Государственное и муниципальное управление


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономическая и социальная география России»

Учебное пособие

 

Специальности

Государственное и муниципальное управление

Экономика, Экономика предприятия и предпринимательская деятельность

Управление персоналом

080200.00 Менеджмент

080100.02 Экономика, Мировая экономика

100700.01 Торговое дело, Коммерция

 

Цикл и компонент

§Гуманитарный, социальный и экономический цикл (для специальности 080100.01, 080400.00,080200.00, 080100.02, 100700.01вариативная часть)

§ Факультативные дисциплины (для специальности 081100.00 – вариативная часть)

 

Чита

Издательство ЧИ БГУЭП


УДК

ББК

Авторский знак

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры

(протокол № от «____»__________________200 г)

 

Рецензент________________________

 

 

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

«______» _________________ 200 г._____________________

 

Начальник учебно-методического управления

«______» _________________ 200 г._____________________

 

 

Будко Вера Викторовна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая и социальная география России» Учебн.пособие - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011 -___с.

 

ISBN

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности ___________________, утвержденного _____________________________ Примерной программы дисциплины "Экономическая и социальная география России для всех специальностей высшего профессионального образования,

 

 

Содержит учебную программу курса, методические указания по изучению

курса, курс лекций, практикум......

 

 

Предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 081100.00 Государственное и муниципальное управление, 080100.01 Экономика, Экономика предприятия и предпринимательская деятельность, 080400.00 Управление персоналом,080200.00 Менеджмент, 080100.02 Экономика, Мировая экономика, 100700.01 Торговое дело, Коммерция.

 

 

ISBN

 

 

ББК

© Будко В.В., 2011

© Издательство ЧИ БГУЭП, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пояснительная записка .

2. Цели и задачи изучения дисциплины

3. Требования к уровню освоения дисциплины

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с

указанием их объемов в часах

4.2. Содержание разделов и тем

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

5.1. Система формирования 100-балльной оценки

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий

5.3. Форма итогового контроля

5.4. Перечень вопросов к зачету или экзамену

5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы



2. Методические указания по организации самостоятельной работы

3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

4. Технические средства обучения и контроля

5. Инновационные методы обучения

6. Список рекомендуемой литературы

6.1; Основная литература

6.2. Дополнительная литература .

6.3. Интернет-ресурсы

7. Глоссарий

 

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Курс лекций

Практикум '

 


I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Программа по подготовке бакалавров с высшим экономическим образованием предусматривает изучение дисциплины «Экономическая и социальная география России»

Экономическая и социальная география - это область научных знаний об основных закономерностях территориальной организации населения и хозяйства России. Предметом изучения данной дисциплины является - современное физико-географическое и экономико-географическое положение России, ее природно-ресурсный, социально-демографический потенциал, структура и региональные особенности экономики в переходный период, размещение важнейших отраслевых комплексов по территории страны. Характеристика традиционных экономико-географических районов России и основных проблем их социально-экономического развития в переходный период. Выделяются различные типы регионов, в том числе проблемные

В качестве основы для экономической и социальной географии используются: демография, статистика, социально-экономическая статистика, общая теория народонаселения, регионоведение, экономическая география, экономика, основы экономических учений, экономическая история, картография, математическая экономика, социология, социология труда, региональная экономика и управление, государственное управление, региональное управление, социально-экономическое прогнозирование и моделирование.

В курсе рассматриваются наиболее актуальные вопросы социально-экономической организации общества, представляющей совокупность, сочетание взаимосвязанных территориальных систем, объединенных определенной системой управления.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Особое значение для современной России с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства и жизни людей является поступательное социально-экономическое развитие регионов.

Известно, что в процессе взаимодействия с природой, в ходе производства материальных благ, в процессе воспроизводства самой жизни и в решении многих других существенных задач общество должно быть соответствующим образом организовано. В обществе можно выделить множество структур различной иерархической сопряженности. При этом, наряду с отраслевой организацией обязательно существует пространственная организация элементов производства. Категориями пространственной организации общества в целом являются экономические районы, территориальные межотраслевые комплексы, транспортные системы, а также системы расселения и природопользования.

Сегодня принятие многих управленческих решений при наличии в стране своеобразных исторических, природно-экономических, национальных особенностей требует познания ряда пространственных закономерностей развития производства и общества. Среди научных направлений, изучающих указанные процессы, особое значение принадлежит экономической и социальной географии России.

Объектом изучения дисциплины является территориальные структуры (расселения, производства, природопользования), функционирующие в целях осуществления воспроизводства жизни общества. Предметом изучения дисциплины являются отношения, возникающие в процессе пространственной организации общества.

Цельнастоящего учебного курса: дать студентам развернутую картину территориальной организации производительных сил России и подготовить студентов к изучению теоретических и практических вопросов экономики Достижение названной цели требует решения следующих задач:

- раскрыть экономическое содержание основных категорий и понятий, используемых в данной дисциплине;

- изучить теоретические основы экономической и социальной географии;

- изучить наиболее значимые факторы и формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения на современном этапе развития общества;

- выявить особенности размещения и территориальной организации хозяйства и расселения населения;

- познакомиться с отечественным и зарубежным опытом территориального развития, а также определить актуальные проблемы территориальной организации хозяйства.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате углубленного изучения данной дисциплины специалист должен:

иметь представление:

- о состоянии и степени научной разработанности основных вопросов экономической и социальной географии;

- о пространственной дифференциации современной России и ее влиянии на социально-экономическое развитие;

знать:

- основные направления и условия экономического развития регионов России;

уметь:

- применять на практике полученные теоретические знания в области пространственного развития экономики;

- анализировать и систематизировать материалы из специальной литературы по вопросам состояния и перспективам пространственного развития регионов страны;

- выявлять основные тенденции пространственного развития отдельных регионов и их муниципальных образований;

- решать проблемные ситуации, возникающие в процессе территориальной организации территорий;

- решать конкретные вопросы, связанные со стабилизацией развития регионов, укреплением единого социально-экономического пространства страны, преодоления дифференциации в развитии субъектов федерации.

приобрести навыки:

- анализа отраслевого и территориального размещения экономики и населения, принципов и особенностей их территориальной организации.

 

 


4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Форма обученияочная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
081100.00 Государственное и муниципальное управление 080100.01 Экономика (Экономика предприятия и предпринимательская деятельность) 080400.00Управление персоналом 080200.00 Менеджмент 080100.02 Экономика (Мировая экономика) 100700.01 Торговое дело (Коммерция)
№№ триместров 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Контрольная работа (№ триместра) 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ триместров Экзамен – 1.1 Экзамен – 1.1 Экзамен-1.1 Экзамен- 1.1 Экзамен - 1.1 Экзамен - 1.1

Форма обучениязаочная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
081100.00 Государственное и муниципальное управление 080100.01 Экономика (Экономика предприятия и предпринимательская деятельность) 080400.00Управление персоналом 080200.01 Менеджмент (Менеджмент организаций) 080100.02 Экономика (Мировая экономика) 100700.00 Торговое дело
№№ триместров 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия - - - - -
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Контрольная работа (№ триместра) - - - - - -
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ триместров Зачет – 1.1 Зачет – 1.1 Зачет - 1.1 Зачет- 1.1 Зачет - 1.1 Зачет - 1.1

 


Содержание разделов и тем

Форма итогового контроля

Итоговый контроль проводится в виде экзамена (зачета) в 1 (2) семестре. Экзамен ставится либо по сумме рейтинговых баллов, набранных в течение семестра (по результатам тестирования, ответам и выступлениям на практических занятиях, по результатам контрольных работ), либо по результатам письменного или устного ответа по экзаменационному билету или выполнения итогового теста, либо по результатам устного зачета (собеседование) или выполнения итогового теста.

Экзаменационный билет № 1

Утверждаю

Зав. Кафедрой_____________

«____»______________2011 г.

 

1.Объект и предмет экономической и социальной географии. Отличие экономической географии от региональной экономики.

2.Топливно-энергетический комплекс. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития.

 

 

Билет составил: Будко В.В.

Образцы экзаменационных тестов:

1.Географической средой называется

1) биосфера, гидросфера, атмосфера

2) окружающая данное место природа

3) часть земной природы, с которой взаимодействует общество

2. Укажите два экономических района России, имеющих максимальную площадь лесов:

1) Северный;

2) Уральский;

3) Западно-Сибирский;

4) Восточно-Сибирский;

5) Дальневосточный;

6) Центральный.

3. Европейская часть России, по сравнению с Азиатской частью, обладает более крупными разведанными запасами

1) железной руды, алюмо- и фосфорсодержащего сырья, калийных солей;

2) каменного угля, нефти, медно-никелевых и оловянных руд;

3) бурого угля, природного газа, полиметаллических руд и самородной серы;

4) торфа, марганцевых и молибденово-вольфрамовых руд, алмазов.

4. Для государственной границы России характерно:

1) морская граница составляет более половины ее общей протяженности;

2) морскими соседями России являются Швеция, Турция, Япония и США;

3) сухопутная граница России полностью демаркирована (проведена на местности);

4) по количеству сухопутных соседей Россия уступает в мире Китаю, Индии и Бразилии.

5. Наивысший показатель обеспеченности всеми видами природных ресурсов (кроме почвенных ресурсов) в европейской части России характерен для... экономического района

1) Поволжского;

2) Уральского;

3) Центрального;

4) Северного.

6. Ресурсообеспеченность – это:

1) соотношение между величиной запасов и размерами использования данного вида ресурсов;

2) объем достоверных запасов данного вида ресурсов;

3) масштабы проведения геолого-разведочных работ;

4) запасы ресурсов, приходящиеся на единицу площади.

7. Установите соответствия:

1. Макроположение.

2. Микроположение.

3. Мезоположение.

А. положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др.

Б. положение на материке или внутри части света.

В. положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

8. Какой из перечисленных групп методов изучается и объясняется связь населения и хозяйства с территорией?

1) географическими методами;

2) методами социологии и экономики;

3) методами экологии;

4) методами истории, антропологии и этнографии.

9. Кем из перечисленных русских ученых была разработана первая программа сбора географической информации по всей территории Российской империи?

1) М.В. Ломоносовым;

2) В.Н. Татищевым;

3)К.И.Арсеньевым.

10.Какую часть мировой суши занимает Россия?

1) 1/8 часть;

2) 1/4 часть;

3) 1/6 часть.

_______________________________________________________________________

1. Какое значение соответствует доле горожан России в настоящее время:

1) 50-55%

2) 70-75%

3) 60-65%

4) 80-85%

2. Населенный пункт в России относится к категории «город», если в нем проживает:

1) больше 200 чел.,

2) более 1000 чел.,

3) более 400 тыс. чел.,

4) более 12 тыс. чел.,

5) больше 40 тыс. чел.

3. Среди перечисленных народов России наименьшую численность имеют

1) башкиры и татары

2) татары и эвенки

3) эвенки и хакасы

4) хакасы и марийцы

4. Наиболее быстрый рост численности населения, обусловленный, прежде всего, его интенсивным миграционным притоком, характерен для …... экономического района

1) Северного

2) Дальневосточного

3) Северо-Кавказского

4) Уральского

5. Укажите самый южный российский город-миллионер:

1) Волгоград;

2) Ростов-на-Дону;

3) Краснодар;

4) Челябинск;

5) Санкт-Петербург;

6) Новосибирск.

6. Укажите три региона России с наиболее высокой долей пенсионеров:

1)Псковская обл.;

2)Тверская обл.;

3)респ. Дагестан;

4)респ. Тыва;

5) Смоленская обл.;

6) Мурманская обл.;

7) респ. Сев.Осетия;

8) респ. Калмыкия.

7. Укажите верные утверждения:

1) Население старше трудоспособного возраста - это мужчины и женщины старше 55 лет.

2) Население моложе трудоспособного возраста - это люди в возрасте до 16 лет.

3) Промышленность и сельское хозяйство - отрасли производственной сферы, а торговля, общественное питание, строительство, транспорт и связь - непроизводственной.

4) В городах России в градообразующих отраслях занято обычно более трети работающих.

5) В России в промышленности и строительстве занято примерно 40% работающих, и эта доля почти не меняется с 60-х годов.

8. Численное преобладание мужчин над женщинами характерно для:

1) краев Северного Кавказа;

2) автономных округов Дальнего Востока;

3) областей Центральной России;

4) республик Европейского Севера

9. Укажите приблизительную численность населения России

1) 75млн чел.;

2) 95млн чел.;

3)120 млн чел;

4) 142 млн чел.;

5) 220 млн чел.;

6) 250 млн чел.

10. Выберите три народа, преобладающим вероисповеданием которых является буддизм:

1) тувинцы;

2) чукчи;

3) марийцы;

4) калмыки;

5) буряты;

6)кабардинцы.

________________________________________________________________________

1. Формы организации производства

В первой колонке таблицы дается понятие, во второй его определение. Найдите соответствие между ними и проставьте соответствующие цифры и буквы:

1. Территориально-производственные комплексы А. форма организации производства, создающая условия для внедрения результатов исследований непосредственно в производство и обеспечивающая связи теории и практики.
2. Технополисы (технологические парки) Б. сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, формирование которой связано с наиболее эффективным использованием условий развития хозяйства на той или иной территории.
3. Особые экономические зоны В. сочетание различных производств на одной территории, которые возникают и развиваются вокруг основного. Развитие производств, как правило, связано и использованием одного источника сырья, энергии.

2. Ответьте на вопросы:

1. Укажите атомные электростанции:

1) Кольская;

2) Костромская;

3) Братская;

4) Нововоронежская;

5) Саяно-Шушенская;

6) Билибинская;

7) Тверская.

2.Какой вид топлива имеет в настоящее время максимальную долю в общем объеме производства первичной энергии в России:

1 уголь;

2) нефть;

3) природный газ;

4) торф;

5)сланцы;

6) атомная энергия.

3.В Северном экономическом районе расположен:

1) Магнитогорский металлургический комбинат;

2) Череповецкий металлургический комбинат;

3) Челябинский металлургический комбинат;

4) Коршуновский ГОК.

4. Укажите два региона России, лидирующие по добыче золота:

1) Красноярский край;

2) Республика Якутия;

3) Магаданская область;

4) Чукотский АО;

5) Иркутская область;

6) Республика Бурятия;

7) Читинская область;

8) Амурская область.

1.Укажите металлургическую базу, если известно, что она включает территорию нескольких экономических районов, обладает обширными запасами железной руды, но большая часть коксующегося угля ввозится из других районов.

2.Укажите единственный в России центр по производству троллейбусов:

1) Москва;

2) Нижний Новгород;

3) Энгельс;

4) Ульяновск;

5) Запорожье;

6) Новоуральск.

7. Укажите два экономических района России, лидирующих по производству сахарной свеклы:

1) Центрально-Черноземный;

2) Западно-Сибирский;

3) Уральский;

4) Центральный;

5) Северо-Кавказский;

6) Восточно-Сибирский;

7) Дальневосточный;

8) Поволжский.

________________________________________________________________________

1. Определите экономический район по набору характеристик:

1.а) район отличается многонациональным составом населения;

б) население размещается неравномерно;

в) высокая плотность сельского населения;

г) АПК и рекреационное хозяйство - ведущие отрасли хозяйства.

2.1) В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2) В районе нет ни одного города-миллионника.

3) Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (или АПК).

3. Какой из перечисленных регионов входит в ЮФО, но не входит в СКЭР?

1) Воронежская обл.;

2) Калмыкия;

3) Ростовская обл.;

4) Адыгея;

5) Саратовская область.

4. В импорте в Россию по стоимости преобладает (выберите один вариант ответа)

1) продовольствие;

2) руды металлов и металлический прокат;

3) машины и оборудование;

4)продукция легкой промышленности;

5) продукция лесной и химической промышленности.

5. Тип региона, находящийся в неблагоприятной социально-экономической ситуации, но имеющий большой потенциал развития называют:

1) регионом нового освоения;

2) регионом – свободной экономической зоной;

3) староосвоенным регионом;

4) депрессивным регионом;

5) регионом пионерного освоения.


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Практикум

Цель – организация самостоятельной практической деятельности студента по выполнению предлагаемых ему заданий, развитие практических умений и навыков.

Проводится по следующим темам:

1. Территория и границы как фактор формирования российского государства.

2. Природные предпосылки социально- экономического развития России.

3. Территориальные особенности демографического развития России.

4. Территориальные особенности состава населения.

5. Особенности размещения и расселения населения России.

6. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России, межзональное разделение труда.

7. Территориальная организация экономических районов России.

Методические указания к практикуму:

1. Работы начинают выполняться на занятии на основе статистических данных и материалов учебных пособий (анализируется материал, заполняются таблицы, строятся диаграммы, делаются выводы). Большая часть работ выполняется студентом самостоятельно. Имеется электронный вариант задания для завершения работы самостоятельно.

2. Все подготовленные материалы используются на семинарских занятиях по соответствующей теме.

2. Методические указания по организации самостоятельной работы

1. Учебно-методические издания, рекомендуемые студентам для подготовки к занятиям и выполнению самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой:

- Программа дисциплины ЭСГ России (печатный и электронный вариант)

- Материалы лекций и семинаров (электронный вариант)

- Практикум по ЭСГ России (электронный вариант)

- Статистические материалы (электронный вариант)

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям направлена на закрепление, углубление и расширение знаний студентов по учебной дисциплине. Способствует формированию умений самостоятельной работы с учебной, научной, статистической и справочной литературой.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя следующее:

- ознакомление с планом семинарского занятия (основные вопросы, выносимые на обсуждение).

- изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебников, учебных пособий, необходимой статистической информации;

- повторение основных понятий и терминов;

- изучение дополнительных источников информации по теме семинарского занятия;

- подготовка обоснований, выводов по теме занятия.

На семинарском занятии студент выступает с докладом по одному из вопросов темы. Примерное время выступления - 5-6 минут. Доклад может сопровождаться электронной презентацией. Участие студента в работе на семинарском занятии состоит в обсуждении остальных вопросов плана семинара, в ведение записей наиболее важных положений.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 5. Особенности размещения и территориальной организации отраслей промышленности. Особенности развития и размещения сельского хозяйства и территориальной организации транспортной системы

Основные вопросы:

1. Факторы размещения хозяйства, изменение с течением времени.

2. Понятия секторов экономики, территориальной и отраслевой структуры хозяйства, временная динамика этих структур.

3. Главные отрасли промышленности современной России.

4. Проблемы депрессивных отраслей промышленности.

5. Разделение труда в промышленности между Западной и Восточной экономическими зонами страны.

6. Роль транспорта в экономике страны. Показатели работы транспорта и развитости транспортной сети.

7. Особенности территориальной организации транспортной системы России.

8. Соотношение между разными видами транспорта. Основные транспортные узлы и магистрали страны.

9. Основные факторы развития сельского хозяйства России.

10. Главные отрасли и подотрасли сельского хозяйства страны.

11. Особенности размещения сельского хозяйства по территории России.

Тематика докладов:

1. Развитие промышленности РФ в условиях экономических реформ.

2. Факторы размещения и территориальной организации промышленности.

3. Топливно-энергетический комплекс и его роль в экономике РФ.

4. Развитие нефтяной промышленности РФ в годы экономических реформ.

5. Газодобывающая промышленность России на современном этапе развития.

6. Современные особенности и проблемы развития электроэнергетики РФ.

7. Развитие и размещение отраслей черной металлургии РФ.

8. Характеристика цветной металлургии РФ на современном этапе развития.

9. Машиностроительный комплекс РФ в условиях экономических реформ.

10. Современные особенности развития и размещения отраслей химического комплекса России.

11. Проблемы развития лесного комплекса РФ в годы экономических реформ.

12. Строительный комплекс РФ: состав, динамика развития и особенности размещения отраслей.

13. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности России.

14. АПК России: состав, факторы размещения отраслей и проблемы развития в годы экономических реформ.

15. География отраслей растениеводства РФ.

16. География отраслей животноводства РФ.

17. Территориальная организация транспортной системы РФ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 1994

2. Российский статистический ежегодник. 2010/Статистический сборник/Росстат – М., 2010

3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2010. Статистический сборник – М.; 2010

4. Бочарова И. Программы содействия занятости. // Экономист – 2005 - №5

5. Лысенко С. Депопуляция населения России (на примере Центрального Федерального Округа) // Вопросы экономики – 2006 - №11

6. Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009.

7. Глушкова, В.Г., Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб.-методич. комплекс. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2009.

8. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Морозовой. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

 

Тема 2. География угольной промышленности России

В начале работы следует раскрыть значение угольной промышленности в экономике России, показать динамику добычи угля. Рассмотреть долю угля в топливном балансе страны, объяснить ее изменение. Необходимо показать место России в мировых запасах и добыче угля. Раскрыть районообразующее значение крупных угольных бассейнов.

Основное внимание в работе следует уделить характеристике основных угольных баз: Кузнецкого, Канско-Ачинского, Печорского и Южно-Якутского угольных бассейнов. При этом надо дать оценку экономико-географического положения каждого бассейна, указать, в каких экономических районах они расположены, показать их запасы, качественный состав угля, условия залегания, способы добычи, выделить основные месторождения, или центры добычи угля.

Уделить внимание экологическим проблемам, связанным с добычей и использованием угля.

В заключение следует рассмотреть проблемы и основные направления развития и размещения угольной промышленности в условиях рыночной экономики.

На картосхему следует нанести наиболее крупные угольные бассейны и месторождения. Условными знаками выделить угольные базы федерального, местного значения и перспективные. Разным цветом показать каменно- и буроугольные бассейны.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2009/Статистический сборник/Росстат России – М., 2010

2. Арбатов А. Минерально-сырьевая база страны // Экономист. – 2000 - №2

3. Журавель Н.М. Оценка влияния угольных предприятий Сибири и Дальнего Востока на окружающую среду // Регион: экономика и социология. – 2002 - №4

4. Реструктуризация угольной промышленности // Вопросы экономики – 2000 - №1

5. Кимельман С., С. Андрюшин. Сырьевая составляющая региональной экономики России // Вопросы экономики – 2007 - №6

6. Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009.

7. Глушкова, В.Г., Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб.-методич. комплекс. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2009.

8. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Морозовой. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

 

Тема 3. Развитие и размещение электроэнергетики России

В начале работы следует раскрыть значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации. Необходимо рассмотреть динамику производства электроэнергии в России, сделать соответствующие выводы. Показать структуру потребления электроэнергии. Указать особенности воздействия электроэнергетики на территориальную организацию хозяйства, раскрыть районообразующую роль крупных электростанций.

Дать краткую характеристику основных топливно-энергетических ресурсов России.

Особое внимание уделить характеристике принципов, на которых базируется развитие и размещение электроэнергетического хозяйства.

Охарактеризовать важнейшие типы электростанций: тепловые, атомные, гидравлические и показать их размещение. Необходимо рассчитать их удельный вес в суммарной выработке электроэнергии (по данным последних статистических ежегодников), рассмотреть их преимущества и недостатки.

Показать использование нетрадиционных источников энергии в России (энергии ветра, приливной волны, геотермальной, солнечной энергии). Раскрыть значение и проблемы функционирования Единой энергетической системы России, ее связи с энергосистемами других стран. Показать экологические проблемы, связанные с развитием электроэнергетики.

Указать основные направления перспективного развития и размещения электроэнергетики России в условиях рыночной экономики.

На картосхеме нанести ГРЭС мощностью свыше 2 млн. кВт, каскады ГЭС, АЭС, а также межрайонные линии электропередач.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2009/Статистический сборник/Росстат России – М., 2010

2. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в России и за рубежом // МЭИМО – 2004 - №4

3. Башмаков И. Энергетика России: стратегия инертности или стратегия эффективности // Вопросы экономики – 2007 - №4

4. Милов В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой? // Вопросы экономики – 2006 - №9

5. Мастепанов А.М. Экономика и энергетика районов Российской Федерации. – М, ЗАО, издательство Эконом, 2001

6. Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009.

7. Глушкова, В.Г., Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб.-методич. комплекс. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2009.

8. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Морозовой. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

 

Тема 4. Развитие и размещение нефтяной промышленности России

В начале работы следует раскрыть значение нефтяной промышленности в экономике страны, показать место Российской Федерации среди стран мира по запасам и добыче нефти, рассмотреть добычу нефти в динамике. Показать изменения доли нефти в топливном балансе страны.

Дать экономическую оценку основных нефтегазоносных провинций, выделить основные месторождения нефти.

Показать особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Выделить основные районы и центры нефтепереработки.

Рассмотреть систему нефтепроводов России, отметить их экономическое значение.

Охарактеризовать экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти.

Раскрыть современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России в условиях рыночных отношений.

На картосхеме показать основные регионы нефтедобычи, месторождения нефти, нефтепроводы и центры нефтепереработки.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2009/Статистический сборник/Росстат России – М., 2010

2. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки // Экономист, 2006, №5

3. Кимельман С., Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики – 2006 - №4

4. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности. // ЭКО – 2000 - №4

5. Тоскунина В. Проблемы нефтедобывающего региона // Экономист, 2005, №6

6. Филимонова И.В. Восточная Сибирь – новый центр нефте- и газодобычи // ЭКО – 2004 - №12

7. Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009.

8. Глушкова, В.Г., Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб.-методич. комплекс. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2009.

9. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Морозовой. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

 

Тема 5. Развитие и размещение газовой промышленности России

В начале работы с









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь