Специфические признаки партии

Научное толкование политической партии позволяет отличать этот социальный институт от других организаций, участвующих в политическом процессе. Этому служат предложенные американским политологом Дж. Ла Паломбарой четыре специфических для партии признака. С некоторыми комментариями и дополнениями они выглядят так:

1) партия есть носитель идеологии или общих ценностных ориентиров;

2) партия – это организация, т.е. достаточно устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающей местные организации, поддерживающие связи с центральными органами;

3) цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней, что характеризует партию как собственно политическую организацию и отличает ее от групп давления;

4) партия стремится обеспечить себе поддержку со стороны народа, в том числе в таких основных формах, как активное членство и голосование избирателей на выборах.

Определение партии

На основе обобщения этих и других признаков, различных научных подходов можно предложить следующее определение: Политическая партия это основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение людей,представляющее интересы определенных общественныхклассов, групп и слоев и стремящееся к их реализации

Путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Функции партии

Партия – организация полифункциональная. Через функции раскрывается ее социальное назначение, место и роль в

политической системе. Принимая во внимание большое количество функций, разнообразие их классификаций, в том числе на общественно-политические и правительственные,

выделим следующие:

четкое формулирование и публичное выражение (артикуляция) общественных интересов, установление субординации между ними, соотнесение с реальными возможностями их осуществления и выдвижение на этой основе конкретных политических требований (агрегация);

опосредование (партия как посредник) отношений между обществом и государством, что проявляется в различных формах: 1) в период выборов партии, ведущие избирательную кампанию, обращают внимание на разные проблемы, стоящие перед органами государства, и указывают пути их решения; 2) после выборов, в зависимости от того, правящая это партия или оппозиционная, выявлением общественно-значимых проблем и путей их реализации партии

добиваются поддержки деятельности властных структур или сигнализируют о непопулярных решениях, выступая за смену государственного руководства;

разработка программ, политических доктрин, которые становятся не только основой деятельности партий, но в случае прихода той или иной партии к власти и превращения ее в правящую определяют принципиальное содержание и основные направления деятельности органов государства;

формирование политической элиты, кадрового состава системы государственного управления из числа лидеров, активистов партии или лиц, которых партия «одаривает» своим доверием;



политическое просвещение и политическая социализация граждан, формирование общественного мнения, что выражается в осмыслении актуальных проблем социальных

отношений и доведении полученных выводов до сознания граждан через непосредственные контакты с ними, государственные и негосударственные средства массовой информации, различные формы и методы своей деятельности: митинги, мероприятия пропагандистского характера, петиции, демонстрации;

участие в выборах посредством в первую очередь выдвижения кандидатов, проведения агитационной кампании, представительства в избирательных комиссиях.

Можно предложить и иную краткую схему функций: организаторская, интеграционная, реализационная (властвующая, управляющая), контрольная (в случае, когда партия в оппозиции), сигнализирующая.

Структура партии

Структура политической партии в зависимости от типа последней может включать в разном сочетании несколько элементов: 1) избиратели, голосующие за партию; 2) сторонники, симпатизирующие данной партии; 3) члены партии; 4) партийный актив; 5) партийный аппарат; 6) руководство партии, в том числе: а) партийные лидеры; б) парламентская фракция.

Кроме этих элементов, следует учитывать группы, которые по отношению к партии выступают как группы давления, выражающие интересы определенной среды, общественных организаций, или, нередко, в виде спонсоров, что характерно для отношения профсоюзов в Великобритании и Норвегии к социал-демократическим партиям благодаря принципу коллективного членства.

 

Классификация политических партий.

Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.

Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.

Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.

Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.

Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.

Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.

По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.

По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.

Классификация партий

Современной политической наукой разработана сложная классификация политических партий. Для этого использованы различные критерии: социальная опора, характер членства, место в политическом спектре, представительство во власти и отношение к ней и ее политике, идейные основания и ряд др. По первому из названных критериев можно выделить партии, представляющие интересы: 1) отдельных классов (рабочие, крестьянские, буржуазные, помещичьи); 2) отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции,

предпринимателей, директоров); 3) нескольких классов и социальных групп. Характер членства дает возможность установить отличия кадровых, массовых и электоральных партий.

В зависимости от места в политическом спектре, политической ориентации выделяются левые, центристские и правые партии. По представительству в высших органах государственной власти, отношению к правящему режиму классификация партий выглядит следующим образом: правящие (монопольно или в составе коалиции) и оппозиционные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, легальные и нелегальные. Эти и другие классификации характеризуют политические партии с разных сторон. Каждая реально действующая партия может сочетать в себе черты многих типов партий.

 

Типы политических партий.

В зависимости от классового характера, от своей организационной структуры, от господствующих в ней идейно политических концепций и установок партии можно классифицировать следующим образом:

1. по классовой природе: а) партии классовые рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. д.; б) партии межклассовые рабоче-крестьянские, националистические, революционной интеллигенции и т. п.

2. в зависимости от типа организационной структуры: а) партии кадровые; б) массовые жестко или гибко организованные.

3. в зависимости от господствующих в них идейно-политических концепций и установок: а) реформистские; б) консервативные; в) реакционные; г) либеральные; д) контрреволюционные.

4. согласно месту, которое занимают в системе власти: а) партии легальные или нелегальные; б) доминирующие: правящие или не правящие; в) авторитетные; г) маловлиятельные; д) оппозиционные; е) левые, центристские, правые. 5. по средствам политической деятельности: а) преимущественно парламентские; б) преимущественно непарламентского действия.

6. по отношению к форме государственного устройства: а) унитарные; б) федеральные; в) сепаратистские.

7. по способу возникновения и деятельности: а) самостоятельные, возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан; б) проправительственные, созданные сверху; в) электорально парламентские; г) возникшие на базе различных социальных группировок.

Наиболее распространена следующая классификация:

1. Многопартийные системы: - полная многопартийность; - умеренная многопартийность. 2. Двухпартийные системы: - несовершенная двухпартийность; - совершенная двухпартийность. 3. Многопартийные системы с господствующей партией: - господствующая партия; - сверхгосподствующая партия.

Многопартийные и двухпартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от трех (в Бельгии, Германии, Австрии) до 98 в современной России и до 500 партий в странах СНГ.

Многопартийность необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Многопартийные системы, не смотря на очевидные достоинства, имеют и определенные недостатки. Так, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свою избирательную опору. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых их действий. Многопартийность может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств обычно ведет к нестабильности. Свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Вместе с тем, указанные недостатки можно устранить, если сформировать две большие партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте. Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Двухпартийная система в определенной степени стабилизирует правительство, так как партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Она упрощает процесс обобщения близких интересов, переводя их на уровень программ, делает ненужным посредничество.

Двухпартийная система так же имеет ряд недостатков. В деятельности такой партии большое внимание уделяется на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против чего-то и избиратели голосуют против кого-то. При двухпартийной системе перестает существовать политический центр. Если появляется вторая левая партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для правой партии.

В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Партия превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не вправе не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной и контролирует все виды активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.

Основные достоинства единственной партии:

- единственная партия позволяет сочетать необходимое единство и рациональное многообразие;

- лучше справляется с экономическим и социальным обновлением, привлекает для этого разнообразные силы и резервы общества;

- отражает совпадение интересов различных социальных групп.

Опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система оказалась неустойчивой. Довольно быстро она приходит к трудностям и к кризису, который сопровождается идейными, моральными потрясениями. Единственная партия препятствует разделению властей, рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашается с официальными версиями. Происходит ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Все это нарушает сам принцип представительности власти, разделения властей, политическая система поглощает все гражданское общество. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правившую партию, а вместе с ней и созданные ею для себя политические структуры. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что большее число политических партий не означает большую степень демократичности общества.

Современное состояние политических партий полно противоречий и трудностей. Во-первых, в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических.

Многие компартии в начале 90х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили название. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности коммунистических, социал-демократических партий на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы; забастовки, стачки и другие формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики основное место уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, создаются более гибкие системы управления. Многие партии отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, сократили штатный аппарат. Организация современной партии должна быть гибкой, динамичной, меняться по мере изменения политических условий и политических задач партии. Обновление партий дело нелегкое, приходится учитывать и многолетние традиции и масштабность самого партийного механизма, не допускающего резкие повороты и изменения. Однако, без существенного обновления нет дальнейшего развития и обновления партийных форм и правил игры будет продолжаться.

Партийные системы.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими общественными институтами.

В основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия:

характер связей между государством и обществом ( тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы);

количественный характер ( однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы).

КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.

Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются следующими чертами:

-каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от других политических партий;

-такая система более типична для парламентской формы правления;

-чаще всего при такой партийной системе одна партия не в состоянии победить на парламентских выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями;

-многие политологи считают, что укреплению многопартийной системы способствует пропорциональная избирательная система .

У многопартийной системы в силу перечисленных черт имеется ряд вполне очевидных достоинств и недостатков. В несколько упрощенном виде это будет выглядеть следующим образом:

«+» многопартийная система создает основы для полицентризма власти;

«+» у граждан большие возможности выбора между программами;

В целом такая система удобна для тех стран, где устоялись партии, электорат, отношения между партиями (Франция, Италия, Испания).

«-» многопартийная система хуже выполняет функцию агрегирования (обобщения) интересов. Наличие многих политических партий приводит к тому, что они начинают ориентироваться на отдельные группы граждан и сужают круг требований для получения их поддержки этими группами.

«-» избиратель, голосуя за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге, так как небольшие партии вступают в коалиции в представительном органе, он голосует как бы за «полуфабрикат» программы;

«-» многопартийность нередко ведет к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опереться правительство. Часто формируются коалиционные правительства, где возникают конфликты (например, в Италии, где существует такая система, порой менялось до 4-5 правительств в год).

«-» неумеренная многопартийность не способствует интеграции общества, поскольку партии порой представляют несовместимые даже по основным ценностям программы.

Умеренная многопартийность (выделять ее предложил французский политолог Р-Ж Шварценберг) характеризуется тем, что в государстве существует большое количество партий, но они склонны заключать между собой долговременные союзы, которые выступают в качестве субъектов партийной борьбы. Классическим примером здесь может служить Франция, где традиционно существует блок левых и блок правых.

Двухпартийная система.

О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две крупных партии, каждая из которых имеет шанс завоевать большинство на выборах. Классический пример – США (кстати, американцы утверждают, что это самая стабильная система)

Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность существования еще нескольких мелких партий.

Французский политолог Ж. Шарло выделяет совершенную и несовершенную двухпартийность.

Совершенной двухпартийностью он считает такую партийную систему, при которой две политические партии в сумме собирают более 90% голосов на выборах. (такая система существует в Великобритании).

Несовершенная двухпартийность – это так называемая «система двух с половиной партий", когда две ведущие партии собирают на выборах менее 90% голосов), поэтому победа зависит от третьей более мелкой партии ( от того, к кому она примкнет).

Итак, рассмотрим основные преимущества («+») и недостатки («-») данной системы:

«+» двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов граждан. Чтобы завоевать большинство, каждая партия уже не может ориентироваться на узкие социальные слои, в программы включаются весьма обобщенные требования, поэтому различия в них сглаживаются.

«+» избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт.

«+» двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система.

«+»двухпартийная система, как правило, ориентирует общество на одни и те же ценности (поскольку каждая партия стремится консолидировать под своим знаменем все общество), тем самым происходит интеграция социума, сближаются позиции различных социальных групп.

«-»при двухпартийной системе в своей агитации партии нередко делают акцент на критике оппонента, а не на содержательной части программы.

«-»большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики.

«-» отсутствие серьезных различий в программе партий, претендующих на охват всего общества, снижает возможность выбора для граждан

«-» некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются

3) Многопартийная система с доминирующей партией.

Согласно Морису Дюверже, такая система характеризуется двумя основными чертами:

Одна партия явно опережает своих конкурентов в течение длительного времени.

Партия стремится отождествить себя со всем обществом.

В такой системе есть свое преимущество – она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. Но есть и не менее очевидные минусы: отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем определенных слоев населения (интересы которых отражают мелкие партии)

НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.

К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам.

Тут тоже могут быть многопартийные системы . Но за одной из партий в Конституциях таких стран закреплялась руководящая роль, что сводило конкуренцию на нет.

Объективно неконкурентной является однопартийная система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат.

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь