Акты применения права: понятие, особенности, виды.

Акты применения права: понятие, особенности, виды.

Акт применения права – это официальный акт, который содержит государственно–властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.

Особенности актов применения права: содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно–властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.

Формы актов применения права: письменная; устная; конклюдентная.

Содержание акта применения права: вводная часть (наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания); описательная (констатирующая) часть (перечисления фактических обстоятельств юридического дела); мотивировочная часть (юридическая оценка фактических обстоятельств); резолютивная часть (решение по делу); подписи лиц, принявших акт.

Требования к содержанию акта применения права: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.

Акты применения права подразделяются по: 1) субъектам применения права: а) акты федеральных органов власти и управления; б) акты органов власти и управления субъектов РФ; в) акты органов местного самоуправления; г) локальные акты; 2)субъектному составу: а) коллегиальные; б) единоличные; 3) предмету правового регулирования: а) конституционно–правовые; б) административно–правовые; в) уголовно–правовые и т.д.; 4) форме правоприменительной деятельности: а) исполнительные; б) правоохранительные; 5)функциональному признаку: а)регламентирующие; б)правообеспечительные; 6)форме внешнего выражения: а)акты–документы, т.е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов; б)акты–действия, т.е. словесные, конклюдент–ные акты применения права; 7)юридическому значению: а)основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу; б)вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права; 8)времени действия: а)акты однократного применения; б)длящиеся акты.

 

Внутренние функции государства (понятие, виды, развитие).

Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Внутренние функции гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.



2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.

3. ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни контролируют провоз материальных ценностей через гос. границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г.

4. охрана правопорядка – деятельность Г, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений.

5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, направленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

 

Классификация норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

 

Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности. Это способ реагирования государства на правонарушение путем осуществления предусмотренных законом санкций; это применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. Это необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия.

Основания освобождения от юридической ответственности вытекают из определения правонарушения (это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан).

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1) Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:необходимая оборона, крайняя необходимость и совершение малозначительного деяния.

2) Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:профессиональный или хозяйственный риск, исполнение приказа или иной обязанности (задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления).

3) Обстоятельства, исключающие виновность деяния: казус или случай без вины, физическое или психическое принуждение и невменяемость.

Презумпция невиновности

Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.

В основе принципа презумпции невиновности лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен презюмироваться (предполагаться) добропорядочным, пока иное не будет доказано.

Принцип презумпции невиновности опирается он также на положения авторитетных международных документов в области прав человека. Например, в ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано: “Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону”.

Хотя формула презумпции невиновности была включена в действовавшую до 12 декабря 1993 г. Конституцию РФ сравнительно недавно (лишь в 1992 г.), основанные на этой презумпции положения, гарантирующие права лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, были признаны и закреплены значительно раньше. Например, в уголовно-процессуальном законодательстве уже давно предписано, что суд, прокурор, следователь, дознаватель не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение репутацию оправданного.

Из презумпции невиновности вытекают следующие положения:

1. все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого),

2. недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.

Эти и некоторые другие положения, вытекающие из презумпции невиновности, в большинстве своем стали в наши дни конституционными.

 

Понятие и принципы права.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права: 1) наличие основополагающего характера; 2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве; 7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы; 8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности.

 

Публичное и частное право.

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц, которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1) институционального (наставнического); 2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 

Нетипичные формы правления.

Наряду с названными существуют и иные виды монархий и республик. Особая разновидность монархий - выборные монархии. В Малайзии Верховный правитель избирается на 5 лет Советом правителей. В состав Совета правителей входят 9 наследственных султанов штатов-монархий из 13 штатов, и только из их числа избирается Верховный правитель (главы 4 штатов султанами не являются, это штаты-республики). Действует принцип ротации: султаны избираются на должность Верховного правителя поочередно.

В Объединенных Арабских Эмиратах глава государства (нередко именуют Президентом) избирается сроком на 5 лет Советом эмиров из числа образующих Совет 7 эмиров (в состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива). Очередность занятия поста отсутствует. По сложившейся традиции Президентом ОАЭ становится султан крупнейшего эмирата Абу-Даби.

Советская республика. Ее основные признаки: отрицание принципа разделения властей, жесткое следование принципу единства власти трудового народа в лице Советов — представительных органов, действующих на общественных началах, непрофессиональной основе. Советы сочетают как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (через свои исполнительно-распорядительные органы). Реальная власть в такой республике принадлежит правящей коммунистической (рабочей) партии. В настоящее время такой вид республики со своими национальными особенностями сохраняется в современных социалистических государствах (КНР, КНДР).

Клерикальная республика. Главный признак клерикальной республики — придание духовной власти статуса государственной и сосуществование духовной и светской власти в качестве двух взаимосвязанных ветвей государственной власти. Такой вид республики сложился в Исламской Республике Иран. В этой стране в соответствии с Конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент (Меджлис), но главную роль играет Руководитель государства — высшее духовное лицо. Руководитель Ирана подбирается и избирается Советом экспертов из представителей высшего духовенства страны.

Своеобразны и такие нетипичные (маргинальные) республики, как республики с пожизненной должностью президента. Так, например, в Гаити в период с 1957 по 1986 гг. наблюдалась передача государственной власти по наследству, аналогично в Малави до 1994 г. Подобного рода республики возникают, как правило, в результате военных, революционных переворотов и, как правило, недолговечны.

 

Акты применения права: понятие, особенности, виды.

Акт применения права – это официальный акт, который содержит государственно–властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.

Особенности актов применения права: содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно–властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.

Формы актов применения права: письменная; устная; конклюдентная.

Содержание акта применения права: вводная часть (наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания); описательная (констатирующая) часть (перечисления фактических обстоятельств юридического дела); мотивировочная часть (юридическая оценка фактических обстоятельств); резолютивная часть (решение по делу); подписи лиц, принявших акт.

Требования к содержанию акта применения права: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.

Акты применения права подразделяются по: 1) субъектам применения права: а) акты федеральных органов власти и управления; б) акты органов власти и управления субъектов РФ; в) акты органов местного самоуправления; г) локальные акты; 2)субъектному составу: а) коллегиальные; б) единоличные; 3) предмету правового регулирования: а) конституционно–правовые; б) административно–правовые; в) уголовно–правовые и т.д.; 4) форме правоприменительной деятельности: а) исполнительные; б) правоохранительные; 5)функциональному признаку: а)регламентирующие; б)правообеспечительные; 6)форме внешнего выражения: а)акты–документы, т.е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов; б)акты–действия, т.е. словесные, конклюдент–ные акты применения права; 7)юридическому значению: а)основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу; б)вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права; 8)времени действия: а)акты однократного применения; б)длящиеся акты.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь