Современной России в мировой экономике

Основные вопросы:

1. Межзональные пропорции регионального размещения производительных сил.

2. Социально-экономическая характеристика экономических районов страны.

3. Благоприятные и неблагоприятные факторы регионального развития. Типы регионов с точки зрения социально-экономического развития.

4. Территории с особым экономическим статусом.

5. Сущность и значение международного разделения труда.

6. Факторы, влияющие на специализацию стран.

7. Россия в системе международного разделения труда.

8. Международная экономическая интеграция: понятие, значение. Условия и предпосылки международной интеграции.

9. Современные международные экономические интеграционные объединения.

10. Экономические связи России с зарубежными странами. Внешнеторговый оборот России, структура экспорта и импорта.

Тематика докладов:

1. Международная экономическая интеграция.

2. Россия в системе международного разделения труда.

3. Россия и организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

4. Иностранные инвестиции в России.

5. Внешняя торговля России.

6. Экономические связи России со станами СНГ.

7. Экономические связи России со странами дальнего зарубежья.

8. Тенденции и особенности социально-экономического развития Севера России.

9. Приграничные территории России и их значение.

10. Экономическое зонирование и районирование России.

3. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы предложены по вопросам, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, либо требуют дополнительной проработки и анализа материала в объеме запланированных часов.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при текущей аттестации студента. При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

 

Раздел и тема курса Вид самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретические основы экономической и социальной географии
1. Исторические этапы развития знаний о предмете. Становление отечественной экономической и социальной географии. 2. Основные теории экономической и социальной географии: географического детерминизма, поссибилизма, промышленного «штандорта», экономического районирования, мальтузианства, устойчивого экономического развития. 3. Методы экономико-географических исследований. - Конспектирование материала - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию
Раздел 2. Особенности географического положения и ресурсный потенциал России
4. Геополитическое положение России после распада СССР, его положительные и отрицательные стороны в современных условиях. Положение России на мировых транзитных путях, экономические последствия этого для страны. 5. Теория территориальных сочетаний природных ресурсов А.А. Минца 6. Проблемы рационального природопользования - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Выполнение электронных презентаций - Конспектирование материала
Раздел 3. Население и трудовые ресурсы России
7. Проявление общемировых демографических тенденций в России - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Выполнение электронных презентаций - Написание эссе
8. Типы геодемографической ситуации в регионах страны - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Конспектирование материала
9. Виды безработицы и основные методы борьбы с ними. Региональная дифференциация остроты безработицы в современной России - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), анализ статистических данных, подготовка докладов к семинарскому занятию - Выполнение электронных презентаций - Написание эссе
10. Национальный состав населения и проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации. - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору - Написание эссе
11. Процессы урбанизации в современной России. Городские агломерации, города и поселки городского типа. Функции городских поселений. - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), анализ статистических данных, подготовка докладов к семинарскому занятию - Выполнение электронных презентаций - Написание эссе
Раздел 4. Отраслевая структура экономики России
12. Развитие промышленности РФ в условиях экономических реформ - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Написание эссе
13. Газодобывающая промышленность России на современном этапе развития - Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), анализ статистических данных, подготовка докладов к семинарскому занятию - Выполнение электронных презентаций - Написание эссе
14. Проблемы совершенствования транспортной системы России - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе), анализ статистических данных, подготовка докладов к семинарскому занятию - Написание эссе
15. Международная экономическая интеграция: понятие, значение. Условия и предпосылки международной интеграции. Современные международные экономические интеграционные объединения. - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе), анализ статистических данных, подготовка докладов к семинарскому занятию - Написание эссе
Раздел 5. Особенности территориальной организации отдельных частей страны
16. Благоприятные и неблагоприятные факторы регионального развития. Типы регионов с точки зрения социально-экономического развития. Территории с особым экономическим статусом.   - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Конспектирование материала
17. Типы территорий. Приграничные территории России и их значение - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Конспектирование материала
18. Тенденции и особенности социально-экономического развития Севера России - Проработка учебного материала (по учебной и научной литературе) и подготовка докладов к семинарскому занятию - Конспектирование материала

3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы



Контрольная работа является видом учебной работы научного характера, предусмотренным учебным планом, и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Согласно учебному плану контрольная работа по дисциплине «Экономическая и социальная география» выполняется студентами 1-го курса специальностями 081100.00 Государственное и муниципальное управление, 080100.01 Экономика, Экономика предприятия и предпринимательская деятельность, 080400.00 Управление персоналом,080200.00 Менеджмент, 080100.02 Экономика, Мировая экономика, 100700.01 Торговое дело, Коммерция очной формы обучения.

Контрольная работа представляет собой вид учебной и научно-исследовательской работы, проводимой студентами самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам.

Контрольная работа предназначена:

- для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по изученным дисциплинам;

- для углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- для формирования навыков применять теоретические знания при решении конкретных проблем;

- для развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

В контрольной работе студент должен продемонстрировать:

- достаточный объем теоретических знаний по определенной теме;

- умение работать с научной, учебной и справочной литературой;

- владение навыками исследовательской работы;

- умение обобщать и систематизировать изученный материал по избранной теме;

- способности формулировать научный аппарат работы;

- умение логично и грамотно излагать материал.

Подготовка контрольной работы должна помочь студентам научиться самостоятельно подбирать необходимые по теме материалы из соответствующих литературных источников, изучить, обобщать и систематизировать эти материалы и на основе их анализа делать соответствующие выводы.

В контрольной работе необходимо отразить понимание научных основ развития и размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства, умение выделять главное в хозяйстве отдельных отраслей России и ее регионов, объяснять особенности их развития и размещения в условиях рыночных отношений.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать материалы последних статистических ежегодников России. Статистические данные следует продуманно отбирать, обрабатывать и анализировать.

Составление плана и оформление контрольной работы

Выполнение контрольной работы должно начинаться с составления плана. Для этого необходимо предварительно ознакомиться с соответствующим разделом Программы курса «Экономическая и социальная география России», с настоящими Методическими указаниями и предложенной по данной теме литературой. В процессе написания работы необходимо использовать материалы периодических изданий – журналов (например, «Экономист», «Регион: экономика и социология», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «ЭКО» и др), где публикуются новейшие экономико-географические и статистические данные.

При составлении плана контрольной работы главное внимание необходимо уделять основным вопросам темы. План должен состоять из 4-5 пунктов, введения и заключения. Заголовки разделов должны соответствовать вопросам плана.

Контрольная работа включает в себя следующие элементы в порядке их расположения: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (по разделам, отражающим теоретические, аналитические и практические аспекты), заключение (отражающее выводы и рекомендации), список использованных источников, приложения. Обязательным элементом работы является картосхема, выполненная с использованием контурной карты.

Во введении:

- Обосновывается актуальность исследования.

Таким образом, автор работы показывает, насколько точно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, экономической и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одного абзаца показать, что исследования по совершенствованию путей решения обозначенной в теме проблемы практически значимы.

- Отражается степень разработанности данной темы в исследуемой литературе.

Анализируются работы различных авторов, в которых исследовалась данная проблема. Нужно показать уровень решения проблемы в этих трудах. Краткий обзор исследуемой литературы с обозначением выявленной степенью достигнутых этими авторами научных представлений, должен привести к выводу, что данная тема либо недостаточно раскрыта, либо требует усовершенствования методик решения обозначенной в ней проблемы.

- Формулируется объект и предмет исследования.

Определяя предмет исследования, нужно вспомнить о той проблеме, которая обозначена в названии контрольной работы. Поскольку на нее это исследование и направлено. Определение объекта исследования сводится к пониманию сути дисциплины.

- Определяются цели и задачи работы.

Поскольку контрольная работа - это исследование той проблемы, которая четко обозначена в теме и которая определяет необходимость выработки конкретных предложений ее решения, формулировка цели должна быть нацелена именно на это обстоятельство. Поэтому нужно обозначить и задачи исследования, решение которых позволит достичь поставленной цели. Именно, исходя из сформулированных последовательных задач, определяются будущие главы и параграфы, их названия.

Объем введения должен охватывать 1-2 страницы.

Основная частьпредставлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая глава должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф - один из аспектов главы.

В основной части работы дается характеристика состояния теории вопроса на основе изучения научной литературы и прочих источников; студент формулирует и аргументирует концепцию исследования проблемы, приводятся системы расчетов, результаты обработки статистической и прочей информации.

В конце каждого параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы, которые впоследствии могут быть использованы как основа для написания заключения к курсовой работе, а также для составления защитного слова.

Общий объем основной части составляет 15-20 страниц.

Заключениепредставляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы. Общий объем заключения -1-2 страницы.

В перечне использованных источниковуказываются только те источники, которые были непосредственно использованы автором контрольной работы. Количество наименований в списке должно быть не менее 15. Список составляется в алфавитном порядке (по начальной букве фамилии первого автора) в следующей последовательности:

-научные монографии и учебные пособия;

-сборники научных конференций;

-журнальные и газетные статьи;

-статистические сборники;

-материалы из электронных источников;

-законодательные и нормативные акты различных уровней власти (их порядок размещения основывается на принципе соответствия уровню власти: сначала документы федерального уровня, затем документы регионального и местного уровней).

Нумерация списка производится в сквозном порядке.

На первой верхней строчке по центру листа размещается заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»(полужирный шрифт номер 16, заглавные буквы). Дальше через межстрочный интервал «двойной» (15 мм) пишется первая строка списка. В крайнем левом положении этой строки ставится цифра номера источника с точкой. Первые буквы и весь текст источников печатаются на одной линии отступа от точки после цифр на расстоянии - 10 мм. Нумерация страниц на страницах списка продолжается.

Приложение - это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Обязательным элементом приложения является картосхема, выполненная самостоятельно с использованием контурных карт, а при их отсутствии – карты, скопированные с географических атласов. Картосхемы следует выполнять тушью, фломастерами или карандашами. Они должны быть оформлены, подписаны и вставлены в контрольную работу.

В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом. Приложения оформляются как продолжение контрольной работы на последних её страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 3). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 9). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Общий объем контрольной работы составляет 20-25 страниц стандартного формата (А 4), без учета приложений. Значительное его превышение показывает, что студент недостаточно ориентируется в материале и не умеет отобрать из него наиболее существенное.

Преподаватель оказывает студенту помощь консультационного характера по выбору темы. В отдельных случаях студент, по согласованию с преподавателем, может предложить свою тему контрольной работы.

Написание контрольной работы осуществляется под руководством преподавателя выпускающей кафедры. Руководитель выполняет функцию консультанта. Консультации с руководителем важны на всех этапах выполнения работы: при формулировке темы, определении структуры, написании текста работы. При этом не следует забывать и о самостоятельности, которую студент должен продемонстрировать при выполнении контрольной работы. Студент должен быть достаточно дисциплинированным при посещении консультаций: во время консультаций уточняется круг вопросов, необходимая литература, подлежащая изучению, сроки выполнения этапов работы, а также устраняются недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

Написанная контрольная работа сдается на рецензирование в установленным графиком сроки. Положительно оцененная выполненная работа допускается к собеседованию. Если контрольная работа не допускается к собеседованию, то студент обязан ее переделать в соответствии с замечаниями рецензента или написать заново. Далее проводится собеседование по контрольной работе, в результате которого преподаватель оценивает ее «зачет» или «незачет» и заносит в экзаменационную ведомость, а положительные результаты собеседования в зачетную книжку.

Требования к оформлению работы

1. Контрольная работа должна быть напечатана 12 шрифтом (Times New Roman), через 1,5-ый интервала (или 14 шрифтом, 1-ым интервалом), отступ красной строки – 0,8 и содержать 20-25 страниц.

2. Левое поле - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 15 мм. Номер страницы ставится в правом верхнем углу.

3. Оформление титульного листа (см. приложение 1).

4. Содержание должно быть в виде развернутого плана с перечнем структурных элементов работы: введения, глав и параграфов, заключения и списка использованных источников с указанием страниц каждого элемента (образец оформления см. приложение 2). Слово «глава» не пишется ни в оглавлении, ни в заголовках глав по тексту работы. Заголовки глав, слова – введение, заключение, список использованных источников – оформляются по центру, без отступа, заглавными буквами полностью, без точек в конце, полужирным шрифтом № 16, абзацный интервал сверху и снизу – 12, переносы не допускаются. Заголовки параграфов - обычным шрифтом № 14, по центру, без отступа, без точек в конце, абзацный интервал сверху и снизу – 6, переносы не допускаются.

5. Ссылки делаются на все приведенные в работе источники и цитаты. В конце последнего предложения абзаца в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы и через запятую номера страницы, например: [15, с. 145], где 15 - номер источника по библиографическому списку в конце работе, с. 145 - номер страницы, откуда берется цитата. Если приводится ссылка на источник, откуда берется обширный материал, тогда вторая цифра указывает число страниц в источнике. Например: [15, 102 с.].

6. В работе допускаются только общепринятые сокращения.

7. Список использованных источников должен включать не менее 15 наименований. Оформление списка рекомендуется провести в алфавитном порядке, нормативные документы указываются в конце, без создания отдельной рубрики, в порядке их значимости. Литература должна быть приведена с указанием автора, полного названия работы, места и времени издания.

Образец оформления научных монографий:

Бардуева, О.И., Габеева, Д.А., Раднаев, Б.Л. Эколого-географические аспекты здоровья населения Республики Бурятия (состояние и проблемы исследования) – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. - 164 с.

(Сначала пишется фамилия автора (ов) с запятой в конце, затем инициалы с точками (после последней буквы инициалов - одна точка); далее пишется с большой буквы название монографии; после ставится тире, за которым с большой буквы - город, где издавалась книга; дальше двоеточие; за ним с большой буквы наименование издания и через запятую цифры года издания с точкой на конце; потом ставится тире и указывается количество страниц в книге).

Образец оформления учебных пособий:

Медков, В.М. Демография: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2007. - 683 с.

(Если пособие имеет несколько авторов, то в начале библиографической записи указывается фамилия первого, затем инициалы; название пособия; двоеточие - запись «учебное пособие» для вузов; после «/» - повторяется фамилия первого автора (инициалы вначале); после запятой остальные фамилии с инициалами вначале; после «;» фамилия автора, под редакцией которого издавалась книга, затем точка, тире, город, двоеточие - название издательства, запятая - год издания, точка, тире и количество страниц, согласно вышеприведенному образцу).

Образец оформления журнальных и газетных научных статей:

Голуб, А.А. Экономические механизмы управления глобальными природными процессами / А.А. Голуб, К.Г. Гофман // Экономика и математические методы. - 1992. - Т.28. - Вып. 6.

(Сначала - фамилия первого автора, затем название статьи, далее знак «/», инициалы и фамилия первого автора, второго, знак «//», название журнала; после пишется год издания; если издается в томах - номер тома и дальше номер выпуска; знаки пунктуации - согласно вышеприведенному примеру).

Трофимов, С.В. В интересах жителей области // Забайкальский рабочий, 14 марта 2005. - С. 4.

(Фамилия, инициалы; название статьи; дата выхода газеты; страница, на которой опубликована статья; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).

Образец оформления материалов научно-практических конференций:

Рубцов, А.Г. О мотивации функционирования автотранспортного комплекса региона (на примере Читинской области) / А.Г. Рубцов, Е.В. Карманова // Технические науки, технологии и экономика: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2002 - С. 87-93.

(Сначала - авторы статьи, затем название их статьи; тематическое название конференции; жанр издания - «материалы научно-практической конференции»; город, где проходила конференция и в котором издавались ее материалы; издательство; год; номера страниц опубликованной статьи; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).

Образец оформления статистических сборников:

Основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Читинской области в 2003 году. Статистический бюллетень Облкомстата. - Чита, 2004. - 211 с.

Образец оформления материалов из электронных источников:

Структурная оценка экономического потенциала регионов России. - Режим доступа: httр: // fpр.оrg.ua/аrticls/ecо str otsenka.htm.

Образец оформления законодательных нормативных актов:

Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [№117-ФЗ от 12.12.1993]. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации: [№197-ФЗ от 07.12.1996]. - М.: Ось-89, 2001. - 94 с.

8. Листы должны быть пронумерованы и прочно скреплены.

 

10.Номера страниц указываются в правом верхнем углу. Титульный лист учитывается, но не нумеруется.

11.Перечислительные характеристики оформляются с помощью знаков «:» - двоеточие и «-» - тире. Например: «Системный подход в исследованиях региональных систем предполагает использование следующих принципов:

 

- целенаправленности;

- эмерджентности;

- целостности; ... ».

Или при помощи арабских цифр: «Системный подход в исследованиях региональных систем предполагает использование следующих принципов:

1. Целенаправленности.

2. Эмерджентности.

3. Целостности. ... ».

12. При размещении иллюстративного материала следует учитывать общую логику работы. В случае, когда иллюстративный материал занимает небольшой объем, необходим для анализа и вписывается в ткань текста, его следует размещать в тексте сразу после упоминания о нем. В случае, когда иллюстративный материал носит характер дополнительной информации, имеет значительный объем и не связан жестко с текстом, его целесообразно размещать в приложении, дав соответствующую ссылку.

В качестве иллюстративного материала используют таблицы, рисунки, схемы, графики.

Любая таблица должна содержать заголовок. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица 2.1» (таблица номер один второй главы), с указанием порядкового номера таблицы без знака № перед цифрой и без точки после нее. Заголовок таблицы помещают непосредственно над ней (шрифт - 12, обычный, с заглавной буквы). Если таблица взята из статистических источников или других научных и учебных источников, в конце названия в квадратных скобках делается ссылка на этот источник. Например:

Таблица 2.1

Производство важнейших видов машиностроительной продукции
в России в 1990 и 2004 гг. [16, с. 57]

_____________________________________________________________________________

(верхняя граница таблицы)

При переносе таблицы на следующую страницу необходимо над ней поместить слова «Продолжение таблицы...». Шапку таблицы повторять не обязательно, достаточно пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Если таблица получается объемом больше одного листа, то ее целесообразно вынести в приложение.

Все остальные виды иллюстрированного материала (схемы, диаграммы и графики) в тексте носят название «рисунок». Они должны иметь сквозную нумерацию по всей работе. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

В тексте на рисунки делаются ссылки. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией (рисунком), помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (Рисунок 1.3), либо так: «... как это видно из рисунка 1.3 или «... как это видно на рисунке 1.3 ...». (Цифры 1.3 означают: третий рисунок первой главы). Если «Рисунок 2.3», тогда это третий рисунок второй главы. Название рисунка печатается шрифтом-12 (обычный), с заглавной буквы.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь