Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению?

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

Несколько таких советов приведены ниже:

· Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

· Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.

· Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.

· Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.

· Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).

· Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

 

Задание8. Ознакомьтесь с формулами речевого этикета. Запомните и применяйте в речи. Используя формулы речевого этикета, подготовьте примеры знакомства и представления.

Этикет предписывает следующие формулы:

— Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться.( Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.Позволь (те) познакомиться.Давай (те) познакомимся. Будем знакомы.

Хорошо бы познакомиться).

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формы:

— Позвольте (разрешите) представиться.Моя фамилия Досболов (Я,Камкоров)

— Мое имя ЕрланБауржанович(ЖанибекСултанович,ЖанеркеТолегеновна)

Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:

— Как ваша (твоя) фамилия?(Как ваше (твое) имя?Как ваше (твое) отчество?Как вас (тебя) зовут?).

 

Задание9.Запомните формулы делового этикета. Выразите благодарность, сделайте замечание, предупреждение, обратитесь с просьбой, используя приведенные примеры речевых клише делового этикета.

 

Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Айзере Ханболатовне за отлично организованную выставку.

— Фирма (деканат, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за …

— Должен выразить заведующему кафедрой (свою) благодарность за …

— Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность …



За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принять благодарить со словами:

— Я благодарен вам за то, что …

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

— (Я) очень (так) благодарен вам!

Замечание, предупреждение:

— Фирма (деканат, ректорат, администрация) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) …

— К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

— Если вам не трудно (вас это не затруднит) …

— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите …

— (Не) могу ли я попросить вас…

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…

Задание10. Рассмотрите ситуацию. Предложите свои варианты продолжения беседы. Разыграйте его. Ответьте на вопросы.

Вы знаете тему предстоящей беседы, но своего собеседника встречаете впервые. «Как пройдет беседа, какие она даст результаты?- невольно задумываетесь вы. «Что я знаю: фамилию, должность, учреждение и тему беседы. Вот и все».

Итак… Посетитель входит в комнату и называет себя. Вы встали из-за стола и пригласили своего собеседника напротив вас, например, у стола заседаний.

?Из чего складывается первое впечатление о незнакомом человеке? В силу каких причин один человек вызывает у вас доверие, а другой – настороженность, хотя вы о них ничего не знаете?

 

Задание11. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

Искусство общения врача

Гиппократ писал: «В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить». Доктор богословия ФрансисМайнаб писал: «При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться».

Профессионализм врача определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение врача общаться определяет его взаимоотношения с больным, только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, нс порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

(Дж. Мерта.Справочник общей практики - М.: Практика,1998. -1230 с.)

 

? Какие три составляющие медицины выделял Гиппократ? Как вы думаете, прав ли доктор богословия? Выразите свое согласие (несогласие) с мнением Фр.Майнаба. Чем определяется профессионализм врача?

 

Задание12.Прочитайте. Составьте по данному образцу диалог.

Пациент: Вы не могли бы мне поподробнее рассказать о составе витаминного препарата “Компливит”?

Врач: Да, конечно. “Компливит” - это витаминно-минеральный комплекс, содержащий основные витамины и жизненно необходимые минералы. Это витамины А, В1, В2, В6, В12, С, Е, Р, РР и другие. Микроэлементы железа, меди, кальция, кобальта, марганца, цинка, магния. Из отечественных витаминных комплексов “Компливит содержит самое большое количество витаминов и микроэлементов.

Пациент: Спасибо за консультацию.

 

Задание13.Работа по мини-группам. Каждая из групп должна доказать свою точку зрения на один из предложенных аргументов:Успех человека зависит: 1. От профессиональных знаний и умения общаться с людьми. 2.«Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры врача». 3. Дейл Карнеги: « Успехи того или иного человека в любой сфере или деле на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми».

Задание 14.Используя основные принципы делового общения, составьте ситуативные диалоги на одну из тем: «На приеме у врача», «В поликлинике», « Осмотр пациента».

Задание5.Подготовьтесь к ролевой игре: «Устройство на работу. Собеседование».

 

VI. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц — Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль:

1. Какие речевые формулы являются формулами знакомства и представления

1. Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться.

2. Я хотел бы извиниться перед вами

3.Позволь (те) познакомиться

4.Давай (те) попрощаемся

5. Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность

2. Какие формулы делового этикета используются при выражении благодарности

1. ректорат выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за …

2.Должен выразить заведующему кафедрой (свою) благодарность за …

3. Я огорчен вашим поведением …

4. Прощу прощения за опоздание..

5. Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) …

6. Позвольте представить вам гостя…

3. Какие формулы делового этикета содержат обращения с просьбой

1.Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

2.Если вам не трудно (вас это не затруднит) …

3. Разрешите представить вам …

4. Прошу извинить за неудобства…

5. (Я) очень (так) благодарен вам …

6. Вынужден отказать вам …

4. Какое окончание пропущено в словосочетании восточн… медицина

1) ый

2) ое

3) ий

4) ая

5) ее

5. Какое словосочетание является переводом словосочетания ежелгі медицина

1) современная

2) древняя

3) народная

4) восточная

5) китайская

6. Качества личности врача, формирующ… эмоциональный контакт, оценивались пациентами особенно высоко. Какое окончание пропущено в предложении

1) Ее

2) Ая

3) Яя

4) Ие

5) Ий

7. Какое словосочетание является переводом словосочетания дәрігерлік әдептілік

1) Врачебная тайна

2)Врачебная этика

3)Врачебный осмотр

4)Врачебная помощь

5) Врачебное вмешательство

8.Умение общаться с больными - искусство, … начинает формироваться еще в процессе обучения в медвузе.Какой союз (союзное слово) пропущено в предложении

1) Который

2) Которая

3) Которым

4) Которое

5) Которого

9. Словосочетания, которые указывают на невербальные средства общения

1) речевая культура

2) экспрессивные жесты

3) мимические реакции

4)внешний вид врача

5)особенности его речи

6) этические нормы

10.Какое словосочетание является переводом словосочетания дәрігердің бақылауы

1) Контроль врача

2) Наблюдение врача

3) Помощь врача

4) Вмешательство врача

5) Назначение врача

11. … пациент доверяет своему врачу, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. Какой союз (союзное слово) пропущен (о) в предложении

1) Когда

2) Чтобы

3) Если

4) Как

5) Где

12. Какое словосочетание является переводом словосочетания алгашқы көмек

1) экстренная помощь

2) быстрая помощь

3) своевременная помощь

4) скорая помощь

5) первая помощь

13.Какое словосочетание является переводом словосочетания созылмалы ауру

1) опасное заболевание

2) тяжелое заболевание

3) продолжительное заболевание

4)хроническое заболевание

5) заразное заболевание

14.Какое словосочетание является переводом термина диетотерапия

1) емханалык көмек

2) тағамменемдеу

3) емханалықемдеу

4)суменемдеу

5) балшықпен емдеу

15. Какое словосочетание является переводом словосочетания жағымдыәсер

1) хорошие эмоции

2) негативные эмоции

3) отрицательные эмоции

4) положительные эмоции

5) позитивные эмоции

 

ЗАНЯТИЕ №30

I. Тема:Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенны коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.

II.Цель:Дать понятие о культуре устной речи. Ознакомить с основными языковыми нормами (лексическими, морфологическими, синтаксическими).

III.Задачи обучения:Коммуникативно- аксиологическая компетенция:сформировать и развить навыки нормативного употребления устной речи в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью в зависимости от речевых ситуаций.

IV. Основные вопросы темы:культура устной речи, грамматические нормы устной речи, виды ошибок устной речи, коммуникативные качества речи.

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: объяснение теоретического материала, демонстрация лексической сочетаемости слов, выполнение тренировочных упражнений.

Наглядный:использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра

 

Задания по теме

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Аспект (лат.взгляд, вид)- точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка в речевой деятельности.

Этический аспект культуры речи - знание и применение правил языкового поведения в конкретных речевых ситуациях.

Речевая деятельность – это говорение, слушание, чтение, письмо.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.

 

Задание1.Прочитайте текст. Определите тему и сформулируйте основную мысль текста. Составьте сиквейн к ключевому словосочетанию текста коммуникативные качества речи.

Коммуникативный аспект культуры речи – особенность

функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Коммуникативные качества речи включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя. К ним относятся: правильность, точность, богатство, чистота речи.

Этический аспект культуры речи предусматривает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.)

Речевая культура – показатель профессиональной пригодности для дипломатов, учителей, журналистов, врачей и др. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

 

Задание2. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания.

В речевом общении объединяются в целостный акт речевая деятельность в двух ее видах (говорение-слушание и письмо-чтение), речь как способ передачи мыслей посредством языка, язык – система знаков, обозначающих действительность.

Каждому акту речевой деятельности предшествует возникновение мотива речи – ради чего я говорю.

Устная речь – это ситуативно мотивированный процесс. Ситуация создает мотив каждого разговора; потребность в чем-нибудь и просьба, вопрос и ответ, высказывание и возражение, непонимание и разъяснение и т.п.

Диалогическая устная речь предполагает знание собеседниками реалий действительности, зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, восприятие интонационной стороны речи и характеризуется более свободным отношением к литературной норме.

Письменная речь – это речь без собеседника, поэтому она развернута, ориентирована на максимальную понятность для читающего и характеризуется строгим соблюдением литературной нормы.

?Какие виды речевой деятельности участвуют в общении? Что такое речь? Что такое язык? Что предшествует каждому акту речевой деятельности? Чем характеризуется устная речь?

 

Задание3. Прочитайте выразительно текст. О чем он?

Учиться говорить и писать

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль. (Д.Лихачев)

? Почему за своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно? Как нужно говорить, чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком? Каково второе правило при устном выступлении?

 

Задание4. Восстановите ответные реплики вопросно-ответных диалогов. Составьте устно данный тип диалога.

А. – Простите, когда состоится презентация вашего медицинского центра?

-…..

Б. – Вы говорите, он(а) –лучший(ая) врач года. А почему именно он(а)?

- …..

Задание5.Прочитайте запись телефонного разговора. Что вы можете сказать о возрасте и отношениях говорящих. В какой сфере общения происходит данный вопросо-ответный диалог: бытовой, социально-культурной, профессиональной?

- Привет, дружище! Это Мурат, узнал?

- Здорово! Давненько ты мне не звонил. Рад, рад тебя слышать.

- До тебя не дозвониться – всегда «занято».

- Да это моя сестра постоянно висит на телефоне.

-Давай махнем за город на выходные на озеро?

- Я согласен. А как добираться будем?

- Выйдем на шоссе и будем голосовать, кто-нибудь подбросит.

-Да, так быстрее и дешевле. Зачем лишний раз сорить деньгами?

- Тогда до встречи в субботу!

- Пока, до встречи.

Задание6.Прочитайте.Составьте по данным образцам диалоги.

А.Пациент:Доктор, вы мне выписали препарат “Конкор” и предупредили, что он только-только появился в аптеках. А что это за лекарство?

Врач: Конечно! Это препарат – последняя новейшая разработка фармацевтической компании “Никомед”. Он отличается от других препаратов этой группы продолжительностью действия – 24 часа, его можно принимать 1 раз в сутки, у него отсутствуют такие побочные действия, как брадикардия и бронхоспазм.

Б.Пациент: Доктор, вы мне прописали антибиотик “Амоксицилин”. Как его принимать?

Врач:Вы должны его принимать 4 раза день по 1 таблетке до еды. Но антибиотики всегда пьют с противоаллергическими препаратами. Возьмите “Кларитин” - он длительного действия и не вызывает сонливости. С антибиотиками обязательно надо принимать поливитамины. Я Вам рекомендую взять “Алфавит”, например. Кроме этого, антибиотики влияют на микрофлору кишечника. Поэтому после лечения амоксицилином пропейте “Линекс”. Он способствует восстановлению микрофлоры.

Пациент:Спасибо большое за консультацию.

Задание7.Продолжитедиалоги, вместо точек вставляя подходящие реплики,

следующим образом: 1)удивитесь сказанному; 2) уточните утверждение; 3) опровергните.

1)- Мне удалось побывать в новой клинике.

- ….

2)- Я получила полезную информацию о БАДах.

- …

3)- Считаю, что не следует увлекаться БАДами.

-….

Задание8. Ознакомьтесь. Что вы узнали о технике речи? Что включает техника речи? Какова ее роль в речевой деятельности? Для чего необходимо овладение техникой чтения?

Техника речи

Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи.

Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью.

Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.

Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение.

Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности.

Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи.

Задание9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.

Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.

Задание10.Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?

Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?

Врач: Да, правильно, эта.

Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.

Врач: Можно и эту настойку.

Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?

Врач: Конечно, срок годности не истек.

Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?

Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.

Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?

Врач: Пожалуйста!

Задание11.Ознакомьтесь с текстом. Что вы узнали о понятии «речевое поведение»? Каковы его особенности?









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь