Цели и задачи мировой политики


От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.

Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.

Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

Субъекты мировой политики

В современной мировой политике действует большое коли­чество различных участников. Но до сих пор преобладающим оста­ется взгляд, что основными субъектами мировой политики явля­ются государства и группы (союзы) государств. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность прочих участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников международных отношений. Всё более важными субъектами становятся междуна­родные организации – основные организаторы общения государств. Международная организация – это объединение государств (в соответствии с международным правом и на основе международного договора), осуществляющее сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях.

Международные организации принято разделяют на два типа:

межгосударст­венные или межправительственные

неправительственные орга­низации

Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:


политические экономические военно-стратегические культурные

общественные идеологические научно-технические

Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни:

глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]),

надрегиональном (например, Движение неприсоединения),двустороннем (например, Россия – Франция).

Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительствен­ные организации имеют более сложную структуру, чем межгосу­дарственные. Они могут быть неправительственными, а мо­гут иметь смешанный характер, то есть включать и правительст­венные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число международных организаций посто­янно растёт.

Международные организации охватывают самые разные ас­пекты международных отношений. Они создаются в экономичес­кой, политической, культурной, национальной областях, имеют оп­ределенные особенности и специфику. В качестве примера различ­ных международных организаций можно привести:

Региональные организации (Ассоциация Госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономичес­кое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ)) Организации в области культуры и спорта (Международ­ный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО))
Профсоюзные организации (Международная Конфедера­ция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ)) Профессиональные организации: Международная Органи­зация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Крими­нальной Полиции (ИНТЕРПОЛ)
Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий Демографические организации (Международная Демокра­тическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодёжи (ВАМ))
Организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли (Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)) Организации в области отдельных отраслей мирового хо­зяйства (Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК))
Военные организации (Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС)) Различные организации в поддержку мира и солидарнос­ти (Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Между­народный Институт Мира)
Религиозные организации (Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК)) Политико-экономические организации, например: Органи­зация Африканского Единства (ОАЕ)
Экологические организации (Greenpeace)
         

Самую значительную роль в системе международных отно­шений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранно­го взаимодействия различных государств в поддержании ми­ра и безопасности, содействии экономическому и социальному про­грессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 госу­дарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отно­сятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

— МОТ (Международная Ассоциация Труда)

— МВФ (Международный Валютный Фонд)

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами куль­туры и науки)

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии)

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)

— Международный суд

Международные правительственные организации имеют боль­ше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются междуна­родные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, цель которых – получение прибыли. Они действуют через свои фили­алы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК об­ладают огромными экономическими ресурсами, дающими им пре­имущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК, по выбранному в ООН определению, – предприятия имеющие (вне зависимости от страны их происхождения и формы собственности на них (частная, государственная, смешанная)), определение в двух или более странах. Функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих проводить согласованную политику и общую стратегию. Важными субъектами мировой политики выступают религи­озные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, кото­рым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но всё же роль всех вышеназванных субъектов остается по­ка несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую ли­бо отдельно взятую социальную группу или политическую органи­зацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обес­печения суверенитета, безопасности, территориальной целостнос­ти, находятся в ведении именно государства. Политологи подчерки­вают, что государство — единственный общенациональный инсти­тут, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Го­сударства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно предста­вить как его способность, защищая собственные интересы, воздей­ствовать на другие государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Ещё недавно счита­лось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, во­енный потенциал страны во многом определяет её могущество и со­ответствующее положение на международной арене.

Коммунистическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.Первые попытки очертить идеалэтого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кам-панеллой, а в конце XVIII — начале XIX столетия — утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества — коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения этого социального идеала, сохранив возможность различного понимания места социализма в данном процессе, возможность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития.Знание законов позволяет безошибочно определить пути преобразования общества. Схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии, а следовательно и жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму вы­двигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Малореалистичным представляется сам коммунистический идеал, в котором первая фаза коммунизма - социализм рассматривается как переходный этап ко второй фазе - собственно коммунизму. Наиболее существенный недостаток, который обнаруживает коммунистическая теоретическая конструкция, состоит в игнорировании природы человека, естественного неравенства людей, а также в игнорировании объективной тенденции общественного прогресса, состоящей в нарастании многообразия социальных интересов и форм разделения труда. В основу же модели коммунистического общества положен принцип монизма, предполагающий преодоление экономического, социального, политического и духовного многообразия интересов и потребностей. Критерием прогресса форм экономической, социальной, политической и духовной жизни признается их соответствие интересам самого передового класса - пролетариата. Считается, что установление общественной собственности на средства производства автоматически ликвидирует все формы социального неравенства. Политический идеал коммунизма - общественное самоуправление, предполагающее поголовное участие населения в процессе принятия управленческих решений. Идея непосредственного участия масс в управлении игнорировала опыт западных демократий и тенденции разделения и специализации общественного труда, который свидетельствовал об углубляющейся специализации и дифференциации политических ролей и функций в сфере управления. Это предполагало наличие управленческих знаний и навыков, профессионализма, вместо которых в коммунистической теории культивируются идеологическая преданность и классовая непримиримость.Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы типа «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Наиболее важным механизмом, интегрирующим различные элементы социальной системы, признается коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций как направляющей и руководящей силы она должна превратиться во властную структуру, срастись с государством.В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты его политико-идеологической эволюции. Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализмамаоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, особенно во времена «культурной революции».

 

Законодательная власть

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства" (Конституция Японии 1947 г., ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

Как отмечает Д. Локк "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции. парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

Согласно Конституции Республики Беларусь , « Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»

Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.

Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).

По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

- при отказе в доверии Правительству;

- двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;

- на основании Заключения Конституционного Суда Республики

Беларусь.

Парламент не может быть распущен:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние 6 месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности;

- в течение года со дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение 5 месяцев со дня первого заседания).

«Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь. После опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет Республики с предложением подготовить и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.

Действительно, порядок выборов депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. »

А теперь рассмотрим Порядок принятия законов в Республике Беларусь.

«Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава палат:

- после принятия закона Палатой представителей он в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным - 10 дней;

- в случае отклонения Советом Республики законопроекта палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе из состава депутатов палат;

- текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, должен быть представлен на одобрение обеих палат;

- если согласительная комиссия не смогла принять согласованный текст законопроекта, то Президент либо по его поручению Правительство, могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение, причем в этом случае закон считается принятым, только если за него проголосовало не простое, а квалифицированное большинство депутатов Палаты представителей;

- закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Однако, если он в течение 2 недель не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии;

- Президент может наложить «вето» на законопроект. В частности, при несогласии с текстом закона Президент со своими возражениями может возвратить закон в Палату представителей. В этом случае в течение не более 30 дней Палата обязана рассмотреть закон заново. Однако закон принимается уже не арифметическим, а квалифицированным большинством депутатов Палаты;

- если законопроект был принят, то в течение 5 дней он направляется на рассмотрение в Совет Республики. Здесь он считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики;

- в результате, если «вето» Президента преодолевается, то закон представляется Президенту на подпись, который должен это сделать в течение 5 дней. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок;

— если имеются возражения Президента лишь на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования, то до вынесения окончательного решения палатами закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента;

- как уже отмечалось выше, право законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит Президенту, депутатам обеих палат Парламента, Правительству и гражданам в количестве не менее пятьсоттысяч человек. Но законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение
расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия
Президента, либо по его поручению - Правительства;

- наконец, законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине являются программными и поэтому считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат;

- законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок;

- согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда он смягчает наказание или отменяет ответственность граждан.»

Декреты Президента Республики Беларусь:

Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента Республики Беларусь.Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь;

- толкование Конституции;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан;

- право изменения закона о полномочиях на издание декретов;

- право принимать нормы, имеющие обратную силу;

В силу особой необходимости Президент по своей собственной инициативе, либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, также имеющие силу законов. Однако эти временные декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе палаты парламента. Временные декреты могут быть отменены депутатами палат не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

 

 

Исполнительная власть

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны"

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

Согласно гл. 8 Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать «постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, ввоза и вывоза товара, валюты, охраны природы и окружающей среды и др.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

«Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республике Беларусь – центральный орган государственного управления .»

Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции)

Президент назначает на должность :

-Премьер-министра;

-заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь (такими же полномочиями обладает Президент Молдовы - ст. 83 Конституции). Правительство обязано информировать Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.

Правительства несет ответственность перед парламентом. Парламент дает:

-согласие на назначение Президентом Премьер-министра дает Парламент в лиц Палаты представителей;

- в течение 2 месяцев после своего назначения Премьер-министр обязан представить для обсуждения Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представить повторную в течение двух месяцев (вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы).

- Парламент в лице Палаты представителей может отклонить или одобрить программу деятельности Правительства. Причем повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству (вотум недоверия Правительству инициируется не менее I /3 депутатов палаты от полного ее состава). В этом случае Правительство заявляет Президенту о своей отставке.

Национальное собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющему право отменять постановления Правительства, а также в Конституционный Суд, который может принять заключение о частичном или полном несоответствии Конституции .»

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

 

Судебная власть

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Подобно тому как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель».

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь