Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Изменения в социальной структуре общества.

Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам.

Изменения в политической системе общества.

Для демократического политического режимахарактерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.

Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип "позволено все, что не ведет к смене власти". Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.

Рассматривая политические режимы, следует обратить внимание на следующий фактор. Чем менее демократический характер носит режим, тем больше сходства в его проявлениях в различных странах, и наоборот, чем больше демократичности, тем больше различий. Особенно похожи тоталитарные режимы, независимо от того, на какой почве они рождаются: социализма или фашизма.


 

Государство: понятие, признаки и место в политической системе.

Государство выступает центральным элементом любой политической системы. Оно придает ей определенную

целостность и устойчивость, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и осуществляет руководство им, используя его ресурсы. Государство представляет собой определенную социальную форму, в которую облекаются общезначимые интересы индивидов, групп, обществ и представляет способ их осуществления.



Признаки гос-ва:

1) Наличие особой группы людей, занятых управлением общ-ва и защитой его экономич. И соц структурой.

2) Монополия на принудительную власть в отношении лиц, проживающих на территории гос-ва.

3) Суверенное право издания законов, норм, правил, обязательных для исполнения всего населения.

4) Организация власти по определенному территориальному делению.

5) Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества.

6) Монопольное право на взимание налогов и сборовс населения, на формирование общенационального бюджета.

Происхождение и сущность государства

Существуют различные теории возникновения и развития государства: 1) теологическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняются и санкционируются волей сверхприродного существа; 2) патриархальная (английский мыслитель ХVIII в. Р.Филмер), согласно которой государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти: государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой во имя всех и ко всеобщему благу; 3) теория общественного договора, оформившаяся в ХVII-ХVIII вв. (авторы Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Теория общественного договора исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными; 4) в ХIХ широкое распространение получила силовая концепция. Государство рассматривалось как организация господства победителей над побежденными (авторы К.Каутский, Л.Гумплович); 5) экономическая теория (Платон, Сен-Симон). Государство рассматривается как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования. Изменения в области экономики приводят к общественному разделению труда и появлению государства; 6) классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Согласно ей способ производства материальной жизни (базис) обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей (надстройка). Государство возникло в силу общественного разделения труда, появления

прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами; 7) органическая теория происхождения государства (возникла в ХIХ в., автор английский теоретик Г.Спенсер), согласно которой оно рассматривается как результат постепенной эволюции общества.

Государство можно определить как универсальную политическую организацию, осуществляющую суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирующую их взаимоотношения на основе права и с помощью специального аппарата.

Любое государство выполняет определенные функции.

Функции государства могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от значения они подразделяются на основные и неосновные; по продолжительности действия делятся на постоянные, осуществляемые на всех этапах развития государства и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер; в зависимости от сферы проявления – на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

политическая, состоящая в обеспечении политической стабильности, выработке общезначимого политического

курса, осуществлении властных полномочий, гарантий прав и свобод личности;

экономическая, которая включает организацию, координацию и регулирование процессов в экономике, используя для этого налоговую и кредитную политику, определенные санкции и стимулы экономического роста;

правовая, находящая выражение в обеспечении правопорядка, защите социально-политического строя от дестабилизирующих и разрушительных действий экстремистов, установлении правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан;

социальная, которая направлена на удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности;

культурно-воспитательная, образовательная, информационная.

Среди внешних функций выделяют следующие:

• оборона страны, заключающаяся в обеспечении безопасности, суверенитета, территориальной целостности

страны;

• сотрудничество с другими государствами, находящее выражение в установлении и развитии взаимовыгодных экономических, политических, культурных, торговых и иных связей и отношений;

• поддержание мирового порядка, участие в делах мирового сообщества с целью обеспечения наиболее благоприятных условий развития для собственной страны и решения проблем, требующих совместных усилий.

Содержание и полнота реализации этих функций, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, детерминированы типом общества, политической системой, политическим режимом, формами государственного правления и устройства.

Для реализации вышеобозначенных функций формируется государственный механизм, представляющий собой

комплекс специальных органов и учреждений. Вместе с тем для него характерна определенная степень сложности, многообразие составляющих его частей и подсистем. Основными элементами современного государственного механизма обычно выступают: система представительных учреждений, исполнительно-распорядительные органы, надзорно-контрольные инстанции, судебная система, органы охраны общественного правопорядка, государственной безопасности, вооруженные силы.

Развитию современных государств присущ ряд тенденций:

• превращение в демократические, правовые;

• демократическое ограничение суверенитета государств, который перестает быть абсолютным, что обусловлено взаимозависимостью стран;

• повышение роли государства как интегративного и регулятивного инструмента общества;

• активизация гражданского общества и усиление его контроля над государством;

• создание экономических, политических, военных объединений и союзов;

• распад и крушение ряда государственных образований (СССР, ГДР, Югославия, Чехословакия).

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь