Статусно-ролевая структура межличностн общения.


Для успешного общения очень важно знание адресатом той реальной действительности, о кот ведет речь адресант, т.е. говорящий. В целом это знание определяется социальн опытом языковой личности. От того, насколько совпадает соц опыт участников общения, зависит степень взаимопонимания между собеседниками.Чем ближе соц опыт, тем легче люди понимают друг друга. Обычно идеальное взаимопонимание с полуслова бывает у хороших, давно знающих друг друга товарищей, у супругов с многолетним стажем совместной жизни. У детей-близнецов такое мгновенное понимание без слов может стать причиной задержки речевого развития: им просто нет необходимости что-либо друг другу говорить. Общность социального опыта говорящих не единственная характеристика межличностного общения. Своеобразие речевого поведения участников коммуникации отражает те отношения, кот возникают между говорящими в рамках соц взаимодействия. Языковые формы меняются в зависимости от того, к кому обращено высказывание. В реальном общении мы постоянно вынуждены играть разные роли. СОЦ РОЛЬ – это одобряемый обществом образец поведения, кот соответствует конкретной ситуации общения и соц позиции (статусу) личности. СОЦ ПОЗИЦИЯ, ИЛИ СТАТУС, - формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии соц группы. Понятия роль и статус взаимосвязаны. Статус характеризует место человека на вертикальной оси: высокое или низкое положение занимает личность в обществе. Статус как бы отвечает на вопрос «Кто есть личность?», а роль – «Что она делает?» как и любое другое поведение, речевое поведение в рамках межличностного общения подчиняется законам статусно-ролевого взаимодействия. Соц роль может быть обусловлена постоянными или долговременными характеристиками человека: полом, возрастом, положением в семье, профессией (таковы роли жены, матери, дочери, студентки, учителя). Кроме того, роль может быть навязана ситуацией, в кот оказывается личность (роли пассажиров, покупателя, пациента и т.п.). РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ подчиняется определенным соц нормам, в большинстве случаев неписанным, но достаточно строгим и обязательным. Существование этих норм проявляет себя в том случае, если они нарушаются. Мы интуитивно чувствуем эти нарушения и иногда бурно на них реагируем. Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. СТАТУСНО-РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ основано на ожиданиях того, что языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные ее положению в обществе и определяемые характером взаимоотношений с собеседником.

СТАТУСНЫЙ НАБОР обознач совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми.

Лексикон человека . Специфика единиц лексикона человека.

Лексикон –это хранилище знаний о словах и словоформах в памяти человека и выполняющее сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними реалиями.



Специфика единиц лексикона человека.

Ученые проверили эту гипотезу о наличии в лексиконе некоторого ядра. На материале английского языка был составлен «Ассоциативный тезаурус английского языка» под руководством Джорджа Киша, где было выделено 75 слов с количеством связей не менее 300, что стало позднее называться как центр ядра лексикона.586 слов имеют около 100 и выше связей (периферия ядра лексикона). Единицами центра ядра лексикона носителя английского языка являются в основном односложные существительные, усваиваемые в первые годы жизни ребенка и широко употребляемые в качестве идентификаторов значений других слов.

На материале русского языка к таким же выводам пришла и Н.О. Золотова:

- специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторым категориям, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и многозначных слов;

-отраженная в ядре лексикона картина мира согласуется с «наивным реализмом» носителя соответствующего языка, повседневно использующего единицы ядра лексикона.Рассмотрим, какие единицы составляют лексикон носителя русского языка, и проанализируем их с позиций ПЛ

 

Гендерный аспект ПЛ

В последние десятилетия в ПЛ формируются и интенсивно развиваются новые направления исследований, опирающиеся на антропоцентрический подход к изучению языковых явлений. Особое место в психолингвистич направлениях, доминирующей тенденцией кот явл ориентация на человека, занимают гендерные исследования. В центре их внимания находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах – все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры. Под гендером мы понимаем социальный, психологический и культурно-символический аспекты пола в кот содержатся неявные ценностные ориентации и установки, воздействующие на роли и поведение женщин и мужчин. Гендер не явл лингвистической категорией, но его содержание может быть раскрыто путем анализа структур языка, элементов языковой системы, анализа речевого поведения женщин и мужчин, что объясняет востребованность лингвистической компетенции для изучения культурной репрезентации пола. Гендерный анализ языка как метод исследования призван решить следующие задачи: доказательность взаимосвязи языка и фактора пола; фиксацию точек зрения мужчин и женщин на языковые факты; исследование языкового поведения мужчин и женщин в одно- и разнополых группах; использование языка в коммуникативных целях, и в частности речевое поведение как процесс выбора оптимального варианта для построения высказывания, характерного для мужчин или для женщин.

Наиболее эффективно используются такие методы исследования гендерного фактора в речевом поведении носителей языка, как метод наблюдения над устной и письменной речью мужчин и женщин, психолингвистический эксперимент, ассоциативный эксперимент, метод концептуального анализа. Различия в употреблении единиц русского языка мужчинами и женщинами наиболее четко проявляются в характере стратегии и тактики речевого поведения обоих полов. Исследования неподготовленных устных высказываний, проведенные А.А. Вейлертом, позволяют сделать вывод о более развитом лексиконе женщин, о преобладании в женской речи глаголов и союзов. В речи мужчин А.А. Вейлерт установил большую встречаемость прилагательных и наречий, более частое употребление абстрактных существительных.

Строй речи, ее грамматика также могут проявлять гендерные различия. Гендерная роль – это одобряемый обществом образец типично женского или типично мужского поведения. Это неписанные правила, достаточно строгие и обязательные, существование которых проявляется в том случае, если они нарушаются. Социальной нормой для женщин считается акцентирование своих эмоций, а для мужчин – сдерживание, поэтому, воспитывая мальчика, взрослые используют такой аргумент: «Не реви, ты не девчонка, настоящие мужчины не плачут». Первые различия в поведении мальчиков и девочек обнаруживаются у них в 13 месяцев. Девочки дольше сидят на месте и играют в игрушки. Мальчики подвижнее, бродят от игрушки к игрушке, надолго ни одну из них не предпочитая. На 2-м году жизни ребенок уже знает – он мальчик или она девочка. В 3 года начинается период становления гендерной идентификации.К 6-7 годам дети уже достигают гендерной константности – понимания, что существуют общепринятые конструкты феминности и маскулинности, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях. Еще один значимый фактор, способствующий гендерной социализации ребенка, - это поведение родителей (как значимых взрослых) и воспитание в семье.

Когнитивная особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они позволяют делать мгновенные выводы, пользуясь шаблонными концепциями. Стереотипизация явл одним из проявлений метонимии и строится на лимитировании или редуцировании референта, что достигается путем отсечения определенных ее или его сущностных или функциональных качеств. Можно отметить, что девочки в своих ассоциациях обращают внимание прежде всего на голову как других представительниц женского пола, так и на свою (хвостики, заколка, челка, большая голова), в то время как мальчики выделяют практически всё тело женщины (руки, губы, ноги). Таким образом, гендерный фактор находит отражение как в системно-структурном строении русского языка, так и в устном и письменном речевом поведении мужчин и женщин, а также в ассоциативно-вербальной сети, имеющей свои особенности для каждого пола.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь