Этические нормы речевой культуры


Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем стали называть придворный церемониал. Для обозначения совокупности принятых правил определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол.

Все большее распространение в профессиональной сфере получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения, в котором учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы, обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми, так называемых лингвоинтенсивных профессий, имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

?Что понимается под речевым этикетом?Что представляет собой деловой этикет?Как определяется профессиональная пригодность человека?Чему способствует владение речевым этикетом?

 

Задание 2.Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста. Соответствует ли название текста его содержанию? Если да, то почему? Обоснуйте ответ.

 

Особенности делового общения

Быстрые темпы интернационализации экономики Казахстана, ее глобализация, новые электронные средства коммуникации приводят к значительному расширению международных контактов, тесному взаимодействию между представителями деловых кругов разных стран и континентов.

У каждого народа сложились свои традиции делового общения, которые находят выражение в ритуалах, поведении, жестах, мимике, движениях, языке, образе мыслей и т.п.Каждый народ создал свою речевую систему правил речевого поведения. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.



Условно деловые культуры мира исследователями разбиты на три типа: моноактивные, полиактивные и реактивные.

В моноактивных культурах принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент.

К типичным представителям такой культуры относятся американцы, англичане, немцы, швейцарцы, шведы, датчане и др. Они считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших результатов.

К полиактивным культурам принадлежит подвижные общительные народы (итальянцы, латиноамериканцы, арабы, и др.), которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их до конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Полиактивных людей не очень заботит пунктуальность. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком, поэтому легко перестраиваются и часто меняют последовательность выполнения работ.

В полиактивной культуре, как и в моноактивной, основным способом коммуникации является диалог.

Реактивные (слушающие) культуры придают наибольшее значение вежливости и уважению. Представители этих культур – жители Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи, Турции, Финляндии – предпочитают молча и спокойно слушать собеседника.

 

?Приведите примеры национальных особенностей речевого этикета народов, проживающих в РК. Какие сходства и различия вами обнаружены? К какому типу деловой культуры можно отнести Казахстан?

Задание 3. Прочитайте информацию. Как нужно готовиться к беседе? Чему следует уделять внимание?

Подготовка к беседе

Залогом успешного проведения любого вида деловой беседы является тщательная подготовка к ней.

В процессе подготовки к беседе целесообразно наметить план будущего разговора. При этом надо иметь в виду, что беседа обычно строится по следующей схеме: 1)Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»);2)Изложение своей позиции и обоснование ее; 3)Выяснение позиции и обоснование ее; 4)Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.); 5) Принятие решений

При подготовке к деловому общению особое внимание следует уделить началу разговора, первой фразе, чтобы вызвать у оппонента положительную реакцию, заинтересовать его или нейтрализовать, смягчить его намерения. Следует подумать, как завершить беседу. Обычно это слова благодарности за помощь и поддержку, интересные предложения, пожелания успехов и удач в дальнейшем сотрудничестве, благополучного разрешения всех проблем и т.п.

 

Задание 4. Проанализируйте ситуации с позиции схемы построения деловой беседы.

А.Научно-исследовательский институт должен послать сотрудника на стажировку в один из канадских институтов. По условиям возраст командируемого – не более 35 лет. Лучшая кандидатура – женщина 36 лет. Ей предложили самой отвезти документы в министерство.

Астана. Кабинет заместителя министра. N входит. Ей предлагают сесть.

— Слушаю вас.

— Мне предложили поехать на стажировку в Канаду. Я привезла документы. Вы их должны подписать.

На лице заместителя министра улыбка.

— Разве я могу их не подписать?

— Но дело в том, что кандидат на поездку должен быть не старше 35 лет, а мне уже 36.

— Сделаем исключение. Стажируйтесь. Удачи и успехов!

Документы были подписаны.

 

Б. Сотрудник N допустил в работе серьезный просчет. Его вызывает директор предприятия. N понимает причину приглашения. Но несколькими днями раньше у них был разговор о создании проекта новых разработок. Предложено было привлечь к составлению проекта S. Вот этой ситуацией и воспользовался N.

Кабинет директора. Входит N, оглядывает кабинет и с удивлением говорит:

— А где S? Он еще не пришел?

— Почему он должен прийти? – с неменьшим удивлением спрашивает директор.

— Разве вы вызвали меня не для обсуждения нового проекта? Я думал, вы хотите узнать о том, что мы с Sуже сделали.

Таким образом N показал свою заинтересованность, выполнением полученного задания, предполагая, что именно оно интересует директора. Действительно, разговор пошел о проекте новых разработок, от которых зависела судьба предприятия.

Во время деловой беседы директор убедился, как много сделал N, как он старается отличной работой искупить свою вину. Поэтому в конце разговора, напомнив N о его проступке, директор ограничился дружеским внушением, хотя намеревался вынести строгий выговор

.

В.Ознакомьтесь с ситуацией. Обязательно ли официальное обращение на вы в данном примере? Нарушается ли в данном случае речевой этикет? Допустимо ли это? Подумайте и ответьте:

Иногда в передачах по телевидению, когда между известным телеведущим и не менее известным политиком, ученым, государственным деятелем ведется разговор на общественно значимую тему и ведущий, начиная его, как бы советуется с аудиторией, может ли он обращаться к собеседнику на ты, поскольку они связаны давней дружбой и для них такое обращение привычнее, после чего собеседники переходят на ты.

 

Задание5. Прочитайте текст. Скажите, что представляет собойкоммуникативная компетентность врача?Назовите, опираясь на текст, коммуникативно значимые качества врача. Запишите их.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь