Специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия»



Программа ЭКЗАМЕНА

ПО психолингвистике

для студентов заочной формы обучения

Специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия»

педагогического факультета

На 2009-2010 учебный год

Составитель: доцент Кавинкина И.Н.

1. Психолингвистика: объект, предмет, основные проблемы. Психолингвистика, психология и традиционное языкознание.

2. Язык, речь, речевая деятельность. Языковой/ речевой механизм человека. Речевая организация индивида.

3. Специфика материала психолингвистических исследований. Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Роль эксперимента в психолингвистике и языкознании.

4. Основы психолингвистики.

5. Концепция порождения речи. Специфика восприятия речи.

6. Тенденции в современной психолингвистике.

7. Основные группы ПЛ методов. Анализ экспериментальных методов ПЛ исследования.

8. Нейролингвистика и ее связь с другими науками. Специфика нейролингвистических исследований.

9. Виды нейролингвистических афазий.

10. Межполушарная ассиметрия головного мозга.

11. Язык и мышление. Разнообразие гипотез о взаимосвязи мышления и языка.

12. Внутренняя речь как инструмент мышления.

13. Нарушения и дефекты речи (ПЛ аспект).

14. Принципы и подходы к описанию работы языкового/ речевого механизма человека.

15. Теоретическая ПЛ. Основные направления прикладной ПЛ.

16. Лексикон человека. Специфика единиц лексикона человека.

17. Проблемы фоносемантики. Синестезия.

18. Значение слова и возможности его описания. Различные подходы к проблеме значения слова.

19. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности человека.

20. Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации. Текст. Дискурс.

21. Невербальные компоненты коммуникации.

22. Средства визуального воздействия на читателя/ слушателя.

23. Предмет и задачи социальной психолингвистики.

24. Проблемы этнопсихолингвистики.

25. Статусно - ролевая структура межличностного общения.

26. ПЛ конфликтология. Коммуникативный конфликт.

27. Гендерный аспект психолингвистики.

28. Проявление творчества в речевой деятельности.

29. Онтогенез речи. Предмет изучения возрастной ПЛ.

30. Освоение речи ребенком. Дословесный период речевого развития ребенка.

31. Становление фонетического строя речи ребенка. Связь звучания со смыслом. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Детское словотворчество.

32. Овладение морфологией и синтаксисом.

33. Становление языковой личности школьника.

34. Речевые ошибки. Их классификация.

35. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых.

 

Утверждено на заседании кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания (протокол № 5 от 17.11. 2009 г.)

 

Зав. кафедрой

лингвистических дисциплин и МП И.Н.Кавинкина

 

Преподаватель _____________

 

1. ПЛ: объект, предмет, осн проблемы. ПЛ, психология и традицион языкознание. ПЛ- это наука, изуч процессы речеобразования, а также восприятия и формиров речи в их соотнесенности с системой языка, с одной стороны, и с личностью чел – с другой.

В ПЛ исследу следующ проблемы: психолинг единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку (особенно иностран), речевое воспит дошкольн и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых наруш, диагностика нервн заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы реч воздействия (пропаганда, деятельность СМИ, рекламы), лингвистич аспекты авиационной и космич психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматич обработка текста, информатика, теория и практика искусствен интеллекта.

ОБЪЕКТОМ ПЛ явл совокупность речевых событий или реч ситуаций, т. е. язык как система знаков.

Принципы и подходы к описанию работы языкового/ речевого механизма человека.

Выделяют следующ принципы работы языкового/ реч механизма человека:

1.Узнавание, кот отличается избирательностью (не всё и не всегда узнается, это зависит от конкретной ситуации и от мотивов).

2.Использование разных видов опор (т.е. благодаря чему, с опорой на что происходит соотношение речи и действительности). Могут быть функциональные опоры, т.е. предназначенные для конкретной цели, параллельные опоры на опыт и чувства.

3.Принцип ассоциирования (соотношение со всем многоообразием мира).

4.Принцип смысловых замен (стык речи и интеллекта конкретн человека, где совершается перевод мысли на язык человека).

5.Принцип контроля.

Выделенные основополагающие принципы функционирования языкового/реч механизма человека находятся в постоянном взаимодействии, кот реализуется каждым индивидуумом по-своему, исходя из личного и соц опыта, состояния мозгового субстрата и эмоциональной соотнесенности.

В наст время можно выделить следующ три осн подхода с описанию работы языкового/ речевого механизма человека:

1. Модульный,

2. Коннекционистский,

3. Гибридный.

Модульный подход. В основе этого подхода лежит аналогия между переработкой языка человеком и переработкой языка компьютером.

Коннекционистский подход базируется на результатах исследования процессов переработки информации мозгом человека, акцентируя внимание на параллельности (одновременности) переработки при взаимодействии информации, получаемой из разных источников. Между сторонниками модульного и коннекционистского подходов идет дискуссия. Как бы то ни было, но в последнее десятилетие прослеживаются некоторые «сращения» коннекционистских сетей с модульными системами, что называется гибридная система обработки информации.

 

 

Лексикон человека. Специфика единиц лексикона человека

Согласно Л.В. Щербе и А.А. Залевской, лексикон человека составляет одну из сторон речевой организации человека. Лексикон и лексическая система языка – это не синонимы, это понятия разных уровней знания. Лексическая система языка - известная человеку часть общенародного словарного запаса, хранимая в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологических исследованиях. ЛЕКСИКОН – это хранилище знаний о словах и словоформах в памяти человека и выполняющее сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними реалиями. Напр, увидев цветок, потрогав его, понюхав его, мы можем сказать, как он называется, как он пахнет, какие на ощупь у него лепестки, ствол, листья и т.д. Увидев этот же цветок на картинке, мы уже сможем подобрать слова для полной его характеристики. Получив знания о нескольких или многих цветах, мы можем классифицировать их. И наоборот, имея знания о классах, видах цветов, мы легко можем идентифицировать конкретный цветок. Можем составлять предложения, проговаривать или записывать их: Незабудка голубая. Незабудка красная – нет такого понятия и нет такого предложения. Роза красная, кремовая, белая, одинокая, колючая. Роза завяла. Дурманящий аромат розы. Лексикон – динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами. Всё новое в речевом опыте, кот не вписывается в рамки системы, ведет к её перестройке. Лексикон имеет многоуровневое строение: на глубинном ярусе «располагаются» значения, на поверхностном ярусе – формы слов. Ученые проверили эту гипотезу о наличии в лексиконе некоторого ядра. На материале английского языка был составлен «Ассоциативный тезаурус английского языка» под руководством Джорджа Киша, где было выделено 75 слов с количеством связей не менее 300, что стало позднее называться как центр ядра лексикона. 586 слов имеют около 100 и выше связей (периферия ядра лексикона). ЕДИНИЦАМИ ЦЕНТРА ЯДРА лексикона носителя английского языка явл в основном односложные существительные, усваиваемые в первые годы жизни ребенка и широко употребляемые в качестве идентификаторов значений других слов.

Текст как высш единица речемыслительной деят-сти человека

Проблемы этно пл

Человек живет в среде себе подобных. Люди обычно объединяются в группы, сообщества, государства и т.д. причины такого объединения могут быть разными: единство территории, традиций, вероисповеданий, интересов и пр. обитая вместе, люди вырабатывают правила общежития и придерживаются их в своей повседневной жизни и деятельности. У различных социумов появляется сходство быта, поведения. Немаловажную роль в формировании социальных образований играет национальный язык. Единство социального бытия и быта укладывается в понятие культура. Различают материальную и духовную культуру. К материальной культуре относят технику, материальные ценности – то, что создает цивилизацию. К культуре духовной относятся прежде всего наука, искусство и литература, философия, просвещение. Кроме того, к духовной культуре относят традиции, обычаи, бытовую культуру, повседневное общение, привычки людей, нормы общения, мимические и жестовые коды, национальные картины мира. Все это отражает специфику восприятия окружающей действительности, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры.

Такого рода национальные особенности мышления и поведения находят свое проявление в языке. Язык, в свою очередь, влияет на понимание мира. В этнопсихолингвистике рассматрив обе стороны этой проблемы. Характер познания действительности, согласно гипотезе Сепира – Уорфа, зависит от языка, на кот мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу только для данного языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера. Существуют различные варианты теории Сепира – Уорфа. Сильный вариант, которые выражен в самой теории, предполагает, что язык оказывает влияние на мышление людей, на их мировоззрение, на их поведение. Сторонники слабого варианта теории лингвистической относительности полагают, что различия в языке действительно существуют, но они преодолеваются в речи путем описания, синонимии, различных уточнений. Группы людей, объединенных одной культурой и, как правило, одним языком, называются этносами. Так, например, можно говорить о французском, немецком, русском и др. этносах. Практически каждый человек способен определить в собеседнике представителя того или иного этноса. Когда-то было естественно относиться к «чужаку» настороженно. Тогда и родились всевозможные стереотипы словесных характеристик «чужих» мифических образов «врагов». Фольклор любых этносов содержит как инвективные (бранные) названия чужаков, так и более или менее юмористические истории о них, анекдоты. Имеет свои особенности в каждой культуре, свою национальную специфику такой речевой жанр как комплимент. В Индии можно польстить женщине, если сравнить ее с коровой, а ее походку – с походкой слона. Хороший комплимент японке – сравнение со змеей, татарке и башкирке – с пиявкой, олицетворяющей совершенство форм и движений. Обращение к женщине «Гусыня!» в русской культуре – оскорбление. В Египте – это ласковый комплимент. Речевое поведение, отличающее языковых личностей разных национально-этнических общностей, проявляется и на уровне невербального общения. Культурно-национальные стереотипы речевого поведения разных народов связаны с этикетными нормами общения. Под этикетом понимается совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям. Сюда относятся представления о нормах хорошего, с точки зрения данного общества, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т.д. Вспомните исторический ляпсус – поведение Ворошилова в Китае. проблемы, этнопсихолингвистики: 1)влияние языка на мышление людей, 2) национальные особенности мышления и поведения, проявляющиеся в языке. Следовательно, этнопсихолингвистика – это наука, изучающая особенности речевого поведения языковых личностей разных культур. В поле исследовательского интереса этнопсихолингвистов находятся проблемы, связанные с национальной языковой картиной мира, речевым поведением носителей разных культур; проблемы взаимопроникновения культур, ассимиляции и закрытости, а также проблемы межкультурной коммуникации.

 

Гендерный аспект ПЛ

В последние десятилетия в ПЛ формируются и интенсивно развиваются новые направления исследований, опирающиеся на антропоцентрический подход к изучению языковых явлений. Особое место в психолингвистич направлениях, доминирующей тенденцией кот явл ориентация на человека, занимают гендерные исследования. В центре их внимания находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах – все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры. Под гендером мы понимаем социальный, психологический и культурно-символический аспекты пола в кот содержатся неявные ценностные ориентации и установки, воздействующие на роли и поведение женщин и мужчин. Гендер не явл лингвистической категорией, но его содержание может быть раскрыто путем анализа структур языка, элементов языковой системы, анализа речевого поведения женщин и мужчин, что объясняет востребованность лингвистической компетенции для изучения культурной репрезентации пола. Гендерный анализ языка как метод исследования призван решить следующие задачи: доказательность взаимосвязи языка и фактора пола; фиксацию точек зрения мужчин и женщин на языковые факты; исследование языкового поведения мужчин и женщин в одно- и разнополых группах; использование языка в коммуникативных целях, и в частности речевое поведение как процесс выбора оптимального варианта для построения высказывания, характерного для мужчин или для женщин.

Наиболее эффективно используются такие методы исследования гендерного фактора в речевом поведении носителей языка, как метод наблюдения над устной и письменной речью мужчин и женщин, психолингвистический эксперимент, ассоциативный эксперимент, метод концептуального анализа. Различия в употреблении единиц русского языка мужчинами и женщинами наиболее четко проявляются в характере стратегии и тактики речевого поведения обоих полов. Исследования неподготовленных устных высказываний, проведенные А.А. Вейлертом, позволяют сделать вывод о более развитом лексиконе женщин, о преобладании в женской речи глаголов и союзов. В речи мужчин А.А. Вейлерт установил большую встречаемость прилагательных и наречий, более частое употребление абстрактных существительных.

Строй речи, ее грамматика также могут проявлять гендерные различия. Гендерная роль – это одобряемый обществом образец типично женского или типично мужского поведения. Это неписанные правила, достаточно строгие и обязательные, существование которых проявляется в том случае, если они нарушаются. Социальной нормой для женщин считается акцентирование своих эмоций, а для мужчин – сдерживание, поэтому, воспитывая мальчика, взрослые используют такой аргумент: «Не реви, ты не девчонка, настоящие мужчины не плачут». Первые различия в поведении мальчиков и девочек обнаруживаются у них в 13 месяцев. Девочки дольше сидят на месте и играют в игрушки. Мальчики подвижнее, бродят от игрушки к игрушке, надолго ни одну из них не предпочитая. На 2-м году жизни ребенок уже знает – он мальчик или она девочка. В 3 года начинается период становления гендерной идентификации. К 6-7 годам дети уже достигают гендерной константности – понимания, что существуют общепринятые конструкты феминности и маскулинности, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях. Еще один значимый фактор, способствующий гендерной социализации ребенка, - это поведение родителей (как значимых взрослых) и воспитание в семье.

Когнитивная особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они позволяют делать мгновенные выводы, пользуясь шаблонными концепциями. Стереотипизация явл одним из проявлений метонимии и строится на лимитировании или редуцировании референта, что достигается путем отсечения определенных ее или его сущностных или функциональных качеств. Можно отметить, что девочки в своих ассоциациях обращают внимание прежде всего на голову как других представительниц женского пола, так и на свою (хвостики, заколка, челка, большая голова), в то время как мальчики выделяют практически всё тело женщины (руки, губы, ноги). Таким образом, гендерный фактор находит отражение как в системно-структурном строении русского языка, так и в устном и письменном речевом поведении мужчин и женщин, а также в ассоциативно-вербальной сети, имеющей свои особенности для каждого пола.

 

Программа ЭКЗАМЕНА

ПО психолингвистике

для студентов заочной формы обучения

специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия»

педагогического факультета

На 2009-2010 учебный год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.018 с.)