Невербальные средства общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные средства общения



Немаловажн ая составляющая общения —невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Общение между людьми осуществляется преимущественно жестами и мимикой.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

Потому что около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

Составляющими невербального поведения являются: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач.

 

Задание12. Рассмотрите рисунки и опишите их.

 

Рисунок 1. На этом рисунке врач и больной занимают правильное положение у стола.

Рисунок 2.Оборонительныереакции.

Рисунок 3. Желание уйти.

 

Задание13. Разыграйте ситуацию, используя вербальные и невербальные средства общения «В поликлинике».

 

VI. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

VII. Контроль:

1.Фразеологизмы, употребленные в значении хорошо говорить

1) Боек на язык

2) Злой на язык

3) Длинный язык

4) Остер на язык

5)Язык подвешен

6) Языком молоть

7) Язык без костей

2. Устойчивые сочетания, употребленные в значении здоровый человек

1) Во все горло

2) Кровь с молоком

3) Рот до ушей

4) Румянец во всю щеку

5) Глаза на лоб полезли

6) Зуб на зуб не попадает

7) Пышет здоровьем

3. Вариант устойчивого сочетания, соответствующий выражению ақ сүйек

1) Голубая кровь

2) Красная кровь

3) Родная кровь

4) Чужая кровь

5) Донорская кровь

4. Вариант, соответствующий выражению тіл табысу

1) Найти общую тему

2) Найти общий язык

3) Найти общий интерес

4) Найти общих знакомых

5) Найти друзей

5. Перевод, соответствующий выражению тілдің ұшында тұр

1) Вертится на кончике языка

2) Держать язык за зубами

3) Боек на язык

4) Язык проглотить

5) Сорвалось с языка

6.Слова, составляющие синонимическую пару

1.Адресант – адресат

2.Экскаватор – эскалатор

3.Кворум – форум

4.Контракт – контакт

5. Доктор-врач

7. Слова, составляющие парономическую пару

1. Рассказчик - повествователь

2. Описка – отписка

3. Больной - пациент

4. Врач-доктор

5. Лекарство - пилюля

8. Слова, являющиеся паронимами - именами собственными

1. Алатау-Каратау

2. Или - Иртыш

3. Кокшетау - Атырау

4.Астанинцы – Астанчане

5. Астана -Алматы

9. Фразеологизм, употребленный в значении работать хорошо

1.Боек на язык.

2.Держать язык за зубами / на привязи.

3.Длинный язык.

4.Закусить /прикусить язык.

5. Засучив рукава

10. Словосочетание близкое по значению сочетанию румянец во всю щеку

1) Веселый человек

2) Здоровый человек

3) Бодрый человек

4) Счастливый человек

5) Заботливый человек

11. Пропущенное слово в выражении хранить как зеницу …

1) Очи

 

2) Глаз

3) Ока

4) Сердца

5) Души

12. Словосочетание близкое по значению сочетанию румянец во всю щеку

1) Веселый человек

2) Здоровый человек

3) Бодрый человек

4) Счастливый человек

5) Заботливый человек

15. Перевод, соответствующий выражению ақылы тасып тұр

1) Красивый

2) Умный

3) Добрый

4) Милосердный

5) Отзывчивый

6) Интеллектуальный

 

 

ЗАНЯТИЕ №25

I. Тема: Гипппократ-отец медицины. Клятва Гиппократа. Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.

II.Цель: сформировать понятие о богатстве, многообразии синтаксических конструкций, чистоте речи.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: Коммуникативная компетенция: сформировать навыки использования многообразия синтаксических конструкций при составлении связного высказывания.

IV. Основные вопросы темы: синонимическое богатство русского языка, антонимы, омонимы, многозначные слова, чистота речи, заимствованные слова.

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

Наглядный: использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра

Инновационный: решение ситуационных заданий, составление трехъязычного глоссария.

 

Задания по теме:

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экпрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. (дочурка, сыночек, глупышка, балбес, трепач).

Заимствованные слова – слова, заимствованные из других языков.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

Риторическое обращение – высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.

 

Задание 1. Прочитайте лингвистический текст. Определите ключевое словосочетание. Выделите основную информацию.

Богатство речи отдельного человека определяется прежде всего богатством его словарного запаса. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля - более 200000 слов. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И.Молоткова, в котором содержится 4000 словарных статей. Разнообразие словообразовательной системы представлено в двухтомном «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова, включающем около 300000 слов.

Богатство речи определяется и смысловой насыщенностью слова. В русском языке немало многозначных слов. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова глагол идти имеет 26 значений. Очень богат русский язык синонимами и антонимами, которые делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые обладают экспрессией, т.е. передают чувства человека, положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать с положительной экспрессией, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня с отрицательной экспрессией.

Богатством отличается и грамматический строй русского языка: морфология и синтаксис (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, сравнение). Риторический вопрос, риторическое обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? (М.Светлов).

Богатство русского языка позволяет каждому сделать свою речь выразительной и оригинальной.

? Чем определяется богатство речи отдельного человека? В каких лингвистических словарях отражается лексическое, фразеологическое, словообразовательное богатство русской речи? Каким богатством отличается лексический строй языка? В чем состоит богатство синтаксиса?

Задание 2. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Муканова. Для чего автор использует обратный порядок слов?

На юге встал стеною Алатау,

Солнцу равен он высотой.

Начало с этих гор берут семь рек,

Напор воды в них стремителен и крут

ызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

 

Задание 3. Замените перечисленные слова иноязычными синонимами. Запишите их в синонимической паре.

Азбука, иносказание, словарь, доказательство, спор, согласие, представление, образ, чудовище.

Д л я с п р а в о к: алфавит, аллегория, лексикон, аргумент, диспут, консенсус, шоу, имидж, монстр.

 

Задание 4. Объясните значения заимствованных слов, используя Словарь иностранных слов. Распределите слова по тематическим группам. Составьте предложения со словами, которые относятся к профессиональной лексике.
Баннер, видеопират, компетентный, констатировать, конъюнктура, кастинг, дивиденды, имидж, адаптироваться, сайт, лояльный, пиар, продюсер, сингл, доминировать, суверенитет, имиджмейкер, бренд, интерпретировать, шоп, лимитировать, харизма, кворум, лицензия, имитировать, альтруизм, меценат, адекватный, импозантный,ноутбук, папарацци,хакер,шоумен, аккредитация, апофеоз, боулинг, презентация, виртуальный, генеалогия, гриф, досье, мониторинг, секьюрити, эксклюзивный, степлер, курсор, бонус.

Задание 5. Укажите в предложениях слова-паразиты, при удалении которых предложения не теряет смысла. Приведите устно подобные примеры.

1)Каждая поликлиника получила возможность, скажем так, использовать современные инновации. 2)Я посетил, будем так говорить, библиотеку КазНМУ. 3)Обсуждение вопроса с операцией, так сказать, затягивается. 4)Буквально через несколько дней я пошёл к врачу.5) Значит, я пойду. 6) Понимаешь, мне очень нужен этот словарь медицинских терминов. 7) Понимаете, это лекарство очень дорогое.

 

Задание 6. Прочитайте про себя предложения. Подумайте, уместно ли употребление в нихвыделенных слов? Объясните нарушение лексических норм.

Нового главврача представили этаким полиглотом: он и врач, и физиолог, и поэт. 2)Этот врач пользовался в коллективе особым приоритетом. 3)Медицинские работники призваны двигать вперёд научно-технический прогресс. 4)Всё это затрудняет предсказание точного прогноза операции. 5)У нас появилась свободная вакансия.

Задание 7. Объясните, почему неправильными считаются следующие выражения. Первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни.

Задание 8. Сравните данные пары. Укажите, какие слова и словосочетания являются канцеляризмами, неуместными в речи.

Лесной массив – лес, производить поливку – поливать, имеет быть – есть, ведет контроль – контролирует, будет происходить подъем и опускание занавеса – поднимется и опустится занавес, осуществлять вывозку – вывозить.

Задание 9. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. С любыми двумя подобранными глаголами составьте распространенные предложения.

Организовать проведение практики, произвести улучшение, осуществлять заботу, осуществлять выдачу, произвести посев, осуществить руководство, допустить отставание, подвергнуть сокращению, подвергнуть исследованию.

Задание 10. Подберите к данным прилагательным синонимы. Составьте словосочетания. Охарактеризуйте сокурсника (цу), используя подходящие по смыслу прилагательные.

Общительный - ….., дипломатичный- …., взрывоопасный -……, эгоистичный - ………, толерантный - ………, деликатный - ……….

Д л я с п р а в о к: терпимый, себялюбивый, эмоциональный, учтивый, уклончивый, коммуникабельный.

 

Задание 11. Спишите, вставляя вместо точек один из синонимов. Мотивируйте свой выбор.

1) Волнуясь за здоровье дочери, он советовался с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами. 2)Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) На совещании они заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4) Все свое внимание ученый …(сконцентрировать, сосредоточить) на исследовании лекарственных растений.

 

Задание 12. Прочитайте выразительно стихотворение.О чем пишет автор?Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов и постановку знаков препинания, вспомнив правила. Объясните значение выделенных существительных с помощью перевода на родной язык.

 

Кто дал однажды клятву Гиппократа, Ты на оши … ку (не) имеешь права,

Избрал на век профессию врача – Хоть ты не бог, а человек пр … стой,

Перед людьми свой долг исполнил свято, И не корысть, награда или слава –

Как бой, твоя работа горяча. Приказ души руководит тобой.

 

К сражению с недугом все готово, Обо всех, о нас, тревожась, беспокоясь,

Но нет порой целебней ничего, Лишь сам себе пощады не даешь:

Чем теплое и ласковое слово, Сне … или дождь, экватор или полюс –

Идущее от сер…ца твоего. Ты вышел в путь, - ты вовремя придеш...!

(Михай Вадим)

 

Задание 13. Подберите к словосочетанию «профессия врача» определения, используя толковый словарь С.И.Ожегова. Продолжите список, который может стать вашим личным активным лексическим запасом.

Профессия врача – престижная, значимая, бескорыстная, …

 

Задание 14. Прочитайте выразительно текст. Соответствует ли название содержанию текста? Если да, то почему?

Врач – профессия особая

Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки.

Древние говорили: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни не удалось добиться признания выдвинутой гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их и учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей. «Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов – Она требует самопожертвования, чистоты души и высоты помыслов. Не всякий способен на это». Как эстафету, передавали ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу. С давних пор студенты-медики, выходя из стен вуза, дают клятву верности своему врачебному долгу.

Выпускники медуниверситетов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья:

- продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к своим учителям и коллегам;

- любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

- не разглашать сведения, доверяемые врачу больными;

- всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву медицинские работники проносят через всю жизнь.

По-разному сложится жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями. Их ждут напряженный труд, успехи, трудности, победа над тяжелым недугом, над смертью, спасение жизни больных, шаг вперед к науке и высшая радость – радость призвания, творческого труда в системе здравоохранения.

Задания к тексту:1) Выпишите из текста «Врач- профессия особая» цитаты. Объясните их смысл 2) Составьте и запишитетематическую группу словосочетаний, характеризующих обязанности врача. 3) Выпишите из текста «Врач- профессия особая» сложные слова. Обозначьте морфемы и поставьте ударение. 4) Найдите в тексте «Врач- профессия особая»заимствованные слова, произнесите их. Выпишите, поставив в них ударение.

 

Задание 15. Прочитайте выразительно текст. Скажите, в чем состоит суть этой клятвы? Как вы думаете, почему эту клятву дают врачи? Выучите понравившийся отрывок.

 

Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа (клятва асклепиадов - потомков бога врачевания Асклепия) - этическое обязательство, которое давал врач в Древней Греции по окончании обучения. Текст данной клятвы, сжато формулирующий моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам.

Гиппократ (Hippocrates) - великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.Текст клятвы Гиппократа:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями.

Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности: сохранение врачебной тайны; запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам; преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков.

 

Задание 16. Прочитайте текст аннотации книги Тарутина И.Г. «Радиационная защита при медицинском облучении». Определите подстиль научного текста. Обоснуйте ответ.

Проблема радиационной защиты пациентов при медицинском облучении возникла только в самые последние годы двадцатого столетия. До этого всегда считалось, что медицинское облучение, к которому относятся рентгеновская диагностика, радионуклидная диагностика и лучевая терапия, являются абсолютно необходимыми в таких объемах и количествах, которые нужны для сохранения здоровья пациентов. При этом совершенно не обращалось внимания на дозы, которые пациенты получали при обследованиях.

Предлагаемая книга ставит своей целью ознакомить специалистов, занимающихся медицинским облучением: врачей, физиков, инженеров, занимающихся облучением людей в медицинских целях, со сложившейся в последние годы международной системой взглядов на проблему радиационной защиты пациентов, принципами принятия решений и их осуществления на национальных и международном уровнях, с подготовленными стандартами и рекомендациями в области диагностической радиологии, ядерной медицины и радиационной онкологии (лучевой терапии).

В книге изложены материалы многих международных совещаний и конференций, посвященных проблемам радиационной защиты людей при медицинском облучении. Читатель ознакомится с международными стандартами и рекомендациями в данной области, которые издаются на русском языке весьма ограниченным тиражом или не издаются вообще. Изложены в книге результаты собственных исследований автора и его учеников по вопросам радиационной защиты пациентов.

Книга окажет помощь студентам и аспирантам медицинских и технических университетов, собирающихся посвятить свою будущую деятельность лучевой диагностике или лучевой терапии.

 

Задание 17. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту аннотации, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений.

Задание 18. Подготовьте описание вуза, в котором вы учитесь, используя богатство русского Подготовьте описание внешности или характера друга(подруги), сокурсника (сокурсницы). Дайте оценку своему словарному запасу.

языка.

 

VI.Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль:

1.Слово, выражающее ласку

1. Сестричка

2. Невежа

3.Глупышка

4.Трепач

5. Глупец

2.Слово, выражающее одобрение

1) Болтун

2) Недотепа

3) Умничка

4) Бестолковщина

5) Размазня

3. Слова, выражающие пренебрежение

1)Добряк

2)Балбес

3)Трепач

4) Братик

5) Лапушка

6) Красотка

4. Вариант, являющейся иноязычным синонимом слова азбука

1) Аргумент,

2) Аллегория,

3)Лексикон

4) Алфавит

5) Диспут

5. Синоним слова представление

1) Консенсус

2) Шоу

3) Имидж

4) Монстр

5) Презентация

6.Слово, являющееся заимствованным

1) Иносказание

2)Словарь

3) Имидж

4)Доказательство

5)Спор

7. Иноязычный синоним слова согласие

1) Образ

2) Консенсус
3) Аргумент

4) Аллегория

5)Имидж

8. Слова, являющиеся синонимическими парами

1.Азбука- аллегория

2.Иносказание- согласие

3. Словарь - справочник

4.Доказательство- аргумент

5. Баннер-бренд

9. Слова, являющиеся заимствованными

1. Диспут

2. Дискуссия

3. Представление

4. Образ

5. Спор

10.Верный вариант употребления словосочетания

1. Первый дебют

2. Памятные сувениры

3. Ветеран войны

4. Свободная вакансия

5.Биография жизни

11.Клятва, содержащая моральные нормы поведения врача

1) Асклепия

2)Аполлона

3) Гигеи

4) Панакеи

5) Гиппократа

12. Этическ… обязательств..., которое давал врач в Древней Греции по окончании обучения. Какие окончания пропущены в этом предложении

1) Ая, а

2) Ие, а

3) Ое, о

4) Ий, я

5) Ый, ы

13. Какое слово является переводом слова денсаулық

1) Недомогание

2)Самочувствие

3) Состояние

4) Здоровье

5) Предостережение

14. Какие слова являются переводом слова емхана

1) Санаторий

2) Профилакторий

3) Курорт

4) Больница

5) Поликлиника

6) Пансионат

15. Какое слово является переводом слова бас дәрігер

1) Заведующий лабораторией

2)Заведующий отделением

3) Лечащий врач

4)Главный врач

5) Ветеринарный врач

ЗАНЯТИЕ №26

. I. Тема: Правовая ответственность врача. Права пациента. Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты.

II.Цель: сформировать понятие о языковых нормах, чистоте речи, заимствованных словах, канцеляризмах, речевых штампах, словах-паразитах.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать навыки использования многообразия синтаксических конструкций при составлении связного высказывания и развить навыки пользования языковыми средствами в зависимости от речевых ситуаций.

IV. Основные вопросы темы: чистота речи, заимствованные слова, канцеляризмы, речевые штампы.

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: объяснение теоретического материала, демонстрация лексической сочетаемости слов, выполнение тренировочных упражнений. Выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Наглядный: использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач.

Задания по теме:

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

 

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов

Канцеляризм — слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов.

Штамп – избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.

Задание 1. Прочитайте следующую информацию.

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, например: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаешь, понимаете, однозначно, по большому счету, буквально, скажем так, будем так говорить и др.

Такие слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают от содержания высказывания. Причиной появления в речи подобных слов является неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего,

Не способствуют восприятию речи и так называемые «меканья-беканья», а также слова, содержащие отрицательную оценку: урод, зануда, выскочка, недотёпа, осёл, болван, кретин и др. Среди таких слов выделяются бранные слова, особенно нецензурные, непечатные слова. Культурный человек должен искоренять дурную привычку говорить такие слова, освобождаться от неё и помогать другим поступать так же.

Чистота речи связана также с употреблением заимствованных слов. Заимствование – это нормальное, естественное явление для любого языка. Заимствованные слова в языке появляются в результате общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Неправильное использование иноязычных (заимствованных) слов связано с незнанием точного их смысла.

В речи также надо избегать канцеляризмов, речевых штампов, шаблонных фраз, например: белое золото, чёрное золото, жидкое золото и др. Не следует переносить официальные формулы и необходимые штампы деловой речи в разговорный и литературный язык.

Канцеляризм — слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов. Документы, акты, заявления, справки, доверенности пишутся согласно принятой форме, вследствие чего официальные формулы и необходимые штампы деловой речи иногда переходят в разговорный и литературный язык, например, «лесной массив» вместо «лес», «производить поливку» вместо «поливать» и др. Канцеляризмы могут отличаться от соответствующих элементов разговорного илитературного языка грамматически (ср. «имеет быть» вместо «будет»), но особенно характерны отличия в области лексики исинтаксиса. Например, слово «сей» (вместо «этот»), «каковой» (вместо «который»).

Речевые штампы - это лексически неполноценные слова и выражения, которые иногда справедливо называют "затасканные, избитые выражения". Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа "развернули работу широким фронтом","новая методика взята на вооружение", "мероприятием было охвачено", "на данном этапе".

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать»,«реальные»,«вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь», «а именно» и других. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами.

 

Задание 2. Укажите в предложениях слова-паразиты, при удалении которых предложения не теряет смысла

Каждая поликлиника получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной.

Я посетил, будем так говорить, библиотеку КазНМУ.

Обсуждение вопроса с операцией затягивается, скажем так.

Буквально через несколько дней я пошёл к врачу.

 

Задание 3. Прочитайте предложения, укажите, уместно ли употребление в них подчёркнутых слов?

Его представили этаким полиглотом: он и врач, и физиолог, и поэт.

Этот врач пользовался в коллективе особым приоритетом.

Медицинские работники призваны двигать вперёд научно-технический прогресс.

Всё это затрудняет предсказание точного прогноза операции.

У нас появилась свободная вакансия.

Это странный парадокс.

Задание 4. Объясните, почему неправильными считаются выражения: первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни.

 

Задание 5. Укажите, какие слова и словосочетания являются канцеляризмами, неуместными в речи: лесной массив – лес, производить поливку – поливать, имеет быть – есть.

 

Задание 6. Прочитайте текст. Скажите, в чем заключаются права и обязанности врача и пациента, запишите их. Назовите основные нормы поведения медицинских работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.227 с.)