Избирательная система Республики Беларусь. Выборы Президента


Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) — президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента — 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) — нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь — верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики — 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства — для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов — для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.

Референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.

В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Более детально порядок проведения референдума определен Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь, а местные референдумы - соответствующими местными представительными органами Советом депутатов) по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа о проведении референдума должна включать: при проведении местного референдум - в области и городе Минске - не менее 50 человек; при проведении референдума в районе, городе, районе города - не менее 20 человек; при проведении референдума в поселке, сельсовете - не менее 10 человек. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение 30 дней со дня регистрации.

На рассмотрение местного референдума могут выноситься вопросы, имеющие наиболее важное значение для населения соответствующих административно-территориальных образований и отнесенные к компетенции соответствующих Советов народных депутатов.

На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защиты здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете, вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов.

Общественным объединениям, трудовым коллективам, коллективам средних, специальных и высших учебных заведений, гражданам Республики Беларусь предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на референдум, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на референдум.

Выносимый на референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующей постоянной комиссии местного Совета народных депутатов и состав инициативной группы регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. В местных Советах народных депутатов, где исполнительные комитеты не образуются, регистрация производится председателями Советов.

Для реализации права инициативы граждан на проведение референдума по конкретному вопросу устанавливается двухмесячный срок (исчисление этого срока ведется с момента регистрации инициативной группы референдума). В случае, если в течение двух месяцев не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой по одному и тому же вопросу, связанной с проведением референдума, разрешается выступать не ранее, чем через год после истечения срока дня сбора подписей.

Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.

Именно эти положения определяют привлекательность референдума как формы непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.

С момента инициирования (в случае инициирования общественностью - с момента подачи необходимого количества подписей) все расходы покрываются соответственно из государственного или местного бюджета.

Преимущества референдума перед другими формами участия общественности в процессе принятия решений:

Решение референдума является окончательным - это единственный процесс принятия решений, при котором мнение общественности носит обязательный характер для государственных органов,

Процесс принятия решений посредством референдума носит независимый характер,

Часто это единственный способ прямо повлиять на процесс принятия решений,

Решения, принятые на референдуме, обычно пользуются большей поддержкой, чем принятые только властями.

 

32 Политическая культура: сущность, структура и основные функции Политическая культура – исторически сложившиеся, относительно устойчивые ориентации, убеждения, представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях; аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев). Когда говорят о структуре политической культуры, обычно выделяют совокупность её элементов и связей между ними. Т.к. политическая культура выражает определённый аспект политической деятельности, то и её структура будет соотноситься со структурой последней. Хотя, конечно, механизм политической деятельности включает большее количество элементов, чем структура политической культуры. В политическую культуру входит несколько групп элементов: политические знания – теория, концепции, идеи, принципы; политические чувства, установки и психологические состояния; нормативные элементы – обычаи, традиции, стереотипы; правила; модели политического поведения – активные и пассивные, индивидуальные и коллективные. Содержание политической культуры отвечает на вопрос, как человек действует в той или иной системе политических отношений, как он относится к тем или иным политическим ценностям, как он реагирует на политические изменения, что можно ожидать от него в той или иной ситуации. Функции:Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. – Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. – Предписание (программирование) выражает приоритетность каких-то ориентаций, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения. – Адаптация передает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий. – Социализация проявляет обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. – Интеграция (дезинтеграция) обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках данной политической системы, сохранение целостности государства и стилистики его взаимоотношений с обществом. – Коммуникация показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информирования и общения.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь