I. Тема: Ведение медицинской документации. Логичность речи.

Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц.

II.Цель: дать понятия о логичности речи, законах логики, алогизмах в речи и нормах произношения и ударения.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция:сформировать и развить навыки использования норм произношения и ударения в зависимости от речевых ситуаций,в ведении медицинской документации.

IV. Основные вопросы темы: законы логики, алогизмы в речи, нормы произношения и ударения.

V.Методы обучения и преподавания:

Репродуктивный:объяснение теоретического материала, демонстрация лексической сочетаемости слов, выполнение тренировочных упражнений.

Наглядный:использование таблиц, опорных схем.

Инновационный :решение ситуационных задач, дискуссия

Задания по теме:

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Логика – 1. Наука о законах мышления и его формах: диалектическая логика. 2. Ход рассуждений, умозаключений: У этого человека своя логика. 3.Внутрення закономерность чего-нибудь: логика вещей, логика событий.

Логичность речи – это соответствие речи законам логики.

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих целям и условиям общения.
Алогизм - 1. Стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии и т.д., например соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий. 2. Тип логической ошибки, которая заключается в нарушении логических связей в тексте.

 

Задание 1.Прочитайте лингвистический текст. Определите ключевые словосочетания. Выделите основную информацию.

Логичность речи

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Условия логичности - овладение логикой рассуждения, т.е. принципами правильного рассуждения, знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь; сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, так как в результате объединения несоотносимых понятий в пределах высказывания могут возникать логические ошибки. Так, неправильное словоупотребление часто приводит к алогизмам – сопоставление несопоставимых понятий.

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Алогизмы встречаются в устной и в письменной речи. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность декану. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом». Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт. Или: «Лучшие люди у нас награждаются Доской почета.»



Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов. В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем. Вот пример неудачного словорасположения в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются» вместо «На базы отдыха дети без путевок не принимаются».

Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи.

?Как выпонимаете смысл выражения«воспитывать в себе строгую дисциплину мысли»? Что такое алогизм? Когда возникают логические ошибки - алогизмы? К чему приводит нарушение порядка слов?

 

Задание2.Найдите нарушения логики изложения в предложениях. К чему приводит нарушение логической связи?

1)Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере дружбы и понимания.
2)Выражаем искреннюю благодарность врачу 12- ой городской больницы Абдрахимовой М.З. Она всегда вежлива, имеет приятную внешность и большой стаж работы. 3)Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма. 4) Без путевок и направлений желающие на все базы отдыха не принимаются. 5) Данный лекарственный препарат противопоставлен детям дошкольного возраста.

Задание3.Прочитайте лингвистический текст. Составьте сиквейн к ключевому слову.

Ударениеэто выделение одного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного. В русском языке ударение может падать на разные слоги слова: на первый (оп-ти-ка), на второй (ап-те-ка), на третий (фар-ма-цевт), на четвертый (фар-ма-цев-ти-чес-кий) и т.д. Такое ударение называется свободным или разноместным. Подвижное ударение при изменении слова, склонении, спряжении, может переходить с одного слога на другой. Сравните: трава – трав, написать -напишет. Некоторые слова русского языка могут иметь ударение на разных слогах, и это не противоречит нормам произношения, т.е. возможны варианты, например: творог – творог.

Задание4. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение согласного перед е. Выпишите существительные, используемые в сфере медицины, и поставьте в них ударение.
Твердое произношение: альтернатива, анестезия, бактерия, бартер, фармацевт, велотрек, вундеркинд, генетика, детектив, идентичный, фармацевтический, индекс, сонет, турне, мотель, тоннель, тезис, эстетика, экстрасенс, рейтинг, тент, термос, сервис, компьютер, артерия.
Мягкое произношение: аптека, берет, гейзер, дебют, демагог, фен, дефект, кредит, фреска, фанера, шинель, ортопед, маркетинг, кейс, дисплей, дезинфекция, дезодорант, меценат, текст, ассамблея,трахея.

Задание5.Произнесите слова с твердыми и мягкими согласными перед е. В 1-й ряд запишите слова с твердыми согласными перед е, во 2-й ряд – слова с мягкими согласными перед е.
Декан, ректор, бутерброд, кабаре, консенсус, бифштекс, бассейн, бизнесмен,спортсмен, каре, мулине, кегли, кемпинг, панель, пенсне, пропеллер, портмоне, буриме, кафе, теннис, термос, фермент, темп, стресс, декадент, менеджер, компетенция, Диснейленд, декада, декольте, демарш, депо, дефолт, брудершафт, декан, сессия, ретро, кредо, террорист, бестселлер.
Задание6.Произнесите правильно аббревиатуры и расшифруйте их. Составьте с любыми из них распространенные предложения.
РК, МОН РК, Минздрав, КазНМУ, МЧС, СНГ, КНР, США, КТК, АЗС.

Задание 7.Проведите вопросно-ответную беседу по тексту «Врач- профессия особая», соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения повествовательных и вопросительных предложений.

 

Задание 8.Прочитайте про себя данный текст. Найдите в нем ошибки и еще раз прочитайте вслух текст без речевых ошибок. Как вы думаете, кто автор данного высказывания. Сформулируйте основную мысль текста.

 

Общаясь, человек должен показывать уважение своему собеседнику. Вежливость – это, конечно, очень даже хорошо, но не во всех обществах это качество приемлемо. Я, разумеется, не хочу сказать, что я грубая и неотесанная невежда, начисто лишенная этических и моральных принципов.
Я хочу показать свой речевой портрет. Мне всегда сложно давать оценку и анализировать себя. Богатство и разнообразие речи являются основополагающими критериями для более эффективного общения. Моя речь не отличается богатством, но шансы на ее преобразование велики с помощью учебной литературы. Если соблюдать все правила, как я, то успех в разговоре у тебя обеспечен.
Во время беседы я обычно принимаю активное участие. Во-первых, успех разговора зависит от того, с кем я разговариваю. Конечно, я предпочитаю говорить, чем слушать, но не всегда. А особенно очень трудно говорить одному перед большой аудиторией. Я начинаю часто сбиваться, нервничать. Это происходит во многом из-за того, что большинство именно не умеет слушать говорящего. Наверное, я не один такой, а так выходит у каждого человека.

Конечно, в моей речи иногда, но встречаются отрицательные качества. И я постараюсь, чтобы было так, чтобы они исчезли из моей речи. Я практически не употребляю грубых слов и выражений, благодаря тому, как меня учили в школе. Неодобрительные слова и просторечные употребляю тоже крайне редко. Я непримирим с теми, кто допускает в своей речи грубые слова и выражения.

Конечно, лучше бы большинству из нас следовало бы поучиться речевому этикету. Я стараюсь приложить максимум усилий к тому, чтобы избавиться от всех своих отрицательных качеств в своей речи.

 


Задание 9.Выберите нужную форму причастия.
1)Проблема, (обсуждающаяся, обсуждаемая, обсуждавшаяся) сегодня в узком кругу специалистов, имеет большое значение для развития современной медицины. 2) (Проводимая, проведенная) накануне экскурсия дала нам возможность еще раз побывать в этом древнем монастыре. 3) Заводы, (построившиеся, построенные) на берегах небольших рек, заложили основы черной металлургии Урала. 4) Компьютеры, (выпускающиеся, выпускаемые, выпущенные) фирмой «Майкрософт», надежны вэксплуатации и долговечны. 5) Открытие в области генетики, (совершенное, совершаемое, совершившееся) русскими учеными, дало новый импульс в развитии генной инженерии.

Задание 10.Исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.
1)Путь героя усеян не только победами, а также поражениями. 2) Благодаря сильному пожару, бушевавшему в Калифорнии почти неделю, многие реликтовые леса сгорели. 3) Некоторые участники выставки приехали с самых отдаленных районов. 4) Не столько промышленные центры Урала, как красота и уникальность его природы создают предпосылки для развития экологического туризма.

Задание 11.Найдите алогизмы в предложениях и исправьте их.

1)Банкиры понимают о необходимости помочь и стимулировать развивающимся предприятиям. 2) Тихо затаив дыхание, студенты слушали рассказ врача. 3) Компьютеризация оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4)Несмотря на успехи нашей студенческой группы, никто не торопится петь нам фимиам. 5)Скрипя сердцем он согласился на мое предложение сходить в музей. 6) Отъезжающие громко смеются и махают нам руками. 7)У обоих студенток сессия закончилась в январе. 8) Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут – самое полезное лакомство. 9) Благодаря интенсивной терапии состояние здоровья больного ухудшилось.

 

Задание 12.Ознакомьтесь с текстом. Скажите, с какой целью используется медицинская документация?









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь