Концепция порождения речи. Специфика восприятия речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция порождения речи. Специфика восприятия речи.



Осн концепции порождения речи, предложен американ психолингвистами. Суть ПЛ КОНЦЕПЦИИ СИБЕОКА-ОСГУДА такова:В процессе речепроизводства (кодирования речи) сущ четыре уровня: 1. Мотивационный уровень (в основе высказывания лежит стимул). 2. Семантический (здесь выбираются функционально-семантические классы слов). На этом уровне говорящий поочередно выделяет в предложении определен последовательности слов – функционально-семантич классы. 3. Рядоустанавливающий уровень (семантич единицы разбиваются на фонетич единицы (распознавание звуковых последовательностей) и на граммемы (т.е. на механизм грамматич последовательностей). 4. Интеграционный уровень. В качестве единицы здесь выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы кодирования и происходит звуковое оформление проработанного высказывания.

В 1963 году Дж. Миллером и Ноэмом Хомским была предлож СТОХАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ. Ученые исходили из того, что язык может быть описан как конечное число состояний. И, следовательно, речь можно описывать как такую последовательность элементов, где появление каждого нового элемента реч цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов.

МОДЕЛЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО СОСТАВЛЯЮЩИХ. В рамках метода анализа речи по непосредственно составляющим (НС), появление кот также связано с именами Миллера и Хомского, предполагается, что речь человека строится на основании ядерных предложений, кот, в свою очередь, сост из непосредственно составляющих их элементов. Напр, фраза Умный молодой вор был сурово наказан мрачным судьей строится из след элементов: Вор был умен. Вор был молод.Судья был мрачен. Судья сурово наказал вора. В совокупности эти простые, ядерные предложения и составл сложное предложение. Порождение высказывания идет слева направо и снизу вверх.

Крупнейшим американ лингвистом Зелигом Харрисом была предложена идея трансформационного подхода к языку, кот его ученик Н. Хомский разработал до ТЕОРИИ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ГРАММАТИКИ (или трансформацион грамматики). По мнению Хомского, язык – это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. Так, бессвязн набор слов Кулич маленький голубой песок делать глаз девочка запомнить труднее, чем осмысленную грамматически правильную фразу: Маленькая девочка с голубыми глазами делала кулич из песка. Поток слышимых нами звуков становится осмысленным нами только тогда, когда мы «знаем» грамматику данного языка. По мнению Хомского, система правил существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом грамматич правильными могут быть и бессмысленные предложения:

Трансформационный анализ определяется как анализ синтаксич структур при помощи их преобразования из поверхностных структур в глубинные. Хомский полагал, что в основе механизма порождения фраз лежит перевод глубинных структур в поверхностные. Глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная – является звуковым воплощением этого смысла.

Н. Хомский счит, что предложение может быть либо ядерным, либо преобразованным из такого ядерного, eго трансформой. Так, предложение Рабочие строят дом — пример типичн ядерного предложения. А предложение Дом строится рабочими представл собой пассивную конструкцию. Хомский вводит ряд правил перехода глубин структуры в поверхностную(правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения др элементов и т.д.), а также предлагает 26 правил трансформации(пассивизация, номинализация, отрицание и т.п.). Всё это в совокупности и представляет, согласно трансформационно-генеративной теории, врожденную способность к производству языка.

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ представ собой проникновение в лежащий за знаковой формой речи смысл. Воспринимая речь, реципиент (чел, кот воспр речь) соотносит сказанное с действительностью, опирается на свой прошлый опыт(речевой и нереч). Кроме того, человек при воспр речи расчленяет сложное высказывание, заменяет сложн знаки (словосочетания и слова) на более простые или на наглядные образы, т.е. производит эквивалентные замены. Активность реципиента сост и в том, что в процессе восприятия речи человек не просто пассивно ждет, что ему скажет продуциент, а сам прогнозирует, выдвигает свою гипотезу о том, что он может услышать или прочитать на следующ странице или строчке. Велика роль знания общеязыковых законов и закономерностей функциониров единиц языка в речи. Так, если фраза начинается как Шел дождь, то естественным будет ожидание продолжения И было холодно. Появление же иного продолжения Шел дождь и два студента – один в пальто, другой в аптеку будет нарушением законов сочетания языковых знаков и вызовет эффект обманутого ожидания (и возможно смеховой эффект). Воспр речи включ в себя собственно восприятие и понимание. Понимание – это расшифровка общего смысла, кот стоит за непосредственно воспринимаемым реч потоком.

 

6. Тенденции в современ ПЛ. Для ПЛ как науки важен широк круг проблем, связан с общечеловечес механизмами овладения и пользования языком. ПЛ обязательно учитыв включенность отдельн человека в систему соц взаимодействий, вне кот ни овладение, ни пользование языком не могут успешно реализоваться. Т.о, в наст время ПЛ занимается более широким кругом проблем, чем это было несколько десятилетий назад. ОСН ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМ ПЛ:

- стремление усвоить достижения когнитивной психологии,

- от чисто синтактического подхода (говорить – значит конструировать и распознавать предложения в соответствии с правилами языка) переход к исследованию семантических аспектов (говорить – значит использовать язык применительно к контексту, к собеседнику и к собеседнику и к целям общения). Отсюда акцент на прагматической ПЛ, кот занимается коммуникативной функцией языка.

- исследование различий в понимании речи со слуха и при чтении, восприятии звучащей речи, узнавании слов со слуха, узнавании слов при чтении,

- определение роли контекста при пеработке многозначн слов, переработке предложений, при понимании метафор, идиом,

- процессы получения выводного знания разных видов,

- выявление уровней представленности в памяти текстов,

- специфика овладения языка взрослыми и детьми, гендерные особенности языка

- характеристика индивид различий в понимании текста детьми, с особенностями овладения чтением,

- невербальные компоненты коммуникации,

- взаимоотношения речи и мышления,

- соотношение «язык – человек – общество» (включая понятие «языковой личности»),

- проблемы природы и структуры языковой способности человека и вопросы ПЛ развития,

- исследования межкультурного общения, этнокультурной специфики языкового сознания, взаимодействия языков и культур, языковых картин мира.

- наиболее актуальн в наст время явл исслед взаимосвязи языка человека и искусств интеллекта

 

 

7. Осн группы ПЛ методов. Анализ экспериментальн методов ПЛ исслед Психолингвистич методы: 1.Наблюдение (со стороны и непосредственное). 2.Самонаблюдение (интроспекция).

3.Экспериментальные методы:

Эксперимент методы, т.е. организация целенаправ наблюдения, когда по плану исследователя (экспериментатора) частично изменяется ситуация, в кот находятся участники эксперимента (испытуемые).

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ(АЭ) явл наиболее разработанной техникой психолингвистич анализа. Сущ следующ разновидности АЭ: - Свободный. Испытуемым не ставится никаких ограничений. - Направленный. Испытуемому предлагается давать ассоциации определенного грамматич и семантического классов, чтобы направить, ограничить ход речемыслительной деятельности.

- Цепочечный. Испытуемым предлагается давать реагировать на стимул несколькими ассоциациями – напр, дать в течение 20 секунд 10 реакций. Результаты АЭ могут быть использ для различн целей. В частности, в силу того, что АЭ проводится обычно на большом количестве испытуемых, на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждый стимул. Построить ассоциативные семантические поля. Типичн реакции (чем больше частота реакции, тем более она типична) состав ядро ассоциативн поля, единичн реакции – его периферию. АЭ показ наличие в значении слова психологич компонента, личностного смысла. Главн преимуществом АЭ явл его простота, удобство применения, т.к. он может проводиться с большой группой информантов одновременно.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (СД) – это метод количествен и качественного индексирования значения с помощью двухполюсных шкал, на каждой из кот указывается слово-антоним. МЕТОДИКА ДОПОЛНЕНИЯ, ИЛИ МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ Цель этого метода – поиск допустимых границ разрушения текста. МЕТОД ПЕРИФРАЗЫ (МЕТОД ПРЯМОГО ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА) Описание содержания и объема значения слова в ПЛ – это не поиск лексико-семантического варианта слова, как в лексикологии, а обращение к обыденному сознанию рядового носителя языка. МЕТОДЫ КОСВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКИ(СУЖДЕНИЕ ОБ ИСТИННОСТИ) Эксперимент, в ходе кот испытуемому предъявляются языковые элементы, о кот он должен высказаться ИЗУЧЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРЕНИЯ СОСУДИСТЫХ РЕАКЦИЙ Эти исследования легли в основу конструирования полиграфа, или детектора лжи. ГРАДУАЛЬНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, кот не дается в словаре. ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы – как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы. МЕТОД СБОРА И АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Анализ ошибок предпринимается в разных целях: для выявления особенностей производства и понимания речи и для моделирования этих процессов; для изучения словаря носителя языка и механизмов его пополнения; для обнаружения закономерностей овладения родным языком; для решения практических задач восстановления речи при афазиях. КОНТРАСТИВНЫЙ АНАЛИЗ (сопоставл двух языковых систем, а получаемые таким путем перечни расхождений между языковыми явлен служат основанием для прогнозирования трудностей и обусловливаемых ими ошибок обучаемых).

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Его отличие от других видов ПЛ-ого эксперимента заключ в том, что исследуется не функционирование языковой способности в речевой деятельности, а формирование этой способности, причем эксперимент состоит в том, что мы по-разному организуем способы формирования и сопоставляем эффективность полученных результатов.

8. Нейролингвистика и ее связь с др науками. Специфика нейролингвистич исследований.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА – наука, кот изуч мозговые механизмы реч деят-сти и те изменения в речевых процессах, кот возникают при локальных поражениях мозга. Следовательно, можно выделить три аспекта изучения: 1) язык как система знаков; 2) речь и речевая деят-сть (процессы декодирования (понимания речи) и кодирования (производства речи); 3) зоны мозга, связан с кодированием и декодированием информации о действительности. Причем все эти аспекты изучаются не изолированно, а только во взаимосвязи, т.е. изучается система языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Т. о, нейролингвистика (НЛ) акцентирует свое внимание на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств.

Связь НЛ и др науками: НЛ и лингвистика (единый объект изучения), НЛ и ПЛ (сходство решаемых проблем, методов исследования), НЛ и физиология (изуч организм человека), НЛ и нейрофизиология (функции нервной системы и ее основных единиц – нейронов), НЛ и неврология (изучают норму и нарушения мозговых механизмов, НЛ пользуется методами неврологии), НЛ и психология (психическая деятельность человека подвергается анализу), НЛ и нейропсихология (мозговая основа психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; основатель – А.Р. Лурия). Т о, НЛ представляет собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека. ИССЛЕДОВАНИЯ осуществляются на материале языков английского, немецкого, французского, русского, чешского, в последние десятилетия японского и др., что доказывает общность нейролингвистических проблем. Исследования речевых нарушений у билингвов (и полиглотов), свидетельствующие по потере языковой компетенции (и соответственно её восстановления), сперва касаются проблем в области неродного языка. Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся расстройства языкового поведения, проявления кот многообразны и включ в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Продолжают обсуждаться НЛ представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга. Т о, каждый элемент процесса речевой коммуникации связан с нормальным функционированием либо с нарушением функционирования каждого из представленных «ярусов» коры головного мозга, ответственных за языковое поведение.

 

9.Виды нейролингвистич афазий. Лурия выделил ведущие факторы, определяющие афазические расстройства. Таких факторов было 6, и в соответствии с этим Лурия различает шесть видов афазии:

э фферентная моторная, д инамическая, а фферентная моторная,

а кустико-гностическая сенсорная, а кустико-мнемическая сенсорная, с емантическая.

Эфферентная афазия – конечная часть рефлекторной дуги) вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое, произнесение слова или слога отдельно, изменение интонационного рисунка речи. Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Эти типы афазий возникают при поражениях в центре Брока.У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи. При акустико-гностической сенсорной афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. нарушена слухоречевая память, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Различные слова могут звучать для больного одинаково (хвост как гвоздь, кость, трость). В тяжелых случаях собственная речь как нерасчлененный звуковой поток «словесный салат». Акустико-мнемоническая сенсорная афазия – это нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость. Это приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5-7 слов. Семантическая афазия – это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий (окончаний), атрибутивных, т.е. определительных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Встречается также афазия у полиглотов – потеря полностью или частично одного языка при относительной сохранности других – так называемая речевая диссоциация, а также случаи интерференции между разными языками (в виде вкраплений элементов одного языка в речь на другом языке). Поражения сенсорных проекционных систем обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных текстов - дислексией, в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением воспринимаемых звуковых частот и полей зрения. Поражения двигательных проекционных систем обнаруживаются различными дизартрúями – расстройствами артикуляции, нечленораздельной речью, и дислалúями (косноязычием), при кот нарушается звукопроизношение при нормальном слухе. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и [р’]. Несколько реже затруднено произнесение звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих). Поражения гностических полей коры головного мозга могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и т.д.), а праксических полей коры – в виде апрáксий. При речевых агнозиях больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц родной речи или графемы письменных текстов. При речевых апрáксиях наблюдается обратная картина: у больных нет двигательных расстройств, например, паралича, но они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание речи окружающих и способность читать могут быть сохранены.

10.Межполушарная асимметрия головн мозга Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т.е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий. При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной деятельности.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ответственно за аналитико-рассудочное восприятие, словесно-знаково-логически последовательную переработку информации, памятью на знаковые системы (цифры, формулы, слова), за аналитическое, абстрактное мышление, за логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму и смысловую сторону, за абстрактную лексику. «Левополушарные» люди много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна В противоположность левому ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ теснее связано с эмоционально-чувственным восприятием, интуитивной ориентацией в окружающем мире, с наглядно-образным мышлением и памятью, а специально в области языка и речи – с интонационной стороной речи, с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Речь «правополушарных» людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией и мимикой. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, «проглатывание» окончаний. В начале обучения чтению и письму они могут писать или читать «наоборот» (зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова. Им удобнее диктовать текст, чем писать, в то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Поскольку будущим специалистам олигофренопедагогам, логопедам предстоит работать с детьми, то они должны учитывать своеобразие межполушарной асимметрии в ходе возрастного развития ребенка, поскольку оно сильно отличается от вышерассмотренной межполушарной асимметрии мозга взрослого человека (правши).Очень важно отметить, что центр языка и речи находится только в левом полушарии. Речь присуща исключительно человеку не только вследствие наличия у него интеллекта, но и потому, что в мозгу у него находятся два центра речи – зоны Брокá и Вéрнике. Француз Поль Брока в 1861 году открыл в мозгу человека центр порождения речи, позднее названный его именем. Этот центр находится в задней части лобной доли левого полушария (у левшей – в правом). Люди, у которых поражен центр Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы. Второй центр - восприятие речи - находится в височной доле левого полушария. Он был открыт немецким ученым Карлом Вернике в 1874 году. У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи. Оба речевых центра демонстрируют четкую локализацию, т.е. четкое ограничение местонахождения и места действия, речевых механизмов. Порождение и восприятие речи разведены как два разных механизма, хотя в норме они взаимосвязаны. Если «выключено» (из-за болезни) правое – человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив. Но его речь тускла, бесцветна, лишена живых человеческих интонаций. При выключенном же левом полушарии все воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует. Возможны только отдельные звуки. Правда, облегчается распознавание музыкальных сигналов.

11.Язык и мышление. Разнообразие гипотез…

Я ЗЫК представляет собой систему знаков, используемую для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке словаря, синтаксиса и семантики. МЫШЛЕНИЕ — это активн процесс отражения объективной действительности в формах представлений, понятий, суждений, умозаключений. Мышление явл частью сознания, т.е. всего процесса отображения действительности нервно-мозговой системой человека. Т.о, именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в то, что он означает — в понятие. Мышление главн образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению.

Во-первых, мышление бывает без языка. Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан — это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека. Сущ еще такой тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим. Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык — это «одежда» мысли (ученые говорят: материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только «про себя» (т.е. не слышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись. Мышление осуществ в трех определенных формах: ПОНЯТИЕ. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. СУЖДЕНИЕ. Логическое мышление и начинается там, где появляется суждение. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений.

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественныГоворение (реч деят-сть) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление — к внутреннему говорению.

Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят.

Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого.

Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах, никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая преобразуется во внешнюю — речь. В этой группе можно выделить две разновидности: 1. язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении свободном от языка, 2. язык не имеет никакого положительного влияния на мышление.

Гипотеза IV. Язык — это не мышление, и мышление — это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление — разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между процессами мышления и функционированием языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.033 с.)