Экономико-географическое районирование России


 

Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования – крупные экономические районы –используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низшее звено районирования – городские и сельские районы – представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (Европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).

Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне четыре укрупненных района – Север и Центр Европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

В последние годы происходит процесс объединения отдельных регионов в более крупные субъекты федерации, например, при слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого АО произошло образование Пермского края, при объединении Камчатской области и Корякского АО возник Камчатский край, При слиянии Таймырского, Эвенкийского краев и Красноярской обл. возник Красноярский край, при объединении Читинской области и Бурятского Агинского автономного округа образовался Забайкальский край, Бурятский Усть-Ордынский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Характеристика туристско-рекреационной ОЭЗ

В Слюдянском районе Иркутской области

Возможности создания ТР ОЭЗ в Слюдянском районе

· Горнолыжный курорт с самой большой продолжительность сезона катания и длиной спуска в Восточной Сибири.

· SPA и оздоровительные центры.

· Центры осточной и тибетской медицины.

· Гостиничные комплексы и коттеджные поселки.

· Спортивные, детские, торговые, досугово-развлека-тельные и другие туристские объекты.

Таблица П.7.1.

План развития ТР ОЭЗ в Слюдянском районе на перспективу

№ п/п Наименование группы объектов Стоимость проекта, млн руб Годы
Объекты горнолыжной индустрии
Средства размещения
Объекты досуга, развлечения и питания
Объекты дорожного хозяйства и стояночные площадки
  ВСЕГО 1 394

Г.

1. Решение вопросов землевладения, использования водных и лесных ресурсов.

2. Разработка проектно-сметной документации.

3. Привлечение частных инвестиций.

Гг.

1. Планировка курорта.

2. Возведение базовой инфраструктуры.

3. Начало строительства объектов размещения и развлечения.

4. Привлечение и обучение персонала

Г.

1. Развитие туристских направлений деятельности.

2. Запуск первых объектов.

Гг.

1. Подготовка персонала со знанием иностранного языка.

2. Приглашение иностранных специалистов для управлением курортом и гостиничным сектором.

Виды турпродукта ТР ОЭЗ

a) Деловой, научный, конгрессный туризм

· конференции;

· выставки;

· поощрительные корпоративные поездки;

· событийный туризм;

· деловые поездки (командировки).

b) Водный (круизный) туризм

· круизы по р. Ангаре;

· круизы по оз. Байкал.

c) Спортивный туризм

· горно-лыжный комплекс (ГЛК);

· летние предложения на ГЛК и в долине (альпинизм, горные велосипеды, рафтинг, прогулки на лошадях и др.).

d) Экологический туризм

· проживание в зимних домиках и коттеджах «Русская зима» ;

· наблюдения за природными явлениями;

· прогулки в природных парках.

e) Познавательный туризм

· знакомство с достопримечательностями и культурным наследием района и области.

f) Сфера развлечений

· ночные клубы;

· рестораны;

· шопинг;

· развлекательные центры.

Система управления ТР ОЭЗ на территории Слюдянского района

1. Федеральное агентство по управлению туристско-рекреационными особыми экономическими зонами обеспечивает законодательную платформу для функционирования ТР ОЭЗ по выпуску правоустанавливающих документов и типовых соглашений.

2. ОАО «Особые экономические зоны» управляет и координирует все ТР ОЭЗ через представительства в зонах (территориальные органы).

3. Территориальный орган ОАО «ОЭЗ»:

· управляет недвижимостью и земельными участками в ТР ОЭЗ и объектами, созданными в рамках ТР ОЭЗ вне территории самой зоны;

· регистрирует юридические лица в качестве резидентов ТР ОЭЗ;

· осуществляет мониторинг и контроль соглашений о создании зоны и реализации резидентами соглашений о ведении деятельности в зоне;

· выдает разрешения на строительство, присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, передает их гражданам и юридическим лицам, осуществляющим строительство и реконструкцию;

· заключает договора на аренду земли и государственного имущества с резидентами зоны;

· выполняет функции генподрядчика по созданию инженерной, социальной и иной инфраструктуры за счет бюджетных средств;

· полный перечень функций территориального органа определяется соглашением о создании зоны.

4. Наблюдательный совет ТР ОЭЗ:

· координирует деятельность всех органов власти и резидентов зоны;

· полный перечень функций и полномочий его утверждает Правительство РФ в виде положения.

Необходимым документом для получения статуса резидента ТР ОЭЗ является Заявка на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, которая включает следующую информацию:

· сведения о предполагаемой туристско-рекреационной деятельности заявителя;

· сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

· сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя.

Приложения к Заявке:

· копия свидетельства о государственной регистрации;

· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

· копия учредительных документов (для юридических лиц);

· бизнес-план утвержденной Минэкономразвития РФ формы;

· положительное заключение банка на представленный заявителем бизнес-план в соответствии с критериями Минэкономразвития РФ.

Ожидаемый социльно-экономический эффект от создания ТР ОЭЗ в Слюдянском районе Иркутской области:

· повышение инвестиционной привлекательности;

· повышение бюджетной обеспеченности региона;

· развитие смежных секторов экономики;

· создание новых рабочих мест в различных секторах экономики иркутской области, снятие проблемы моногорода;

· увеличение производительности труда;

· улучшение экологической ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тесты для самоподготовки к зачету

1. К статичным факторам развития туризма относятся (выберите правильный ответ):

1) природно-климатические, географические, культурно-исторические;

2)культурно-исторические, социально-демографи-ческие, финансово-экономические;

3) материально-технические, финансово-экономические, политическая обстановка;

4) поддержка государственных органов, рост общественного богатства и доходов населения.

2. К динамичным факторам развития туризма относятся (выберите правильный ответ):

1) материально-технические, финансово-экономические, политическая обстановка;

2)культурно-исторические, социально-демографи-ческие, финансово-экономические;

3)природно-климатические, географические, культурно-исторические;

4)поддержка государственных органов, рост общественного богатства и доходов населения.

3. Назвать федеральную специализацию Северного района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

4. Назвать федеральную специализацию Северо-Западного района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

5. Назвать федеральную специализацию Центрального района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

6. Назвать федеральную специализацию Центрально-Черноземного района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

7. Назвать федеральную специализацию Волго-Вятского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

8. Назвать федеральную специализацию Поволжского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

9. Назвать федеральную специализацию Северо-Кавказского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

10. Назвать федеральную специализацию Уральского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

11. Назвать федеральную специализацию Западно-Сибирского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

12. Назвать федеральную специализацию Восточно-Сибирского района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

13. Назвать федеральную специализацию Дальневосточного района в туризме:

1) пляжный туризм;

2) познавательный туризм;

3) экологический туризм.

14. Охарактеризовать минусы географического положения Западно-Сибирского района, с точки зрения развития туризма:

1) отсутствие важнейших транспортных магистралей;

2) отсутствие выхода к побережью морей;

3) отсутствие общей границы с зарубежными странами.

15. Назвать основные туристические зоны, центры и объекты Западно-Сибирского района:

1) город Курган;

2) озеро Чаны;

3) пещера «Ящик Пандоры».

16. В зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых категорий населения туризм делят на 2 вида (выберите верный ответ):

1) международный и внутренний;

2) выездной и въездной;

3) внутренний и внешний;

4) кратковременный и длительный.

17. Укажите категорию туристов, которая не выделяется по возрастному признаку:

1) предпенсионный;

2) пенсионный;

3) молодежный;

4) детский.

18. По интенсивности туристского потока выделяют:

1) постоянный и сезонный туризм;

2) кратковременный и длительный туризм;

3) организованный и самодеятельный туризм;

4) постоянный и непостоянный туризм.

19. По какому признаку туризм делят на оздоровительный, деловой, спортивный, культурно-познавательный, экологический:

1) цель поездки;

2) способ организации тура;

3) используемые транспортные средства;

4) интенсивность туристского потока.

20. Путешествия, субсидируемые из внебюджетных или государственных источников:

1) социальный туризм;

2) самодеятельный туризм;

3) организованный туризм;

4) плановый туризм.

21. Укажите вид туризма, логически лишний в данном списке:

1) оздоровительный;

2) пешеходный;

3) спелеологический;

4) мотоциклетный.

22. Виды туризма, выделяемые по способам организации туристской деятельности:

1) самодеятельный и организованный;

2) групповой и индивидуальный;

3) круглогодичный и сезонный;

4) социальный и коммерческий.

23. Совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма – это:

1) национальный туризм;

2) внутренний туризм;

3) туризм в пределах страны;

4) международный туризм.

24. Форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки:

1) инсентив-туризм;

2) индивидуальная деловая поездка;

3) организованный туризм;

4) социальный туризм.

25. Выберете вид туризма, с помощью которого туристская фирма может бороться с межсезоньем:

1) паломнический;

2) пляжный;

3) велосипедный;

4) водный.

26. Какие признаки отличают туриста от всех остальных путешественников согласно Российскому Законодательству:

1) цель поездки;

2) расстояние и продолжительность;

3) цель поездки и расстояние;

4) продолжительность и цель поездки?

27. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного места жительства ограничено понятие «турист» согласно определению ООН, данному в 1993 г.:

1) от 12 до 24 часов;

2) от 24 часов до года;

3) от 24 часов до 6 месяцев;

4) от 24 часов до нескольких лет?

28. Какая из перечисленных поездок является туристской согласно Российскому законодательству:

1) мистер Х отправился в двухлетнее кругосветное путешествие на собственной яхте;

2) мадам Х, выехавшая на несколько месяцев в другую страну, работает в семье гувернанткой;

3) мистер Х и У отправились организованной группой в Китай на выставку ЭКСПО;

4) мадам Х поехала отдохнуть в Новую Зеландию на неопределенный срок?

29. Укажите категорию, не относящуюся к туристам и экскурсантам согласно международной практике:

1) однодневные посетители, находящиеся в стране (месте) временного пребывания менее 24 часов (без ночевки);

2) лицо, находящееся в месте временного пребывания до года;

3) группа лиц, осуществляющая поездку с паломническими целями в течение 3 месяцев;

4) работник приграничной зоны.

30. Туроператор, согласно Российскому законодательству, – это:

1) посредник между разработчиком турпродукта и клиентом;

2) туристская фирма, которая разрабатывает, продвигает и реализует турпродукт;

3) крупная туристская компания;

4) любая компания, оказывающая туристам услуги.

31. Что не относится к экономической функции туризма:

1) создание новых рабочих мест;

2) восстановление работоспособности населения;

3) развитие местной инфраструктуры;

4) увеличение валютных поступлений?

32. Какой из вариантов наиболее отражает сущность экологического туризма:

1) охрана относительно нетронутых уголков природы;

2) сохранение местной флоры и фауны с помощью средств от экотуризма и обеспечение занятости местного населения;

3) занятость местного населения;

4) получение прибыли и занятость местного населения?

33. Что принято называть в экономике международного туризма пассивным туризмом:

1) экспорт услуг туристам;

2) наблюдение за спортивными мероприятиями;

3) въезд туристов;

4) выезд туристов и вывоз из страны валютных средств?

34. От чего зависит уровень обслуживания на авиатранспорте:

1) от цены;

2) от продолжительности полета;

3) от социального положения;

4) от класса пассажиров?

35. Основной международной организацией, регулирующей деятельность воздушного транспорта, является:

1) IATA;

2) IHA;

3) РСПТИ;

4) WTO.

36. Какой из ответов отражает ситуацию, при которой для Германии характерен туристский импорт, а для Великобритании – туристский экспорт:

1) из Германии в Великобританию – ввоз туристских впечатлений, а из Великобритании в Германию – ввоз валюты;

2) в Великобританию – ввоз валюты и туристов, а в Германию – вывоз туристских впечатлений и сувениров;

3) в Германию – ввоз туристских сувениров, впечатлений и валюты, а в Великобританию – ввоз туристов;

4) в Великобританию – ввоз туристских впечатлений и сувениров, в Германию – ввоз туристов и валюты?

37. Безопасность в туризме – это:

1) личная неприкосновенность туристов;

2) безопасность принимающих государств и туристов;

3) экологическая безопасность и безопасность туристских фирм;

4) личная безопасность туристов и их имущества, безопасность туристских фирм, принимающих государств и экологическая безопасность.

38. Основные преимущества авиационного транспорта для туристов:

1) низкая стоимость;

2) комфортабельность и скорость;

3) скорость доставки;

4) продолжительность и высота полета.

39. Трансфер – это:

1) предоставление автобуса для обеспечения встречи туристов или туристских групп;

2) проезд туристов из одной страны в другую через промежуточные страны;

3) предоставление транспортного средства для обеспечения встречи / проводов туристов или туристских групп;

4) индивидуальное путешествие на автомобиле.

40. Какой из перечисленных видов транспорта является для туристов наиболее комфортабельным:

1) автобус;

2) круизное судно;

3) самолет;

4) автомобиль?

41. Какие элементы включает в себя концепция круизного отдыха:

1) перевозка туристов;

2) перевозка и время на берегу;

3) перевозка и питание;

4) перевозка, питание, развлечения и время на берегу?

42. Чартерные авиаперевозки – это:

1) авиапоездка в один конец;

2) перевозка для shop туристов;

3) перевозка «вне расписания»;

4) поездка для бизнес-туристов.

43. Какое негативное последствие имеет развитие международного туризма:

1) нарушает традиции и обычаи местного населения;

2) снижает поступление национальной валюты в бюджет страны;

3) снижает доходы населения;

4) способствует миграции населения?

44. Для каждой страны наиболее выгодно развитие:

1) национального туризма;

2) выездного туризма;

3) международного туризма;

4) въездного туризма.

45. Наиболее объемным видом классификации в сфере туризма является:

1) классификация по сезонности;
2) по используемому транспорту;
3) по видам туризма;

4) по туристским ресурсам.

46. Что необходимо для развития международного туризма в России:

1) наличие естественных туристических ресурсов;

2) высокие темпы экономического роста;

3) кардинальное решение отношений собственности и проведение комплекса мероприятий на государственном уровне по превращению туризма в приоритетное экономическое направление;

4) открытие новых средств размещения?

47. Познавательный туризм имеет следующие виды туров:

1) активные;

2) экскурсионные;

3) оздоровительные;

4) паломнические.

48. Инклюзив-тур включает следующие услуги:

1) питание и проживание;

2) трансфер и питание;

3) трансфер, питание, проживание и другие туристические услуги;
4) проживание и экскурсионное обслуживание.

49. Целевые поездки в места относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием – это:

1) паломнический туризм;

2) экскурсионный туризм;

3) агротуризм;

4) экотуризм.

50. Особенность экотуров заключается в том, что они:

1) не массовые;

2) долгосрочные;

3) транспортные;

4) детские.

51. Поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций – это:

1) конгрессный туризм;

2) деловой туризм;

3) развлекательный туризм;

4) познавательный туризм.

52. Какой вид туризма характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов:

1) познавательный туризм;

2) деловой туризм;

3) развлекательный туризм;

4) конгрессный туризм?

53. Продолжительность развлекательных туров обычно составляет:

1) 1 день;

2) 5–7 дней;

3) 2–4 дня;

4) 7–10 дней.

54. Укажите вид развлекательного тура:

1) разовый (приуроченный к празднику, событию);

2) краткосрочный;

3) долгосрочный;

4) многоразовый.

55. На какой вид туризма не влияют ландшафтные особенности территории:

1) спелеотуризм;

2) социальный;

3) экологический;

4) аграрный?

56. Основные отличия туриста от экскурсанта выделяются с позиции:
1) организации посещения другой местности;
2) цели путешествия;
3) длительности путешествия;

4) насыщенности программы пребывания в туристской местности.

57. Выездной туризм – это выезд с постоянного места жительства:
1) за пределы города;
2) за пределы страны на заработки;
3) на экскурсию в соседний город;

4) в другую страну.
58. Внутренний туризм – это путешествия:
1) иностранных граждан по России;
2) граждан России по странам СНГ;
3) российских граждан по России;

4) иностранных и российских граждан по России.

59. Международный туризм – это путешествия:

1) иностранных граждан по России;

2) граждан России по иностранным государствам;

3) российских граждан за рубежом;

4) иностранных граждан по России и российских граждан за рубежом.

60. Национальный туризм – это путешествия:

1) по России российских граждан и выезд российских граждан за пределы страны;

2) по России российских граждан и иностранных туристов;

3) по России иностранных граждан и выезд российских граждан за пределы страны;

4) по России иностранных граждан.

61. Из каких источников финансируется инcентив-тур:

1) из бюджета семьи;
2) из бюджета коммерческих структур;

3) из бюджета государства;

4) из бюджета общественных организаций?
62. Социальный туризм – это путешествия:

1) членов многодетных семей;

2) лиц третьего возраста (пенсионеров);

3) субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

4) людей с ограниченными возможностями.

63. Самодеятельный туризм – это путешествия:

1) самостоятельно организуемые туристами с использованием активных способов передвижения;

2) субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

3) самостоятельно организуемые туристами с использованием активных способов передвижения в течение длительного времени;

4) организованные по экстремальным маршрутам.

64. Из какого источника не может финансироваться эксклюзив-тур:

1) из бюджета семьи;

2) из бюджета коммерческих фирм;

3) из бюджета государства;

4) из бюджета общественных организаций?

Словарь терминов


Аттрактивность –привлекательность территории для туристов, важное свойство туристско-рекреационных ресурсов территории.

Виды туризма –различаются по мотивации (в зависимости от цели, вида рекреационного занятия): с целью отдыха (лечебно-оздоровительный курортный, пляжный, сельский, экологический, руральный, агротуризм, шопинг-туризм), с целью изучения культуры (познавательный, паломнический, образовательный, индустриальный, гастрономический, археологический, астрономический), спортивный (экстремальный), деловой (экономический, выставочный и др.), конгрессный (политический, дипломатический), общественный (клубный групповой, посещение родственников, друзей).

География туризма –раздел рекреационной географии, исследует территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, запасы минеральной воды, население, история, культура и т.п.), изучает характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также туристских потоков.

 

Гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Дестинация –центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов: мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг), высокоразвитой транспортной системы; достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации); информационных (например, глобальных информационных систем "Amadeus", "Galileo", "Worldspan", "Sabre") и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.

 

Заказник –территория, на которой постоянно или временно запрещены отдельные формы и виды хозяйственной деятельности, где охраняется один вид или весь биогеоценоз или вся местность (ландшафтный, озерный, охотничий, орнитологический, фаунистический, флористический и др. заказник).

Заповедник –эталонная природная территория, в пределах которой запрещается всякая хозяйственная деятельность (в том числе рекреационная) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов. Бывают заповедники-резерваты с направленным режимом (управляемые резерваты), заповедники экспериментальные (с возможными научными исследованиями), биосферные заповедники (для охраны типичных видов).

Земли рекреационного назначения –выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения, на них запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

 

Инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов.

 

Карта – это математическая модель размещения объектов в пространстве, математически определенное, уменьшенное, генерализованное (обобщенное) изображение поверхности Земли, показывающее в принятой системе условных знаков расположенные или спроецированные предметы, явления или процессы.

 

Легенда карты – система используемых условных знаков и пояснений.

 

Математическая основа карты – сетка координат, масштаб и геодезическая основа – вид проекции.

 

Национальный парк – охраняемая природная территория с особой аттрактивностью в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, используемая в рекреационных, просветительских, научных или культурных целях с комбинированным режимом использования по выделяемым внутри парка зонам (заповедной, буферной, рекреационной и хозяйственной).

Объект рекреации –совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека.

Особо охраняемые природные территории –территории, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, имеющие особый режим использования.

 

Отдых (Рекреация)– любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

 

Памятник природы – уникальный или типичный, ценный в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты в виде небольших урочищ (река, озеро, участок побережья, горы достопримечательные), отдельных объектов (редкие геологические обнажения горных пород, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные кратеры и сами метеориты, отдельные редкие и ценные деревья), антропогенно-природные объекты (старинные аллеи, парки, карьеры, пруды, каналы и др.), не входящие в состав природно-исторических памятников и не являющиеся самостоятельными памятниками истории и культуры, заповедники, национальные парки, заказники.

 

Памятник культуры – архитектурно-строительный, археологический, культовый объект, особое значение которого закреплено юридически или традиционно, могут входить в список всемирного наследия или список национальных памятников. Бывают памятники культуры: археологические, исторические, архитектурные, мемориальные, искусства, живописи, скульптуры, садово-паркового искусства..

Продвижение туристского продукта– комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

 

Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Резерват –заповедник направленного режима.

Рекреалогия –(от лат. recreatio – восстановление; logos учение, наука) – наука, развивающаяся на стыке рекреационной географии, географии населения, медицинской географии. Объектом исследования рекреалогии является рекреационная система, состоящая из взаимосвязанных природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала и самих отдыхающих (рекреантов).

Рекреант –отдыхающий.

Рекреационная география –научное направление, изучающее рекреационные ресурсы, состав, структуру и функционирование территориальных рекреационных систем, свойства рекреационных территорий и географические закономерности их формирования,изучает географические аспекты организации отдыха населения в свободное время (география туризма и отдыха, география свободного времени, география досуга).

 

Рекреационная деятельность – деятельность, осуществляемая на специализированной территории с вовлечением рекреационных ресурсов, результатом которой является восстановление сил человека (рекреанта).

 

Рекреационное зонирование –это деление территории (рекреационной местности) на небольшие зоны, имеющие преобладающую функцию. Цель зонирования – обеспечить максимальное соответствие рекреационных ресурсов рекреационным потребностям с решением задач сохранения привлекательности и соответствия природоохранного законодательства.

 

Рекреационная освоенность– уровень хозяйственного (экономического) потенциала рекреационной деятельности в условиях территориального разделения труда.

Рекреационный потенциал – совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

Рекреационное природопользование – использование природных ресурсов в целях рекреации.

 

Рекреационные ресурсы – компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, использующиеся для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

 

Рекреационный район – целостная территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий, имеющая рекреационные объекты и специализацию. Современный рекреационный район – это не только территория для лечения, отдыха и туризма, но также сложный административно-хозяйственный организм. Его обслуживают сельскохозяйственные и промышленные предприятия, транспортные, строительные, культурно-бытовые и другие организации.

Рекреация –отдых, восстановление сил, перемена деятельности, в том числе туризм, комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.

Рекреант –отдыхающий, использует сферу рекреационных услуг за пределами своего основного проживания

Свободное время– часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы его определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

Субъекты рекреации –рекреанты (отдыхающие) и исполнители рекреационной деятельности.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь