Урок 112. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 112. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей



Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- псмные имена существительные; учить подбирать примеры таких i нов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать Ьсциальную терминологию при определении части речи; само- цоительно подбирать имена существительные в каждую группу; I ос гавлять устный рассказ-описание по картине; работать с не- I колькими источниками информации.

Ход урока

CCLXXVII. Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

- Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинако­вое имя? Как их отличить? (По фамилии.)

Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рожде- Имм, также как имя.

Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.

Представьте такую ситуацию: два человека являются тез­ками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? {По отчеству.)

(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)

('лово отчество означает «имя по отцу». Человек получает от- Мство от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, Чьими сыновьями или дочерьми они являются.

Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запи­шите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.

Орфографическая минутка

[ — Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант (I — имена девочек.

| - Подчеркните орфограммы.

I - Какую орфограмму выделили во всех словах

CCLXXVIII. Самоопределение к деятельности

— К какой группе имен существительных относятся все эш слова?

— Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.

— Определите тему урока по упражнениям из словарной и ор фографической работы.

V. Работа по теме урока

Упр. 92 (с. 54).

(Выполняется в соответствии с заданиями.) Упр. 93 (с. 54).

(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются)

VI. Физкультминутка

Утром налесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.

VII. Закрепление пройденного материала

Упр. 96 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) Упр. 94 (с. 55).

(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивап их работу.)

VIII. Рефлексия

— Составьте из данных слов полные имена двух писателе II, Запишите в алфавитном порядке.

Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович.

(Фронтальная проверка, самооценка.)

XL. Подведение итогов урока

— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

III. Выполнить упр. 95 (с. 55).

IV. Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специ­альными справочниками или сайтами Интернета.

Урок 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- |н иные имена существительные; учить подбирать примеры таких | mm самостоятельно; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать i иоггвенные имена существительные; использовать специальную И'рминологию при определении части речи; самостоятельно подби- |М м. имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

— Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.

— Как написали приставки?

— Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.

V.Орфографическая минутка

— Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?

— Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении сво-

р|| фамилии.)

Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)

— Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?

XLI. Самоопределение к деятельности

» - Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.

 

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)

 

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... {Айболит).

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино.)

CCLXXIX. Как вы написали имена сказочных героев?

CCLXXX. Определите тему урока.

Работа по теме урока

Упр. 97 (с. 57).

(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записываю! с комментированием.) Упр. 99 (с. 58).

(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)

Физкультминутка

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, На четыре — руки вниз.

Закрепление изученного материала

Упр. 98 (с. 57).

(Самостоятельное выполнение.)

CCLXXXI. Как вы озаглавили текст?

CCLXXXII. В каких словах подчеркнули заглавную букву?

Рефлексия

Карточка

Добавь в группу слов одно имя собственное.

Карлсон, Кот в сапогах,....

«Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов»,....

Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский,...

(Фронтальная проверка.

Также можно использовать КИМы (тест 7, с. 26—27).)

Подведение итогов урока

CCLXXXIII. Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

CCLXXXIV. К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

CCLXXXV. Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?

CCLXXXVI. Какие книги вы любите?

CCLXXXVII. Дома вам надо написать об этом текст.

CCLXXXVIII. Какие умения примените?

Домашнее задание

Написать текст (два-три предложения) на тему «Моя любимая км ига».

Урок 114. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- псиные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рас- 1клз-повествование на определенную тему; самостоятельно оза­главливать текст.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

I - Отгадайте загадки, отгадки напишите в столбик со строч­ной буквы.

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые.

Ходят без завода,

Они птичьего рода. {Петух.)

Розовая спинка,

На спине щетинка,

Хвост крючком,

Нос пятачком. {Свинья.)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова.)

Гладишь — ласкается,

i luy^uintDIC pcupctuu I Г.И IIU [jyUUKUMy НЗЫКу.' ^ КЛЭСС

CCLXXXIX. Допишите к каждому слову кличку животного.

CCXC. Как написали имена собственные? 2. Орфографическая минутка

(Письмо под диктовку. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)

Вот деревня Дубки. Дядя Илья пасет коров на лугу. Бычок Буян жуе i травку.

Самоопределение к деятельности

CCXCI. Какие слова написали с заглавной буквы?

CCXCII. Что общего у этих слов?

CCXCIII. К какой группе имен существительных они относятся?

Работа по теме урока

Упр. 100 (с. 59).

(Выполнение с комментированием.) Упр. 101 (с. 59).

(Письменное задание выполняется самостоятельно. Рассказ проверяется сначала в парах, потом у доски. Проводится работ по подбору синонимов для устранения повторов в тексте, оцени вается уместность использования слов в тексте.)

Физкультминутка

На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два».

Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа

CCXCIV. Спишите предложения. Выберите нужную букву из скобок У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.

Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.

Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.

Тема (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.

VI!. Рефлексия

Карточка

Выпиши имена собственные.

Луна

Засыпала деревня Дубки. Гасли огни в домах. Рыжий кот Трошки спал на крыльце. Сережа и Галя спали крепким сном. Луна забралась в сад. Она осветила кусты. Наступила тишина.

I.

Дразнишь — кусается. (Собака.) урок 1 lb. Заглавная буква в географических названиях

(Взаи мопроверка.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.025 с.)