Перечень основных правил орфографии и пунктуации


1. Чередование гласных в корне слов.

2. Гласные ои епосле шипящих и ц.

3. Правописание приставок пре- и при-.

4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (обособленные определения, приложения, обстоятельства).

5. Суффиксы -Н- и -НН- в различных частях речи.

6. Частицы неини.

7. Вводные слова и предложения.

8. Оформление цитат.

9. Правописание отыменных предлогов.

10. Слитное, дефисное и раздельное написание существительных, прилагательных, наречий, союзов.

11. Знаки препинания в сложном предложении.

Тестовые задания для самоконтроля по орфографии и пунктуации

А1. Отметьте номера примеров с О

1) р…сток

2) выр…внять площадку

3) к…снуться вопроса

4) отр…сль

5) выск…чка

А2. Отметьте номера примеров с А

1) пл…вчиха

2) оз…рение

3) предпол…гать

4) остановить на ск…ку

5) сг…реть дотла

А3. Отметьте номера примеров с И

1) зам…рать от страха

2) выб…рут

3) бл…стать в свете

4) выт…реть

5) выч…сть одно число из другого

А4. Отметьте номера примеров, где согласная пропущена

1) закос…нелые взгляды

2) сверс…ник

3) ровес…ник

4) неприятный инци…дент

5) я…ственный

А5. Отметьте номера примеров с Ё

1) стаж…р

2) ож…г третьей степени

3) ш…ковая терапия

4) нипоч…м

5) песц…вый

А6. Отметьте номера примеров с И

1) ц…стерна

2) тираж…ровать

3) ц…пки на руках

4) панц…рь

5) у станиц…

А7. Отметьте номера примеров с Ь

1) ему не удаст…ся

2) останьтес…

3) настеж…

4) интерв..юировать

5) пред…юбилейный

А8. Отметьте номера примеров с Ъ

1) неб…ющийся

2) транс…европейский

3) с…экономленный

4) труднооб…яснимый

5) об…емный

А9. Отметьте номера примеров с И

1) дез…нформация

2) вз…мание налогов

3) пред…юльский

4) из..скать возможности

5) пед…нститут

А10. Отметьте номера примеров с Е

1) пр…небрегать советами

2) непр…ходящие ценности

3) пр…скорбный факт

4) пр…ступить к работе

5) пр…цедент

А11. Отметьте номера примеров, где пишется звонкий согласный

1) чере…чур

2) чре…мерный

3) во…петь в стихах

4) а…тобиография

5) коври…ка

А12. Отметьте номера примеров с дефисом

1) пол(часа)

2) штаб(лекарь)

3) шиворот(навыворот)

4) энерго(ресурсы)

5) пресс(конференция)

А13. Отметьте номера примеров с И

1) когда высп…шься

2) он завис…л от родителей

3) стукн…те мне в окно!

4) увид…л знакомых

5) каждый вид…т

А14. Отметьте номера примеров с У(Ю)

1) леч…щий врач

2) бор..щийся с врагом

3) бре…щий полет

4) самокле..щиеся обои

5) кол…щая боль

А15. Отметьте номера примеров, где пишется НН

1) девушка умна и образован…а

2) свежеморожен…ые овощи

3) ранен…ый в бою солдат

4) брошен…ый ребенок

5) ветрен…ый день

А16. Отметьте номера примеров с НЕ раздельно

1) здание (не)достроено

2) (не)доглядеть за ребенком

3) еще (не)распустившийся цветок

4) абсолютно (не)ясная проблема

5) (не)обдуманное решение

А17. Отметьте номера примеров с НИ

1) Я не мог тебе об этом н… сказать.

2) На высоком голубом небе н… облачка.

3) Мы н.. разу не были в Крыму.

4) Мне н…откуда ждать писем.

5) Что н… сделаешь для матери, все равно будешь в неоплатном долгу.

А18. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Имя Наташи вспоминалось в доме почти каждый день особенно по вечерам, но вся эта история еже не задевала его.

2) Изумленный я некоторое время раздумывал над случившимся.

3) Будем работать засучив рукава.

А19. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Но к его удивлению _ примешивались и другие чувства, не совсем его красящие.

2) Она была для него_ как мать.

3) Вам нужно_ разумеется_ подумать над этим предложением.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

2) В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя.

3) С высокой скалы я заметил пароход, и мне захотелось посмотреть на людей.

Задания для самоконтроля по теме

«Совершенствование навыков грамотного письма.

Орфографические и пунктуационные нормы».

Выполните задания по основным разделам орфографии и пунктуации. В случае затруднений повторите необходимые правила.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя соответствующие орфограммы.

1. Возр..ждение, д..лина, зал..пить, насл..ждаться, обн..жать, обн..вленный, озн..меновать, обст..ятельство, опред..ление, ост..новиться, погл..щать, пренебр..жительный, препод..ватель, распростр..нять, раст..лковать, растр..пать, сокр..щение, увл..чение.

2. 1. У п..чи остались только выг..рки. 2. А потом ее (как)будто оз..рило. 3. Пров..дите к..сательную линию к окружности. 4. Пр..к..сновение к ог..ленной электроп..водке опас(т)но для жизни. 5. Государю – низкий покл..н. 6. За нарушение правил д..рожного движения нал..гается штраф. 7. В тетрадь вложена пром..кашка. 8. Попл..вок неподвижно лежал на поверхности. 9.Всадник пор..внялся с повозкой. 10. Я ск..чу на лош..д.. . 11. Домашняя утв..рь была разбросана. 12. Я переб..рал старин(н)ые рукописи. 13. Ослепительно бл..снула молния. 14. Соч..тание этих запахов неприятно.

3. Ш..в, трущ..ба, чащ..ба, зач..т, реш..тка, б..ч..вка, обж..ра, трещ..тка, веч..рка, деш..вый, прич..ска, ч..лка, ж..нглер, сильный ож..г, Ш..тландия, ж..рнов, ш..пот, кош..лка, ч..боты, ц..коль, ч..порность.

4. Пр..следовать пр..ступника, пр..одолеть пр..пятствие, камень пр..ткновения, пр..небречь советом, пр..сяга, пр..тязание, пр..обладающая отр..сль, пр..вередливый человек, пр..видение, пр..исполненный отваги, пр..вратности судьбы, пр..скорбное известие, пр..кословить; пр..зирать друга за предательство, пр..зирать нищих; пр..дать вкус, пр..дать командира; пр..бывать на в..кзал, пр..бывать в отпуске; пр..ступить закон, пр..ступить к работе; пр..емник пр..зидента, пр..емник радиоволн; пр..клоняться перед павшими, пр..клонить голову; пр..творить дверь, пр..творить в жизнь, пр..твориться больным

5. Стол для зва..ых гостей был покрыт вяза..ой скатертью. Зва..ых на вечер гостей было немного, явились только близкие друзья. Трудно было ехать по немоще..ой дороге. Город благоустроился асфальтирова..ыми и моще..ыми брусчаткой дорогами. На стене висела писа..ая акварелью картина. На тка..ой шелком салфетке стоял гране..ый графин с водой. Сгуще..ое молоко, топле..ое молоко.

Стреноже..ый конь, студе..ый ключ, суже..ый жених, суже..ый канал, таможе..ый, театрализова..ый, труже..ик, копче..ый, купле..ый, мороже..ый во льду, посаже..ый дуб, посаже..ый отец, мужестве..ый, сви..ой, ветр..ый день, смышле..ый ребенок.

6. (Не) движимость; (не)крупный, а мелкий; (не)зачем спрашивать; (не)за чем укрыться от ветра; (не)злобный, но придирчивый; (н..) с чем (н..) сравнимый город; (не)ужели; (не)уклюже; (н..)то (н..)се.

Парень мне (н..)раз говорил о тебе. Метелица даже (н..)разу (н..)посмотрел на спрашивающих. Сколько (н..)грозили ему револьвером, он (н..)произнес (н..)единого слова, даже (н..)разу (н..)посмотрел на спрашивающих.

Задание 2. Расставьте необходимые знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

1. 1. Пр..влечен(н)ые светом бабочки пр..л..тели и кружились около фонарей. 2. Туча нави(с)шая над высокими в..ршинами т..п..лей уже сыпала дождиком. 3. Эти построен(н)ые недавно дома уже зас..лены. 4. Ему нужно было поймать какую(то) реющую возле в..ска мысль. 5. Я увидел нечто похожее на гриб. 6. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. 7. Отрезан(н)ые от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду. 8. Они бросились за ним очарован(н)ые.

2. 1. Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву вступать не мог. 2. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 3. Была у Ермолова легавая собака по прозванию Валетка. 4. В клетке помещался великан слон. 5. Моя крошка сестренка находится в детском саду. 6. Она жалкое неви..ое существо остается на съедение выжившему из ума старику.

3. 1. Муромский собл..знясь хорошею погодою в..лел ос..длать куцую свою кобылу. 2. В небе неподвижно стояли ястребы распл..став крылья и устремив глаза свои в траву. 3. Видно было что он примчался сюда не переводя дух. 4. Он не соглашался с нами а настояв на своем убедился в соверше..ой ошибке. 5. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее.

4. 1. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. 2. Уже совсем рас(с)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. 3. Сон одолел меня и я заснул в каком(то) бл..же(н)ном уп..ении. 4. Дожди прошли и ветры пр..гудели др..жал в ..знобе старый океан б..реговые раковины пели и чайки легкие н..слись в туман. 5. Лиса ст..новилась в дыбки изв..ваясь прыгала (в)верх и пр..падая на передние лапы рыла ими окутываясь сияющей серебрян(н)ой пылью а хвост ее мягко и плавно ск..льзнув ложился на снег красным языком пламени. 6. Скоро ли ты пр..несешь мне т..традь и когда мы пойдем в б..бл..отеку?

5. 1. М..дведь так полюбил Никиту что когда он ух..дил куда(либо) зверь тревожно нюхал воздух. 2. Подб..рали грибы и говорили и когда она спрашивала о чем(нибудь) то зах..дила вперед чтобы видеть мое лицо. 3. Я взд..хнул еще глубже и поскорее посп..шил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку. 4. По мере того как я рас(с)казывал он пр..х..дил в себя. 5. Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они соб..рались в г..стин(н)ой.

6. 1. Между тем чай был выпит давно запряжен(н)ые кони продрогли на снегу. 2. Обычай мой таков подписано и с плеч(..) долой. 3. Назвался груздем пол..зай в к..рзину. 4. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засм..ялось. 5. Вдруг я чу(в)ствую кто(то) берет меня за плеч.. и т..лкает. 6. (В)течени.. шести посл..дующих лет он (не)имел (ни,е)какой личной жизни вехами в его одн..образных буднях служили лишь прочитан(н)ые книги. 7. Молвит слово с.л..вей поет.

7. 1. Я разумеется обош..лся весьма бережно со стариком. 2. Глазами кажется хотел бы всех он съесть. 3. С..дитесь п..жалуйста. 4. Ты сказывают петь великий мастерище. 5. Срочное выполение работы вполне возможно. – Работа возможно будет выполнена в срок. 6. Однако пора прощаться. – Нам однако пора прощаться. 7. Наконец он приехал. – Можно наконец использовать эту площадку для игр. 8. Значит мы с вами обо всем дог..ворились. – Вык..рч..вка - значит удаление из земли пни вместе с корнями.9. Может быть мы больше не ув..димся. – Даже не вериться что в природе может быть так тихо.

В качестве контроля степени изученности данной темы на занятии избирается компьютерное тестирование «Языковые нормы современного русского языка», ряд заданий которого посвящено орфографическим и пунктуационным нормам.

Кроме того, если полученный за тестирование балл не будет превышать 10 баллов (из 20-ти возможных), то выполненные упражнения и тестовые задания для самоконтроля послужат отработкой тестирования.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ 3.6 «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ»[*]

1. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов /В.И. Максимов, В.А. Лукашев, Я.В. Лукина и др.; Под ред. В.И.Максимова.–М.: Гардарики, 2004.– 542 с.

2. Грамотный человек: Учеб. пособие /Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова – 2-е изд., исправленное и дополненное. –Тул. гос. ун-т. – Тула, 2006. – 160 с.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования /Н.С. Водина, А.Ю., Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта; Наука,1998, 2001, 2002. – 315с.

4. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы /Е.Д. Бердникова, А.Г. Петрякова. – М.: Флинта,2000. – 80 с.

5. Савко И. Э. Весь школьный курс русского языка: Учеб. пособие для учащихся ст.кл. и абитуриентов. – 3-е изд., испр. и доп.– Минск: Современный литератор, 2000. – 768 с.

6. Лемов А. В. Русский язык и культура речи: Подготовка к тестированию: Учеб. пособие /А.В. Лемов. – М.: Высш.шк., 2004.–264 с.

7. Бучкина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь