Теория абсолютного преимущества А. Смита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория абсолютного преимущества А. Смита



«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абс.преим-ва. Суть: если какая-либо страна может пр-ть товара больше и дешевле, чем др.страны, то она обладает абс.преим-вом. Эти абс.преим-ва могут порождаться естественными фактора­ми и преим-ва в пр-ве различной продукции зависят от сложившихся производ-ых условий. Вывод: каждая страна должна спец-ться на пр-ве того товара, по кот.она обладает исключитель­ным (абс.) преим-вом.

Теория относительного преимущества Д. Рикардо

«Начала полит-ой экономии и нало­гового обложения» (1817 г.)

Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал один фактор – нац.различия в стоимостях, обусловленные затратами труда.Изде­ржки пр-ва:раб.время.

Пр-во вина и сукна в Порт-ии абс-но более эффективно, чем в Англии.Надо сравнивать не абс-ный, а от­нос-ный эффект. В Порт-ии издержки на пр-во сукна составляют 2:1 затрат на пр-во вина, а в Англии -4:3, т.е. относительно меньше.Эфф-ть пр-ва вина в Порт-ии в сравнении с пр-ом сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4).

Теория международной торговли Хекшера-Олина

В процессе мн торговли происходит выравнивание цен факторов пр-ва.Суть механизма:первоначально цена факто­ров пр-ва будет низкой на те,кот.в стране в изобилии, и высокой на те, кот.недо­стает. Специализация страны на пр-ве капиталоемких тов-ов приводит к интенсивному переливу ка­питала в эксп-ые отрасли. Возрастает спрос на капитал и растет его цена.Спец-ия др.стран на пр-ве трудоемких тов-ов обусловливает перемещение знач-ых труд.ресурсов в соотв-ие отрасли - возрастает цена раб.силы.

Происходит нивелирование уровней их развития.Это создает условия для расширения круга эксп-ых отрас­лей,более глубокого их включения в МРТ с учетом сравн.преим-в, возникших на новом уровне их развития.

Мн торговля товарами

МТТ -ведущая форма мн экон-их отношений,сов-ть экспорта и импорта. ЭКСПОРТ ТОВАРОВ - вы­воз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках.Вкл. в себя товары, вывозимые за границу и сделку,т.е. действие,имеющее целью реализацию их ин-ому контрагенту. Предмет экспорта: товары, произв-ые в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт). ИМПОРТ ТОВАРОВ - ввоз то­варов из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту др.страны. Предмет импорта:това­ры ин-ого происхождения, ввозимые из страны-произв-ля или страны-посредника.

Импорт подвергается го­с.воздействию(особенно в периоды ухудшения эк-ой конъюнктуры на мир.рынках и обострении проблемы платежного баланса).Импорт регул-ся там-ыми пошлинами, кол-ыми ог­раничениями, сис-мой лицензирования и др.нетариф­ными барьерами.Сумма экспорта и импорта товаров - товарообо­рот. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом - ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Экспорт>импорта-«полож-ое сальдо торг-о­го баланса».Импорт> экспорт-«отриц-ое сальдо торг-ого баланса».Финанс-ие дефицита осущ-ся за счет заруб.зай­мов или за счет сокращения собс­твенных активов.

Для анализа динамики МТТ используются показатели сто­имостного и физического объема внешней торговли. Стоимос­тный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с исполь­зованием текущих валютных курсов. Физический объем вне­шней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее ре­альную динамику.

На мн тов.потоки могут оказывать влия­ние:НТП; либерализация мн торговли; эк-ая интеграция; активная деят-ть ТНК и МНК; мировые кризисы и др.

 

Мн торговля услугами

При постав­ках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в мн оборот, вкл-ся в экспорт и импорт товаров. В то же время мн торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиц-ой торговлей товарами.Основное от­личие:услуги обычно не имеют овеществлен­ной формы, хотя ряд услуг приобретает ее.Услуги произв-ся и потреб-ся одновременно и не подлежат хранению.В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосред-ых пр-лей услуг или ин.потр-лей в стране пр-ва услуг.

4 способа мн торговли услугами:1.Трансграничная торговля услугами(продавец и покуп-ль услуги не перемещ-ся через границу,её пересекает только услуга). 2.Потребление услуги за границей(потреб-ль из одной страны приобретает и потребляет услугу на тер­р-ии др.страны).3.Торг.присутствие продавца в стране предоставления услуги(фирма открывает представ-во, через ко­т.осущ-ет предоставление услуги).4. Присутствие на терр-ии данной страны физ.лиц, предоставляющих услугу(услуга пре­дост-ся физ.лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потреб-ля). 12 секторов:услуги для бизнеса;строительные услуги;услуги связи;дистрибуционные услуги;транспортные услуги;финансовые услуги;образоват-ые услуги;услуги здравоохранения;турист-ие услуги; рекреационные услуги;услуги по охране окр.среды;услуги, в др.месте не классифицированные.

 

10) Под «интеллектуальной собствен­ностью» понимают собственность на исключительные права. Только обладатель интеллекту­альной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллекту­альную собственность без его разрешения.

Международным правовым актом - Конвенцией об учреж­дении Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности — определено «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельнос­ти артистов, звукозаписи, телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным зна­кам, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности.

Все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собс­твенность и авторское право. Наиболее характерными объектами промыш­ленной собственности являются полезные модели, промыш­ленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслужи­вания. Авторское право: речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, про­граммы для ЭВМ.

РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ пред­ставлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продук­ции, информации и прав.

Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоем­кой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника).

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, дисках, дискетах, серверах.

На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Па­тентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса.

В мировой практике существуют две системы правовой ох­раны интеллектуальной собственности авторов нововведений. В странах романо-германской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «при­нцип первого изобретателя».

 

 

11) ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.

Основными целями внешнеэкономической и внешнеторго­вой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение тру­да; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Внешнеторговая политика - один из основных макроэконо­мических инструментов, применяемый для ускорения либо за­медления экономического роста внутри страны.

Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конку­ренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.

К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения.

К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидиро­вание деятельности, неэффектив­ность которых признана.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ог­раничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.

Основой школы свободной торговли является теория срав­нительных конкурентных преимуществ стран, сформулирован­ная Рикардо. Если страны специализируются на товарах, в которых они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономи­ческих субъектов увеличивается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.026 с.)