Основные правила словоупотребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила словоупотребления



Одно из самых существенных элементов культуры речи - правила словоупотребения. Возможности сочетаемости слов связаны с развитием языка, с изменениями значения слов. Что привело к тому, что элементы разговорно-обиходной речи, лексических и грамматических, слились с нормами литературного языка. Таким образом, разговорно-обиходная речь неоднородна по своим функциям. Неоднородна она и по своему составу, отражая в разной степени и диалектную. В русском языке богатая синонимика. Но вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих именно для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт (см. употребление таких слов и выражений, как организовать, поначалу, к примеру, внедрить, звучание, по вопросу, в деле, по линии, в части, иметься, совершать и т. п.). Иногда это приводит к совершенно неуместному употреблению слов, лишенных в данных речевых условиях определенного конкретного значения (см. такие слова, как абсолютно, автоматически и т. п.).

Слова имеют обычно определенные границы сочетаемости с другими словами. Расширение этих границ нарушает точность и правильность речи, принятые нормы словоупотребления (такие слова, как завсегдатай, повадка, обморозить, обсуждать, размещаться).Так, например, многообразие словообразовательных средств русского языка очень часто вызывает смешение в употреблении однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по образованию: с разными приставками, с разными суффиксами и т. п. Между тем способ образования слова в русском языке обычно определяет и его конкретное значение. Поэтому можно ли не различать войти и взойти, прикурить и закурить, невинный и неповинный, нетерпимый и нестерпимый, бережный и бережливый, горделивый и гордый, вздох и вдох, застройка и постройка и т. п.?

Наряду с этим происходит смешение близких по сфере употребления, но разных по значению слов: педагог - учитель, профессия - специальность, положение - состояние и т. п. Особенно распространено смешение в употреблении слов, обозначающих смежные явления: отдыхать вместо спать, брать вместо покупать, давать вместо продавать, с желанием вместо с охотой, охотно и т. п.Поэтому здесь больше всего обнаруживаются трудности употребления.Особенно обращают на себя внимание всякого рода тавтологические сочетания слов (т. е. сочетания слов, значения которых в основном совпадают), не соответствующие нормам литературного словоупотребления (ср. житница зерна, дезорганизатор порядка, своя автобиография, прейскурант цен, хронометраж времени, вздернутый кверху, промышленная индустрия, очень громадный и т. п.).

К числу особенных трудностей относится употребление устойчивых словосочетаний, фразеологических единиц. Происходят разнообразные случаи видоизменения, разрушения фразеологизмов (ср. пока суть да дело вместо пока суд да дело, играть главную скрипку вместо играть первую скрипку, тратить нервы вместо портить нервы, в большинстве вместо в большинстве случаев или в большинстве своем и мн. др.), их контаминации, то есть неправомерного совмещения в одном сочетании двух близких по значению сочетаний (например, играть значение - из играть роль и иметь значение, тратить нервы - из тратить силы и трепать нервы и т. п.).Особенно важно стилистически правильное употребление слов. Из нарушений стилистических норм бросаются в глаза главным образом случаи неуместного употребления стилистически окрашенных слов в нейтральных контекстах: книжно-канцелярское проживать (вместо жить), книжно-канцелярское произрастать (вместо расти), книжно-поэтическое поведать (вместо рассказать), официальное супруг (вместо муж), официальное вручить (вместо дать, преподнести), книжное трудиться (вместо работать) и т. п.

Многочисленны и многообразны ошибки в использовании так называемых просторечных слов, слов обиходной речи. Одни из них противоречат литературной норме (например, вперед вместо сначала, обратно вместо опять, подать вместо дать, заиметь вместо получить и т. п). Другие являются синонимами к литературным словам, не оправдываемыми стилистической необходимостью (ср. например, пошив вместо шитье, заслушать вместо выслушать, прослушать; подослать вместо прислать, заполучить вместо получить и т. п.).

Многие случаи погрешностей речи связаны с забвением значения слов (ср. деверь, шурин, именины), неправильным употреблением заимствованных слов (ср. титул, кавалькада, приоритет, инцидент, будировать), употреблением иностранных слов без надобности в тех случаях, когда уместнее употребить русские синонимы (ср. корректив, дефект, гидрофобный и т. п.).

 

Задание 3. На основе таблицы, укажите виды нарушения правил словоупотребления

Примеры грамматических ошибок и речевых недочетов

Видыграмматическиошибок Примеры
Ошибочноесловообразование "ветелинар" (ветеринар), "заместо" (вместо)
Ошибки в образовании форм существительного Выбора, с повидлой
Ошибки в образовании форм прилагательного "Более интереснее", "более умнее". Это был самый умнейший человек своего времени.
Ошибки в образовании форм местоимений "ихний", "околоего"
Ошибки в образовании форм глагола "ложит", "ездиет", "ляжь" (вместо ляг). Н-р: Душа Катерины жаждает любви.
Нарушениесогласования "Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные такой неизбывной тоской".
Нарушениеуправления "жажда к славе", "осмысляет об этом"
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Крестьянство боролись против гнета помещиков.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом "Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов"
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом "На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени".
Ошибки в построении предложения с однородными членами Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей"
Ошибки в построении сложного предложения "Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство".
Смешение прямой и косвенной речи "Игорь сказал, что "хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона"
Пропускинеобходимыхслов "Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол"
Нарушениеграницпредложения Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю".

 

Примерыречевыхнедочетов
Видыречевыхнедочетов Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Нарушениелексическойсочетаемости У девочки были коричневые глаза.
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) Вот, например, классическийпример.
Повторение одного и того же слова Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется… В этой книге рассказывается…
Употреблениелишнегослова Нашим войскам пришлось отступать назад.
Смешениепаронимов Татьяна росла на ложе природы (ложе - лоно).
Ошибки в использовании фразеологических оборотов Пьеса "Вишневый сад" сыграла большое значение. (Иметьзначение- игратьроль)
Несоответствиефразеологическогосочетанияконтексту Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.
Неудачное употребление личных или указательных местоимений Роман "Мать"! Кто не зачитывался ею!
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм Когда мать узнает, что сын читает запрещенную литературы, у нее появился страх за него.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носкиизъеденымолью.
Неудачныйпорядокслов В основе драмы "Гроза" лежит с окружающим темным царством конфликт Катерины.
Нарушение порядка расположения частей сложного предложения Несколько птиц Вера подарила зимовщикам Диксона, которые там хорошо акклиматизировались.

 

Задание 4. Объясните ошибки в словосочетаниях, определите тип ошибки.

Очень гениальный, уничтожить навсегда, великолепный шедевр, совместное сотрудничество, первая премьера, трудоустройство на работу, неожиданный сюрприз, весь цвет элиты, бутерброд с маслом, ценные сокровища, прощальная лебединая песня, низко потупить голову, особенно пристальный взгляд, главная суть, очень огромные глаза, написать в письменном виде, гуманитарное отношение, предоставить друга родителям, коммуникативные платежи.

 

Задание 5. Замените неправильное употребление фразеологизмов на правильноеРазъясните значение. Составьте предложения.
Голубая кость, гол как орел, биться как вобла об лед, слона не обидит, тише воды, ниже земли, кошка наплакала, моя хата с боку, авгиевы хоромы, как сыр в молоке плавать, душа в подошвы уходит, кровь мерзнет, птица высокого пошиба, принять за настоящую монету, наводить тень на забор, кисейная девушка, навострить коньки, с гулькин хвост, слон на ухо наступил, жирафовы слезы, ждать у моря дождя, отложить в долгий комод, витать в тучах, одержать поражение, на черте бедности, работать за честь и совесть.

 

Задание 7. Объясните, за счет чего создается комический эффект в данных предложениях.
1. Всех тяжелобольных закапывать с 9-00 до 10-00. 2. Медперсоналу категорически запрещается доедать то, что осталось от больных. 3. Кондитерскому цеху срочно требуются двое мужчин: один – на обертку, другой – на начинку. 4. Наташа Ростова испускала свое душевное тепло. 5. Школу ХХ века я представляю так: вместо учителей на стене висит большой плакат. 6. Хлебозаводу требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков. 7. Собаководы! Срочно оботрите морды от слюны для осмотра зубной системы. 8. Дети, не скрипите кровать, проснете папу. 9. Стада говядины бродят по Подмосковью. 10. Книга – настольный друг человека. 11. Партизаны приватизировали у немцев оружие и боеприпасы.

 

Задание 8. Найдите лексические ошибки в предложениях, исправьте предложения.
1. Она мучилась угрызением совести и непременно хотела искупить свою вину. 2. Выигранные в лотерее деньги мы честно разделили на три равные половины. 3. Выступая перед коллегами, депутат так увлекся, что допустил в своей речи незначительную оплошность. 4. Чехов – один из талантливейших авторитетов своего времени. 5. Мы тут на встрече коллегами обменялись. 6. Тут некоторые стали себе позволять радости. 14. Он был очень замечательным человеком, талантливым художником и прекрасным педагогом. 15. Летом он любил скакать на велосипеде по проселочной дороге.

Задание 9. Прочитайте выразительно текст и предложите свой вариант названия текста. Определите стиль. Какую интересную информацию вы извлекли для себя? Выразите свое согласие или несогласие с высказыванием: «Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности» (И.Харди). Обоснуйте свой ответ. Составьте глоссарий терминов из прочитанного текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.011 с.)