необходимо постоянно корректировать курс для расхождения с циклоном.

Особенно важен рекомендуемый контроль за изменением траектории движения тропического циклона в тех случаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона. Ниже приводятся правила маневрирования в частных случаях при встрече с тропическим циклоном.

Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии.

Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т. е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с правого борта, и по возможности' держать курс перпендикулярно пути движения циклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четверть циклона. Если нет уверенности в том, что удастся пересечь путь движения тропического циклона на значительном удалении от его центра, то не следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы правого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б»).

Случай 3. Если судно приближается к тропическому циклону со стороны его наиболее опасной (правой передней) четверти, нужно изменить курс на обратный и поступить так, как указано в случае 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.92.200 (0.084 с.)