Сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской среды.



Сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской среды.

Пред-во- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ лицами зарегистрированными в установленном законом порядке. Предприн, лица признаются тогда, когда их деятельность отвечает следующим критериям:-этот вид деятельности законодательно разрешен; -осуществляется лицом от своего имени, систематически и направлена на извлечение прибыли; -лицо в установленном порядке зарегистрировано в качестве предпринимателя и занесено в гос реестр. Следует различать собственника и предпринимателя. Собственник может быть предприн, но может и не быть им. Собственник получает доход в виде арендной платы, дивидендов по ЦБ.Цель предприн: получить мах прибыль в результате удовлетвор обществ потребностей. Задачи предприн: А) выживание, Б) удовлетворение интересов покупателя, В) рост компании, Г) поддержание ликвидности. Предприн среда включает внутреннюю среду организации и внешнюю среду. Элементы внутренней среды: миссия организации, цели и задачи, материально-техническая база и технология выполнения производственных процессов, структура и взаимоотношения персонала. Внешняя среда-это совокупность условий, факторов и обстоятельств, которые окружают предприн и действуют на него. В неё входит: макросреда, медиа-.микро-. Макросреда: географич условия, прав, эк, полит, соц, технолог условия. Медиасреда включает перечисленные выше факторы, которые формируются под влиянием макроусловий, но с учетом особенностей регионов. Микросреда предприн-ва предст совокупность поставщиков ресурсов, инвесторов, потребителей, конкурентов и посредников, с которыми предпр вступает в отношения.

В любой деят-ти выделяют субъекты и объекты. Субъекты - это лица (физические или юридические), которые ею заняты, а объекты - то, на что направлена и с чем связана эта деятельность. В ПД таким объектом выступает товар. Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях. По отношению к товару произв-ль учитывает два наиб.важных фактора: стадию жизн.цикла (долгосрочный, скоротечный – разработка, выход на рынок, рост, зрелость, старение.) и существенные особ-сти товара. Все товары делятся на материально-вещественные (потребительского,т.е.продовольст/непродов. и производственного назначения, т.е.сырье, материалы) и невещественные. Товары в невеществ.форме делятся на 3 группы: наличные, безналичные и информационные.

Субъекты ПД.

Есть 4 стороны: пред-ли, потребители, наемн.рабочие, гос.муниц.учреждения. Пред-во имеет перспективу только при наличии инноваций. (иннов.в области создании новых материалов, технолог.ин-и, организационные). Гос.мун.органы участвуют в ПД путем осуществления приоритетных общегос.программ в интересах своего общ-ва. Гос-во стимул.предпр.фирмы к участию в этих программах.

Виды ПД.

В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (про­изводство – товар - деньги) выполняет свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую ПД. Если пред-ль занят оказанием консультационных услуг другим лицам по тем или иным вопросам, то в этом случае принято вы­делять особый вид пред-ва — консультационное (консалтинг). Каждый вид ПД имеет особые характеристики и относи­тельно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Производственное пред-во как форма сам-ой и инициативной деят-ти, направленной на извле­чение прибыли, предполагает осуществление непосредственных произв-х функций. ПД в сфере производства продукции может носить характер ли­бо традиционалистский, либо инновационный. Все более инновационный характер предпринимательства по­служил основой развития так называемого венчурного бизнеса. Под венчурной фирмой подразумева­ют обычно коммерческую научно-техническую организацию, в которой одни лица (подразделения) заняты разработкой идей, другие — внедрением новейших технологий и машин с неопреде­ленным заранее доходом. ПД в сфере производства про­дукции (работ, услуг) может носить основной (непоср-но пр-во товара) или вспомогатель­ный (конструкторская, маркетинговая работа) характер. Коммерческое пред-во — деятель­ность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Ком.пред-во может быть организовано в двух вариантах. В первом варианте деятельность осуществляет сам производитель товара. С этой целью он в производственной структуре организации создает соответствующие подразделения по реализации продукции. Здесь можно говорить о производственно-коммерческом характере предпринимательства. Второй вариант – это посредники, следовательно, в этом случае предпринимательство приоб­ретает коммерческо-посреднический характер. Финансовое пред-во — это деятельность пред­-лей на денежной стадии оборота капитала, когда объ­ектом сделок выступают специфические виды товара — наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги. Финансо­вые институты составляют основу предпринимательской инфраструктуры.

 

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

ФЗ РФ «О гос регестрации Агропром пр-ва» 1997 г. гос регул – эк-ое воздействие го-ва на производство, переработку и реализацию с/х прод, сырья и продовольствия, а также произв-тех, мат-тех обеспечение АПпроизв-ва. Задачи гос регул: -стабилизация и развитие АП пр-ва; -обеспечение продовол безопасности страны; -улучшение продовол обеспечения населения; -обеспечение эк паритета м/у с/х и др. отраслями; -защита отеч товаропр. 2 вида госрегулир: прямое и косвенное. ПРЯМОЕ: 1 установление требований к ПД; 2 установл запретов, 3 применение гос санкций и мер ответствен; 4 создание гос субъектов, их реорганизация и ликвидация, 5 заключение договоров в целях обеспечения гос программы. СПОСОБЫ ГОС РЕГУЛИРОВАНИЯ: 1 нормы и нормативы, 2 лимиты, 3 размеры ставок налогов, пошлин, 4 квоты, 5 размеры резервов, 6 размеры капиталов и фондов. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ-мероприятие связанное с предоставлением, приостановлением и возобновлением действия лицензии. ЛИЦЕНЗИЯ- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий сроком на 5 лет. Регулирование цен: ЗАКУПОЧНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ- осуществл в форме закупок и залоговых операций с/х прод в случае когда рыночные цены опускаются ниже миним их уровня, либо из-за снижения спроса. ТОВАРНАЯ ИНТ. – организация распродажи продукции из фед-го и рег-го продовольственных фондов; осуществл в случае возникновения дефецита продукции, либо повышение цены выше мах возможного уровня. РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЦЕНЫ- уст-ся при прямом гос воздействии путем установления верхнего предела цен, предельного уровня рентабельности, либо нормативов при определении цены. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ- не м/б изменены в договоре(тариф на электроэнерг). ГАРАНТИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ- регулярная индексация на инфляцию. Регулирование качества: СТАНДАРТИЗАЦИЯ-установление норм, правил, характеристик товаров в целях обеспечения: безопасности, технической совместимости, качества, экономии ресурсов, обороноспос. СЕРТИФИКАЦИЯ- подтверждение соответствия продукции требованиям.

 

Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, приводящих к получению максимально возможной прибыли.

Результативность функционирования чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые в свою очередь существенно зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденций хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать процессы финансово-хозяйственной деятельности.
Безубыточность ($) = Постоянные издержки / Валовая маржа в процентах;

Валовая маржа = Общий объем продаж - Себестоимость товаров;
Чистая выручка = (Закупки + Получение от кого-то + Возврат от клиентов + Излишки) - (Передача кому-то + Возврат поставщикам + Списания);
Чистый объем продаж = Валовой объем продаж - Возвраты и списания;
Рентабельность инвестированного капитала = (Прибыль за год / Капитал в работе) * 100;

 

7.Сущность и функции планирования на пр-и

ПЛАНИРОВАНИЕ - Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Понятие "планирование" имеет 2 смысла:
1. Общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы
2. Управленческий (одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей достижения этих целей).
Принципы планирования.
1. Принцип единства. Поскольку организация это целостная система, то составные её части должны развиваться в едином направлении. Это означает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.
2. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".
3. Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.
4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.

методы исследований: 1. Конкретно-исторический: предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов; все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. 2.Системный: позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных соц.-эк. системах с системных позиций. 3.Комплексный: он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости; реализуется при помощи системного. 4.Эксперимент: поиск или уточнение взаимосвязи соц-эк. явлений опытным путём. 5. Моделирование: сущность заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие свойства и опущены второстепенные черты. 6. Метод специальных исследований: проводится при помочи анкетирования, интервьюирования и др Виды годовых планов на предприятиях АПК: 1. Производство и с/с прод. растениеводства он содержит посевные S, урожайность, валовые сборы и затраты по произв. Каждого вида прод.; 2.План потребности в семенах и их стоимость; 3. Планирование движения поголовья животных и птицы его цель обеспечить выполнение плана по доставке продукции, удовлетворение внутрихоз. нужд, планирование поголовья на конец года необходимое для будущего воспроизводства стада; 4. План по кормам- планирование потребности в кормах от уродая планируемого года до урожая будущего года и планирование средней стоимости кормов; 5. План по энергетики включает разделы: использование грузовых авто, затраты на ТО, ремонт техники, вырабатывание и расходование эл. энергии. По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования и виды планов: 1.Директивное – имеет обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. 2.Индикативное – форма государственного планирования макроэкономического развития. Носит направляющий, рекомендательный характер, не носит обязательного характера. В зависимости от срока на который составляется план: 1. Долгосрочное (перспективное) – более 5 лет, определяют долговременную стратегию предприятия. 2. Среднесрочное – от 1 до 5 лет, на некоторых предприятиях совмещается с текущим. 3. Краткосрочное (текущее) – до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. По степени охвата: общее планирование – охватывает все аспекты проблемы; частичное планирование – охватывает только определённые области и параметры. По сферам планирования: планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расход на сбыт, развитие сбыта); планирование производства (производственной программы, подготовка производства, ход производства); планирование приобретений (потребности, закупки, реализация излишних запасов); планирование инвестиций, финансов и т.п.

 

8. Финансовое планирование. Распределение плановой Приб на пр Процессы планирования и распределения прибыли тесно связаны и осуществляются в ходе текущей финансовой деятельности п/п. Наличие потенциальной прибыли свидетельствует о возможных расхождениях в эк и бух оценке общих конечных результатов. Балансовая или общая прибыль п/п представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникаемых в плановом или отчетном году. Пб = ПР+Пвр+ПРпр

К расходам и потерям при планировании ПР относят: затраты по аннулируемым произв заказам; затраты на содержание законсервированных произв мощностей и объектов; некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; потери от уценки произв запасов и готовой продукции; убытки по операциям с тарой; судебные издержки; сумма сомнительных долгов; убытки от списания ДЗ; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий; убытки от хищений; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам. Расчетная или чистая ПР определяется как разность между балансовой ПР и суммой общих налоговых отчислений. Чистая ПР расходуется п/п на ОТ персонала и образование фондов.

Особенности план-ия доходов и расходов на пр АПК Пл-е доходов и поступлений осущ-ся на основе расчетов движ-я денеж.потоков на план.период.

Источники: прибыль от пр.хоз.деят-ти, аморт.отчисл-я, устойч.пассивы и кред.задолж-ть, ср-ва от продажи цен.бумагфин.оп-ций с врем свобод.денеж.массами, паевые взносы и член.взносы юр.и физ.лиц, долгосроч.банк.кредиты. Методика пл-я ист-ков: 1) план по прибыли сост-ся в ценах и условиях план.периода в сопост.с прошлым годом в действ.ценах. Конеч. рез-т – баланс.прибыль(пр-ль от р-ции работ, усл; пр-ль от проч.р-ции и фин.рез-ты от внереализ.оп-ций). Расчет пок-лей ведется прямым расчетом по кажд.виду пр-ции с послед.суммир.рез-тов. Пр-ль от проч.реал-ции – фин.рез-т от р-ции ОФ, немат.активов в виде лицензий, патентов и торг.марок. Пр-ль = отпуск.цена - баланс.ст-ть имущ-ва –расходы на р-цию – косв.налоги - отчисл-я во внеобюдж.фонды. Внереализ.доходы хар-т доп.возмож-ти п/п-я в усл-ях коммерч.расчета. Важно учесть убытки(убытки от уценки товара, уб-ки от спис.дебит.задолж-ти), затраты по онулир.заказам, з-ты на судеб.издержки, уб-ки от оп-ций прошлых лет.

2)фин.рес-сы, строит-во(фин.рес-сы пл-ся при выполн.работ хоз.способом в усл-ях внутрихоз.расчета – 1.мобилизация внутр.рес-в в капит.строит-ве; 2. плановые накопл-я и экономия в строит-ве).

3) пл-е устойч.пассивов – ср-ва не принадлеж.п/п-ю но по усл-ям расчета пост.нах-ся в обращ-ии п/п(это задолж-ть по ЗП, отчисл-я во внебюдж.фонды, задолж-ть пост-кам и аванс.платежам клиентов). Пл-ся прирост устойч.пассивов. для этого опред-ся? пассив.на конец, срав-ся на начало пл.периода и уточ.изменение задолж-ти.

4) прочие доходы(доходы от выпуска цен.бумаг(необх.расчитать оптим.их стр-ру и предлаг.V их продаж), паевые взносы членов труд.коллектива.)

Расходы и отчисл-я – 2-й раздел фин. плана. Планир-ся следущ-е статьи расходов:1. отчисл-я в фонд накопл-я, потреб-я, резерв-й фонд,и на благотвор-е цели;2. свободная Пр, оставш-ся в распоряж-е пред-я; 3. сумма амортизации, остающ-ся в распоряж-е пред-я; 4. прочие расходы; 5. итого расходов и отчисл-й; 6. превыш-е доходов над расходами(+), и расходов над доходами(-). Во 2-м разделе отраж-ся те расходы, кот-е связаны с расшир-м пр-ва, удовлет-е соц-х и культур-х потреб-й и бытовых нужд колектива и почие расходы, кот-е финанс-ся за счет Пр и иных фин-х ресурсов пред-я.

Сущность и понятие бюджета пр. Бюджет представляет собой план расходов и доходов в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предприятия. Бюджеты составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности. Выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты капитальных затрат и бюджеты текущих операций. Бюджеты капитальных затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, требующих для реализации больших капитальных вложений. Бюджеты текущих операций используют для планирования и контроля повседневной производственной и сбытовой деятельности и связанных с этим функций. Если условия функционирования предприятия быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета (например, на год) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального бюджетного периода. Используют также метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня. Не реже одного раза в квартал осуществляют анализ и контроль выполнения плановых заданий и бюджетов, проводят их корректировки в разрезе реализуемой продукции, расходов и финансового состояния предприятия. В качестве основы для текущего планирования и различного рода корректировок плана отделы и службы предприятия систематически представляют отчетность: ежедневную, еженедельную - по реализации продукции, остаткам основных товаров на складе (в натуральном выражении), поступлению товаров, наличию денежных средств на счетах и т.д.; ежемесячную - по товарам на складах, поступлениям, отгрузке и реализации продукции, дебиторской задолженности, основным видам расходов; ежеквартальную (иногда ежемесячную) - составление промежуточных балансов и их анализ в сопоставлении с плановыми показателями; полугодовую и годовую - отчетность перед акционерами и налоговыми органами.

9. Планирование стратегии развития предприятия. Сущность и место стратегического и тактического планирования на предприятиях АПК. Порядок разработки годового плана сельскохозяйственного предприятия.

Стратегич. планир. является инструментом, с помощью которого формир. система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по её достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Процесс стратегического планирования имеет свою технологию, он включает следующие этапы:I. Определение миссии предприятия (фирмы) – устанавливается смысл существования предприятия, его предназначения, роль и место в рыночной экономике.II.Формулирование целей и задач функционирования предприятия. III. Анализ и оценка внешней среды – исследование макросреды (состояние экономики, инфраструктура и т.д.) и непосредственного окружения (покупатели, поставщики, и т.д.); IV.Анализ и оценка внутренней структуры предприятия – определяет внутренние возможности и потенциал. V.Разработка и анализ стратегических альтернатив –как фирма будет достигать свои цели. VI.Выбор стратегии – выбирается стратегия, которая удовлетворяет потребностям фирмы. Тактич. планир. Занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегич. и краткосрочным (оперативно календарным). Стратегический план охватывает, как правило,период не более 5 лет, тактический – 1-2 года, оперативный – менее года. Требования к тактическому плану: гибкость, полнота планирования, поддержка со стороны высшего рук-ва, ответственность за выполнение плана, участие исполнителей в разработке плана. Тактич. планир. является средством реализации стратегич. планов. Тактич. план имеет многофункциональное значение: прогнозирование, координация, контроль. Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нём методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики и т.д. Тактический план содержит следующие разделы: 1- экономическая эффективность производства – в данном разделе рассчитываются показатели повышения экономической эффективности; 2- нормы и нормативы – разрабатываются по видам: нормы затрат живого труда, нормы затрат предметов труда, нормы и нормативы использования средств труда, нормы и нормативы движения; 3- производство и реализация продукции – определяется оптимальный объём продукции, который может быть произведён и реализован; 4- материально-техническое обеспечение производства – устанавливается потребность предпр. в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы; 5- персонал и оплата труда; 6- издержки производства, прибыль и рентабельность; 7- инновации – внедрение достижений науки и техники, передового опыта, и т.д.; 8- инвестиции и капитальное строительство; 9- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; 10- социальное развитие; 11- фонды социального назначения – фонд накопления, фонд потребления, дивидендный фонд, финансовый резерв; 12- финансовый план – составляется в виде баланса доходов и расходов, расчётных форм для определения статей баланса. Тактический план разрабатывается в два этапа: I. Подготовительный – начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года; выполняются технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. II.Разрабатывается окончательный вариант плана, на котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Все с/х ТП обязаны ежегодно предоставлять а органы управления АПК план производственно финансовой деятельности который необходим для принятия решения о гос поддержке. Основу плана составляют договора заключаемые с потребителями продукции и поставщиками мат тех ресурсов на тендорной основе. Для разработки плана используются след. методы: 1.балансовый, 2.нормативный, 3.аналитический, 4.расчетный. При разработке плана необходимо использовать: фед. законы, указы президента РФ, постановления правительства РФ, министерств и научных учреждений, собственные нормативные документы.

 

10.Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.

Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции — это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы на длительный период, скоординировать производство конкурентоспособной продукции, поддерживая пользующиеся повышенным спросом или заменяя неэффективные товары.

Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного использования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства, или, говоря рыночным языком, основной и оборотный капитал. Прежде всего, это — средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п. Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Существуют отдельные рынки для каждого вида и качества производственных ресурсов. Основными покупателями ресурсов являются различные фирмы, предприятия и другие организации. Их спрос на услуги тех или иных ресурсов есть вторичная потребность, имеющая определенное происхождение, так как все производители потребляют ресурсы для изготовления других продуктов.

Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвестиций, на осуществление предстоящих проектов. В состав капиталовложений входят денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий и фирм. Нематериальные активы включают стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. Основные фонды — это часть средств производства, которые многократно используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную вещественно-натуральную форму

Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные фонды по своему вещественному содержанию представляют различные материальные запасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном процессе, изменяют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят стоимость на создание товара или услуги. Фонды обращения связаны с продажей готовой продукции.

суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле

Коб = Це х Ке + Тр + Ссмр + Апл + Знир + Зпкр,

где Коб — общая сумма капитальных вложений; Це — рыночная цена единицы оборудования; Ке — количество требуемых единиц оборудования; Т — транспортные расходы; Се — стоимость строительно - монтажных работ; Апл — аренда (стоимость) производственной площади; Знир — затраты на научно-исследовательские работы; 3пкр - затраты на проектно-конструкторские работы.

в рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат.

 

Понятие стратегии

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.»

Минцберг, определяют понятие «стратегия» по пяти направлениям как пять «П»:

стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

стратегия - это принципы поведения или модель поведения;

стратегия - это позиция;

стратегия - это перспектива;

стратегия - это прием, маневр с целью перехитрить соперника.

Стратегическая бизнес-единица – это дочерняя компания, подразделение компании или даже самостоятельная продуктовая линейка достаточно крупные, чтобы иметь собственную стратегию (цели и задачи, отличные от материнской компании или компании в целом).

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Выполнение стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия.

Цели – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.» Основные характеристики цели заключается в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

«Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:

кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

организация управления;

производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

финансы фирмы;

маркетинг;

организационная культура.»

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:

  • конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
  • перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
  • в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля

Она требует совместных действий и координации между различными подразделениями. Организация должна решить, как лучше анализировать показатели подразделений и управлять их действиями.

Успешное внедрение стратегии требует соответствия ей структуры, культуры и рычагов управления организации. Различные стратегии и варианты обстановки могут требовать от организации различных структурных изменений, других культурных ценностей и систем контроля. Также необходимо сформулировать планы по ресурсам и различным функциональным областям.

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения; соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы; приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Под анализом стратегической позиции(стратегическим анализом, анализом стратегического портфеля, анализом стратегического набора) предприятия понимается выявление стратегических зон хозяйствования, их взаимосвязи, окружения и других важных характеристик.В современных условиях даже достаточно мелкое и простое предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность в различных сегментах экономического пространства. Такие сегменты называются стратегическими зонами хозяйствования (СЗХ). Иными словами, СЗХ — это сегмент окружения предприятия, на которое оно имеет выход или планирует такой выход получить. Совокупность актуальных стратегических зон хозяйствования образуют стратегический портфель предприятия. Размещение ресурсов по различным СЗХ, взаимосвязь СЗХ между собой и внешним окружением определяют стратегическую позицию компании.

 

Сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.051 с.)